Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Рекомендательное библиографирование как объект исследования



2020-03-19 267 Обсуждений (0)
Рекомендательное библиографирование как объект исследования 0.00 из 5.00 0 оценок




Методические аспекты составления рекомендательного библиографического очерка


Содержание

 

Введение

Глава 1. Методологические аспекты прикладного социологического исследования

1.1 Рекомендательное библиографирование как объект исследования

1.2 Методика составления библиографического очерка как предмет исследования

1.3 А.А.Блок как объект изучения в литературоведении и библиографии

1.4 Цели, задачи, гипотеза исследования

Глава 2. Процедурные аспекты исследования

2.1 Анкетирование как метод определения литературных явлений для библиографирования

2.2 Анализ документов как метод выявления литературных явлений, подлежащих отражению в библиографическом очерке

2.3 Моделирование как метод исследования

2.4 Метод экспертных оценок

2.5 Пилотажное исследование

Заключение

Список литературы

Приложения

Анкета для библиотечных работников

План-проспект библиографического очерка

Экспертная карта специалиста

График работы над исследованием


Введение

 

Методика составления рекомендательных библиографических пособий в последние десятилетия подверглась значительным изменениям в результате перемены культурной парадигмы, изменения политической обстановки в стране, появления новых информационных технологий.

В результате появились новые жанры библиографических пособий, наметилось сближение рекомендательной библиографии с популярным литературоведением, чаще стали применяться «небиблиографические» методы характеристики документов. Наибольшим изменениям подверглась рекомендательная литературная библиография.

Духовная культура человека складывается под влиянием различных факторов, в том числе и в содержательном пространстве художественных текстов. Произведение искусства слова есть одно из самых сложных явлений мира, что объясняет неоднозначность его понимания.

В библиографировании художественных текстов внешние эстетические оценки, приписываемые произведению, эмпирический характер суждений уступают место научно обоснованному, глубинному анализу. Природа художественного феномена требует особого подхода, путь к которому пролегает через выявление ценностей художественного произведения, возможностей их переживания человеком в рамках новой исторической эпохи.

По теории и методике литературной библиографии много работали С.П. Бавин, А.М. Горбунов, М.И. Давыдова, Н.Е. Добрынина, А.Н. Дулатова, А.П. Куликова, Ю.М. Тугов и др. авторы.

Методику составления рекомендательных библиографических пособий описывали в своих работах С.П. Трубников, М.И. Давыдова, А.М. Горбунов, С.П. Бавин и др.

В настоящее время целесообразным представляется дальнейшая работа по теоретическому осмыслению рекомендательного библиографирования, разработке новых методических приемов, выработке особых решений при составлении библиографических пособий новых жанров рекомендательного характера. Этой теме и посвящена наша курсовая работа.

Цели курсовой работы:

· Написание аналитического обзора по теме;

·   Разработка программы прикладного социологического исследования.

Задачи курсовой работы:

· Изучение литературы и написание аналитического обзора по теме исследования;

·   Определение целей, задач и выработка гипотезы исследования;

·   Составление инструментария исследования;

·   Проведение пилотажного исследования;

·   Анализ полученных результатов и корректировка инструментария.


Глава 1. Методологические аспекты прикладного социологического исследования

Рекомендательное библиографирование как объект исследования

 

Рекомендательное библиографирование в современной теории библиографии является одной из актуальных тем. Во многом это обусловлено сменой библиографической парадигмы, развитием библиографии в условиях информационного общества. Появление новых информационных технологий, а также изменения, произошедшие в социокультурной среде, вызвали к жизни новые информационные потребности пользователей. Под влиянием этого происходит изменение методики составления библиографических пособий всех видов и типов. Но наиболее актуальными такие перемены стали для рекомендательных библиографических пособий. Это закономерно, потому что рекомендательные библиографические пособия максимально приближены к читателям, они призваны выполнять оценочную функцию библиографии. Наиболее разработана проблема библиографирования в теории рекомендательной литературной библиографии, где составители библиографических пособий обосновали свои методические решения.

Рекомендательное библиографирование является одним из направлений библиографирования в целом. Библиографы при составлении рекомендательных библиографических пособий используют основные методы библиографирования и осуществляют те же этапы работы над пособиями, как и те составители, которые работают над пособиями других видов и типов. Однако в настоящее время произошли серьезные «отклонения» от общей методики, которые объясняются изменением требований со стороны теоретиков.

В теории рекомендательной литературной библиографии всегда существовали споры по поводу того, каким должен быть указатель. В последнее время наметились следующие требования, предъявляемые библиографами. Выводы сделали Девяткина Т.П. и Сретенская Н.В. в статье «Рекомендательная библиография: проблемы и практика» ( ):

· Библиография не тот вид книжной продукции, который привлекает читателей сам по себе. А если эта продукция еще и плохого полиграфического качества, то вряд ли потребитель информации обратит на неё внимание;

·   Важно, чтобы тема попала «в цель». К сожалению наши российские центры не всегда успевают за запросами читателей. Слишком долог бывает путь от создателя к издателю, и информация теряет свою актуальность;

·   Необходимо, чтобы была интересная подача материала: в форме аннотаций и бесед, с использованием вопросов-ответов, познавательных справок;

·   Важно, чтобы в указателе был полезный поисковый справочный аппарат.

М.И. Давыдова в статье «Не потерять бы специфику» ( ), напоминает, что в настоящее время рекомендательная библиография становится личностной библиографией, то есть предполагает большего участия от библиографа-составителя, чем это было прежде. В задачу составителя входит представление читателям «своего представления о явлении художественной литературы». В связи с этим возникают следующие требования к библиографу:

· Не допускать искажения смысла произведения;

·   Открывать в прозе или поэзии других эпох и стран то, что важно и интересно в настоящее время.

С.П. Бавин в монографии «Популярная литературная библиография и информационная культура личности» ( ) характерным признаком для библиографического пособия определяет «отражение множественности индивидуальных читательских интересов к этим явлениям. Немаловажным признаком на сегодняшний день является также заполнение информационных лакун, не освоенных литературоведением, т.е. функционирование на рынке информационных услуг в качестве первоисточника обобщающей информации (нового знания) ( , С. 25).

Переход рекомендательной библиографии от традиционной рекомендации к созданию библиографических пособий требует от библиографа определенного мышления - способности к самостоятельному осмыслению и творческому анализу не только художественной литературы, но и литературоведческих материалов. Большее, чем раньше, значение приобретает учет результатов исследований социологии чтения. Необходимый педагогико-просветительский эффект достигается умением обнаружить узловые точки, тематику и проблематику современного литературного процесса, творчество тех авторов, которые безусловно интересуют достаточно широкую читательскую аудиторию и вместе с тем представляют содержательный, динамичный, сюжетообразующий литературный материал.

Главное отличие в методике составления рекомендательного пособия от общей методики библиографирования - отбор литературных явлений.

Долгое время, по наблюдениям М.И.Давыдовой ( ), отбор литературных явлений был краеугольным камнем рекомендательной библиографии. Он велся, во-первых, с точки зрения идейно-эстетической значимости, и, во-вторых, с точки зрения соответствия возрастному или культурному уровню адресата библиографической рекомендации. Объективными критериями отбора по первому направлению считались: высокая идейность, художественная правдивость, народность, единство содержания и художественной формы, выражающее художественную целостность произведения, критерий историзма. Применение этих критериев при решении вопроса о рекомендации или нерекомендации нового, еще не замеченного критикой произведения, затруднялось и прежде, когда в литературном потоке были представлены по преимуществу реалистические произведения. Но как оценить с точки зрения высокой идейности, художественной правдивости произведения нынешних и прежних постмодернистов?

Что касается соответствия литературного явления определенному уровню адресата библиографической рекомендации, то и это направление отбора утратило актуальность. Библиографические рекомендации теперь адресуются людям с устойчивым интересом и, следовательно, с неплохим знанием литературы, даже когда это - юношество.

С отбором произведений, впервые появившихся в печати, сталкивались библиографы, создававшие популярные ежегодные справочники «Литература и искусство», подборки рецензий для рубрики «У книжного развала» в «Литературной газете» и т.п.

М.И.Давыдова отметила, что задачей рекомендательной библиографии на современном этапе является отражение многообразия литературных явлений, отражение реалистических и постмодернистских произведений художественной литературы. Оценочным критерием при этом может стать гуманистическая направленность произведения, а также достаточно высокий эстетический уровень в пределах жанра. Другой способ, предложенный ею, касается отражения индивидуальности («штучности») каждого явления.

Вторым кардинальным отличием рекомендательного библиографирования является разработка особой библиографической характеристики литературно-художественного произведения. Этот вопрос подробно изучали С.А. Трубников, С.П. Бавин и М.И. Давыдова. Однако следует признать, что в настоящее время разработки С.А. Трубникова используются нечасто. Это обусловлено тем, что он предполагал - рекомендательная характеристика должна быть нацелена на привлечение к чтению. В настоящее время С.П. Бавин настаивает на «первичности» рекомендательной (популярной) библиографии, а следовательно, не обязательном обращении пользователя рекомендательного библиографического пособия к первоисточнику. Им же в монографии «Популярная литературная библиография и информационная культура личности» ( ) дается новая классификация библиографической характеристики для рекомендательной (популярной) библиографии. Если в прежние времена к библиографической характеристике относили библиографическую запись, аннотацию и реферат, то в настоящее время к ним добавлены глава-персоналия и библиографический очерк.

М.А. Давыдова в своих работах ( ) обращает внимание на небиблиографические методы характеристики литературно-художественного произведения: ранжирование, коллаж, цитирование и т.п.

Суммируя информацию, полученную в ходе изучения публикаций по теме, мы можем сделать вывод: рекомендательное библиографирование накопило самостоятельные, присущие только ему методы отбора и библиографической характеристики литературных явлений. Однако проблема не решена окончательно, потому что рекомендательная библиография продолжает развиваться, задействует в качестве средств новейшие информационные технологии. Следовательно, необходимо дальнейшее теоретическое осмысление методов рекомендательного библиографирования.



2020-03-19 267 Обсуждений (0)
Рекомендательное библиографирование как объект исследования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Рекомендательное библиографирование как объект исследования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (267)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)