Пилотажное исследование
Пилотажное исследование - это предварительное пробное изучение чаще всего методической направленности социологического исследования с целью отработки инструментария сбора первичной социологической информации, методов организации и процедур проведения массового полевого пилотажного исследования - необходимый составной этап полевого исследования. Его главная задача - обеспечить высокое качество и надежность социального измерения, его солидность в процессе полевого исследования. Это предполагает предварительную проверку конкретных методик его проведения (анкетирования, интервьюирования и др.), схемы организации всех этапов сбора социологической информации. По мере усложнения задач социологических исследований возрастает и значение пилотажного исследования. В отдельных случаях пилотажное исследование позволяет внести коррективы в программу исследования уже на первом этапе. Нечто подобное произошло и в нашем случае. При пробном анкетировании библиотечных работников удалось установить, что в дальнейшем нам представляется целесообразным составить рекомендательное библиографическое пособие в жанре библиографический очерк по творчеству А.А.Блока. В предварительном опросе участвовало 10 человек - работники Волгоградской областной универсальной научной библиотеки им. М.Горького. Среди них: 7 работников отделов обслуживания (3 работников читального зала, 3 работников абонемента и 1 работник отдел литературы по искусству), а также 3 библиографов. Несмотря на то, что в вопросе о том, каких библиографических пособий не хватает в библиотеке, многие ответили «библиографических дайджестов», в вопросе о предпочтении при составлении собственного библиографического пособия все они отметили библиографический дайджест. Среди авторов, чье творчество недостаточно отражено в библиографических пособиях были названы С.Черный (3 человека) и А.Белый (7 человек). Однако, все 10 респондентов взяли бы для отражения в библиографическом очерке творчество А.А.Блока. Как думают все респонденты, свой указатель они составляли бы в расчете на преподавателей школ и вузов, а также на учащихся и студентов. Таким образом, мы определили жанр и тему предполагаемого пособия. Метод моделирования был опробован при составлении плана-проспекта библиографического очерка. Мы считаем, что пилотажное исследование показало действенность разработанного инструментария и его полную пригодность для использования в проведении прикладного социологического исследования. Заключение
Рекомендательные библиографические пособия являются первыми библиографическими пособиями, с которыми сталкивается человек в своей жизни, они способны создать положительную установку на использование библиографической информации. В связи с этим важное значение приобретает проблема создания оптимальной и сбалансированной системы рекомендательных библиографических пособий конкретной библиотеки. Однако в настоящее время, когда распалась общегосударственная система пособий рекомендательной библиографии, этот вопрос требует дополнительного изучения, что и обусловило необходимость нашего исследования. В современном мире произошел дисбаланс между библиографической теорией и практикой. Рекомендательной библиографии уделяется недостаточное внимание со стороны библиографоведов, однако библиографы-практики придают ей немаловажное значение. В этих условиях будущее рекомендательной библиографии и ее признание со стороны мэтров библиографической науки зависит от усилий библиографов-составителей. Как известно, библиография - достаточно сложная область деятельности, в которой практика тесным образом переплетается с наукой. Следовательно, от составителей рекомендательных пособий зависит обоснование методических решений, принимаемых в ходе их деятельности. В этих условиях исследование по теме «Методические аспекты составления рекомендательного библиографического очерка» становится актуальным. Наиболее интересные изменения в области рекомендательного библиографирования произошли в литературной библиографии. Литературная библиография, решая на современном этапе проблему проникновения в содержательную природу художественных текстов, с необходимостью обращается к новым понятиям и определениям. Для теории и практики современного библиографирования важно исследование закономерностей развертывания и свертывания текста. Реализации оценочной функции на основе выработанных критериев служит метод рекомендательной библиографической характеристики. Сущность метода заключается, прежде всего, в отборе документов с точки зрения их полезности для определенных категорий потребителей, дифференцированном подходе к интересам пользователей информации. Рекомендательная характеристика может существовать в рамках рекомендательно - библиографических пособий, самостоятельно в виде аннотаций, обзоров, рецензий и т.д. Она так же может выступать как особая форма рекомендательно - библиографического пособия и служить отдельным видом библиографической работы и т.д. Учитывая вышеперечисленное, мы приняли решение о проведении исследования по теме «Методические аспекты составления рекомендательного библиографического очерка». Для подготовки к исследованию мы составили программу предстоящего прикладного социологического исследования, разработали инструментарий, определили цели, задачи и разработали гипотезу. Также было проведено пилотажное исследование, которое показало, что разработанный инструментарий может быть использован практически без изменения. Таким образом, мы считаем цели и задачи курсовой работы выполненными. Список литературы 1. Бавин, С.П. Вымысел и реальность в популярной библиографии / С.П. Бавин // Современные проблемы рекомендательной библиографии: сб. науч. Статей / Рос. гос. Б=кА; НИО библиографии. - М.: Пашков дом, 2001. - С. 47 - 52. 2. Бавин, С.П. Еще раз о рекомендательной библиографии / С.П. Бавин // Мир библиогр. - 2001. - № 3. - С. 39. 3. Бавин, С.П. К проблеме построения системы жанров в литературной рекомендательной библиографии // Тез. докл. и сообщений конф. по итогам научно-исслед. работы Гос. б - ки им. В.И. Ленина за 1983. - М.: 1984. - С. 53-55. 4. Бавин, С.П. Литературная библиография (День нынешний и грядущий) / С.П. Бавин // Сов. библиотековед. - 1991. - № 3. - С. 42-53. 5. Бавин, С.П. Популярная литературная библиография и информационная культура личности: монография / С.П. Бавин. - М.: РГБ, 1996. - 92 с. . Библиотековедческие исследования: методология и методика. - М.: Книга, 1978. - 246 с. . Бутенко, И.А. Организация прикладного социологического исследования / И.А. Бутенко. - М.: Тривола, 1998. - 228 с. . Горбунов, А.М. Популярная библиография в информационном поле личности / А.М. Горбунов, Н.Е. Добрынина // Проблемы информационной культуры: сб. ст. - М., 1994. - С. 176 - 187. . Горбунов, А.М. Популярная библиографическая энциклопедия: Новое качество чтения / А.М. Горбунов // Сов. библиогр. - 1991. - № 1. - С. 38 - 42. . Давыдова, М.И. В мире художественной литературы / М.И. Давыдова // Мир библиогр. - 1999. - № 4. - С. 71 - 74. . Давыдова, М.И. В мире художественной литературы / М.И. Давыдова // Мир библиогр. - 1999. - № 5. - С. 80 - 85. . Давыдова, М.И. Литературная библиография: учеб.-практич. пособие / М.И.Давыдова. - М.: Либерея, 2005. - 96 с. . Давыдова, М.И. Литературная библиография на этапе обновления / М.И.Давыдова // Библогр. - 1998. - № 4. - С. 133 - 139. . Давыдова, М.И. Литературная библиография: объект, специфика, функции / М.И.Давыдова // Мир библиогр. - 2001. - № 3. - С. 32 - 38. . Давыдова, М.И. Научное наследие С.А. Трубникова и современная литературная библиография / М.И.Давыдова // Мир библиогр. - 2003. - № 3. - С. 22 - 24. . Давыдова, М.И. Не потерять бы специфику / М.И. Давыдова // Библиогр. - 1994. - № 5. - С. 124 - 128. . Давыдова, М.И. Популярная рекомендательная библиография как феномен культуры / М.И. Давыдова // Библиогр. - 1998. - № 1. - С. 135 - 139. . Давыдова, М.И. Рекомендательная литературная библиография как средство формирования художественной культуры личности: учеб. пособие / М.И. Давыдова. - М.: МГИК, 1993. - 56 с. . Девяткина, Т.П. Рекомендательная библиография: проблемы и практика / Т.П. Девяткина, Н.В. Скретенская // Библиогр. - 1995. - № 5. - С. 37 - 40. . Депцова, Т.Ю. Библиографирование художественных текстов в контексте гуманитарных универсалий / Т.Ю. Депцова // http://libconfs.narod.ru/2005/s4/s4_p8.htm . Добрынина, Н.Е. Рекомендательная - просветительская… / Н.Е. Добрынина // Библиогр. - 1995. - № 3. - С. 10 - 14. 22. Добрынина, Н.Е. Рекомендательно-библиографическая деятельность: миссия, предназначение и роль / Н.Е. Добрынина // Библиография. - 2007. - № 1. С. 28-37. 23. Дулатова, А.Н. Рекомендательная характеристика в литературном библиографическом пособии как носитель первичной информации / А.Н. Дулатова // Человек в мире искусства: информационные аспекты. - Краснодар, 1994. - С. 351 - 353. 24. Духанова, Е.Г. «Палитра профессионального мастерства» / Е.Г. Духанова, Ю.В. Нечепоренко // Мир библиографии. - 2008. - № 3. - С. 22-24. 25. Знаменщикова, О.Ю. Руководство в дружеской манере. Опыт создания рекомендательной библиографии / О.Ю. Знаменщикова // Библиотечное дело. - 2007. - № 9. - С. 19-20. . Крейденко, В.С. Библиотечные исследования. Научные работы / В.С.Крейденко. - М.: Книга, 1983. - 159 с. 27. Куманова, А.В. Раскрытие сущности рекомендательной библиографии: историко-теоретический экскурс / А.В. Куманова // Рекомендательная библиография: Вопросы теории, методики, истории: сб. науч. тр. - Ленинград, 1989. - С. 109 - 136. 28. Лопатина, Н.В. Компьютер на службе рекомендательной литературной библиографии / Н.В. Лопатина // Библиогр. - 1995. - № 5. - С. 13 - 19. . Найдич, Э.Э. Рекомендательная библиография по художественной литературе и искусству в Публичной библиотеке / Э.Э. Найдич // Рекомендательная библиография: Вопросы теории, методики, истории: сб. науч. тр. - Ленинград, 1989. - С. 96 - 99. . Наркиньер, Ф.С. Серебро - металл благородный / Ф.С. Наркиньер // Библиогр. - 1994. - № 5. - С. 119 - 123. . Полозова, Т.Д. Педагогика сотворчества и рекомендательная библиография / Т.Д. Полозова // Библиогр. - 1995. - № 1. - С. 11 - 15. . Рабович, Г.В. Дважды рожденные / Г.В. Рабович // Мир библиогр. - 2001. - № 3. - С. 22 - 25. . Семеновкер, Б.П. Библиография как литературное явление: От теоретических пучений до гиперромана / Б.П. Семеновкер // Библиогр. - 1994. - № 5. - С. 56 - 64. . Тугов, Ю.М. О структуре рекомендательной библиографии / Ю.М. Тугов // Сов. библиогр. - 1971. - № 2. - С. 30 - 41. . Тугов, Ю.М. Рекомендательная библиография как вид библиографической деятельности / Ю.М. Тугов // Рекомендательная библиография в системе пропаганды книги в СССР. - М., 1973. - Вып. 10. - С. 51 - 72. . Урусова, М.Н. Литературная рекомендательная библиография и популярное литературоведение / М.Н. Урусова // Мир библиогр. - 2000. - № 5. - с. 23 - 26. . Челышева, А.В. Читаем, анализируем, советуем / А.В. Челышева // Библиогр. - 1999. - № 2. - С. 61 - 63. . Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности / В.А.Ядов. - М.: Добросвет, 2000. - 596 с. Приложения
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (841)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |