Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методика составления библиографического очерка как предмет исследования



2020-03-19 247 Обсуждений (0)
Методика составления библиографического очерка как предмет исследования 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Разрабатывая методику рекомендательной характеристики произведений художественной литературы С.А. Трубников ( ) показал значимость её для пропаганды книги в библиотеке, при проведении обзоров, бесед с читателями. Эти методы актуальны и в наши дни, когда утвердились более сложные формы характеристики литературных явлений - библиографические эссе, очерки.

Библиографические очерки (эссе) - произвольно построенное, разноплановое информационное повествование о литературном явлении с ярко выраженным личностным отношением. К жанру библиографических очерков относят иногда персоналии из книги С.П. Бавина и И.В. Семибратовой «Судьбы поэтов Серебряного века», из популярной библиографической энциклопедии С.П. Бавина «Зарубежный детектив ХХ века (в русских переводах)». Подобные эссе нередко публикуются в журналах.

Как отмечает в своей монографии «Популярная литературная библиография и информационная культура личности» С.П. Бавин ( ), основу библиографического очерка составляет реферат, как форма библиографической характеристики. Таким образом, достигается преобладание «первичной» информации в библиографическом очерке, что дает возможность пользователю не обращаться к документу напрямую, а принимать собственное решение о целесообразности изучения полного текста или удовлетворения теми материалами, которые представлены в библиографическом пособии.

Реферат представляет собой краткое изложение содержания документа (его части) с основными фактическими сведениями и выводами, необходимыми для первоначального ознакомления с документом и определения целесообразности обращения к нему. Рефераты классифицируются по целевому назначению (общие и специализированные); глубине свертывания информации (инфор­мативный реферат, реферативная аннотация, расширенный рефе­рат); форме представления (анкетные или позиционные рефераты, табличные рефераты, рефераты телеграфного стиля, схематические рефераты); методу изложения информации в реферате (реферат-экстракт, перефразированный реферат, синтезированный реферат); способу подготовки (ручной, автоматизированный); количеству охваченных рефератом источников (монографический, сводный); авторскому исполнению (автореферат; реферат, составленный другим человеком-референтом).

Процесс реферирования включает выполнение следующих операций: чтение исходного текста, его анализ, выбор информа­тивных фрагментов, их обобщение, создание нового текста (реферата). Чтение исходного текста подразделяется на ознакоми­тельное, изучающее и реферативное. Оно преследует задачу определить тематику документа, разобраться и осмыслить его содержание. Во время реферативного анализа текст документа разбивается на отдельные фрагменты. Задачей автора реферата является извлечение информации с нужной степенью полноты из каждого фрагмента. Затем эта информация изучается, выявляется наиболее ценная и определяется способ ее представления в соответствии с целевым назначением реферата. Процедуру реферативного анализа облегчает использование специальных формализованных схем (анкетное и избирательное реферирование). Переход к формализованному представлению реферативной инфор­мации объясняется стремлением уменьшить субъективизм рефе­рента, повысить качество и облегчить восприятие текста реферата, сделать его источником индексирования в механизированных и автоматизированных информационно-поисковых системах.

При анкетном реферировании широко используются специально разработанные в информатике детальные схемы (анкеты) уни­версального и отраслевого характера в качестве руководства для выбора нужной информации в тексте документа. Задача референта заключается в том, чтобы найти ответы на вопросы анкеты. Реферирование сводится к заполнению соответствующих позиций анкеты и построению вторичного документа - реферата - по жесткому плану (алгоритму).

При избирательном реферировании главное внимание уделяется типу и функциональному назначению (жанру) реферируемого документа. Выявленные в ходе реферативного анализа сведения излагаются в тексте реферата в форме пересказа. Самый простой методический прием изложения - экстрагирование, когда из текста документа референт полностью или в изложении переносит в реферат фразы, предложения. При перефразировании реферат имеет лишь частичное текстуальное совпадение с исходным текстом, при интерпретации содержание может быть раскрыто на основе обобщенного представления о нем.

Таковы общие представления о реферате как одном из видов библиографической характеристики.

Логика и изучение публикаций библиографов-практиков, показывает, что для составления рекомендательного библиографического очерка целесообразно выбирать последний вид реферата - интерпретация текста.

Основная часть библиографических очерков представляют собой главы-персоналии. Информация в таком очерке может группироваться в зависимости от замысла библиографа, который может использовать общую методику, характерную для всех персональных указателей, или несколько видоизменять её за счет «небиблиографических методов характеристики произведения», описанных М.И. Давыдовой ( ).

Справочный аппарат библиографического очерка, так же, как и справочный аппарат любого другого пособия зависит от многих факторов. Но, учитывая тот факт, что при составлении библиографического очерка применяется неформальные методы группировки, можно предположить, что для данного вида библиографического пособия целесообразно выбрать вспомогательные указатели, построенные по формальному признаку - авторский, указатель заглавий и т.п.

Как видно из анализа публикаций по методике составления библиографических очерков, разработаны некоторые принципы и методы создания этого вида библиографических пособий. Однако остаются нерешенными многие вопросы - о целесообразности включения определенных «небиблиографических методов» характеристики литературно-художественных произведений, какие именно явления должны отражаться в библиографических очерках и т.п.



2020-03-19 247 Обсуждений (0)
Методика составления библиографического очерка как предмет исследования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методика составления библиографического очерка как предмет исследования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (247)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)