Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие «индивидуальной помощи»



2020-03-19 157 Обсуждений (0)
Понятие «индивидуальной помощи» 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В общесловарном значении термин «помощь» означает содействие кому-либо в чем-нибудь, участие, приносящее облегчение (Толковый словарь русского языка С И Ожегова, Н. Ю. Шведовой). Профессиональная помощь, в самом широком представлении, определяется как особая деятельность специалиста, осуществляемая в процессе решения жизненно важной задачи, возникающей у другого лица при непосредственном взаимодействии.

В педагогике идеи оказания помощи воспитанникам обнаруживаются в трудах античных авторов и мыслителей востока, прослеживаются в ряде педагогических концепций и подходов. В дальнейшем, как показываетанализ, идеи педагогической помощи активно использовались в разработке практической психологии образования, которая рассматривалась как специализированная система развития личности.

Известный специалист в области социальной педагогики А.В. Мудрик акцентирует внимание на категории «индивидуальная помощь», которая реализуется в процессе содействия человеку в решении проблем, создания специальных ситуаций в жизнедеятельности воспитательных организаций для его позитивного самораскрытия, а также повышения статуса, самоуважения, самопринятия и т.д., стимулирования саморазвития.

Индивидуальная помощь - это осознанная попытка помочь человеку приобрести знания, установки, умения, необходимые для удовлетворения его позитивных потребностей и интересов и удовлетворения потребностей и интересов других людей, в осознании и в необходимых случаях изменении человеком своих ценностей и установок, в развитии самосознания, в самоопределении и самореализации, в коррекции самооценок, самоуважения и самопринятия, в развитии понимания и восприимчивости по отношению к себе и к другим, к индивидуальным, групповым и социальным проблемам, в развитии чувства причастности к семье, группе, социуму, в выработке стратегий адаптации и обособления в социуме [11]

В свою очередь, автор М. В. Шакурова рассматривает индивидуальную помощь подростку в рамках школы как вариант педагогической поддержки, которая представляет собой определенную систему средств и мер, обеспечивающих самореализацию детей в различных видах деятельности. Субъектами оказания помощи в школе выступают педагоги, одноклассники, группа общения, коллектив и в целом воспитательная организация. Автор выделяет несколько видов индивидуальной помощи: замещающая (наименее эффективная), призыв к подражанию, помощь в виде сотрудничества, инициирование, упреждение.[21]

Индивидуальная помощь реализуется в процессе содействия подростку в решении проблем, создания специальных ситуаций для его позитивного самораскрытия, а также повышения статуса, самоуважения, самопринятия и т.д., стимулирования саморазвития личности.

Индивидуальная помощь - это попытка помочь подростку

-  в приобретении знаний, установки, умений, необходимых для удовлетворения потребностей и интересов других людей;

-  в осознании и, в необходимых случаях, изменении человеком своих ценностных установок;

-  в развитии самосознания, в самоопределении и самореализации;

-  в коррекции самооценок, самоуважения и самопринятия;

-  в развитии понимания и восприимчивости по отношению к себе и другим, к индивидуальным, групповым и социальным проблемам;

-  в развитии чувства причастности к семье, группе, социуму;

-  в выработке стратегии адаптации и обособления в социуме [25].

Содержание индивидуальной помощи реализуется в трех направлениях:

-  первое связано с когнитивной сферой личности и ориентировано на обогащение социальных интересов подростков, осознание ими личной ответственности за результаты своей деятельности, формирование социально-нравственных ценностей, социальной позиции, социально-ценной мотивации включения в общественно-полезную деятельность; сознательное исполнение долга;

-  второе связано с эмоциональной сферой и предполагает развитие в подростках способности к эмоционально-волевой саморегуляции поведения; их эмоциональной устойчивости, выдержки, способности к сопереживанию, состраданию, милосердию, переживания за успехи и неудачи своего коллектива, способности к эмпатии, перцепции; альтруизму;

-  третье связано с деятельно-практической сферой и предполагает формирование у подростков стремления к активной общественно-полезной деятельности, коллективному творчеству, проявлению активности, инициативы, неравнодушного отношения к окружающей действительности и делам коллектива, способности доводить начатое дело до конца, грамотно выстраивая логику движения к цели социальной деятельности; добросовестно исполняя нравственные нормы, долг перед коллективом, его поручения; быть готовым отвечать за свои действия и поступки [24].

Индивидуальная помощь человеку в социальном воспитании становится необходимой и должна оказываться в жизнедеятельности воспитательных организаций тогда, когда у него возникают проблемы в решении возрастных задач и при столкновениях с опасностями, характерными для того или иного возраста.

Педагогу очень важно понимать, что его отношения с воспитанниками должны быть диалогом. Такой диалог состоится в том случае, если у педагога наличествует установка на достижение доверительности в отношениях с воспитанниками. Реализация подобной установки в практике воспитания - дело трудное, но вполне достижимое. В результате появляется возможность для межличностного общения. Это возможно постольку, поскольку у ребят есть настоятельная потребность во взрослом друге и общении с ним.

Естественно, что атмосфера доверия может сложиться у педагога в его взаимоотношениях с воспитанниками только в том случае, если у него вполне определённая и чёткая позиция. При этом речь идёт не о внешней позиции педагога, а о его внутренней позиции. Она состоит в том, что педагогу удаётся в определённой степени войти в систему отношений ребят на основе потребности последних в общении со взрослыми. В таком случае он получает возможность изучать скрытые от внешнего наблюдения процессы, происходящие в их среде. Он может в какой-то степени привлечь самих ребят к решению стоящих перед ними задач. Это проявляется в том, что в беседах он может анализировать вместе с ними различные события их жизни, выяснить их точки зрения на происходящее, их оценки окружающих. К педагогу, с которым у ребят установились доверительные отношения, они приходят с исповедью в тяжёлые минуты жизни, делятся с ним своими радостями. Наконец, доверительные отношения позволяют педагогу видеть ребят в самых различных ситуациях, которые недоступны в ином случае.

В.А. Сухомлинский отмечал, что педагог должен очень осторожно реагировать на те противоречия, которые возникают между детьми, особенно в подростковом школьном возрасте. Он считал также, что есть та сфера противоречий, где вмешательство педагога должно быть весьма ограниченным, и что далеко не все конфликты и противоречия могут и должны быть объектом обсуждения.

Эффективность реализации индивидуальной помощи воспитанникам в жизнедеятельности воспитательной организации во многом зависит от позиции, которую занимает педагог по отношению к воспитуемым в зависимости от их возраста. Охарактеризуем оптимальную позицию по отношению к подросткам.

Позиция педагога в работе с подростками может характеризоваться терминами «руководитель», который В. Даль определяет следующим образом: «указатель, наставник, коновод, затейник». Основное содержание помощи педагога подросткам определяется необходимостью руководить их жизнедеятельность.

Важно, чтобы у педагога и подростков вырабатывалось сходная ориентация относительно их жизнедеятельности. В таком случае педагог предъявляет требования, которые подростки воспринимают как необходимые либо в утилитарном смысле, либо для эмоциональной разрядки. Предмет требования может восприниматься как интересный с познавательной точки зрения. Педагогу важно проявлять пристальное внимание к сосуществованию и взаимодействию самых различных и порой противоречивых проявлений и черт в личности подростка. Это важно потому, что многие противоречия надо воспринимать не только как объект педагогического преодоление, но и как нечто неизбежное. Главное- определить доминирующую тенденцию. Лишь тогда становится реальной эффективной индивидуальная помощь подросткам.

Чаще всего подросткам приходиться помогать в более или менее адекватном осознании своих отношений со сверстниками. Поскольку сложности отношений обычно возникают у подростков в различных сферах жизнедеятельности, постольку важно учить их регулировать свои действия в той или иной сфере, помогать осознать им свои ошибки, недостатки, достоинства, которые проявились или не проявились, что в результате привело к напряжениям в отношениях со сверстниками.

По отношению к страшим подросткам педагог занимает позицию, которую условно можно определить термином «опекун, попечитель» (по В. Далю- «пекущийся, заботливый, рачительный»).

Помощь в осознании себя личностью и в решении различных проблем во многом зависит от того, насколько педагоги учитывают возрастную особенность старших подростков как стремление к взрослости. Старшим подросткам зачастую трудно добиться признания своей взрослости от взрослых. В то же время они, как правило, рассматривают взрослость лишь как самостоятельность в определении своего стиля жизни, что вызывает нередко конфликты с воспитателями. Не получая от них признания в своей взрослости, часть ребят начинает прибегать в общении с ними к маскировке своего истинного лица. Некоторые стремятся вести себя с воспитателями так, как это желательно последним. Другие усваивают такой стиль общения со взрослыми, который помогает им скрыть какие-либо черты и стороны своей личности, становясь в позицию «шута», «ребенка» и т.д. Это затрудняет помощь воспитанникам, лишает педагога возможности реализовать позиции «опекуна».

Тот педагог, который открыто признает за старшими подростками права стиля жизни, тем самым снимает или снижает барьер в общении с ними. В результате он получает возможность обсуждать с ребятами волнующие их вопросы, их отношения со сверстниками и со взрослыми. Они значительно доброжелательнее воспринимают его предложения. Это позволяет педагогу- «опекуну» обращать внимание своих питомцев а их внутренний мир, на те достоинства и недостатки, которые проявляются в их взаимодействии с их окружающими. Он может спорить с ними о тех или иных элементах стиля жизни. При этом он ненавязчиво разводит такие неосознаваемые старшими подростками понятия, как внешнее и сущностное в человеке, наводит их на размышления о том, что в их стиле жизни идет от подражания, а что от своей индивидуальности, и т.д. «Опекун», таким образом, использует свою позицию для помощи старшим подросткам в осознании себя, самоопределении и самореализации в актуальной жизни [27].

Индивидуальная помощь подросткам в школе может дать положительный эффект при наличии и соблюдении ряда условий.

Во-первых, наличия у педагогов и других работников сферы социального воспитания установки на необходимость оказания индивидуальной помощи, а также определенного уровня психолого-педагогической подготовки.

Во-вторых, наличия у воспитуемого готовности принять помощь от воспитателя, установки на добровольный контакт с ним по поводу своих проблем, желания найти у него понимание, получить информацию, совет, порой даже инструктаж.

В-третьих, наличия у педагога необходимых для оказания индивидуальной помощи свойств: здорового самовосприятия, т.е. удовлетворяющей его позитивной Я-концепции; последовательности в установках по отношению к воспитанникам, справедливости, симпатии, понимания их нужд и проблем, уважительного отношения к ним; стремления и умения культивировать теплые, эмоционально окрашенные взаимоотношения с воспитанниками, умения пробуждать у воспитанников чувство свободы в общении, умения разрядить обстановку во время беседы, чувства юмора.

В-четвертых, умения воспитателя вести индивидуальные беседы с воспитанником в качестве «эксперта», «советчика», «опекуна»: использовать свое влияние для того, чтобы прояснить ситуацию сложившуюся у воспитанника, осмыслить ее; произвести переориентацию его ущербных установок и точек зрения; помочь определить ему свои позиции и взгляды. Для этого он должен уметь выдвигать перед воспитанником ряд альтернатив, вести диалог с ним о достоинствах и недостатках каждой, помочь осознать возможности для достижения той или иной альтернативы, выбрать наиболее реальный и подходящий для решения проблемы вариант.

В-пятых, использование в воспитательной организации личностного, дифференцированного, возрастного и индивидуального подходов. Три последних принципиально отличаются от личностного подхода тем, что личностный подход имеет в виду априорное отношение к любому воспитуемому как к самоценной личности независимо от присущих ему особенностей [26].

Таким образом, под индивидуальной помощью подросткам в условиях школы понимается система средств и мер социально-педагогического характера, обеспечивающая устранение нарушений усвоения и воспроизводства воспитанником принятых в обществе норм и ценностей и создающая условия для его социально-позитивного развития и самореализации.

 



2020-03-19 157 Обсуждений (0)
Понятие «индивидуальной помощи» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие «индивидуальной помощи»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (157)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)