Изучение оказания индивидуальной помощи подросткам в МОУ СОШ №29
Главная задача работы с подростками в школе №29 состоит в умении понять новые требования общества к вступающим в самостоятельную жизнь подросткам, помочь им найти свое достойное место в мире взрослых, минимизировать трудности приспособления, уберечь от неверного пути. Оказание индивидуальной помощи - это не простое общение с детьми, это педагогической искусство, педагогическое мастерство. Выполнение этой задачи во многом зависит от умения педагога организовать и вести индивидуально-воспитательную работу, терпения и желания достичь конкретного результата. Знание индивидуальных особенностей подростков помогают качественно решить воспитательные задачи. Правильно организованная индивидуальная работа способствует формированию нравственной культуры, способности к самоорганизации. Система индивидуальной помощи подростам в МОУ СОШ №29 включает в себя: - Субъекта деятельности (педагога) и объекта индивидуальной помощи (конкретного воспитанника) - Цель и задачи индивидуальной помощи - Планирование - Изучение и учет индивидуальных особенностей подростков. - Выбор оптимальных форм, методов и приемов психолого-педагогического воздействия для формирования у воспитанника положительных качеств и их развития - Обучение практике индивидуальной воспитательной работы - Контроль, коррекция воздействий на подростка в процессе индивидуальной помощи Цель и задачи индивидуальной помощи подростам в МОУ СОШ №29 формируются: - на основе всестороннего знания и учета индивидуальных особенностей воспитанников, изучения его личностных качеств, его сильных и слабых сторон; - осуществляется выбор оптимальных форм, методов, приемов психолого-педагогического воздействия в целях формирования у подростка необходимых положительных качеств и их дальнейшего развития, оказания помощи в выявлении причин имеющихся у них недостатков; - на основе систематического анализа достигнутых результатов в целях коррекции индивидуального воздействия или его видоизменения, когда работа недостаточно эффективна. Цель и задачи индивидуальной помощи подростам в МОУ СОШ №29 формулируются следующим образом: - Обеспечить психолого-социальную реабилитацию подростков через коррекцию, обучение и воспитание. - Создать психолого-социальные условия для успешной адаптации воспитанников. - Выявлять психологические и социальные причины нарушения межличностных отношений воспитанников. - Организовывать и проводить мероприятия по коррекции искаженных нравственных представлений воспитанников, отклонений в развитии эмоционально-волевой сферы, характерологических особенностей личности. Изучение личностных особенностей подростков при оказании индивидуальной помощи в МОУ СОШ №29 происходит по следующим направлениям: - Диагностика и коррекция отклонений в личностном развитии (тревожность, агрессивность, и другие девиации). - Коррекция чувства неполноценности, неуверенности в своих силах, стабилизация самооценки. - Помощь в преодоление проблем, связанных с особенностями подросткового возраста. - Помощь в овладении методами самовоспитания, развития самостоятельности. - Развитие форм, средств и способов общения. - Работа по преодолению детских поведенческих проявлений в раннем юношеском возрасте. - Помощь в преодолении и профилактике вредных привычек (курение, токсикомания, наркомания, алкоголизация) последствий девиантного поведения. Основные принципы индивидуальной помощи подростам в МОУ СОШ №29 сформулированы следующим образом: - Повседневное внимание каждому подростку, сочетаемое с высокой требовательностью и заботой о его жизни, быте, досуге. Требовательность должна основываться на положениях “Конвенции о правах ребенка”, “Типовом положении учебно-воспитательных учреждений закрытого типа для подростков с девиантным и делинквентным поведением”. - Все требования должны быть конкретными, понятными и определенными. - Требования должны органически сочетаться с уважением к воспитанникам. - Соблюдение чувства меры в критике недостатков воспитанника и опора на его положительные качества. Критика должна быть принципиальной, доброжелательной. Критиковать можно поступки, но не личность. - Подход к подростку должен быть с “оптимистической гипотезой”, глубокой верой в него. - Недопущение стихийности и самотека в отборе и использовании путей и средств в решении воспитательных задач. - Оперативно реагировать на поведение каждого воспитанника. - Оперативно изменять формы и методы воздействия на личность при необходимости; - Планомерность в деле оказания воспитательного влияния на подростка. - Преемственность и согласованность воздействий. Методы и формы индивидуальной помощи подростам в МОУ СОШ №29 - это конкретные пути и способы достижения определенной цели, совокупность средств, приемов, способов воздействия на сознание, чувства, волю, поведение с целью решения определенных задач в оказании индивидуальной помощи подростку. .Методы мотивационной сферы и самосознания: а) объективное осмысление своих достоинств и недостатков. б) ориентация самосознания. в) убеждение. г) прогнозирование последствий отрицательного поведения. .Методы перестройки жизненного опыта: а) предписание. б) ограничения. в) переучивание. г) переключение. д) регламентация образа жизни. З. Методы предупреждения отрицательного и стимуляция положительного поведения: а) поощрения и наказания. б) соревнования. в) положительные перспективы. .Методы разрушения отрицательного типа характера. Индивидуальная помощь подросткам в школе 29 ведется по следующим направлениям: . Изучение документов личного дела. . Ознакомительная беседа. В ходе беседы необходимо показать дружеское расположение к воспитаннику, проявить искренний интерес, поощрять стремление подростка рассказать о себе. В ходе беседы желательно не делать каких-либо записей. . Непосредственное изучение осуществляется в ходе беседы, наблюдения, смоделированной ситуации, совместной деятельности. Характер бесед зависит от обстоятельств: ознакомительная, решающая воспитательные задачи, экстренная. Цели беседы: получить впечатление о семье, уровне семейных отношений, сформированности познавательных способностей, уровне воспитанности, состоянии психо-эмоциональной сферы, личностных качеств воспитанника. Индивидуальная помощь ведется планово. Это позволяет систематизировать работу с воспитанниками, не упустить из поля индивидуального воздействия ни одного подростка. Индивидуальная работа ведется в соответствии с коррекционными маршрутами для каждого воспитанника, графиком индивидуальной работы. На следующем этапе индивидуальной помощи подростку решаются задачи коррекционной работы. Начинается она с психологического обследования (диагностики), которое включает изучение первичной характеристики воспитанника, диагностика состояния эмоционально-волевой сферы, познавательных способностей, уровня агрессивности, тревожности. Получив первые данные о подростке, педагог-психолог совместно с воспитателем намечают определенные направления коррекционной работы, результаты этой работы фиксируются в специальных тетрадях индивидуальной работы. В них прослеживается динамика изменений в поведении подростка, намечаются дальнейшие пути воспитательного воздействия. Педагоги прослеживают динамику изменений в поведении, эмоциональном состоянии, развитии познавательных способностей каждый месяц. Педагог в своей характеристике, которая также заносится в дневник индивидуальной работы с подростком, учитывает следующее: - Как относится к учению? Проявляет ли интерес к занятиям, любознательность, творческий подход в учении. - Уровень развития познавательных способностей. - Способность работать самостоятельно - Причины плохой успеваемости: запущенность материала, неумение учиться, нежелание, отсутствие силы воли, лень. - Работоспособность на уроке. - Мотивация учения - Устойчивость познавательных интересов. - Методы коррекции. Психологическая характеристика подростка составляется по следующим направлениям: - Состояние эмоционально-волевой сферы. - Уровень тревожности. - Уровень агрессивности. - Нравственная культуры подростка. - Самооценка. - Уровень притязаний. - Общительность - Самокритичность - Стремление к успеху. - Развитие волевых качеств - Самоконтроль - Методы коррекции. Психологическая работа проводится по следующим направлениям: диагностические процедуры, консультирование, коррекционно-развивающая работа, психопрофилактика, индивидуальная работа. Педагогами-психологами ведутся индивидуальные карты подростков, в которых фиксируются данные диагностики состояния познавательной и эмоциональной сферы, личностных особенностей: диагностика темперамента, типов акцентуации, самооценки, тревожности, определение уровня агрессии, тревожности, мотивации обучения, профориентации. После диагностического обследования составляются рекомендации по дальнейшей индивидуальной помощи подростками, по их дальнейшей адаптации. В оказании индивидуальной помощи подростками педагоги руководствуются следующими принципами: - установление межличностных и деловых контактов на уровне "педагог-подросток"; - уважение самооценки личности ученика; - вовлечение ученика во все виды деятельности для выявления его способностей и качеств характера; - создание адекватной психологической почвы и стимулирование самовоспитания. В МОУ СОЩ №29 разработана программа индивидуальной помощи подросткам в школе (табл. 1)
Таблица 1. Программа индивидуальной помощи подросткам в школе
Таким образом, в МОУ СОШ №29 имеется организованная методика оказания индивидуальной помощи подросткам, в которую включены диагностические процедуры и различные воспитательные и развивающие формы работы, помогающие подростку в самоопределении, решении проблем и трудностей, коррекции поведения.
Заключение
Под индивидуальной помощью подросткам-школьникам понимается система средств и мер социально-педагогического характера, обеспечивающая устранение нарушений усвоения и воспроизводства воспитанником принятых в обществе норм и ценностей и создающая условия для его социально-позитивного развития и самореализации. В результате анализа теоретических положений, представленных в реферате, можно сделать вывод, что методика индивидуальной помощи подросткам в условиях общеобразовательного учреждения включает в себя условия эффективности данного процесса, его этапность и методическое обеспечение. Модель процесса оказания индивидуальной помощи подросткам в школе включает в себя целевой, содержательный, технологический, методический компоненты. Целевой компонент содержит цель процесса оказания индивидуальной помощи подросткам в школе, которая заключается в создании условий для устранения нарушений усвоения и воспроизводства воспитанником принятых в обществе норм и ценностей и обеспечения его социально-позитивного развития и самореализации. Содержательный компонент определяет основные направления деятельности в рамках процесса оказания помощи. Технологический компонент включает основные требования к нему и внутреннюю логику организации. Методический компонент определяет формы, методы, приемы, средства индивидуальной помощи подросткам в школе. Процесс индивидуальной помощи, являясь частью целостного процесса воспитания, подчиняется ряду принципов, среди которых особенно значимыми для нас являлись принципы активности личности в процессе воспитания, гуманизма, позитивной перспективы, позитивной ориентации воспитания, целостности, рефлексии. Данные принципы стали основополагающими требованиями к индивидуальной помощи подросткам с девиантным поведением и могут быть конкретизированы в ряд педагогических условий: построения искренних, доверительных отношений между субъектом помощи и подростком; организации рефлексии ценностных приоритетов, поведения и деятельности подростка; включения подростка в ситуации нравственного выбора и обеспечении приобретения им опыта отказа от социально неодобряемого поведения как средства удовлетворения актуальных потребностей. Таким образом, при осуществлении социальным педагогом деятельности по оказанию помощи подростку в школе необходимо решить следующие задачи: подобрать диагностический инструментарий для выявления проблем подростков; провести первичную диагностику склонности к различным видам отклоняющегося поведения среди подростков и в результате этого выявить потенциальных представителей «групп риска»; провести углубленную диагностику индивидуально-психологических особенностей подростка, нуждающегося в помощи социального педагога и социальной ситуации его развития, в результате чего выявить этимология поведенческих отклонений в каждом конкретном случае, определить группу ресурсов (личностных и социальных), которые могут использоваться в процессе индивидуальной помощи; организовать индивидуальную работу с подростком, основанную на реализации таких форм как беседа, консультирование, упражнение, элементы тренинга и игры, ведение дневника, воспитывающая ситуация; организовать обучающую работу с родителями, основанную на семейном консультировании, организации рефлексии стиля семейного воспитания и взаимодействия, упражнениях, элементах ситуационно-ролевого взаимодействия, тренинговых формах работы; организовать информационно-методическую работу с педагогами в рамках действующих методических семинаров; провести итоговую диагностику, которая позволит выявить результаты индивидуальной помощи подросткам, обобщить ее итоги и разработать программу специального патронажа подростка и его микросоциального окружения.
Список использованной литературы
1. Алмазов Б.Н. Методика и технологии работы социального педагога: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся на факультетах социальной педагогики и социальной работы; - изд. 4-е. - М.: Академия, 2007. - 189 с. . Бессарабова Ю.М., Букина Е.Н. Методика воспитательной работы с проблемным ребенком // Социальная педагогика. - 2011. - № 2. - С.55-60. . Василькова Ю.В. Социальная педагогика: курс лекций, учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Ю.В.Василькова, Т.А.Василькова; 5-е изд. стереотип, - М.: Изд. центр «Академия», 2006. - 440 с. . Галагузов А.Н. Социально-педагогические задачи/А.Н. Галагузов - М.: Владос, 2008. - 191 с. . Гилленбранд, К. Коррекционная педагогика. Обучение трудных школьников : учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений; Изд. 2-е. - М.: Академия, 2007. - 236 с. . Дмитриева В.Г. Социальный педагог в образовательном учреждении. - М.: Пед. общество России, 2007. - 96 с. 7. Ковалев Н.Е., Матюхина М.В., Патрина К. Т. Введение в педагогику. - М.: Просвещение, 1975. . Краснова В.Г. Педагогические аспекты в социальной работе. Учебное пособие. - Волгоград: Издательство Волгоградского госуниверситета, 2004. - 60 с. . Лодкина Т. В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства. - М.: Академия, 2007. - 208 с. . Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гардарики, 2008. - 269 с. . Методика и технологии работы социального педагога: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Б.Н.Алмазов, М.А.Беляева, Н.Н.Бессонова и др.: под ред. М.А.Галагузовой, - 2-е изд., стереотип, - М.: Изд. центр «Академия», 2004. - 192 с. . Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб.для студентов пед. вузов / под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2009. - 184 с. . Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики: учеб.для студ. высш. пед. учеб. завед. - М.: Академический проект, Екатеринбург: Деловая книга,2003. - 527 с. . Никитин В.А. Методика и технология работы социального педагога: учебно- методическое пособие. - М.: Владос, 2007. - 400 с. . Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска :Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений, обуч.по спец.031300 - Соц.педагогика / Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга, И. Ф. Дементьева. - М. : Академия, 2002. - 256с. - (Высшее образование). . Социальная педагогика: Курс лекций / Под общ.ред. М.А. Галагузовой. - М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2007. - 416 с. . Социально-педагогическая поддержка детей группы риска : Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений, обуч.по спец.031300 - Соц.педагогика / Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга, И. Ф. Дементьева. - М. : Академия, 2002. - 256с. . Социальный педагог: введение в профессию, учебное пособие для студ. высш. учеб.завед. / Н.Ф.Басов, В.М.Басова, Н.Н.Кравченко, - М.: Изд. центр «Академия», 2006. - 256 с. . Суртаева Н.Н. Социальная педагогика: учебное пособие к семинарским занятиям. - М.: 2007. - 249 с. . Тихомирова Е.И. Социальная педагогика. Самореализация школьников в коллективе: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Академия, 2007. - 144 с. . Толстых Т.И. Становление социальной зрелости школьников на разных этапах развития // Психология и школа. - 2004, №4. . Шакурова М.В. Социальная педагогика: учебник для вузов. - М.: Владос, 2008. - 448 с. . Шишковец Т.А. Справочник социального педагога: аутотренинги, тесты, викторины, ролевые игры, профориентация подростков, работа с родителями. - М.: ВАКО, 2007. - 335с. 24. Трубников А.П. Формирование социальной ответственности старшеклассников в деятельности молодежного центра // <http://www.kursksu.ru/dissertations/dis313.pdf> . Александрова, Е. А. Педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий Текст. : Автореф. дис.. канд. пед. наук / Е. А. Александрова. - Тюмень, 2006. . Мудрик, А. В. Социальная педагогика Текст. : учебник для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Мудрик. 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. . Мудрик, А. В. Социальная педагогика Текст. : учебник для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Мудрик. 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2007.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (151)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |