Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Изучение оказания индивидуальной помощи подросткам в МОУ СОШ №29



2020-03-19 151 Обсуждений (0)
Изучение оказания индивидуальной помощи подросткам в МОУ СОШ №29 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Главная задача работы с подростками в школе №29 состоит в умении понять новые требования общества к вступающим в самостоятельную жизнь подросткам, помочь им найти свое достойное место в мире взрослых, минимизировать трудности приспособления, уберечь от неверного пути.

Оказание индивидуальной помощи - это не простое общение с детьми, это педагогической искусство, педагогическое мастерство. Выполнение этой задачи во многом зависит от умения педагога организовать и вести индивидуально-воспитательную работу, терпения и желания достичь конкретного результата. Знание индивидуальных особенностей подростков помогают качественно решить воспитательные задачи. Правильно организованная индивидуальная работа способствует формированию нравственной культуры, способности к самоорганизации.

Система индивидуальной помощи подростам в МОУ СОШ №29 включает в себя:

-  Субъекта деятельности (педагога) и объекта индивидуальной помощи (конкретного воспитанника)

-  Цель и задачи индивидуальной помощи

-  Планирование

-  Изучение и учет индивидуальных особенностей подростков.

-  Выбор оптимальных форм, методов и приемов психолого-педагогического воздействия для формирования у воспитанника положительных качеств и их развития

-  Обучение практике индивидуальной воспитательной работы

-  Контроль, коррекция воздействий на подростка в процессе индивидуальной помощи

Цель и задачи индивидуальной помощи подростам в МОУ СОШ №29 формируются:

-  на основе всестороннего знания и учета индивидуальных особенностей воспитанников, изучения его личностных качеств, его сильных и слабых сторон;

-  осуществляется выбор оптимальных форм, методов, приемов психолого-педагогического воздействия в целях формирования у подростка необходимых положительных качеств и их дальнейшего развития, оказания помощи в выявлении причин имеющихся у них недостатков;

-  на основе систематического анализа достигнутых результатов в целях коррекции индивидуального воздействия или его видоизменения, когда работа недостаточно эффективна.

Цель и задачи индивидуальной помощи подростам в МОУ СОШ №29 формулируются следующим образом:

-  Обеспечить психолого-социальную реабилитацию подростков через коррекцию, обучение и воспитание.

-  Создать психолого-социальные условия для успешной адаптации воспитанников.

-  Выявлять психологические и социальные причины нарушения межличностных отношений воспитанников.

-  Организовывать и проводить мероприятия по коррекции искаженных нравственных представлений воспитанников, отклонений в развитии эмоционально-волевой сферы, характерологических особенностей личности.

Изучение личностных особенностей подростков при оказании индивидуальной помощи в МОУ СОШ №29 происходит по следующим направлениям:

-  Диагностика и коррекция отклонений в личностном развитии (тревожность, агрессивность, и другие девиации).

-  Коррекция чувства неполноценности, неуверенности в своих силах, стабилизация самооценки.

-  Помощь в преодоление проблем, связанных с особенностями подросткового возраста.

-  Помощь в овладении методами самовоспитания, развития самостоятельности.

-  Развитие форм, средств и способов общения.

-  Работа по преодолению детских поведенческих проявлений в раннем юношеском возрасте.

-  Помощь в преодолении и профилактике вредных привычек (курение, токсикомания, наркомания, алкоголизация) последствий девиантного поведения.

Основные принципы индивидуальной помощи подростам в МОУ СОШ №29 сформулированы следующим образом:

-  Повседневное внимание каждому подростку, сочетаемое с высокой требовательностью и заботой о его жизни, быте, досуге. Требовательность должна основываться на положениях “Конвенции о правах ребенка”, “Типовом положении учебно-воспитательных учреждений закрытого типа для подростков с девиантным и делинквентным поведением”.

-  Все требования должны быть конкретными, понятными и определенными.

-  Требования должны органически сочетаться с уважением к воспитанникам.

-  Соблюдение чувства меры в критике недостатков воспитанника и опора на его положительные качества. Критика должна быть принципиальной, доброжелательной. Критиковать можно поступки, но не личность.

-  Подход к подростку должен быть с “оптимистической гипотезой”, глубокой верой в него.

-  Недопущение стихийности и самотека в отборе и использовании путей и средств в решении воспитательных задач.

-  Оперативно реагировать на поведение каждого воспитанника.

-  Оперативно изменять формы и методы воздействия на личность при необходимости;

-  Планомерность в деле оказания воспитательного влияния на подростка.

-  Преемственность и согласованность воздействий.

Методы и формы индивидуальной помощи подростам в МОУ СОШ №29 - это конкретные пути и способы достижения определенной цели, совокупность средств, приемов, способов воздействия на сознание, чувства, волю, поведение с целью решения определенных задач в оказании индивидуальной помощи подростку.

.Методы мотивационной сферы и самосознания:

а) объективное осмысление своих достоинств и недостатков.

б) ориентация самосознания.

в) убеждение.

г) прогнозирование последствий отрицательного поведения.

.Методы перестройки жизненного опыта:

а) предписание.

б) ограничения.

в) переучивание.

г) переключение.

д) регламентация образа жизни.

З. Методы предупреждения отрицательного и стимуляция положительного поведения:

а) поощрения и наказания.

б) соревнования.

в) положительные перспективы.

.Методы разрушения отрицательного типа характера.

Индивидуальная помощь подросткам в школе 29 ведется по следующим направлениям:

. Изучение документов личного дела.

. Ознакомительная беседа. В ходе беседы необходимо показать дружеское расположение к воспитаннику, проявить искренний интерес, поощрять стремление подростка рассказать о себе. В ходе беседы желательно не делать каких-либо записей.

. Непосредственное изучение осуществляется в ходе беседы, наблюдения, смоделированной ситуации, совместной деятельности.

Характер бесед зависит от обстоятельств: ознакомительная, решающая воспитательные задачи, экстренная. Цели беседы: получить впечатление о семье, уровне семейных отношений, сформированности познавательных способностей, уровне воспитанности, состоянии психо-эмоциональной сферы, личностных качеств воспитанника.

Индивидуальная помощь ведется планово. Это позволяет систематизировать работу с воспитанниками, не упустить из поля индивидуального воздействия ни одного подростка. Индивидуальная работа ведется в соответствии с коррекционными маршрутами для каждого воспитанника, графиком индивидуальной работы.

На следующем этапе индивидуальной помощи подростку решаются задачи коррекционной работы. Начинается она с психологического обследования (диагностики), которое включает изучение первичной характеристики воспитанника, диагностика состояния эмоционально-волевой сферы, познавательных способностей, уровня агрессивности, тревожности. Получив первые данные о подростке, педагог-психолог совместно с воспитателем намечают определенные направления коррекционной работы, результаты этой работы фиксируются в специальных тетрадях индивидуальной работы. В них прослеживается динамика изменений в поведении подростка, намечаются дальнейшие пути воспитательного воздействия. Педагоги прослеживают динамику изменений в поведении, эмоциональном состоянии, развитии познавательных способностей каждый месяц.

Педагог в своей характеристике, которая также заносится в дневник индивидуальной работы с подростком, учитывает следующее:

-  Как относится к учению? Проявляет ли интерес к занятиям, любознательность, творческий подход в учении.

-  Уровень развития познавательных способностей.

-  Способность работать самостоятельно

-  Причины плохой успеваемости: запущенность материала, неумение учиться, нежелание, отсутствие силы воли, лень.

-  Работоспособность на уроке.

-  Мотивация учения

-  Устойчивость познавательных интересов.

-  Методы коррекции.

Психологическая характеристика подростка составляется по следующим направлениям:

-  Состояние эмоционально-волевой сферы.

-  Уровень тревожности.

-  Уровень агрессивности.

-  Нравственная культуры подростка.

-  Самооценка.

-  Уровень притязаний.

-  Общительность

-  Самокритичность

-  Стремление к успеху.

-  Развитие волевых качеств

-  Самоконтроль

-  Методы коррекции.

Психологическая работа проводится по следующим направлениям: диагностические процедуры, консультирование, коррекционно-развивающая работа, психопрофилактика, индивидуальная работа.

Педагогами-психологами ведутся индивидуальные карты подростков, в которых фиксируются данные диагностики состояния познавательной и эмоциональной сферы, личностных особенностей: диагностика темперамента, типов акцентуации, самооценки, тревожности, определение уровня агрессии, тревожности, мотивации обучения, профориентации. После диагностического обследования составляются рекомендации по дальнейшей индивидуальной помощи подростками, по их дальнейшей адаптации.

В оказании индивидуальной помощи подростками педагоги руководствуются следующими принципами:

-  установление межличностных и деловых контактов на уровне "педагог-подросток";

-  уважение самооценки личности ученика;

-  вовлечение ученика во все виды деятельности для выявления его способностей и качеств характера;

-  создание адекватной психологической почвы и стимулирование самовоспитания.

В МОУ СОЩ №29 разработана программа индивидуальной помощи подросткам в школе (табл. 1)

 

Таблица 1. Программа индивидуальной помощи подросткам в школе

Направление деятельности Ответственный Сроки Примечания
1 2 3 4

Диагностика

а) Социально-педагогическая диагностика: Сбор социального анамнеза семьи, изучение сети социальных контактов (построение карты сети контактов); Изучение условий и формы обучения несовершеннолетнего; Первичная беседа с подростком, родителями с целью выявления проблем воспитания; Социометрия классного коллектива с целью выявления статуса ребёнка; Изучение уровня социального развития ребёнка (в т. числе определение степени удовлетворения материальных запросов); Наблюдение за подростком в учебной деятельности. Социальный педагог, классный руководитель               Согласно плану - число, месяц, год               Сбор и уточнение сведений о подростке, ближайших родственных семейных взаимоотношениях, Проводится совместно социальным педагогом и педагогом-психологом.
б) Психологическая диагностика: проведение первичной консультации для родителей; проведение психолого-педагогических исследований для выявления уровня развития ребёнка, степени его дезадаптации Социальный педагог, педагог-психолог, учитель-дефектолог Число, месяц, год В программе должен быть указан список методик, которые будут использоваться.

Аналитическая деятельность

Подготовка психолого-педагогической характеристики подростка Социальный педагог, педагог-психолог Согласно плану (число, месяц, год)  
Разработка рекомендаций для классного руководителя, учителей-предметников, родителей. Социальный педагог, педагог-психолог    
Разработка индивидуальной программы реабилитации Специалисты социально-педагогической службы   Может проводиться в рамках психолого-педагогического консилиума.
Проведение психолого-педагогических консилиумов с целью изучения эффективности программы, внесения необходимых корректив; проведение итогового психолого-педагогического консилиума. Все заинтересованные стороны 1 раз в 3 месяца, в конце учебного года К консилиуму должен быть подготовлен письменный отчёт о выполнении программы.
Подготовка аналитической информации по организации индивидуальной работы с подростком на педагогические советы, административные совещания, заседания КДН и т. п. Зам. Директора по ВР, социальный педагог Согласно плана или по мере необходимости  

Коррекционная работа

Проведение встреч сети контактов (консультирование специалистами КГЦ ПМСС) Педагог-психолог, социальный педагог   Встречу ведёт специалист КГЦ ПМСС, не включенныё в программу реабилитации (независимый)
Коррекция детско-родительских отношений Педагог-психолог    
Проведение индивидуальной и групповой коррекционной работы согласно программе Педагог-психолог   Должны быть разработаны перспективные программы индивидуальной или коррекционной групповой работы

Образовательно-профилактическая деятельность

Социальный патронат семьи и подростка Социальный педагог   Должен быть составлен перспективный график посещений
Оказание помощи в определении формы обучения. Осуществление социально-педагогической работы по минимизации негативного прогноза (неуспешности) в учебной деятельности (малые педсоветы, консилиумы и др.) Зам. Директора по ВР, классный руководитель, социальный педагог.   В программе должна быть отражена совместная работа с учебным заведением.
Профилактические беседы, индивидуальное консультирование, по вопросам дальнейшего самоопределения и выбора жизненного пути. Индивидуальное консультирование по проблемам адаптации подростка к школе. Социальный педагог, КДН, ПДН, педагог-психолог    
Организация индивидуального консультирования родителей у специалистов КГЦ ПМСС.      
Включение детей в занятия по интересам (через учреждения дополнительного образования, внешкольные учреждения, кружковую работу). Индивидуальное консультирование по вопросу организации занятости в летний период. Работа по вовлечению подростков в тренинговые группы. Социальный педагог, классный руководитель   В ходе диагностики должны быть выявлены интересы и склонности ребёнка, в программе указать, какой направленности занятия (спорт, технические и др.) предлагаются подростку
Содействие в трудоустройстве (в том числе временном) и получении профессии (специальности) Социальный педагог    
Организация психолого-педагогического просвещения родителей     Указывать форму просвещения, темы, которые будут предложены
Взаимодействие специалистов КГЦ ПМСС с КДН, ПДН, наркологической службой, учебным заведением, руководителем кружка или секции и т. п.      
Содействие в направлении в стационарное медицинское учреждение детей (родителей). Оказание информационной поддержки в получении медицинской помощи.      
Организация мероприятий по привлечению средств для оказания адресной социальной помощи.      
Участие в правовой защите личностных интересов несовершеннолетнего.      
Помощь в написании, оформлении документов, связанных с защитой личностных интересов и прав ребёнка.      

 

Таким образом, в МОУ СОШ №29 имеется организованная методика оказания индивидуальной помощи подросткам, в которую включены диагностические процедуры и различные воспитательные и развивающие формы работы, помогающие подростку в самоопределении, решении проблем и трудностей, коррекции поведения.

 


 

Заключение

 

Под индивидуальной помощью подросткам-школьникам понимается система средств и мер социально-педагогического характера, обеспечивающая устранение нарушений усвоения и воспроизводства воспитанником принятых в обществе норм и ценностей и создающая условия для его социально-позитивного развития и самореализации.

В результате анализа теоретических положений, представленных в реферате, можно сделать вывод, что методика индивидуальной помощи подросткам в условиях общеобразовательного учреждения включает в себя условия эффективности данного процесса, его этапность и методическое обеспечение.

Модель процесса оказания индивидуальной помощи подросткам в школе включает в себя целевой, содержательный, технологический, методический компоненты. Целевой компонент содержит цель процесса оказания индивидуальной помощи подросткам в школе, которая заключается в создании условий для устранения нарушений усвоения и воспроизводства воспитанником принятых в обществе норм и ценностей и обеспечения его социально-позитивного развития и самореализации. Содержательный компонент определяет основные направления деятельности в рамках процесса оказания помощи. Технологический компонент включает основные требования к нему и внутреннюю логику организации. Методический компонент определяет формы, методы, приемы, средства индивидуальной помощи подросткам в школе.

Процесс индивидуальной помощи, являясь частью целостного процесса воспитания, подчиняется ряду принципов, среди которых особенно значимыми для нас являлись принципы активности личности в процессе воспитания, гуманизма, позитивной перспективы, позитивной ориентации воспитания, целостности, рефлексии.

Данные принципы стали основополагающими требованиями к индивидуальной помощи подросткам с девиантным поведением и могут быть конкретизированы в ряд педагогических условий:

построения искренних, доверительных отношений между субъектом помощи и подростком;

организации рефлексии ценностных приоритетов, поведения и деятельности подростка;

включения подростка в ситуации нравственного выбора и обеспечении приобретения им опыта отказа от социально неодобряемого поведения как средства удовлетворения актуальных потребностей.

Таким образом, при осуществлении социальным педагогом деятельности по оказанию помощи подростку в школе необходимо решить следующие задачи:

подобрать диагностический инструментарий для выявления проблем подростков;

провести первичную диагностику склонности к различным видам отклоняющегося поведения среди подростков и в результате этого выявить потенциальных представителей «групп риска»;

провести углубленную диагностику индивидуально-психологических особенностей подростка, нуждающегося в помощи социального педагога и социальной ситуации его развития, в результате чего выявить этимология поведенческих отклонений в каждом конкретном случае, определить группу ресурсов (личностных и социальных), которые могут использоваться в процессе индивидуальной помощи;

организовать индивидуальную работу с подростком, основанную на реализации таких форм как беседа, консультирование, упражнение, элементы тренинга и игры, ведение дневника, воспитывающая ситуация;

организовать обучающую работу с родителями, основанную на семейном консультировании, организации рефлексии стиля семейного воспитания и взаимодействия, упражнениях, элементах ситуационно-ролевого взаимодействия, тренинговых формах работы;

организовать информационно-методическую работу с педагогами в рамках действующих методических семинаров;

провести итоговую диагностику, которая позволит выявить результаты индивидуальной помощи подросткам, обобщить ее итоги и разработать программу специального патронажа подростка и его микросоциального окружения.

 


 

Список использованной литературы

 

1. Алмазов Б.Н. Методика и технологии работы социального педагога: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся на факультетах социальной педагогики и социальной работы; - изд. 4-е. - М.: Академия, 2007. - 189 с.

.   Бессарабова Ю.М., Букина Е.Н. Методика воспитательной работы с проблемным ребенком // Социальная педагогика. - 2011. - № 2. - С.55-60.

.   Василькова Ю.В. Социальная педагогика: курс лекций, учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Ю.В.Василькова, Т.А.Василькова; 5-е изд. стереотип, - М.: Изд. центр «Академия», 2006. - 440 с.

.   Галагузов А.Н. Социально-педагогические задачи/А.Н. Галагузов - М.: Владос, 2008. - 191 с.

.   Гилленбранд, К. Коррекционная педагогика. Обучение трудных школьников : учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений; Изд. 2-е. - М.: Академия, 2007. - 236 с.

.   Дмитриева В.Г. Социальный педагог в образовательном учреждении. - М.: Пед. общество России, 2007. - 96 с.

7. Ковалев Н.Е., Матюхина М.В., Патрина К. Т. Введение в педагогику. - М.: Просвещение, 1975.

.   Краснова В.Г. Педагогические аспекты в социальной работе. Учебное пособие. - Волгоград: Издательство Волгоградского госуниверситета, 2004. - 60 с.

.   Лодкина Т. В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства. - М.: Академия, 2007. - 208 с.

.   Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гардарики, 2008. - 269 с.

.   Методика и технологии работы социального педагога: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Б.Н.Алмазов, М.А.Беляева, Н.Н.Бессонова и др.: под ред. М.А.Галагузовой, - 2-е изд., стереотип, - М.: Изд. центр «Академия», 2004. - 192 с.

.   Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб.для студентов пед. вузов / под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2009. - 184 с.

.   Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики: учеб.для студ. высш. пед. учеб. завед. - М.: Академический проект, Екатеринбург: Деловая книга,2003. - 527 с.

.   Никитин В.А. Методика и технология работы социального педагога: учебно- методическое пособие. - М.: Владос, 2007. - 400 с.

.   Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска :Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений, обуч.по спец.031300 - Соц.педагогика / Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга, И. Ф. Дементьева. - М. : Академия, 2002. - 256с. - (Высшее образование).

.   Социальная педагогика: Курс лекций / Под общ.ред. М.А. Галагузовой. - М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2007. - 416 с.

.   Социально-педагогическая поддержка детей группы риска : Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений, обуч.по спец.031300 - Соц.педагогика / Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга, И. Ф. Дементьева. - М. : Академия, 2002. - 256с.

.   Социальный педагог: введение в профессию, учебное пособие для студ. высш. учеб.завед. / Н.Ф.Басов, В.М.Басова, Н.Н.Кравченко, - М.: Изд. центр «Академия», 2006. - 256 с.

.   Суртаева Н.Н. Социальная педагогика: учебное пособие к семинарским занятиям. - М.: 2007. - 249 с.

.   Тихомирова Е.И. Социальная педагогика. Самореализация школьников в коллективе: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Академия, 2007. - 144 с.

.   Толстых Т.И. Становление социальной зрелости школьников на разных этапах развития // Психология и школа. - 2004, №4.

.   Шакурова М.В. Социальная педагогика: учебник для вузов. - М.: Владос, 2008. - 448 с.

.   Шишковец Т.А. Справочник социального педагога: аутотренинги, тесты, викторины, ролевые игры, профориентация подростков, работа с родителями. - М.: ВАКО, 2007. - 335с.

24. Трубников А.П. Формирование социальной ответственности старшеклассников в деятельности молодежного центра // <http://www.kursksu.ru/dissertations/dis313.pdf>

.   Александрова, Е. А. Педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий Текст. : Автореф. дис.. канд. пед. наук / Е. А. Александрова. - Тюмень, 2006.

.   Мудрик, А. В. Социальная педагогика Текст. : учебник для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Мудрик. 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2007.

.   Мудрик, А. В. Социальная педагогика Текст. : учебник для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Мудрик. 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2007.



2020-03-19 151 Обсуждений (0)
Изучение оказания индивидуальной помощи подросткам в МОУ СОШ №29 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Изучение оказания индивидуальной помощи подросткам в МОУ СОШ №29

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (151)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)