Методика оказания индивидуальной помощи подросткам в школе
Методика оказания индивидуальной помощи представляет собой непосредственную помощь субъекту путем личного взаимодействия в процессе его адаптации к условиям жизни. Этот процесс предусматривает не только планирование помощи, но и проведение необходимых процедур для выявления оптимального взаимодействия. Данные методики содержат в себе ряд технологий. В школьной практике используются три ведущих технологии индивидуальной помощи подросткам: технология профилактики - направлена на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения. Как правило, представлена групповыми и массовыми формами работы или индивидуальными беседами и консультациями; технология психолого-педагогического сопровождения - предполагает индивидуальную поддержку, организованную либо педагогом, либо (по его просьбе или запросу) специалистом. Включает: сбор информации, первичное формулирование проблемы, психолого-педагогическую диагностику, разработку рекомендаций для подростка, родителей, педагогов; технология социально-педагогической реабилитации - предусматривает проведение специальной системы мероприятий, разрабатываемых специалистом и включающей организацию социального контроля условий воспитания и поведения подростка, социальную поддержку тех, кто испытывает лишения из-за неблагоприятной обстановки в ближайшем окружении, помощь в преодолении внутриличностного конфликта, связанного с расстройствами средовой адаптации, индивидуальное увеличение затрат педагогического труда на работу с отдельным ребенком, координацию отношении ребенка с первичным коллективом [21]. Как показывает практика, эффективность индивидуальной помощи подросткам с девиантным поведением в школе обеспечивается наличием в ней специально созданной структуры, призванной решать данные вопросы - социально-психологической службы. Социально-психологическая служба - это структура, выполняющая задачи психологической и социальной защиты, социально-педагогической помощи подросткам в школе. Основными функциями службы являются: диагностическая, т.е. распознание причин и характера отклонений в развитии, поведении и деятельности, изучение социальной ситуации развития подростка, его статуса в коллективе учеников, определение потенциальных способностей и возможностей воспитанников, социозащитная, т.е. защита интересов ребенка, попавшего в неблагоприятные учебно-воспитательные или семейные условия, выработка мер по развитию потенциальных возможностей подростка, выбор наиболее оптимальных форм оптимизации социальных условий в его ближайшем окружении, воспитательная, т.е. выработка стратегий педагогического воздействия на подростков с отклоняющимся поведением, интеграция воспитательных воздействий педагогического коллектива, родителей и сверстников на школьника. На основании вышеизложенного можно выстроить определенную модель индивидуальной помощи подросткам в условиях общеобразовательного учреждения, которая включает в себя условия эффективности данного процесса, его этапность и методическое обеспечение: а) технологический блок модели индивидуальной помощи подросткам предполагает прохождение следующих этапов: диагностического; оказания помощи; аналитического. Данная технология основана на идее сочетания проблемно-ориентированных и позитивно-ориентированных методов индивидуальной помощи подростку, которое предполагает единство и взаимосвязь двух направлении социально-педагогической деятельности по отношению к подростку, «точечное» воздействие на проблемные области в личностной и социальной ситуации воспитанника и создание условий для позитивного развития процесса социализации, включения его в здоровые социальные отношения. б) проблемно-ориентированные методы индивидуальной помощи - это пути и способы социально-педагогической деятельности, содержанием которых становится сама проблема поведения подростка. Это индивидуальные беседы и тренинговые занятия с подростком, консультации родителей, учебно-методические семинары с педагогами. С использованием этих методов решаются задачи выявления и осознания подростком, родителями и педагогом сущности и причин отклоняющегося поведения подростка, их обучения путям и способам устранения девиаций. в) позитивно-ориентированные методы индивидуальной помощи - это деятельность, направленная на создание условий для позитивной социализации подростка. Здесь внимание на фактах отклоняющегося поведения не концентрируется. Подростку презентуются возможности приобретения нового социально-приемлемого опыта поведения, создаются условия для восстановления социальных связей, удовлетворения социальных потребностей позитивными способами. Данная идея реализуется посредством такого построения программ индивидуальной помощи подростку, при котором внимание к проблемной области социального опыта ребенка выступает в единстве с общей воспитательной работой, организуемой в классе и школе в целом. Более подробно рассмотрим содержание этапов оказания индивидуальной помощи подросткам в школе. Диагностический этап решает задачи выявления подростков с отклоняющимся поведением, определения исходной проблематики, выступающей причиной возникновения поведенческих отклонений (диагностика подростка и его социальной ситуации), основных направлении будущей социально-педагогической работы по отношению к ребенку и его микросоциальному окружению. Этап оказания помощи заключается в организации социально-педагогической работы с подростком, его учебной группой, с педагогами, семьей, и включает в себя следующую совокупность содержательно-организационных блоков:. Непосредственно в отношении подростка: ) проблемно-ориентационный, т.е. предполагающий организацию рефлексивной деятельности подростка, направленной на определение проблемы и позволяющей педагогу и воспитаннику прийти к единому видению поведения школьника как не соответствующего норме. ) обучающий, т.е. включающий личностно-ориентированное информирование подростка о возможных путях и способах разрешения сложившейся совокупности проблем, в том числе, неблагополучных отношений с родителями, учителями, сверстниками. ) праксеологический, т.е. предполагающий включение подростка в здоровые социальные отношения, организацию взаимодействия подростка со сверстниками, педагогами, родителями с новых, конструктивных позиций в процессе участия в совместной, сообразной его интересам и склонностям деятельности, предполагает поиск «социальной ниши» для приобретения опыта социально-приемлемого поведения и удовлетворения потребностей подростка позитивными способами. ) рефлексивный, т.е. обеспечивающий условия для обращения подростка к новому опыту социально-приемлемого поведения, его оценки, поиска причин успехов и неудач, проектированию будущего поведения и деятельности с учетом достигнутых результатов. В отношении родителей подростка: ) оценочный, т.е. позволяющий определить степень благополучия семейной обстановки, наметить пути оптимизации отношений между родителями и подростком. ) консультационно-обучающий, т.е. направленный на информирование родителей о происхождении и возможных причинах девиантного поведения ребенка, выявление ошибок в семейном воспитании и обучение путям их устранения, построения новой системы воспитательных взаимоотношений в семье. ) поддерживающий, т.е. обеспечивающий информационную, методическую, эмоционально-психологическую поддержку родителей в процессе изменения воспитательных стереотипов и отношений с подростком.. В отношении сверстников подростков: ) нивелирующий, т.е. обеспечивающий преодоление сложившихся негативных стереотипов по отношению к подростку с отклоняющимся поведением в классе, позволяющий сверстникам увидеть его возможности с новой, неожиданной стороны. ) организационно-деятельностный, т.е. предполагающий организацию вариативного пространства деятельности в группе сверстников, в которую может включиться подросток (как правило, это спортивная прикладная или творческая деятельность).. В отношении педагогов ) ценностно-ориентационный, т.е. включающий изменение отношения учителей к подросткам с проблемами в поведении, формирование готовности оказать помощь ребенку с поведенческими отклонениями, ) информационно-методический, т.е. состоящий в совместной выработке педагогической стратегии работы с подростком, выборе оптимальных форм, методов, средств помощи, координации усилий всех субъектов данного процесса Аналитический этап обеспечивает итоговую диагностику подростка, его окружения и характера взаимодействия между ними, педагогическую рефлексию деятельности, определение дальнейших перспектив работы, внесение корректив в используемые технологии работы с подростками. Данная деятельность будет эффективной при реализации следующих педагогических условий: построении искренних, доверительных отношений между субъектом помощи и подростком, организации рефлексии ценностных приоритетов, поведения и деятельности подростка, включении подростка в ситуации нравственного выбора и обеспечении приобретения им опыта отказа от отклоняющегося поведения, как средства удовлетворения актуальных потребностей Условие построения искренних, доверительных отношений между субъектом помощи и подростком основывается на принципах гуманизма как основы педагогического взаимодействия и добровольности оказания любых видов помощи. Условие может быть реализовано при высокой профессиональной компетентности субъекта помогающих отношений, которая проявляется на трех уровнях: когнитивном, т.е. предполагающем сформированность у социального педагога системы знаний о феномене отклоняющегосяповедения, особенностях его проявления в детском и подростковом возрасте, причинах этого явления, технологии оказания индивидуальной помощи подростку с подобным поведением, технологическом, т.е. состоящем в практическом владении педагогом методами, формами, приемами и средствами индивидуальной помощи, ценностно-ориентационном, т.е. включающем отношение принятия и понимания проблем подростка, умение соотнести собственную систему ценностей и ценностные предпочтения объекта помощи, развитость эмпатических способностей педагога. Построение искренних, доверительных отношений между субъектом помощи, подростком и его социальным окружением предполагает: демонстрацию априорно позитивного отношения к подростку, стремления понять его проблему и помочь, избегание оценочных суждений по отношению к личности подростка в процессе бесед и консультирования, безусловное соблюдение конфиденциальности информации, полученной при индивидуальной работе с подростком, выдвижение простых, понятных подростку правил и условий взаимодействия Иногда эффективно для этого использовать прием заключения «договора» между социальным педагогом и подростком, недопустимость дисциплинарных и иных наказаний за поступки, ставшие известными социальному педагогу в процессе работы с подростком. Условие организации рефлексии ценностных приоритетов, поведения и деятельности подростком основывается на принципе субъектности в воспитании, на психолого-педагогических особенностях возраста, свидетельствующих о способности и потребности подростка обращаться к самоанализу, решать вопросы самоотношения и определения своего места в окружающем мире, внутреннем характере любой личностной динамики, в том, числе динамики поведенческой. Рефлексия - процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний, который предполагает особое направление внимания на деятельность собственной души, а также достаточную зрелость субъекта. Организация рефлексии в процессе индивидуальной помощи заключается в стимулировании рефлективной деятельности и процессе индивидуальных бесед и консультирования, создании ситуаций, проблематизирующих подростка по отношению к собственному поведению, отношениям и деятельности. Для эффективности организации рефлективной деятельности педагогическое воздействие должно быть личностно-ориентированным, то есть затрагивать значимую для личности проблему, учитывать наличный уровень сформированности мотивационно-ценностной сферы, доминирующие компоненты ценностного ряда личности, а также регулярным. Подросток часто еще не в состоянии осознать причины и мотивы проблемных ситуаций, которые складываются в его жизни, не может оценить степень влияния конкретных проявлений своего поведения на его взаимоотношения с окружающими, соотнести собственные нормы и ценности и общественной системой требований к личности. Возможности для осознания этого появляются в процессе специально организованной рефлексии, осуществляемой, как правило, в индивидуальных формах работы. Таким образом при оказании индивидуальной помощи подростку с рефлексия служит, во-первыхмеханизмом определения проблемы, во-вторых, средством поиска путей изменения сложившихся стереотипов поведения, в-третьих, анализа достигнутых результатов. Реализация данного условия предполагает демонстрацию педагогом собственной рефлексивной позиции в процессе работы с подростком, формирование специфического «рефлексивного» стиля общения с подростком, что достигается постоянной постановкой вопросов, подталкивающих подростка к самоанализу, обучение подростка рефлексии посредством использования игр, упражнений, элементов тренинга, ведения дневника написание тематических сочинений. Условие включения подростка в ситуации нравственного выбора и обеспечения приобретения им опыта отказа от девиантного поведения как средства удовлетворения актуальных потребностей основывается на положениях о развитии личности в деятельности, о неудовлетворенности потребностей личности как источнике девиантного поведения, об облегчении апробации новых моделей поведения в специально созданных для этого условиях.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (177)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |