Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Задачи, методы и организация исследования



2020-03-19 211 Обсуждений (0)
Задачи, методы и организация исследования 0.00 из 5.00 0 оценок




Задачи исследования

Для реализации поставленной цели исследования нами решались следующие задачи:

Изучить современные методики развития различных видов памяти у умственно отсталых детей по данным научно-методической литературы.

Разработать методику развития памяти с использованием простых сюжетных игр и элементов сказкотерапии для дошкольников 6-7 лет в условиях детского образовательного учреждения.

Оценить эффективность разработанной методики.

Методы исследования

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

1.   Анализ научно - методической литературы.

2. Педагогическое тестирование.

.   Педагогический эксперимент.

.   Методы математической статистики.

. Анализ научно - методической литературы

Для обоснования задач и выбора методов исследования изучалась литература по следующим отраслям науки: теории и методики адаптивной физической культуры, специальной психологии, специальной педагогике, физиологии, анатомии, биомеханике, математической статистике, частным методикам адаптивной физической культуры. Всего проанализировано 76 литературных источников.

. Педагогическое тестирование

Исследование памяти заключалось в проведении ряда тестов.

Методика «Запоминание 5 слов» по А.Р. Лурия [14].

Цель: исследование объема и скорости слухоречевого запоминания определенного количества слов.

Условия теста: для запоминания используются простые (односложные или короткие двусложные), частотные, не связанные по смыслу слова в единственном числе именительного падежа. В зависимости от целей исследования количество повторов ограничено (чаще всего 5 повторов) либо слова повторяются вплоть до полного запоминания (9-10 слов). Материал для предъявления:

. Лес, хлеб, окно, стул, вода, игла;

. Волк, шар, круг, роза, жук, мост;

. Зонт, кит, усы, боль, крот, еж, ложка.

Оценка результата: высокий уровень (5 баллов) - когда ребёнок запоминает все 5 слов в той же последовательности, средний (4 балла) - 5 и 4 в разнобой; низкий (3 балла) - 3 слова; очень низкий (2 балла) - 2 и 1 слова. По результатам исследования может быть построена кривая запоминания.

Тест «Оценка объёма двигательной памяти» [14].

Цель: определить объём двигательной памяти.

Условия теста: для определения объёма двигательной памяти учащимся давалось задание вместе с экспериментатором выполнить 5 движений и запомнить их (шаг вперёд, поворот на право, поворот на лево, руки вверх, руки вниз, шаг назад). После чего испытуемому предлагалось показать движения, которые он запомнил.

Оценка результата: отлично (5 баллов) - ребёнок повторил 5 или 4 движения, хорошо (4 балла) - ребёнок повторил 3 движения, удовлетворительно (3 балла) - ребёнок повторил менее трёх движений.

Тест «Запомни фигуры» [32].

Цель: определить особенности зрительной памяти.

Оборудование: доска, мел, листочки бумаги, ручки;

Условия игры: просмотрев все 5 фигур, ребята должны в течение 5 минут на своем листке бумаги восстановить по памяти увиденное.

Ход занятия: с ребёнком повторяются геометрические фигуры. Утвердившись, что ребёнок знает их, рисуем на доске 5 геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал). Ребёнок должен внимательно посмотреть и запомнить их. И, через 7 - 8 секунд стирают с доски все геометрические фигуры и просят ребёнка нарисовать все фигуры, которые он запомнил в той же последовательности.

Оценка результата: высокий уровень - когда ребёнок по памяти рисует все 5 геометрических фигур в той же последовательности; средний - 5 и 4 в разнобой; низкий - 3 и т.д.

Тест «Узнавание фигур» [32].

Цель: определить уровень развития произвольной образной памяти;

Ход занятия: наглядный материал представлен на рисунках А и Б (рис. А). Используют наглядный материал, подготовленный для данной методики в течение 10 с. Показывают ребёнку рисунок (А) (четыре различных фигур) с установкой запомнить предъявляемые фигуры. Затем рисунок убирают, а ребёнку немедленно предъявляется рисунок (Б), где все виденные схематические фигуры из рисунка (А) разбросаны среди других девяти фигур. В рисунке (Б) ребёнок должен найти первые четыре фигуры.

Оценка результата: высокий (5 баллов) - когда ребёнок без ошибок показывает 9 - 8 фигур; средний (4 балла) - 7 -5 фигур; низкий (3 балла) - 4 фигуры и т.д.

Тест «Восстанови рисунок по памяти» [32].

Цель: определение объёма зрительной памяти;

Оборудование: один большой лист, разлинованной в клетку бумаги и маленькие листы по количеству участников с таким же количеством клеток, как и большой.

Ход занятия: на большом листе зачеркнуто несколько клеток в разных местах. Смысл задания заключается в том, что ребёнок в течение минуты должен запомнить, какие именно клетки зачеркнуты на большом листе, и после того, как большой лист убирается, зачеркнуть на своих листочках те же самые клетки.

Оценка результата: высокий уровень (5 баллов) - все 6 клеточек; средний (4 балла) - 5 и 4; низкий (3 балла) - 3 и т.д.

Тест «Особенности зрительной памяти» [14].

Цель: определить особенности зрительной памяти;

Оборудование: девять картинок;

Ход занятия: изображенные на таблице предметы до начала обследования вырезаются и наклеиваются на картон. Перед ребёнком кладётся 9 картинок. Даётся инструкция: «Посмотри, как расположены картинки». Затем картинки убираются, и ребёнку предлагается следующая инструкция: «Возьми картинки и положи их, так как они лежали в самом начале».

Оценка результата: высокий уровень (5 баллов) - ребёнок все картинки положил, так как они и лежали; средний (4 балла) - 1- 2 ошибки; низкий (3 балла) 3 - 4 ошибки.

Тест «Весёлые рисунки» [7].

Цель: определить объём образной памяти;

Оборудование: картинка с изображением предмета; лист бумаги и карандаши и фломастеры;

Ход занятия: ребёнку показывается картинка с предметом. Спрашивают: «Это что?». Потом дают инструкцию: «Посмотри и запомни, что на картинке изображено». Через тридцать секунд убирается картинка, и ребёнок должен нарисовать что запомнил.

Оценка результата: высокий уровень (5 баллов) - точно изображён предоставленный предмет; средний (4 балла) - не точно; низкий (3 балла) - отказался или не нарисовал.

. Педагогический эксперимент

Педагогический эксперимент проводился на базе МОУ ДО «Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников №278» г. Омска. Эксперимент длился 2 месяца. В эксперименте приняли участие дошкольники 6-7 лет 12 человек с легкой степенью умственной отсталости, из них 11 мальчиков и 1 девочка.

Контрольная группа n=6 занималась по программе Е.А. Екжановой и Е.А. Стребелевой (2003). Экспериментальная группа n=6 занималась также по программе Е.А. Екжановой и Е.А. Стребелевой (2003) с заменой подвижных игр на простые сюжетные игры.

. Методы статистической обработки

Для обработки результатов исследования были использованы общепринятые методы математической статистики. Полученные данные были обработаны на компьютере. Для каждого из исследуемых показателей рассчитывалось среднее арифметическое значение ( ), среднеквадратичное отклонение (σ). Оценка достоверности различий изучаемых показателей осуществлялась по критерию Уайта при 5% уровне значимости [74].

Вычисление темпов прироста, за время педагогического воздействия, проводилось по формуле Броуди (1927). Рассчитывались величины темпа прироста изучаемого физического качества в различных тестах у детей с умственной отсталостью и по общепринятой формуле:

 

,

 

где V1 и V2 соответственно начальные и конечные результаты в контрольных испытаниях.

 




2020-03-19 211 Обсуждений (0)
Задачи, методы и организация исследования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Задачи, методы и организация исследования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (211)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)