Результаты исследования
До экспериментальной части работы нами было проведено предварительное тестирование различных видов памяти в исследуемой выборке (тестирование проводилось совместно с педагогами детского сада). Результаты предварительного тестирования представлены в таблице 2. Следует отметить, что данные не имели статистически значимой разницы между контрольной и экспериментальной группами, что позволяет сделать вывод об однородности исследуемой выборки. Обобщая полученные результаты можно сделать вывод, что уровень развития различных видов памяти находился не выше 3 баллов, что свидетельствует о недостаточной сформированности и развития таких видов памяти, как двигательная, зрительная, произвольная образная по объему. Полученные в ходе предварительного эксперимента результаты исследования явились основанием для разработки методики развития памяти, учитывающей особенности слуховой, произвольной, зрительной, двигательной памяти и т.д.
Таблица 2. Результаты исследования памяти у дошкольников с умственной отсталостью до педагогического эксперимента в контрольной и экспериментальной группе, M±m, баллы
После проведения эксперимента, большее количество показателей достоверно выше в ЭГ, чем в КГ. Улучшились результаты у испытуемых ЭГ в тестах «Запоминание 5 слов», «Запомни фигуры», «Особенности зрительной памяти», «Оценка объема двигательной памяти», «Восстанови рисунок по памяти» (таблица 3). После проведения эксперимента, в тесте «Запоминание 5 слов», в ЭГ в отличии от КГ дети запоминали больше количество слов. Количество ошибок сократилось до 1 реже 2-х. Прирост показателей у ЭГ - 30,3%. Так во время исследования двигательной памяти до эксперимента большинство детей в обеих группах были безразличны, не внимательны, выполняли задание, не дослушав инструкцию, в результате чего допускали ряд ошибок. Прирост в ЭГ после эксперимента -14,1%. Исследование слухоречевой памяти (запоминание 5 слов), двигательной (оценка объёма двигательной памяти), зрительной (запомни фигуры) - (прирост в ЭГ после эксперимента 12,1%), произвольной образной памяти (узнавание фигур) - (прирост в ЭГ после эксперимента - 5,9%) показало, что большинство детей самостоятельно определяли и называли недостающие или лишние детали, не прибегая к помощи исследователя. Но в некоторых случаях (например, где нужно узнать картинку из многих других) выполняли задание только с помощью наводящих вопросов, стимулирующих внимание на определённом задании. Результаты предварительного тестирования показали, что разные виды памяти у детей развиты недостаточно, что подтвердило правильность и необходимость выбранной темы исследования. При сравнении результатов исследования произвольной образной памяти у дошкольников экспериментальной и контрольной групп до педагогического эксперимента достоверно значимых различий не наблюдалось. После эксперимента, дети стали запоминать большее количество фигур. Это свидетельствует о том, что у испытуемых улучшилась произвольная образная память в связи с применением комплексов занятий с элементами сказкотерапии. В тесте «Запомни фигуры», до эксперимента дети были не внимательны и, следовательно, не могли воспроизвести фигуры в той же последовательности. Многие не запоминали даже количество фигур. После эксперимента дети стали более внимательны, при объяснении задания не отвлекались на посторонние предметы и воспроизводили геометрические фигуры в той же последовательности. Прирост зрительной памяти в ЭГ после эксперимента - 20,3%. В тесте «Оценка объёма двигательной памяти», как в КГ так и в ЭГ дети плохо ориентировались в движениях, с большим трудом запоминали последовательность. После проведения эксперимента, дети из ЭГ стали более внимательны, практически точно повторяли движения за воспитателем, повысилась точность движения и внимательность, тем временем как в КГ показатели не изменились. Прирост двигательной памяти - 14,1%.
Таблица 3. Результаты исследования памяти у дошкольников с умственной отсталостью после педагогического эксперимента в контрольной и экспериментальной группе, M±m, баллы
Таким образом, применение экспериментальной методики у дошкольников с умственной отсталостью является эффективным. Об этом свидетельствуют результаты исследования различных видов памяти после педагогического эксперимента. Разработанная методика состояла из 3х блоков, в которые входили сюжетно-ролевые игры и сказки. Игры проводились на занятиях физической культурой, а проигрывание сказок непосредственно вне занятий ФК. После проведения эксперимента показатели памяти в экспериментальной группе заметно улучшились. Мы предполагаем, что экспериментальная методика может быть рекомендована воспитателям и специалистам по адаптивной физической культуре детских садов компенсирующего вида для применения в практике физического воспитания дошкольников с умственной отсталостью.
Выводы
) Данные научно-методической литературы показали, что многие авторы предлагают развивать память с помощью рисования сказок или каких либо его элементов, проигрывание сказок, многократное повторение слов, движений и т.д. Методик по использованию сказкотерапии для развития памяти, именно у умственно отсталых детей в настоящее время не существует. 2) Нами были разработана методика использования простых сюжетных игр и элементов сказкотерапии как средство развития различных видов памяти у умственно отсталых дошкольников. Методика состояла из трёх блоков. Первый блок - вводный, включающий простые сюжетные игры не сложные по координации и объему запоминания, продолжительностью 2,5 недели. Второй блок - основной, в него мы включали простые сюжетные игры из первого блока, но с большим количеством объема запоминания и по координации движений, Продолжительность- 3 недели. Третий блок - заключительный, включал сказки, которые решали следующие задачи: развитие двигательной, слуховой, зрительной памяти; развитие воображения; развитие мышления. Разработанная методика проводились как на занятиях по физическому воспитанию, так и вне занятий. 3) После проведённого эксперимента проводилось повторное тестирование по различным видам памяти у детей контрольной и экспериментальной групп. В отличии от контрольной группы, у детей экспериментальной группы достоверно улучшились показатели в исследовании таких видов памяти как: зрительная, слуховая, двигательная. Дети из ЭГ допускали меньше количество ошибок, стали более внимательными.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (163)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |