Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Организация исследования



2020-03-19 185 Обсуждений (0)
Организация исследования 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Исследование по данной проблеме проводилось в 3 этапа в период с 2008 года по 2012 год.

На первом этапе (ноябрь 2008 г. - декабрь 2011 г.) проводился анализ научно-методической литературы по изучаемой проблеме.

На втором этапе (январь 2012 г. - май 2012 г.) было проведено педагогическое тестирование и педагогический эксперимент, целью которого явился подбор средств по физическому воспитанию, направленных на развитие памяти у дошкольников 6-7 лет с умственной отсталостью, с использованием сказкотерапии.

На третьем этапе (май 2012 г. - декабрь 2012 г.) - проводилась обработка статистических данных, анализ и оценка эффективности экспериментальной методики. Также на данном этапе формулировались выводы, практические рекомендации и оформлялась дипломная работа.

 


Результаты исследования и их обсуждение

 

Описание методики

 

Физкультурные занятия по физическому воспитанию решали как общие, так и коррекционные задачи по программе предложенной Е.А. Екжановой и Е.А. Стребелевой (2003).

Общие задачи обучения и воспитания для дошкольников третьего года обучения (6-7 лет):

. Учить детей выполнять упражнения по показу, по подражанию и отдельные задания по речевой инструкции (руки вверх - вперед - в стороны - за голову - на плечи).

. Учить детей ловить и бросать мяч большого и среднего размера.

. Учить детей передавать друг другу один большой мяч, стоя в кругу.

. Учить детей метать в цель предмет (мешочек с песком).

. Учить детей ползать по гимнастической скамейке на четвереньках.

. Учить детей подлезать под скамейкой, воротами, различными конструкциями и перелезать через них.

. Формировать у детей умение удерживаться на гимнастической стенке и лазать вверх и вниз по ней.

. Учить детей ходить по доске и скамейке, вытянув руки в разные стороны (вперед).

. Учить детей ходить на носках с перешагиванием через палки:

. Учить детей ходить, наступая на кубы, «кирпичики»; ходить, высоко поднимая колени, как цапля.

. Формировать у детей желание участвовать в коллективных подвижных играх, самостоятельно принимать участие в них, проявлять инициативу при выборе игры.

. Учить детей бегать змейкой, прыгать лягушкой.

. Учить детей передвигаться прыжками вперед.

. Учить детей выполнять скрестные движения руками.

. Учить детей держаться самостоятельно на воде, выполняя некоторые упражнения (прыгать, передвигаться, бросать мяч).

Основное содержание работы:

Метание выполнялось по показу и речевой инструкции. Дети учились удерживать и бросать мячи, разные по весу, размеру, материалу (надувные, кожаные, пластмассовые, резиновые, матерчатые, с гладкой и шероховатой поверхностью и т.д.

Построения выполнялись самостоятельно по инструкции и с помощью воспитателя: в шеренгу вдоль черты, с равнением по носкам, в колонну по одному, в круг большой и маленький.

Ходьба выполнялась самостоятельно и за воспитателем в сопровождении звуковых сигналов.

Бег выполнялся самостоятельно и за воспитателем: друг за другом, с изменением направления, с огибанием пяти-шести стульев и различных предметов, с остановками и приседанием по звуковому сигналу, врассыпную, при чередовании с ходьбой в соответствии с частотой звуковых сигналов.

Прыжки выполнялись по показу и словесной инструкции со страховкой и с помощью воспитателя: подпрыгивание на месте с поворотами при положении рук на поясе; подпрыгивание с продвижением вперед на одной ноге, на каждой ноге (расстояние 1,5-2 м).

Ползание, лазанье, перелезание выполнялись самостоятельно со страховкой воспитателя: ползание на четвереньках с проползанием под натянутой веревкой (высота 30-35 см), на четвереньках по гимнастической скамейке; «обезьяний бег» (быстрое передвижение с опорой стопами и кистями о пол); лазанье по наклонной лестнице (высота 1,5-2 м); лазанье по шведской стенке вверх и вниз, переход приставными шагами на другой пролет; перелезание через скамейки, бревно, лестничную пирамиду, вышку; пролезание через рейки, между лестничными пирамидами.

Общеразвивающие упражнения выполнялись вместе с воспитателем, по показу и словесной инструкции.

. Упражнения без предметов.

. Упражнения с предметами.

Упражнения, направленные на формирование правильной осанки, выполнялись самостоятельно по показу и словесной инструкции.

Упражнения для развития равновесия выполнялись по показу, по словесной инструкции со страховкой воспитателя и самостоятельно: ходьба по доске с приподнятым краем, по гимнастической скамейке и т.д.

Подвижные игры базируются на понимании детьми сюжета игр и их правил: «Кот и мыши», «Воробышки и автомобиль», «Самолеты», «День и ночь», «Гуси-гуси» и т.д.

Показатели развития к концу третьего года обучения:

Дети должны научиться:

) выполнять упражнения по показу, по подражанию и отдельные задания по речевой инструкции;

) ловить и бросать мячи большого и среднего размера;

) передавать друг другу один большой мяч, стоя в кругу;

) метать в цель мешочек с песком;

) ползать по гимнастической скамейке на четвереньках;

) подлезать под скамейкой, воротами, различными конструкциями! и перелезать через них;

) удерживаться на гимнастической стенке и лазать по ней вверх и! вниз;

) ходить по доске и скамейке, вытянув руки в разные стороны, вперед;

) ходить на носках с перешагиванием через палки;

) ходить, наступая на кубы, «кирпичики»; ходить, высоко поднимая колени, как цапля;

) бегать змейкой;

) прыгать лягушкой;

) передвигаться прыжками вперед;

) выполнять скрестные движения руками;

) выполнять некоторые движения по речевой инструкции (руки вверх, вперед, в стороны, за голову, на плечи);

) ездить на трехколесном велосипеде;

) держаться на воде самостоятельно, выполнять по просьбе взрослого некоторые упражнения (подпрыгивать, бросать мяч).

Для разработки экспериментальной методики, рациональной организации и проведения простых сюжетных игр посредством сказкотерапии были изучены различные виды памяти у дошкольников 6-7 лет с умственной отсталостью (таблица 2).

На занятиях по физическому воспитанию, проводимых по программе, нами была разработана методика с использованием простых сюжетных игр и сказкотерапии, направленная на развитие различных видов памяти у детей. Данная методика реализовывалась как во время занятий по физическому воспитанию, проводимых в спортивном зале, а также использовались игровые элементы сказок во время занятий в группе. Методика данных занятий представлена в таблице 1.

Нами были сформированы три последовательных блока: вводный, основной, заключительный, которые отличались поставленными задачами и средствами для их реализации.

 

Таблица 1. Методика развития памяти у умственно отсталых дошкольников с использованием сказкотерапии

Первый блок - вводный (2,5 недели) Второй блок - основной (3 недели) Третий блок - заключительный (2,5 недели)
Задачи: 1) общее развитие ребенка; 2) адаптация ребенка к занятиям; 3) развитие внимания; 4) развитие двигательной, слуховой, зрительной памяти. Задачи: 1) развитие объема двигательной, зрительной и слуховой памяти; 2) развитие координации. Задачи: 1) развитие двигательной, слуховой, зрительной памяти; 2) развитие воображения; 3) развитие мышления
Содержание: Сюжетные игры: - «Повтори за мной». дозировка: по 3 раза. Внимательно смотреть на движения ведущего. - «Кто где?». Дозировка: каждый по 1 разу. Ребёнок должен запомнить кто на каком месте стоит. - «Запрещённое движение». Дозировка: 2 раза. Условие: не повторить запрещённое движение. - «Следуй по памяти». Дозировка: по 2 раза. Запомнить движение закрытыми глазами. - «Повтори за звуком дятла». Дозировка: по 3 раза. Прослушать стук карандаша и воспроизвести его, прохлопав в том же темпе. Содержание: Сюжетные игры: «Зоопарк».Дозировка: каждый участник по 1 разу. Цель: воспроизвести по памяти как можно точнее движения животных. - «Прогулка по лесу». Цель: развитие воображения, формирование координации и моторной функции. - «Повтори за мной». Дозировка: по 3 раза. Дети должны запомнить и воспроизвести последовательность движений. - «Кто как стоял?» Дозировка: каждый ребёнок в роли ведущего по 1 разу. Ведущий должен запомнить кто из ребят поменял и.п. Содержание: Сказки: - «Теремок». Дозировка: 2 раза. Цель: развитие произвольного внимания и памяти. - игра - «Репка». Дозировка: 2 раза. Дети должны подражать двигательным действиям своих героев. - «В гости к колобку». Дозировка: 2 раза. Цель: развивать выразительность имитационных движений.

Первый блок - вводный. Продолжительность - 2,5 недели. В него входили простые сюжетные игры не сложные по координации и объему запоминания. Игры проводились на занятиях по физическому воспитанию.

Специальные задачи:

) общее развитие ребенка;

) адаптация ребенка к занятиям;

) развитие внимания;

) развитие двигательной, слуховой, зрительной памяти.

Использованные простые сюжетные игры для решения этих задач:

«Повтори за мной»;

«Кто где?»;

«Запрещенное движение»;

«Следуй по памяти»;

«Повтори за звуком дятла».

Второй блок - основной. Продолжительность 3 недели. В данный блок входили простые сюжетные игры, но в усложненном варианте. Сложность заключается в большем запоминании количества движений, их координации. Игры проводились на занятиях по физическому воспитанию.

Специальные задачи:

) развитие объема двигательной, зрительной и слуховой памяти;

) развитие координации.

Использованные простые сюжетные игры и сказки для решения этих задач:

«Повтори за мной»

«Зоопарк»;

«Кто как стоял»;

«Прогулка по лесу».

Третий блок - заключительный. Продолжительность 2,5 недели. В данный блок входили сказки, которые проводились вне занятий по физическому воспитанию.

Специальные задачи:

) развитие двигательной, слуховой, зрительной памяти;

) развитие воображения;

) развитие мышления.

Использованные сказки для решения этих задач:

«Теремок»;

«Репка»;

«В гости к колобку».

В таблице 1 представлено краткое содержимое каждого из блоков, в приложении - условия и ход проведения игр.

 




2020-03-19 185 Обсуждений (0)
Организация исследования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Организация исследования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (185)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)