Организация исследования
Исследование по данной проблеме проводилось в 3 этапа в период с 2008 года по 2012 год. На первом этапе (ноябрь 2008 г. - декабрь 2011 г.) проводился анализ научно-методической литературы по изучаемой проблеме. На втором этапе (январь 2012 г. - май 2012 г.) было проведено педагогическое тестирование и педагогический эксперимент, целью которого явился подбор средств по физическому воспитанию, направленных на развитие памяти у дошкольников 6-7 лет с умственной отсталостью, с использованием сказкотерапии. На третьем этапе (май 2012 г. - декабрь 2012 г.) - проводилась обработка статистических данных, анализ и оценка эффективности экспериментальной методики. Также на данном этапе формулировались выводы, практические рекомендации и оформлялась дипломная работа.
Результаты исследования и их обсуждение
Описание методики
Физкультурные занятия по физическому воспитанию решали как общие, так и коррекционные задачи по программе предложенной Е.А. Екжановой и Е.А. Стребелевой (2003). Общие задачи обучения и воспитания для дошкольников третьего года обучения (6-7 лет): . Учить детей выполнять упражнения по показу, по подражанию и отдельные задания по речевой инструкции (руки вверх - вперед - в стороны - за голову - на плечи). . Учить детей ловить и бросать мяч большого и среднего размера. . Учить детей передавать друг другу один большой мяч, стоя в кругу. . Учить детей метать в цель предмет (мешочек с песком). . Учить детей ползать по гимнастической скамейке на четвереньках. . Учить детей подлезать под скамейкой, воротами, различными конструкциями и перелезать через них. . Формировать у детей умение удерживаться на гимнастической стенке и лазать вверх и вниз по ней. . Учить детей ходить по доске и скамейке, вытянув руки в разные стороны (вперед). . Учить детей ходить на носках с перешагиванием через палки: . Учить детей ходить, наступая на кубы, «кирпичики»; ходить, высоко поднимая колени, как цапля. . Формировать у детей желание участвовать в коллективных подвижных играх, самостоятельно принимать участие в них, проявлять инициативу при выборе игры. . Учить детей бегать змейкой, прыгать лягушкой. . Учить детей передвигаться прыжками вперед. . Учить детей выполнять скрестные движения руками. . Учить детей держаться самостоятельно на воде, выполняя некоторые упражнения (прыгать, передвигаться, бросать мяч). Основное содержание работы: Метание выполнялось по показу и речевой инструкции. Дети учились удерживать и бросать мячи, разные по весу, размеру, материалу (надувные, кожаные, пластмассовые, резиновые, матерчатые, с гладкой и шероховатой поверхностью и т.д. Построения выполнялись самостоятельно по инструкции и с помощью воспитателя: в шеренгу вдоль черты, с равнением по носкам, в колонну по одному, в круг большой и маленький. Ходьба выполнялась самостоятельно и за воспитателем в сопровождении звуковых сигналов. Бег выполнялся самостоятельно и за воспитателем: друг за другом, с изменением направления, с огибанием пяти-шести стульев и различных предметов, с остановками и приседанием по звуковому сигналу, врассыпную, при чередовании с ходьбой в соответствии с частотой звуковых сигналов. Прыжки выполнялись по показу и словесной инструкции со страховкой и с помощью воспитателя: подпрыгивание на месте с поворотами при положении рук на поясе; подпрыгивание с продвижением вперед на одной ноге, на каждой ноге (расстояние 1,5-2 м). Ползание, лазанье, перелезание выполнялись самостоятельно со страховкой воспитателя: ползание на четвереньках с проползанием под натянутой веревкой (высота 30-35 см), на четвереньках по гимнастической скамейке; «обезьяний бег» (быстрое передвижение с опорой стопами и кистями о пол); лазанье по наклонной лестнице (высота 1,5-2 м); лазанье по шведской стенке вверх и вниз, переход приставными шагами на другой пролет; перелезание через скамейки, бревно, лестничную пирамиду, вышку; пролезание через рейки, между лестничными пирамидами. Общеразвивающие упражнения выполнялись вместе с воспитателем, по показу и словесной инструкции. . Упражнения без предметов. . Упражнения с предметами. Упражнения, направленные на формирование правильной осанки, выполнялись самостоятельно по показу и словесной инструкции. Упражнения для развития равновесия выполнялись по показу, по словесной инструкции со страховкой воспитателя и самостоятельно: ходьба по доске с приподнятым краем, по гимнастической скамейке и т.д. Подвижные игры базируются на понимании детьми сюжета игр и их правил: «Кот и мыши», «Воробышки и автомобиль», «Самолеты», «День и ночь», «Гуси-гуси» и т.д. Показатели развития к концу третьего года обучения: Дети должны научиться: ) выполнять упражнения по показу, по подражанию и отдельные задания по речевой инструкции; ) ловить и бросать мячи большого и среднего размера; ) передавать друг другу один большой мяч, стоя в кругу; ) метать в цель мешочек с песком; ) ползать по гимнастической скамейке на четвереньках; ) подлезать под скамейкой, воротами, различными конструкциями! и перелезать через них; ) удерживаться на гимнастической стенке и лазать по ней вверх и! вниз; ) ходить по доске и скамейке, вытянув руки в разные стороны, вперед; ) ходить на носках с перешагиванием через палки; ) ходить, наступая на кубы, «кирпичики»; ходить, высоко поднимая колени, как цапля; ) бегать змейкой; ) прыгать лягушкой; ) передвигаться прыжками вперед; ) выполнять скрестные движения руками; ) выполнять некоторые движения по речевой инструкции (руки вверх, вперед, в стороны, за голову, на плечи); ) ездить на трехколесном велосипеде; ) держаться на воде самостоятельно, выполнять по просьбе взрослого некоторые упражнения (подпрыгивать, бросать мяч). Для разработки экспериментальной методики, рациональной организации и проведения простых сюжетных игр посредством сказкотерапии были изучены различные виды памяти у дошкольников 6-7 лет с умственной отсталостью (таблица 2). На занятиях по физическому воспитанию, проводимых по программе, нами была разработана методика с использованием простых сюжетных игр и сказкотерапии, направленная на развитие различных видов памяти у детей. Данная методика реализовывалась как во время занятий по физическому воспитанию, проводимых в спортивном зале, а также использовались игровые элементы сказок во время занятий в группе. Методика данных занятий представлена в таблице 1. Нами были сформированы три последовательных блока: вводный, основной, заключительный, которые отличались поставленными задачами и средствами для их реализации.
Таблица 1. Методика развития памяти у умственно отсталых дошкольников с использованием сказкотерапии
Первый блок - вводный. Продолжительность - 2,5 недели. В него входили простые сюжетные игры не сложные по координации и объему запоминания. Игры проводились на занятиях по физическому воспитанию. Специальные задачи: ) общее развитие ребенка; ) адаптация ребенка к занятиям; ) развитие внимания; ) развитие двигательной, слуховой, зрительной памяти. Использованные простые сюжетные игры для решения этих задач: «Повтори за мной»; «Кто где?»; «Запрещенное движение»; «Следуй по памяти»; «Повтори за звуком дятла». Второй блок - основной. Продолжительность 3 недели. В данный блок входили простые сюжетные игры, но в усложненном варианте. Сложность заключается в большем запоминании количества движений, их координации. Игры проводились на занятиях по физическому воспитанию. Специальные задачи: ) развитие объема двигательной, зрительной и слуховой памяти; ) развитие координации. Использованные простые сюжетные игры и сказки для решения этих задач: «Повтори за мной» «Зоопарк»; «Кто как стоял»; «Прогулка по лесу». Третий блок - заключительный. Продолжительность 2,5 недели. В данный блок входили сказки, которые проводились вне занятий по физическому воспитанию. Специальные задачи: ) развитие двигательной, слуховой, зрительной памяти; ) развитие воображения; ) развитие мышления. Использованные сказки для решения этих задач: «Теремок»; «Репка»; «В гости к колобку». В таблице 1 представлено краткое содержимое каждого из блоков, в приложении - условия и ход проведения игр.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (185)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |