Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сравнение межличностных отношений в журналистских коллективах в России и за рубежом



2020-03-19 197 Обсуждений (0)
Сравнение межличностных отношений в журналистских коллективах в России и за рубежом 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Анализ различных сторон коммуникативной деятельности журналистов позволяет нам подойти к определению функций общения. Первая из них - организация совместной деятельности людей (согласование и объединение усилий для достижения общего результата); вторая - формирование и развитие межличностных отношений (взаимодействие с целью налаживания отношений); третья - познание людьми друг друга. Заметим, что эффективность группового взаимодействия журналистов во многом зависит от точности межличностного восприятия, основывающегося на взаимопонимании партнеров по общению.

Взаимопонимание в общении не дается журналистам в готовом виде. Оно вырабатывается, как показывает практика, в процессе предметно-ориентированных и действенных взаимоотношений. В редакционных коллективах, где люди не могут достичь определенного согласия по тем или иным вопросам, как правило, возникают конфликтные ситуации, и наоборот, там, где личности пытаются найти согласие по спорным проблемам, между ними складывается взаимопонимание.

Впрочем, на практике все эти вопросы решаются неоднозначно, так как у каждого журналиста всегда имеется своя точка зрения на ту или иную проблему. Например, на межличностное взаимопонимание могут отрицательно повлиять и идейные разногласия, происходящие между сотрудниками одной редакции, и отсутствие в редакции здоровой критики и самокритики, и спор по каким-то творческим вопросам, способный привести к открытой конфронтации. При этом в каждом конкретном случае мы можем наблюдать различную реакцию журналистов на ту или иную ситуацию. В процессе совместной деятельности каждый журналист стремится проявить свои индивидуальные качества, и в силу этих различий людям порой бывает трудно наладить взаимоотношения. Но подобное отличие личностей друг от друга не может быть, на наш взгляд, абсолютным по всем психологическим параметрам. Наряду с неповторимыми индивидуальными психологическими особенностями у участников редакционного процесса можно обнаружить типичные и общие характеристики, которые и создают при взаимодействии двух партнеров условия, объединяющие, связывающие их в единое целое. Наиболее общим признаком, включаемым в понятие «совместимость», считается взаимное соответствие психологических свойств работников редакции. Это может быть наличие у журналистов общих творческих интересов, приверженность к каким-то идеям, сходность темпераментов, характеров и т. д. При этом совместимость как феномен общения людей может определяться как процесс и как результат. В первом случае происходит «притирка» характеров, потребностей, мотивов поведения. Во втором результатом совместимости становится удовлетворенность партнеров друг другом (мыслями или чувствами).

Исследования на материале сравнения отечественного (АиФ) и зарубежного («Нью-Йорк Таймс») журналистских коллективов показали, что психологическую совместимость и успех совместной деятельности обусловливают: общность идейных взглядов, моральные качества партнеров, критичность к себе и терпимость к окружающим, полное доверие друг к другу и т. д. Психологическая несовместимость между журналистами может возникнуть тогда, когда личности имеют различные ценностные установки, когда между ними отсутствуют дружеские связи и т. д.

Под срабатываемостью понимается согласование между партнерами индивидуальных стилей работы, навыков их деятельности, хорошее знание своих профессиональных обязанностей. Например, одни журналисты могут заранее организовывать свою деятельность, планируют ее, другие склонны трудиться более стихийно. Одни более оперативны при выполнении редакционных заданий, другие более медлительны. Конечно, в таких ситуациях очень важна координация участников взаимодействия с учетом их индивидуальных особенностей. Поэтому степень срабатываемости свидетельствует, прежде всего, о рациональном распределении труда между журналистами.

Итак, в процессе самоопределения в редакционном коллективе журналисты осуществляют свой межличностный выбор, устанавливают определенные контакты с коллегами по совместной деятельности. Знакомясь с психологическими характеристиками своих будущих коллег, оценивая их профессиональные качества, а также сопоставляя свои идейные взгляды с позицией группы, личность избирательно подходит к выбору своих партнеров. Являясь объектами и субъектами общения, журналисты познают друг друга, определяя для себя, с кем из партнеров они психологически совместимы, а с кем - нет, с кем могут сработаться, а с кем - нет. От успешности в налаживании межличностных контактов во многом зависит слаженность работы редакционного коллектива.

Творческое самораскрытие личности зависит от многих факторов. Прежде всего, как мы убедились, от условий творческой работы в редакционном коллективе. При этом, как показывает практика, совершенствование деятельности редакционного коллектива непосредственно влияет и на развитие творческой индивидуальности журналиста. Подобного рода взаимосвязь отдельной личности с профессиональной группой представляет на практике диалектическое единство и обусловлена как объективными, так и субъективными факторами, формирующими цели совместной деятельности и межличностные отношения в редакционном коллективе.

Взаимосвязь индивидуального результата журналистской деятельности с коллективным продуктом редакции подразумевает объединение газетчиков вокруг общих целей деятельности. В данном случае актуальным представляется решение проблемы интериоризации общих задач в индивидуальные. Как подтверждают наши наблюдения, если цели редакционного коллектива не осмыслены и не приняты журналистами как свои личные, их труд будет носить больше исполнительный, а не творческий характер. Поэтому столь важно осознание каждой личностью общих задач коллектива, видение их ближайших результатов, а также путей их достижения. Только в этом случае становится возможным гармоничное взаимодействие журналистов вокруг основных целей издания.

В редакционном коллективе в любой стране межличностные, профессиональные и творческие контакты между журналистами опосредуются различными нормами профессиональной деятельности. Среди них особо выделяются профессиональные, правовые и этические. Все эти виды норм используются не только для регламентации внутриредакционного поведения журналистов, но и для преобразования межличностных отношений в нормативные.

Кроме норм к элементам группового сознания отнесены знания, ценности и традиции. Все они входят составной частью в структуру сознания каждого члена группы, определяя и регулируя поведение личности, способы ее участия в реализации различных видов деятельности. От уровня и развития профессиональных знаний журналистов, от тех ценностей и традиций, которые культивируются в той или иной редакции, зависит и саморазвитие самого коллектива.

Творческое взаимодействие журналистов в редакционном коллективе мы рассмотрели на уровне сотрудничества и соперничества. Творческое сотрудничество предполагает разделение и объединение различных видов труда и операций по выпуску печатного издания. Все это обусловливает, с одной стороны, дальнейшее углубление специализации журналистов, а с другой - ориентирует журналистов на расширение их поля деятельности, на приобретение универсальных знаний, умений и навыков. В процессе творческого сотрудничества профессионалы взаимообогащают друг друга. Соавторство - один из видов сотворчества журналистов. Оно способно расширить творческие горизонты сотрудников газеты, раскрыть в новом качестве их творческий потенциал. Другая форма взаимодействия журналистов - творческое соперничество. На практике, как мы увидели, данная форма взаимодействия способствует активизации деятельности сотрудников редакции, возбуждая в них творческую энергию и инициативу.

Работа журналиста над конкретным произведением и в РФ и на Западе имеет стадиальный характер и подчиняется определенным закономерностям. Журналист находится в творческом поиске, начиная от темы будущего произведения и кончая его композиционным решением. Исходя из индивидуальных особенностей, каждый профессионал вырабатывает свои методы работы, приемы сбора информации, стиль подачи материала, использование тех или иных художественно-выразительных средств и т.д. Характер той или иной творческой стадии зависит не только от индивидуальных особенностей творца, но и от стоящих перед ним задач, целей деятельности, сложности отображаемого объекта. Все это в совокупности и предопределяет протекание творческого процесса, в который включен журналист. Освоение тех или иных технологических приемов, которые аккумулируются в практической журналистике, - лишь первая ступень на пути к профессиональному мастерству. Только на практике отшлифовывается индивидуальный стиль, оттачивается перо, приобретаются определенные навыки и умения, позволяющие успешно заниматься журналистской деятельностью.

Помимо технологической стороны деятельности журналиста мы рассмотрели различные содержательные и формообразующие элементы журналистского произведения. Анализ различных содержательных элементов показал, что в основе журналистского творчества лежит не только документальное отображение действительности, но и ее художественное моделирование. Диалектика взаимодействия этих двух начал обусловливает широкие возможности в постижении реальной жизни во всей ее многоплановости. При этом доминирующей формой выступает документальное отображение объектов и явлений мира. Образы публицистики обладают синтетической природой. С одной стороны, в них сильно чувственно-эмоциональное начало, а с другой - логико-понятийное. Образная инфраструктура публицистического произведения имеет тенденцию к постоянному расширению и обновлению.

Многообразие содержательных элементов обусловливает «полифоничность» композиции журналистского произведения, которая, как мы убедились, обладает внутренней неоднородностью, пестротой композиционного рисунка каждого отдельного произведения, обилием композиционных структур и приемов построения. Несмотря на различные композиционные принципы построения произведения, можно констатировать, что композиционные формы обусловлены содержанием. При этом выбор композиционных форм зависит от замысла и целей произведения, а также от конкретного жанра журналистики.

Глобализация СМК в значительной мере связана с проблемами собственности и контроля ведущих мировых средств медиа. Характерной чертой современного рынка СМК является то, что на нем все более значимую роль имеют транснациональные субъекты, рассматривающие мировые медиа как некоторое единое пространство. При этом, собственно национальные СМК, продолжая выполнять важные функции, испытывают возрастающую зависимость от мирового медиа рынка.

Наиболее развитыми мировыми рынками медиа являются рынки звукозаписи, производства фильмов и книгоиздания. Мировой рынок звукозаписи характеризуется наиболее высоким уровнем концентрации и контролируется ограниченным числом игроков. Практически все из этих компаний являются составными частями ведущих мировых медиа конгломератов. То же относится к мировой киноиндустрии.

Ведущими игроками на мировом медиа рынке являются кампании, находящиеся в США. Их лидерство определяется целым рядом факторов. Важным является развитость и величина самого медиа рынка США, что позволяет успешно применять в мире заранее «отработанные» маркетинговые стратегии.

Формирование глобальных медиа невозможно представить без рекламы, являющейся неотъемлемой частью мирового рынка. Для рекламного рынка, также как и для рынка медиа характерным был процесс укрупнения, формирования мировых рекламных конгломератов. Ведущие рекламные группы образуют конгломераты с наиболее мощными агентствами, обеспечивая своих клиентов средствами корпоративного лоббирования, влияния на журналистские круги и управления общественным мнением практически по всему миру. Все это связано необходимостью выполнения бизнес задач ТНК по продвижению своих товаров на рынок в мировом масштабе

Редакционный коллектив - это динамичная саморазвивающаяся система, процесс управления которой происходит в соответствии с определенными правилами и с использованием различных методов управления, в особенности, на принципах единства самоорганизации и организации, саморегулирования и регулирования, самоуправления и управления, внутренней и внешней флуктуации.

Существует циклический характер процесса управления редакцией. Совокупность этапов этого процесса называется управленческим циклом. При этом необходимо иметь в виду двоякость редакционных процессов, особенно ярко выраженных в «АиФ», где управленческий цикл делится на две части - собственно журналистскую (сбор информации, ее анализ, написание статей, вёрстка, корректура и т.п.) и деятельность по обеспечению бесперебойной работы коллектива (экономические, хозяйственные вопросы, работа с региональными представительствами, реклама, маркетинг и PR и т.д.).

Для массмедийного менеджмента необходимо мотивационное управление, которое заключается в побуждении, стимулировании творческих работников через создание для этого материальных, моральных, социальных, административных и других стимулов. Мотивация необходима для продуктивного выполнения принятых решений и как следствие, оптимизации взаимоотношений коллектива и руководства.

Для достижения успеха нужно учитывать и применять не только общие стимулы, характерные для большинства служащих (достойная зарплата и продвижение по службе), но и находить к каждому индивидуальный подход, создавать условия для реализации профессионального и творческого потенциала конкретного работника.

В современных концепциях управления СМИ можно выделить две традиции: англосаксонскую, при которой делается акцент на управление денежными потоками и персоналом медиакомпаний, ведущее в результате к созданию соответствующих стратегий и вытекающих из них решений в сфере управления персоналом; восточноевропейскую, при которой политическая власть сохраняет за собой значительную степень влияния на деятельность СМИ. Подобная практика, однако, не является исключительно восточноевропейским опытом: во многих азиатских и латиноамериканских странах, из-за отсутствия прозрачности в медиабизнесе, предприятия СМИ часто не ориентируются на финансовый успех, а выступают неявными рупорами корпоративных интересов.

Наличие названных традиций - это отражение доминирующих экономических моделей. В первом случае речь идет о рынке и конкуренции, создающих в политической сфере несколько центров силы. Во втором случае - это наличие монопольного центра силы, интегрирующего политическую и экономическую власть. Вертикаль власти в обществе обеспечивается вертикалью в экономике, и в СМИ складывается более очевидная - вертикальная парадигма управления.

Информационно-технологическую основу массмедийной контрэтики составляет журналистский произвол: в авторском понимании он трактуется как форма профессионального поведения работника прессы в непосредственном общении или текстуальном оформлении, при которой оно не согласуется ни с нормами морали, ни с интересами общества. Такое проистекает в результате либо забвения, либо небрежения, либо непонимания миссионерской роли журналистики, когда в ее поле максимизируется принцип свободы и, наоборот, минимизируется принцип ответственности. Что и наблюдается в пореформенной России.

В первую очередь, журналистский произвол противостоит главной этической составляющей массмедийной деятельности, связанной с выполнением работником прессы конституционного долга перед гражданами страны, который невозможно в полной мере реализовать без строгого соблюдения норм профессионально-нравственного поведения в паре взаимоотношений «журналист - аудитория». Особую значимость здесь имеет следование принципу правдивости и объективности, связанному с отображением действительности путем передачи точной и исчерпывающей информации, идущей не сверху - от элиты, а снизу - от массы: «Первоочередная задача журналиста - обеспечить право граждан на достоверную и объективную информацию через правдивое освещение происходящих событий, когда факты освещаются в их собственном контексте, с указанием связей различных явлений и без искажений, будучи творчески обработаны журналистом. В этом случае общественность имеет возможность формирования картины реально происходящих событий через доступ к достоверной информации, в которой корни и природа событий, процесс развития и нынешнее состояние фактов отражены максимально объективно.

Трансформация культурных ценностей, обусловленная сменой эпох, и современные тенденции в социальной сфере естественным образом повлияли на деятельностную природу журналистики. Деятельность, имевшая в своей основе духовное и творческое начало, характеризовавшаяся чувством ответственности публициста в XIX веке, трансформировалась в журналистику, которая включена в рыночные отношения и сегодня рассматривается с позиций потребительства. Такое понимание журналистики сформировалось во многом под влиянием Запада. Но оно связано еще с традициями СМИ, национальным характером, с ситуацией, которую сегодня переживает Россия.

Развитие деятельности журналиста как социокультурного феномена обусловили: потребительская культура, сформировавшаяся в обществе; явление «нового журнализма»; воздействие зарубежной культуры; раскол общества, связанный с переходом социальной системы из одного состояния в другое. Следствием всех этих процессов стало: изменение профессионального сознания, ценностей, приоритетов деятельности в журналистике, развитие и существование различных профессиональных установок (парадигм профессиональной деятельности); разделение журналистского сообщества; изменения жизненных стратегий - установка на высокий уровень жизни; «светский» образ жизни.

Образ современного российского журналиста складывается из умения приспосабливаться к стремительно меняющейся ситуации в обществе и СМИ. Этот образ характеризуют такие черты, как:

1. Управление информацией и аудиторией (воздействие, транслирование управленческих программ, исполнение воспитательной функции журналистики). Эти черты присущи в большей степени журналистам старшего поколения.

Следующие группы черт можно наблюдать у журналистов нового поколения.

2. Прагматизм (манипулирование действительностью, ориентация на потребление, а не на созидание, пересмотр ценностей профессии, изменение духовности человека, поиск сенсации, спекуляция, неориентированность на конечный результат, выполнение, преимущественно развлекательной функции журналистики).

3. Упрощенность подходов (поверхностность показа сути проблемы, дилетантизм, отсутствие анализа, нечеткость мысли, однонаправленность, минимизация творчества, вульгаризация).

. «Светский» образ жизни (высокий социальный статус, броская внешность).

Эти качества определены временем. Но сохранились важные качества, характеризующие разные поколения журналистов и положительно влияющие на журналистику:

. Стилистический талант (совершенствование литературной нормы языка СМИ).

. Умение понимать факты и интерпретировать мнения и комментарии (быть очевидцем, летописцем истории).


Заключение

 

Основные выводы по работе:

.   Определена сущность межличностных отношений. Межличностные (человеческие) отношения - совокупность взаимодействий между индивидами, составляющими общественную иерархическую лестницу. Человеческие отношения преимущественно основаны на связях, существующих между членами общества благодаря разным видам общения: в первую очередь визуальному (или невербальным связям, которые включают в себя как внешний вид, так и телодвижения, жесты), лингвистическому (устная речь), аффективному, а также языкам, построенным в результате развития сложных обществ (экономических, политических и т. д.).

.   Установлены особенности межличностных отношений в журналистских коллективах. Формирующее влияние творческого коллектива, усилия которого направлены на занятия искусством, во многом зависит от того, в какой мере цели и задачи коллектива осознаны его членами и воспринимаются ими как свои личные. Органическое единство личного и общественного рождается в процессе коллективной творческой деятельности, когда общая цель объединяет не только усилия всех участников в направлении достижения этой цели, но и определенным образом формирует их взаимоотношения, корректируя индивидуальные проявления каждого таким образом, чтобы в результате объединения группа в целом действовала бы наиболее эффективно и результативно. В процессе творческой работы формируются и развиваются такие качества личности, как чувство ответственности за порученное дело, умение прислушиваться к мнению большинства, исходить из общих интересов, творческая активность, желание помочь своим коллегам, объединить усилия, способность подчиняться требованиям коллектива, ограничивая свои собственные желания и претензии. Таким образом, творческий коллектив можно определить как высокоорганизованную группу, в которой все участники объединены общими ценностями, целями и задачами творческой деятельности, значимыми для группы в целом и для каждого ее члена в отдельности. Необходимо подчеркнуть, что межличностные отношения в творческом коллективе опосредуются общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности. Для журналиста «творческое состояние - состояние взаимодействия с другим человеком, который становится «источником» информации». Без постоянного контакта с другими людьми нет профессионального роста. Общая коммуникативная компетентность, или просто умение общаться, является показателем социально-психологической приспособленности любого человека. Журналисту она необходима больше, чем кому-либо, поскольку это связано с общественным характером его деятельности. И тем не менее от 50 до 70 % журналистов испытывают те или иные трудности в процессе общения с коллегами по работе, с людьми при интервьюировании, при работе с источниками информации и документами, при наблюдении за ситуацией в процессе знакомства с объектом своего внимания. Журналист приобретает профессиональный опыт, повседневно овладевая искусством общения, ведь большую часть своего времени он тратит на общение с героями своих будущих произведений. Журналистика многопрофильная профессия, и каждая из специальностей - репортер, аналитик, обозреватель, ведущий ток-шоу, модератор и т. д. - имеет свои особенности, требует определенной совокупности качеств. На межличностные отношения в журналистском творческом коллективе оказывает влияние совокупность факторов внешней и внутренней среды организации. Факторы внешней среды включают факторы косвенного (экономические, политические, демографические и др.) и прямого (органы законодательной власти и местного самоуправления, информационный рынок) воздействия. К факторам внутренней среды относятся организационная культура, условия труда, система стимулирования и мотивации на труд, социально-психологический климат и уровень социальной защищенности персонала.

.   Введено понятие журналистской этики в коллективе. Это этика тех, кто пользуется информационными средствами в своей профессиональной деятельности, которая затрагивает тот или иной круг общественности; в широком смысле к этой сфере принадлежат так же редакции и издательства вместе с техническими центрами, поддерживающих работу журналистов или редакций.

.   Проведено сравнение межличностных отношений в журналистских коллективах в России и за рубежом. Структура трудового коллектива организаций СМИ включает управленческий, творческий и производственный персонал. Эти отличия обусловливают необходимость разработки научно-методического обеспечения путей совершенствования социального управления с целью обеспечения конкурентоспособности организации СМИ на информационном рынке. Эти закономерности, определяющие особенности межличностных отношений, справедливы и для России, и для развитых стран. Единственной отличительной особенностью межличностных отношений в творческих коллективах отечественных СМИ является то, что в постсоветской среде «Мы-общность» журналистов сформировалась заново в изменившихся условиях - почти полностью поменялся состав корпорации. С профессией люди отождествляли себя эмоционально. Постперестроечное время предъявило более жесткие требования к профессионализму, и практический компонент идентичности является доминирующим: чем квалифицированнее и успешнее журналист справляется с профессиональной деятельностью, тем сильнее его идентичность.


Список использованной литературы

 

.Абельс X. Романтика, феноменологическая социология и качественное социальное исследование // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Т. 1. № 1.

.Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М.: Универс, 1993. Бурдье П. Начала. М.: Социологос, 1994.

.Анастази А. Психологическое тестирование. Книга 1. -М.: Просвещение. 2007. -574с.

.Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Изд-во Аспект-Пресс. 2008. -376с.

.Андрунас Е.Ч. Информационная элита: корпорации и рынок новостей. М., 1991.

.Аникеев Н.П. Психологический климат в коллективе. - М.: Просвещение. 2009. -319с.

.Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. - С-Пб. : Изд-во ЛГУ. 2008. -241с.

.Болотова Л.Д. Американские массовые газеты конца XIX - начала XX в. и движение «разгребателей грязи» // Вестник Московского университета. 1970. №1.

.Волков В.В. О концепции практик(и) в социальных науках //Социологические исследования. 1997. №6.

.Волков И.П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях. - С-Пб.: Изд-во ЛГУ. 2008. -204с.

.Геевский И.А., Сетунский H. К. Американская мозаика. М., 1991.

.Гурвич И. Американская печать // Периодическая печать на Западе. СПб, 1994.

.Дзялошинский И. Российский журналист в посттоталитарную эпоху. М.: Восток, 1996.

.Донцов А.И. Психология коллектива. - М.: Изд-во МГУ. 2006. -168с.

.Еникеев М.И. Социальная психология: Учебник для вузов. -М.: «Издательство ПРИОР». 2009. -160с.

.Живейнов H.И. Капиталистическая пресса США. M., 1956.

.Журавлев А.Л. Факторы формирования стиля руководства производственным коллективом // Социально-психологические проблемы производственного коллектива. - М.: Наука. 2007. -109с.

.Занковский А.Н. Организационная психология: Учеб. пособие для вузов по специальности «Организационная психология». - М.: Флинта: МПСИ. 2008. -648с.

.Запрудский Ю.Г. Социальный конфликт. - Ростов н/Д.: Феникс. 2009. -340с.

.Засурский Я.Н., Колесник С.Г., Свитич Л.Г., Ширяева А.А. Журналисты о правах и свободах личности и средств информации (российско-американское исследование) // Вестник МГУ. Сер. 10. Журналистика. 1997. № 3 (начало), № 5 (окончание).

.Засурский Я.Н., Колесник С.Г., Свитич Л.Г., Ширяева А.А. Журналист: российско-американские социологические исследования. М.: Эслан, 1998.

.Качанов Ю.Л., Шматко Н.А. Социальная идентичность как базовая метафора рефлексивного жизнеописания // Социальная идентификация личности. М.; РАН, 1993.

.Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. - Минск, Изд-во БГУ. 2009. -284с.

.Комисарова Т.А. Управление человеческими ресурсами. - М.: Изд-во «Аспект-Пресс». 2007. -310с.

.Конфликтология: Учебник для вузов /Под ред. В.П. Ратникова. -М.: ЭКСМО-ПРЕСС. 2006. -376с.

.Краткий психологический словарь / Ред.-сост. Л.А. Карпенко; Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Т. Ярошевского. -Ростов н/Д.: Феникс. 2009. - 512с.

.Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы: Учеб. пособие для вузов. - М.: Издательство «Аспект-Пресс». 2009. -318с.

.Крысько В.Г. Социальная психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. -М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС. 2008. - 448с.

.Кугель В.Р. Очерки издательского и полиграфского дела. M., Л., 1991.

.Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. -СПб.: Питер. 2006. -269с.

.Леденева А. Личные связи и неформальные сообщества: трансформация блата в постсоветском пространстве // Pro et Contra. 1998, № 1.

.Лефф Л. «Похороненные «Таймс»: Холокост и самая важная газета Америки». М., 2004.

.Машков В.Н. Психология управления. - М.: ЭКСМО-ПРЕСС. 2008. -254с.

.Моргунов Е.Б. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение. -М.: «Бизнес-школа «Интел-Синтез». 2009. -262с.

.Морено Я.Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе / Пер. с англ. - М.: Академический Проект. 2005. -320с.

.Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн.1: Основы общей психологии. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2009. -688с.

.Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. -Кн.3: Психодиагностика: Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. -М.: ВЛАДОС. 2008. - 632с.

.Новиков В.В. Социальная психология: феномен и наука. -М.: Изд-во Института Психотерапии. 2007. -344с.

.Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. - Киев: Наука. 2006. -191с.

.Обозов Н.Н., Обозова А.Н. Три подхода к исследованию психологической совместимости // Райгородский Д.Я. Психология семьи: Учебное пособие для факультетов психологии, социологии, экономики и журналистики. - Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М». 2007. -521с.

.Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. - М.: Изд-во МГУ. 2008. -304с.

.Ольшанский В.Б. Личность и социальные ценности. - М.: Просвещение. 2008. -339с.

.Основы профессионального психофизиологического отбора / Н.В. Макаренко, Б.А. Пухов, Н.В. Кольченко и др. - Киев: Наука. 2007. -244с.

.Панфилова А.П. Игротехнический менеджмент. Интерактивные технологии для обучения и организационного развития персонала: Учебное пособие. -СПб.: ИВЭСЭП, «Знание». 2009. -536с.

.Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива. Пути и методы изучения. - С-Пб.: Наука. 2009. -370с.

.Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М.: Знание. 2008. -384с.

.Плотинский Ю.М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов. - М.: ВЛАДОС. 2009. -362с.

.Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология. - СПб.: Питер. 2009. -468с

.Психология конфликта /Сост. и общая редакция Н.В. Гришиной. - СПб.: Питер, 2007. -409с.

.Психология управления персоналом / Под ред. А.В. Батаршева. - М.: ЮНИТИ, 2007. -624с.

.Психотерапевтическая энциклопедия /Под ред. Б.Д. Карвасарского. -СПб.: Питер. 2008. -720с.

.Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: Учебник для студ. вузов. - М.: Изд-во «Аспект-Пресс». 2006. -285с.

.Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом / Под ред. А.А. Бодалева, А.А. Деркача, А.Г. Лаптева. -М.: Изд-во Института Психотерапии. 2008. -640с.

.Рождественская Н.А. Роль стереотипов в познании человека человеком // Вопросы психологии. 2009. №4. С.34-37.

.Розанова В.А. Психология управления. Учебное пособие. -М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез». 2008. -400с.

.Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности / Под ред. И.В. Дубровиной. -М.: Просвещение. 2007. -128с.

.Самоукина Н.В. Управление персоналом. -М.: Изд-во «Аспект-Пресс». 2007. -236с.

.Свенцицкий А.Л. Психология управления организациями. -СПб.: Изд-во СПбГУ. 2009. -427с.

.Социальная психология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. А.М. Столяренко. -М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2007. -543с.

.Управление персоналом / Под ред. Т.Ю. Базарова. -М.: ЭКСМО-ПРЕСС. 2007. -560с.

.Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. -М.: Изд-во «Аспект-Пресс». 2009. -508с.

.Штроос В.А., Меланьина А.А. Референтные отношения в группе как фактор организационных изменений // Вопросы психологии. №3. 2008. С.70-75.

.Ядов В.А. Социальная идентичность и изменение ценностного сознания в кризисном обществе. Методология и методика измерения социальной идентичности. М.: Ин-т социологии РАН, 1992.

.Ярошевский М.Г. Психология бессознательного - М., 2006. - 174с.



2020-03-19 197 Обсуждений (0)
Сравнение межличностных отношений в журналистских коллективах в России и за рубежом 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сравнение межличностных отношений в журналистских коллективах в России и за рубежом

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (197)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)