Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности межличностных отношений в журналистских коллективах



2020-03-19 200 Обсуждений (0)
Особенности межличностных отношений в журналистских коллективах 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Менеджмент периодического издания является сущностной составной частью информационного менеджмента, который, в свою очередь, является специальным менеджментом. Обосновывается, что объектом редакционного менеджмента выступают отношения внутри коллектива СМИ, а маркетинг средства массовой информации - это часть информационного маркетинга, который учитывает отношения СМИ и общества.

СМИ и журналистика выполняют информационные заказы от общества и государства, от учредителей, владельцев медиа-холдингов, являются для них объектом информационной власти и информационно-технологическим инструментарием информационной политики. С другой стороны, СМИ являются субъектом политической системы общества, они соуправляют информационно-политическими коммуникациями. При этом, журналистская деятельность и журналистская информация обладают своей спецификой. Производство журналистской информации имеет все признаки материального производства, в котором есть специфические черты - она удовлетворяет духовные потребности человека. Менеджмент периодического издания опирается на ряд принципов, присущих журналистской деятельности: разделение труда в редакции, объединение результатов труда для выпуска издания, единоначалие. А главное - на принцип служения интересам народа, гражданского общества, национальным интересам России.

Как свидетельствует мировая практика и наука, в экономике объективно проявляется культурная, духовная, социально-психологическая детерминация или детерминизм прямой и обратной связи. Это означает, что наряду с экономическим детерминизмом различных сфер жизни общества, существует взаимообратное влияние политики, культуры, этики, духовности на экономику. Отсюда критерии: единства экономической, социально-культурной, духовной и информационной идентичности.

Информационная сфера, также как и другие сферы общественной жизни, в частности  политика, предполагает наличие ее связей и отношений с этими другими сферами. Редакционный менеджмент, являясь составной частью информационного менеджмента, формируется как необходимость управления экономикой СМИ. Однако, решение экономической, рыночной проблемы объективно выводит исследователей при ее изучении на политику, на политическую, культурную и духовную сферы жизни общества.

Сущностные черты редакционного менеджмента, как и информационного менеджмента вытекают из закономерностей взаимодействия экономики и политики, экономической и политической власти, государства и гражданского общества. В конечном счете, редакционный менеджмент направлен на развитие, обслуживание и управление процессами, обеспечивающими это взаимодействие и реализацию политической коммуникации.

При управлении персоналом редакционный менеджмент, решая экономические проблемы, должен учитывать, что большая часть ответственности за развитие ментально-креативного уровня мышления масс и, затем, адекватность формирования массового сознания в очень значительной мере лежит прежде всего на деятельности СМИ.

Лишь экономических критериев для оценки эффективности редакционного менеджмента недостаточно. Исходя из диалектического единства проявления объективных связей во взаимодействии власти и общества, экономики и политики, он показал: критерии эффективности редакционного менеджмента носят комплексный характер. Критериями оценки массмедийного менеджмента в данном измерении являются: единство информационной власти (которая в политологии выделяется в особый вид власти) и «духовной власти», степени развития информационной демократии, информационной культуры у субъектов данных видов власти и в особенности у населения.

Синкретизм маркетинговой и креативной деятельности средств массовой информации понимается автором как соединение, нерасчлененность экономической и творческой деятельности коллективов СМИ.

Органическая слитность маркетинговой и креативной деятельности средства массовой информации обусловлена единством информационного и редакционного менеджмента и маркетинга, необходимостью единства экономической, духовной, политической и других сфер жизни общества.

Находясь под влиянием структурных социально-экономических перемен, отечественные средства массовой информации вынуждены постоянно учитывать влияние внутренних и внешних факторов, корректировать свою деятельность по содержанию и формам подачи информационного продукта.

В настоящее время многие СМИ зависят от рекламодателей, от финансовых поступлений за рекламу. Так, полученные в результате активной рекламной деятельности сверхприбыли, первоначально сулившие некую политическую и экономическую независимость СМИ, обернулись жесткой зависимостью их от рекламодателей.

Управляющая система издательства представлена определенным аппаратом управления, который подразделяется на обособленные части - органы управления. Таким образом, структура управления издательством - это определенная совокупность взаимосвязанных органов управления, расположенных на различных ступенях системы и обеспечивающих ее функционирование в целом. Эффективное управление без четко продуманной структуры практически невозможно, а периодическая потребность в корректировке структурных схем вполне очевидна.

Основными требованиями, которым должна соответствовать рациональная организационная структура издательства, являются:

обеспечение эффективного достижения основных производственных и организационных целей;

формирование полного взаимодействия всех элементов структуры;

адекватное реагирование на изменения внешней среды.

Рационально созданная структура системы управления в значительной мере определяет ее эффективность, так как обеспечивает устойчивость связей между множеством составляющих компонентов объекта управления и обеспечивает целостность системы. Она связывает отдельные элементы системы в единое целое, существенно влияет на планирование работы издательства, на оперативное управление, на способы организации работ и их координацию, дает возможность измерять и сравнивать результаты издательской деятельности каждого звена системы. Структура влияет и на технологию управления, от которой в значительной степени зависит успешное решение задач рационального распределения информации, использования управленческой техники при подборе и расстановке кадров. Ошибки в структуре управления приводят к снижению не только эффективности системы управления, но и всей организационной системы в целом; структура следует за стратегией и должна чутко реагировать на ее изменения. Управление на издательских предприятиях может осуществляться при помощи различных структур. Наиболее часто встречающимися являются дивизиональная, пирамидальная, плоская структуры и пресс - группы.

Дивизиональная структура управления издательством основывается на стремлении повысить уровень самостоятельности управления и работы различных подразделений коллектива. Каждому из них - отделу редакции, ее технической или коммерческой службе - передается управление его коллективом, планирование деятельности, контроль за ее результатами и, что важно, бюджетирование и реализация бюджета. К основным достоинствам дивизиональной структуры можно отнести: предоставление большей самостоятельности дивизионам издательства; увеличение инновационной активности сотрудников; не вмешательство руководства издательства в процесс решения задач. Вместе с тем, дивизиональная структура обладает целым рядом существенных недостатков, в числе которых: повышенная ответственность руководителей и работников каждого дивизиона за свою деятельность; наличие только общего итогового контроля за издательской деятельностью; отсутствие быстрой взаимосвязи между дивизионами при решении текущих проблем издательства; постановка руководством издательства только общих конечных задач.

В начале своего развития многие издательства использовали пирамидальную структуру управления, которая была распространенна в 90-е годы. В ней были как достоинства: обеспечение полного разделения труда в коллективе; единоначалие управления на всех уровнях; высокая ответственность сотрудников за выполненную работу, так и недостатки: громоздкость, дублирование обязанностей, медленное прохождение информации по подразделениям для управления коллективом и выпуска издания. Со временем последний недостаток стал сказываться на конкурентоспособности изданий самым отрицательным образом. Для прохождения оригинал-макетов будущих публикаций снизу - вверх (от авторов и рекламодателей к редактору) требовалось значительное время. Это снижало оперативность выхода информационных и рекламных сообщений на газетные полосы и увеличивало путь рекламной информации к ее потребителям, что, в свою очередь, не устраивало рекламодателей. К тому же в ходе постоянной правки оригиналов на каждом уровне подаваемая рекламодателями информация подвергалась искажению и могла выходить на газетную полосу в неточном или не полном формате.

Образование издательского объединения, включающего в себя несколько однотипных изданий, называется пресс - группой. Пресс - группа это перспективное направление изменения структуры издательского коллектива, которое успешно действует во многих зарубежных странах. Пресс - группа содержит такие положительные факторы, как: единое информационное и экономическое обеспечение всех периодических изданий входящих в группу; четкий контроль за выполнением поставленных задач; уменьшение расходов, связанных с подготовкой информации; уменьшение количества сотрудников редакции; повышение оперативности поступления информации. В то же время стоит отметить несколько отрицательных факторов пресс - группы, таких как: увеличение интенсивности работы сотрудников; возможность работать только с однотипными изданиями; наличие тематических специализированных знаний у сотрудников издательства, многоуровневость (корреспонденты, диспетчеры, редакторы, ведущие редакторы).

Современные условия и тенденции, которые складываются на издательском рынке, говорят о необходимости применения такой структуры управления издательством, которая бы могла работать при условии двух противоречащих друг другу характеристик. С одной стороны, структура должна быть стабильной и сохранять свои основные элементы, но, с другой стороны, она должна быть достаточно гибкой и быстро реагировать на изменения. Достижение такого взаимодействия возможно при помощи следующих действий:

укрупнение отделов издательства;

упразднение не рентабельных отделов;

создание отделов смешанного типа (например, рекламно-аналитического);

уменьшение количества уровней в организационной структуре;

увеличение компетентности сотрудников;

сокращение лишних должностей и т.д.

Свободной от большинства указанных выше недостатков является плоская структура управления издательством, которая позволяет упросить весь процесс управления редакционным коллективом, ускорить процесс принятия решений, направленных на повышение оперативности информации, получаемой читателями издания.

Основными достоинствами плоской структуры являются:

минимизация пути прохождения управленческой информации к каждому сотруднику;

сокращенный путь прохождения рекламного текста на газетную полосу;

мобильность в принятии срочных решений, определяемых изменениями внешней среды;

разумная экономия ресурсов;

уменьшение сотрудников редакции за счет повышения уровня их компетентности;

отсутствие дублированности обязанностей сотрудников;

увеличение материальной мотивации сотрудников;

ликвидация ряда операций, связанных с выпуском издания и использованием новой техники.

Исходя из всего этого, можно утверждать, что сложившиеся в профессиональном сознании журналистов ценностные ориентиры не поддерживаются актуальной практикой. Такая тенденция связана, прежде всего, с тем, что в постсоветском пространстве перед российскими журналистами остро встала проблема, связанная с необходимостью профессиональной, духовной, социальной, политической идентификации. Работники средств массовой информации должны были самостоятельно определить линию своего профессионального поведения. Сложившееся положение с самопроизвольной идентификацией размыло существовавшую прежде советскую модель профессионализма, но и не послужило созданию новой целостной нормативной модели. В результате профессиональное сознание журналистов, потерявшее основание для корпоративной консолидации, «распалось».

Прошедшее после этого десятилетие основным своим результатом имеет то, что российская журналистика так и не определилась с выбором ведущей модели профессионализма. В корпусе журналистов сосуществуют разные, подчас взаимоисключающие представления на этот счет. В профессиональном сознании и на практике реализуются три альтернативные функции СМИ в обществе. Это управленческая функция, которая осуждается прогрессивно настроенными критиками, коммерческая функция, побеждающая сегодня в мире масс-медиа, и социально-объединяющая, гуманитарная функция.

Управленческая и коммерческая функции журналистики сегодня проявляются в поведении журналистов более отчетливо. Это подтверждают и результаты их профессиональной деятельности в виде текстов. Зависимость от власти, коммерции, хозяина не позволяют журналисту высказывать свою точку зрения.

Гуманистическая функция журналистики представлена нормативной парадигмой. Исследование показывает, что она существует в индивидуальной ценностной ориентации многих региональных журналистов. Таким образом, в их сознании происходит соперничество обозначенных подходов, в каждый данный момент побеждает и господствует в профессиональном сознании журналистского сообщества какая-то одна из них. Многие наши респонденты, увязывая профессионализм и талант, вкладывали в последнее понятие достаточно прагматичный смысл, уходя от такой его традиционной составляющей как «литературное дарование» и приветствуя предприимчивость, технологичность поведения работника. В то же время более семидесяти процентов опрошенных руководителей средств массовой информации декларируют в качестве основы журналистского профессионализма именно талант, призвание и нравственную позицию. Эта точка зрения характерна, прежде всего, для представителей старшего поколения. Ими использовались такие понятия как «самореализация», «служение людям», «возможность сказать то, что не могут другие», «преданность профессии». Ведущий мотив выбора профессии для многих из них - это призвание.

Гуманистическая ориентация работников СМИ проявляется также в виде неодобрения существующих тенденций в рыночной журналистике, в виде осуждения практики манипулирования общественным мнением, клеветы и стяжательства. Однако эти позиции остаются скрытыми, имеют формат «личного мнения», не влияющего на реальные действия субъекта высказывания. Респонденты подтвердили, что нередко приходится поступать «вопреки совести».

В то же время латентное бытование гуманистической ценностной ориентации свидетельствует, что проблема повышения профессиональной культуры российского журналиста должна решаться с опорой именно на личностный фактор, что именно личность работника СМИ, а не корпоративное сознание журналистов, является тем «плацдармом», на котором возможно отстаивание ценностей общественной профессии, включенных историей в ряд человеческих добродетелей. Мировоззрение, самосознание отдельного журналиста влияют на состояние профессии, определяют ее роль в обществе и принципы функционирования.

В журналистских коллективах межличностные отношения зависят от профессиональной морали и уровня коммуникативной компетентности руководителя.

Профессиональная мораль представляет собой конкретизацию общих норм нравственности применительно к особенностям того или иного вида деятельности. Поэтому любая профессиональная этика первым долгом изучает конкретные условия реализации общих нравственных требований в зависимости от своеобразия социальной роли представителя той или иной профессии.

Как известно профессиональная мораль регулирует поведение работника в трудовом процессе. При том, что круг и содержание его обязанностей меняются вместе с разделением труда, научно - техническим процессом и кардинальными социальными сдвигами, есть среди них и устойчивые, непреходящие элементы. Во-первых, это обязанности по отношению к самому трудовому процессу, во - вторых, к другим его участникам и в - третьих, касающиеся взаимодействия с обществом в целом. Нравственные отношения такого рода присутствуют в любой трудовой деятельности, какую бы профессиональную форму она не принимала и в каких бы социальных условиях ни протекала. Они образуют каркас того, что принято обозначать понятием «трудовая мораль». Преломляясь сквозь профессиональную призму, требования трудовой морали приобретают новый статус. Профессиональное разделение труда ведет к их детализации. Таким образом, мораль трудовая конкретизируется в мораль профессиональную.

Профессий, для которых нравственные отношения входят в саму плоть трудовой деятельности, немного. В профессиях такого рода моральный выбор становится для специалиста постоянным спутником, а главные технологические операции приобретают характер поступка. И одной из таких профессий является журналистика. Ее главным принципом поведения является: правдиво и оперативно информировать читателя о текущих событиях.

Журналистика и мораль тесно связаны. Приведём пример таких связей:

1 Журналистское сообщество в лице каждого своего представителя в силу естественных причин является носителем моральной установки на общественно полезное поведение; следовательно, оно непосредственно включено в моральные отношения общества в качестве их субъекта.

2 В своих материалах журналисты рассказывают о нравах общества, о моральных коллизиях и тенденциях, значит, мораль и моральные отношения общества являются предметом отражения журналистики.

3 Журналисты пропагандируют в прессе нравственные идеалы общества, популяризируют его моральные ценности и этические рекомендации, помогая нравственному просвещению общества; таким образом, журналистика выступает в качестве инструмента морали.

4 При оценке описываемых явлений действительности журналисты - создатели текстов, исходят из нравственного опыта человечества, из тех критериев нравственности, которые выработало общество; следовательно, в журналистике мораль используется как профессиональный «измерительный» инструмент.

5 Многогранно связанная с моралью, журналистика оказывается «задействованной» в контуре саморегуляции общественного организма. Вместе с тем, она включена в контур управления.

Как видим между трудовой и профессиональной моралью есть существенные различия. Трудовая мораль нацелена на поддержание согласованности интересов индивида и общества. Она регламентирует отношения любого человека как субъекта любой деятельности к обществу, к участникам трудового процесса и к самому этому процессу через предписания моральной установки. Профессиональная же мораль ориентирована на согласование интересов профессиональной группы и общества. Она регламентирует поведение в процессе труда субъекта конкретной деятельности на основе нормативов, сложившихся в профессиональном сознании конкретной группы.

Итак, профессиональная мораль не берется за разрешение социальных противоречий. Это ей не под силу. Зато она может другое: находить компромиссы, согласовывать взаимные интересы журналиста и людей, с которыми он сталкивается. Отсюда же вытекает такое понятие как долг. Долг - основное понятие в профессиональной морали. Чувство долга регулирует ответственность журналиста перед обществом, а точнее - перед читателем, зрителем, людьми, ради удовлетворения потребностей которых в правдивой социальной информации и работает журналист.

Возможность влиять при этом на судьбы людей пробуждает у журналиста чувство социальной ответственности. Журналист ответственен не только перед обществом в целом, в лице его конституционных институтов. Самый главный его судья, конечно, читатель. Но герой, люди, предоставившие информацию, коллеги тоже вправе призвать журналиста к ответу.

В деятельности журналиста профессиональная мораль присутствует не только в качестве регулятора его поведения. Она помогает ему сориентироваться на такие ценности, как правда и справедливость, предлагает благородные мотивы служения общественному благу, дает ключ к пониманию другого человека.

Журналистское творчество, относясь к духовно-практической деятельности человека, прежде всего, проявляется в самом процессе создания информационного продукта. В данном случае реализуются не только духовно-творческие силы журналиста, но и конкретные способы постижения социальной реальности.

При субъектно-объектных отношениях личность, с одной стороны, может познавать объект (в данном случае осуществляется его познавательная деятельность), а с другой - отражать объект в своем сознании, оценивая или преобразуя его в различных образах. На основе этих видов субъектно-объектных отношений и возникают основные виды человеческой деятельности: познавательная, преобразовательная, оценочная.

Журналист, включаясь в процесс познания социальной действительности, не просто изучает те или иные свойства или признаки объекта, а определенным образом воздействует на него, динамически воспроизводя в своем сознании все его сущностные характеристики. Познание, будучи отражением, всегда ориентировано на конструирование социальной реальности. Специфика познавательной деятельности журналиста заключается в том, что в ходе познания для него наиболее значимым является «чувственно-практический контакт с действительностью, исконная близость к эмпирическим формам человеческого опыта, к проявлениям практического, обыденного сознания людей. Благодаря этой животворящей основе открывается возможность целостного постижения человеческого бытия.

Таким образом, любые формы журналистского познания вырастают из практической деятельности людей и на всем пути развития обслуживают материальную практику. В журналистских произведениях аккумулируются результаты духовной и практической деятельности человека, а также находит отражение и чувственный опыт, проективных устремлений в будущее.[20] Именно поэтому в ходе познания различных объектов социальной действительности журналисты ориентируются не только на сообщение известных фактов, не только на их соотнесение с социальным опытом, но и на их оценку, на всестороннее осмысление с точки зрения общественной полезности, наконец, на открытие новых тенденций в развитии человеческих отношений. В поле зрения журналистского познания всегда находятся динамические процессы, происходящие в обществе. Именно отсюда и проистекает их нацеленность на изучение различных проблемных ситуаций, социальных противоречий, поиск ответов на решение сложных социально-политических, экономических, нравственных и иных вопросов, на анализ и прогнозирование социальных последствий и т. д.

Специфика и особенность журналистского познания заключается и в том, что оно по своей природе носит синтетический характер, т. е. основано на взаимодействии научных, художественных и эмпирических способов освоения социального мира. В журналистском творчестве, как и в научно-теоретическом, очень важно владение общетеоретическими методами познания, к которым можно отнести анализ и синтез, абстрагирование и конкретизацию, моделирование, индукцию и дедукцию, сравнение и аналогию и т. д. Именно на их основе осуществляется процесс формирования понятий, суждений и умозаключений.

В ходе познания различных объектов и явлений действиельности журналист включается в творческий поиск. Данный поиск может выйти за рамки уже известных фактов, упорядоченных знаний, представлений, мнений. Поэтому не все творческие задачи могут быть решены с помощью логического анализа. Зачастую, обдумывая ту или иную проблему, журналист может прийти к ее решению на интуитивном уровне. Не случайно в психологии творческого мышления интуитивизм является одним из наиболее ранних представлений о психологических механизмах решения творческих задач. Представители данного направления считали, что открытие нового наступает само по себе - самопроизвольно. В журналистском творчестве интуитивное нахождение новых идей может возникнуть на основе чувственных впечатлений и последующей их разработки с помощью методов абстрагирования и идеализации. Но интуитивные решения могут прийти и в процессе обдумывания. Одной из наиболее продуктивных форм интеллектуальной интуиции является, по мнению психологов, творческое воображение, с помощью которого как раз и создаются новые понятия и формируются новые гипотезы.

Поскольку в журналистике человеческие контакты включены в саму ткань деятельности, профессиональная мораль постоянно побуждает журналиста к самооценке и предлагает ее критерии. А в целом она представляет собой особый, оценочно императивный способ освоения целей и содержания профессиональной деятельности.

Рассмотрим теперь профессиональную компетентность руководителя как фактор междичностных отношений

Коммуникативная компетентность руководителя творческого коллектива во многом определяет социально-психологическую атмосферу в творческом коллективе, состояние общественной морали, успех всей разносторонней деятельности. Ведь если руководителю творческого коллектива удается успешно устанавливать связи с окружающей средой (общественностью и деловыми кругами), то это позитивно отражается на творческой деятельности коллектива

Проблема формирования коммуникативной компетентности будущего руководителя выступает важной частью широкой и сложной проблемы формирования профессионально-значимых качеств.

Успешность руководящей деятельности многие ученые, среди которых Н.В. Кузьмина, Л.М. Митина, И.И. Рыданова, Р.А. Парошина, связывают с уровнем сформированности и развития коммуникативных качеств руководителя и в том числе его коммуникативной компетентности.

Под коммуникативной компетентностью мы понимаем совокупность достаточно сформированных ее структурных компонентов: перечислим здесь следующие:

·   знания в области коммуникативных дисциплин;

·   коммуникативные и организаторские способности;

·   способность к эмпатии;

·   способность к самоконтролю;

·   культура вербального и невербального взаимодействия.

Каждый компонент представлен веером различных умений: например, когда мы говорим о коммуникативных и организаторских умениях, то имеем в виду умение четко и быстро устанавливать деловые контакты, проявлять инициативу, смекалку, находчивость в умении оказывать психологическое воздействие, на основе адекватного восприятия и понимания своеобразия личности, активно взаимодействовать в совместной деятельности.

Примером в данной ситуации может быть следующая ситуация: Предприятие сферы ЖКХ имеет средства на проведения празднования дня коммунального работника, но не имеет информации о том творческом коллективе и его руководителе, который смог бы устроить праздник для работников предприятия; руководитель творческого коллектива должен в первую очередь знать все моменты общественной жизни своего региона (города, района области) и уметь грамотно предложить свои услуги руководителю предприятия ЖКХ. Или, говоря о самоконтроле, имеем в виду умения регулировать свое поведение и поведение собеседника, моделировать собеседника, находить продуктивные способы реагирования в конфликтных ситуациях, инициировать благоприятный психологический климат, прогнозировать развитие межсубъектных отношений и т.д. Продолжая приведенный нами выше пример, следует отметить, что на следующем этапе установления отношений между руководителем творческого коллектива и руководителем предприятия ЖКХ устанавливаются личные отношения, от которых также будет зависеть дальнейшее сотрудничество. Руководителю творческого коллектива понадобится все его умение самоконтроля. Так как неуравновешенность в отношениях с людьми - представителями деловых кругов и общественных организаций может привести к нарушению делового контакта и понимания общих целей сотрудничества.

Способность к эмпатии выражается умением сопереживать, чувствовать другого, осуществлять психотерапию словом, и т.д. Руководитель творческого коллектива будет должен точно знать и представлять, чего хочет руководитель предприятия ЖКХ.

Реакция на конфликтную ситуацию - может проявиться в умении убеждать, доказывать, принимать точку зрения другого, добиваться принятия своей точки зрения в реализации коммуникативной интенции и т.д. Расшифровать данное утверждение можно следующим образом: В том случае; если руководителю ЖКХ не нравится какой-либо момент творчества коллектива, то руководитель последнего должен уметь не допустить конфликта в данной ситуации, а постараться, чтобы выступление прошло «на высшем уровне» и понравилось всем участникам праздника, будущие приглашения на праздники данного предприятия будут зависеть только от результатов первого.

Под культурой вербального и невербального взаимодействия понимаем: «владение техникой речи, риторическими приемами, техникой аргументации и ведения спора; целесообразное использование понятийно-категориального аппарата, соблюдение речевой дисциплины, использование невербальных средств». Руководитель творческого коллектива должен не только представлять всю концепцию выстраивания связей с деловыми и общественными кругами, но и должен готовиться к каждой конкретной встрече в отдельности. Здесь не помешают знания и о характере директора предприятия ЖКХ и о его вкусах и интересах и даже то, состоится встреча утром или после обеда, в понедельник или в пятницу.

Проблема формирования коммуникативной компетентности руководителя творческого коллектива является еще более актуальной в связи с изменениями в современном мире. Понятие «развитие общения и взаимодействия между людьми» стало ключевым словом в современной практике. Развитие стало возможным в рамках личностно-ориентированных педагогических технологий, к которым можно отнести «обучение в сотрудничестве»; «метод проектов»; «разноуровневое обучение»; «индивидуально ориентированный и дифференцированный подход к руководству, который реализуется во всех перечисленных технологиях».

Процесс создания, к примеру, репортажа, телепередачи, телефильмов представляют собой непрерывную цепь коммуникативных ситуаций, где на практике формируются разнообразные умения, одинаково значимые в профессии журналиста и руководителя творческого коллектива. Это умение формировать цель, способность организовать общение, вести диалог по заданной теме, эффективно провести интервью, тренируется навык работы с текстами. Во время подготовки фильмов, радиопередач, выпусков газет происходит освоение журналистских умений, режиссерских (моделирование ситуации общения), актерских (разыгрывание ролей в данных ситуациях) и методических приемов активного воздействия на аудиторию. Этим достигается цель - повышение уровня коммуникативной компетентности будущих журналистов и руководителей творческих коллективов. В целом организация деятельности в творческих коллективах создает условия для развития коммуникативной компетентности.

Участие в исследовательской деятельности по проблемам коммуникативных технологий обеспечивает более глубокое понимание коммуникативных процессов, развитие умений делового общения, обогащение практики межличностного взаимодействия с людьми, представляющими эталон коммуникативной компетентности. Организация деятельности различных творческих коллективов позволяет удовлетворить многообразие потребностей и индивидуальных интересов и тем самым создает условия для совершенствования коммуникативных знаний и умений. Общение в творческих коллективах с творческими людьми придает личностный смысл деятельности и стимулирует проявление и развитие коммуникативной компетентности: коммуникативные и организаторские умения, эмпатию, культуру речевого поведения и др.

 



2020-03-19 200 Обсуждений (0)
Особенности межличностных отношений в журналистских коллективах 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности межличностных отношений в журналистских коллективах

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (200)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.019 сек.)