Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Патерналистская модель, или «опека»



2020-03-19 195 Обсуждений (0)
Патерналистская модель, или «опека» 0.00 из 5.00 0 оценок




 

«Опека» - это психологическая модель. Она может возникнуть в любой системе. Возникнув в системе, она разъедает ее, как ржавчина.

1. Целью данной модели, а также главным условием ее возникновения является удержание работников на предприятии.

Когда предприятие с подачи руководителя берег курс на удержание работников, начинают создаваться долгосрочные и чрезмерные мотивационные программы, порождающие «перекорм». Вначале работники очень довольны проявляемой о них заботой. Но, как только они понимают, что их боятся потерять, появляется иждивенчество

 

Таблица 8 - Коллегиальная модель (участие)

№ п/п ПАРАМЕТР СВОЙСТВО ПАРАМЕТРА
1 ЦЕЛЬ Активировать людей в авторитарной системе и использовать их потенциал для достижения целей организации, сохраняя управляемость
2 ФОРМА Авторитарная по смыслу, функциональная по форме, партисипативная по типу системы управления
3 ДВИЖУЩАЯ СИЛА Прямое силовое воздействие; мотивация (ограниченно); косвенное силовое воздействие в форме социального давления и контроля, манипуляций и психологических игр как со стороны руководства, так и со стороны людей в организации
4 УСТРЕМЛЕНИЯ УПРАВЛЯЮЩЕГО БЛОКА Упорядочение, стандартизация, управляемость, концентрация ресурсов, администрирование, лояльность и преданность, нахождение трудовых ресурсов внутри системы постоянно; использование потенциала людей для выработки решений или их экспертной оценки; активация высших потребностей человека (кроме власти)
5 УСТРЕМЛЕНИЯ ЛЮДЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ Уверенность в завтрашнем дне, стабильный высокий доход, отсутствие масштабных обязанностей, место в системе, другие гарантии, ощущение защищенности, доступ к ресурсах! для всех при условии выполнения правил системы, возможность ограниченного творчества и развития себя
6 ТИП ЗАНЯТЫХ ПО МАКГРЕГОРУ Люди «X», «У» - в основном: самодисциплинированные, ответственные на своем рабочем месте
7 МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ Теплый, большое количество слухов и сплетен, соблюдение равенства в доступе к руководству; при этом - коллектив единомышленников под эгидой носителя идей; сочетается с жестким управлением сверху в целях организации
8 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Должна находиться на каждом рабочем месте системы; на самом деле - распыляется, когда система подходит к конечному результату
9 ПРАВА У всех людей opганизации - равные возможности, поддерживается социальный пакет; полномочия линейные
10 ВЛАСТЬ В ЦЕЛОМ Распределена неравномерно, сконцентрирована наверху; люди в организации выполняют экспертные функции советников по важным вопросам, отвечая за собственное рабочее место
11 СПОСОБ ВЫРАБОТКИ РЕШЕНИИ Выработка решений формально-логическая
12 СПОСОБ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИИ В КОЛЛЕКТИВЕ Коллегиальный (собрания и совещания), можно увязнуть в бесконечном обсуждении проблем
13 ИНИЦИАТИВА И ИННОВАЦИИ Поддерживаются, если одобрены коллективом и в меру ресурсов системы и ее упорядоченного существования
14 КОММУНИКАЦИИ Многосторонние, слухи, сплетни; управляемые, с обратной связью; хорошая циркуляция информации
15 СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ На поверхности - авторитарный, декларативный, фактически - партиципативная система
16 СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ Иерархия в сочетании с властью экспертной, коллегиальными элементами и частичной партисипативностью
17 КОНТРОЛЬ Жесткий, присущий авторитарной модели
18 МОТИВАЦИЯ ЛЮДЕЙ В ОРГАНИЗАЦИИ Уверенность в завтрашнем дне, созданная самим коллективом; коллективизм, спаянность; частичное творчество, причастность, нужность, защищенность, главное - общение, уважение других, статус в коллективе
19 ОТКРЫТОСТЬ -ЗАКРЫТОСТЬ СИСТЕМЫ Система открыта
20 ТИП ЗАНЯТЫХ ПО МАТРИЦЕ Человеческие ресурсы
21 СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ МОДЕЛИ Большая адаптивность по сравнению с авторитарной моделью, внутреннее тепло и защищенность опеки, ограниченные возможности развития и трансформации за счет использования потенциала людей
22 СЛАБЫЕ СТОРОНЫ МОДЕЛИ Сложность в управлении и формировании многослойной идеологии, уходит человеческий капитач, имеется возможность экспертной оценки принимаемых решений
23 РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА Гибрид функционального и узкоспециального
24 КАЧЕСТВО И ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНФОРМАЦИИ Среднее качество информации (недостаточное для системы), суждения, оценки, слухи, сплетни
25 ФАЗЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА, НА КОТОРЫХ ПРИМЕНЕНИЕ МОДЕЛИ ЭФФЕКТИВНО Окончание 3 фазы - захват рынка, 4 фаза - зрелость - как заменитель бюрократии

 

Исправить систему, в которой возникла «опека», можно только безжалостностью. Переход к другой модели возможен только через авторитарную модель.

2. Движущая сила модели - интрига, психологические
игры и манипуляции.

«Опека» характеризуется определенными свойствами среды:

· интриги;

· социальный контроль (слежка своих за своими);

· исчезает возможность психокоррекции;

· наличие «общественных порок» (остракизм).

Это всегда крайне агрессивная среда, которая заботится только об одинаковости всех членов среды.

Права у всех равные - это права на потребление ресурсов. Ответственности нет ни у кого. Полная потеря смысла труда. Никого не увольняют, что бы не нарушили.

3. Организационная структура - любая. Идеально - доведенная до абсурда рациональная бюрократия.

Морально-психологический климат в «опеке» нездоровый, характерен следующими признаками:

· детскость речи (суффиксы -ечк);

· фамильярность;

· истерики (истероидные тенденции).

У Берна - это «кормяще-заботливая» модель, характеризующаяся следующими факторами:

• липкая забота;

· ханжество (на поверхности: обязательно истерично-экзальтированная любовь; внутри: холод, зависть, ненависть). Отсюда двойственная политика - «в глаза» и «заглаза»;

· искажение информации (без цели, из любви к искусству);

· патологическая жестокость в уничтожении всего, что выступает из гомогенной массы;

· инициатива наказуема.

Способы борьбы с данной моделью организационного поведения:

• очистка среды;

• стать хуже (игра «Антигерой доминирует над героем»).
В этой среде сильных не ценят. Здесь господствуют перевертыши.

Мотивация в этой модели только одна - материальная. Попытка введения нематериальных мотиваторов вызовет злобу. Только деньги, достающиеся даром. Лучше меньше, но в покое.

Может быть ситуация, когда и руководитель такой же.

4. Коммуникации.

«Макаронные коммуникации»; организация охвачена клубком коммуникаций (сплетни, слухи, интриги), которые выходят за границы организации.

5. Принятие решений - отсутствует. Все попытки «забалтываются».

Основные параметры патерналистской модели представлены в таблице 9.

 

Таблица 9 - Патерналистская модель (опека)

№ п/п ПАРАМЕТР СВОЙСТВО ПАРАМЕТРА
1 ЦЕЛЬ Привязать элементы системы к своему месту надолго (навсегда) - аналог пожизненного найма по-японски
2 ФОРМА Бюрократия - наиболее яркая, любая форма (организационная мимикрия)
3 ДВИЖУЩАЯ СИЛА Косвенное силовое воздействие в форме социального давления и контроля, манипуляций и психологических игр как со стороны руководства, так и со стороны людей в организации
4 УСТРЕМЛЕНИЯ УПРАВЛЯЮЩЕГО БЛОКА Упорядочение, стандартизация, управляемость, концентрация ресурсов, администрирование, лояльность и преданность, нахождение трудовых ресурсов внутри системы постоянно
5 УСТРЕМЛЕНИЯ ЛЮДЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ Уверенность в завтрашнем дне, стабильный высокий доход, отсутствие обязанностей, место в системе, другие гарантии, ощущение защищенности, доступ к ресурсам для всех равный
6 ТИП ЗАНЯТЫХ ПО МАКГРЕГОРУ Люди «X»
7 МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ Теплый, большое количество слухов и сплетен, соблюдение равенства в «проедании» ресурсов, слежка за своими, подсидка
8 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Должна находиться наверху системы в управленческом блоке; на самом деле - полностью распыляется
9 ПРАВА У всех людей организации - равные, возникает социальный пакет; полномочия линейные
10 ВЛАСТЬ В ЦЕЛОМ Распределена равномерно, каждый элемент старается от нее избавиться, безответственность, фактически, власть отсутствует
11 СПОСОБ ВЫРАБОТКИ РЕШЕНИЙ Выработка решении отсутствует
12 СПОСОБ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ «Забалтывание»
13 ИНИЦИАТИВА И ИННОВАЦИИ Наказуемы, так как заставляют напрягаться и изменяют систему равноправного проедания ресурсов-системы
14 КОММУНИКАЦИИ Многосторонние, фамильярные, несистематические, слухи, сплетни
15 СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ На поверхности - авторитарный, фактически - либерализм
16 СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ Слабая иерархия, власть должности; идеология - «коммунистическая» ( «От каждого по способностям - каждому по труду»)
17 КОНТРОЛЬ Разрушен
18 МОТИВАЦИЯ ЛЮДЕЙ В ОРГАНИЗАЦИИ Разрушена, безделье, доступ к ресурсам, уверенность в завтрашнем дне, созданная самим коллективом, коллективизм, спаянность
19 ОТКРЫТОСТЬ -ЗАКРЫТОСТЬ СИСТЕМЫ Система закрыта, чужих не принимает
20 ТИП ЗАНЯТЫХ ПО МАТРИЦЕ Кадры, остальные либо уходят, либо превращаются в кадры
21 СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ МОДЕЛИ Нет для бизнеса и деятельности вообще, для персонала - социальная защищенность (собес в исполнении организации)
22 СЛАБЫЕ СТОРОНЫ МОДЕЛИ Полная недееспособность
23 РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА Отсутствует
24 КАЧЕСТВО И ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНФОРМАЦИИ Низкое качество информации, суждения, оценки, слухи, сплетни
25 ФАЗЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА, НА КОТОРЫХ ПРИМЕНЕНИЕ МОДЕЛИ ЭФФЕКТИВНО Ни при каких условиях

 

Поддерживающая модель

Самая спорная и сложная в управлении модель, так как цель и движущая сила модели порождают ряд серьезных проблем для управления моделью.

1. Цель модели - поддержка инициативы и развитие бизнеса за счет этого

Проблема состоит в том, что не понятно, поддержки инициативы. Поддержка должна быть обоснованна. Обоснования поддержки.

· вероятность реализации;

· экспертная оценка;

· оценка уровня риска

2. Движущая сила - мотивация Основные проблемы, связанные с этим:

· организация зависит от персонала;

· резко возрастает объем работ по управлению мотивацией Необходимо перейти от индивидуальной мотивации к мотивации организационной.

3. Организационная структура - дивизиональная. Так как дивизиональная структура имеет несколько разновидностей, рассмотрим подробнее их характеристики.

3.1. Функциональное деление

а) выделение функции бизнес-процесса

 

Рисунок 2 - Функции бизнес-процесса

б) функции управления

· планирование\контроллинг, 

· организация,

· мотивация,

· контроль;

· в)динамические функции (функция изменяться) обеспечивают пульсацию системы.

3.2 Продуктовое деление

Рисунок 3 - Продуктовое деление

 

3.3.Территориальное деление

Та же схема, только дивизион формируется по рынку, а не по продукту. Дивизион занимается всеми продуктами компании на определенном рынке

3.4 Глобальная структура[19,469]

Рисунок 4 - Глобальная структура


4. Коммуникации.

Поддерживающая модель характеризуется двусторонними коммуникациями, имеющими на 50% авторитарные рычаги, на 50% - самоуправляющие.

При таком положении в целях чистоты и своевременности информации следует уделять внимание кодированию информации:

а) код (язык, основные параметры);

б) своевременность донесения информации (очень важный аспект, особенно, когда речь идет о негативной, «шоковой» информации, т.е. проблеме);

в) формы отчетности;

г) проблема фильтрации (возникает искажение информации вследствие экспертных оценок, версий, суждений; решение проблемы - либо качественный фильтр, например отчетность по конкретным параметрам без комментариев, либо не нужна двусторонняя коммуникация).

Поскольку в данной модели больше доверия оказывается креативу, то во избежание тяжелых последствий для организации должен обязательно проводиться анализ креативных предложений.

5. Мотивация - основная модель - принцип «кафетерия».
Самый важный навык в работе по принципу «кафетерия» -
создание искусственной ценности. Проблемы, связанные с
мотивацией в этой модели мы разбирали выше. В результате
кризиса моделей мотивации родилось разделение прав и ответственности.

Принцип разделения прав и ответственности предполагает передачу руководителем определенной доли прав и ответственности своим подчиненным, которые проявили инициативу, для решения задачи.

Проблемы, возникающие в реализации этого принципа: Задача организационная, а к предпринимательству склонны люди, у которых инициатива больше, чем ответственность. Но здесь необходимо, чтобы ответственность была больше инициативы. Линейного решения нет. Необходимы:

-контроль с акцентом на карательные меры;

финансовый поток (предоставлены все ресурсы, кроме денег) открывается только тогда, когда понятно, что все идет как надо. Неготовность реципиента (получателя) к несению ответственности.

Человеческий капитал - легко несет ответственность, но проблемой является чрезмерный креатив.

Человеческие ресурсы - могут нести узко специализированную ответственность.

Персонал - готов к предпринимательству, но не готов к несению ответственности.

Кадры - не готовы.

Основные параметры поддерживающей модели представлены в таблице 10 [19,471]

 

Таблица 10 - Поддерживающая модель (разделение ответственности

№ п/п ПАРАМЕТР СВОЙСТВО ПАРАМЕТРА
1 ЦЕЛЬ Получение среднего достаточного качества, такой же инициативы дисциплины и возможностей развития
2 ФОРМА Функциональная
3 ДВИЖУЩАЯ СИЛА Мотивация экспертная власть, основанная на разумной вере в профессионала
4 УСТРЕМЛЕНИЯ УПРАВ ПЯЮШЬГО БЛОКА Развитие системы в соответствии с вызовами внешней среды, сохранение динамической стабипьности и способностей к выживанию системы
5 УСТРЕМЛЕНИЯ ЛЮДЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ Развитие профессионализма, получение краткосрочного значимого материального результата, удовлетворение потребностей эго-модели
6 ТИП ЗАНЯТЫХ ПО МАКГРЕГОРУ Люди «У» - в основном предпринимательского типа инициативные и умеренно агрессивные
7 ГОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ Предпринимательский ценится инициатива находчивость, энергия индивидуальный результат, улучшается за счет участия в управлении
8 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Должна находиться на каждом рабочем месте системы рождается ответственность у персонала за конечный результат персонал готов брать на себя частичную ответственность за - общий результат и более полную - за свое рабочее место
9 ПРАВА У всех людей организации - равные возможности, не поддерживается социальный пакет, полномочия штабные
10 ВЛАСТЬ В ЦЕЛОМ Распределена относительно равномерно - в соответствии с решаемыми задачами, возникает делегирование полномочий, снижается координация действий
11 СПОСОБ ВЫРАБОТКИ РЕШЕНИЙ Выработка решений интуитивная и формальнологическая
12 СПОСОБ ПРИНЯТИЯ Р ЕШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ Индивидуальный в основном, творческий коллективный, иногда - коллегиальный, при коллективных способах принятия решений - увеличивается время на их создание и реализацию, требуется процесс согласования, необходима фильтрация информации
13 ИНИЦИАТИВА И ИННОВАЦИИ Поддерживаются, если приносят ощутимый краткосрочный результат
14 КОММУНИКАЦИИ Многосторонние, с обратной связью, хорошая циркуляция информации, оперируют в основном с фактами
15 СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ Демократический
16 СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ Иерархия в сочетании с властью экспертной, коллегиальными элементами и партисипативностью - развитые штабные полномочия и делегирование
17 КОНТРОЛЬ Гибкий, текущий, возникает режим мониторинга
18 МОТИВАЦИЯ ЛЮДЕЙ В ОРГАНИЗАЦИИ Весь диапазон мотиваторов от высших до низших, появляется самореализация в узком понимании смысла этой категории мотиваторов
19 ОТКРЫТОСТЬ -ЗАКРЫТОСТЬ СИСТЕМЫ Система открыта, имеются предпосылки к корпоративному мышлению
20 ТИП ЗАНЯТЫХ ПО МАТРИЦЕ Человеческие ресурсы, персонал
21 СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ МОДЕЛИ Большая адаптивность по сравнению с авторитарной моделью, опекой, коллегиальной моделью, большие возможности развития, возможность привлечения большего количества людей с развитой мотивацией; возможность использования человеческого потенциала в большей степени, чем в других моделях.
22 СЛАБЫЕ СТОРОНЫ МОДЕЛИ Сложность в управлении и формировании системной мотивации, руководителю необходимо быть харизматической личностью и профессионалом, необходимы гибкий контроль и мониторинг, возрастают затраты на формирование и поддержание работоспособности системы; необходима нематериальная мотивация и сложное системное управление
23 РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА Гибрид функционального и узкоспециального, тяготеет к широкой специализации, но не универсальное
24 КАЧЕСТВО И ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНФОРМАЦИИ Среднее достаточное качество информации (недостаточное для системы), суждения, оценки, слухи,сплетни
25 ФАЗЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА, НА КОТОРЫХ ПРИМЕНЕНИЕ МОДЕЛИ ЭФФЕКТИВНО 3 фаза - захват рынка, 4 фаза - зрелость как заменитель бюрократии

 



2020-03-19 195 Обсуждений (0)
Патерналистская модель, или «опека» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Патерналистская модель, или «опека»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (195)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)