Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ калькулирования себестоимости продукции в ОАО «Нальчикская макаронная фабрика»



2020-03-19 233 Обсуждений (0)
Анализ калькулирования себестоимости продукции в ОАО «Нальчикская макаронная фабрика» 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Управленческие воздействия реализуются с помощью основных функций управления, взаимосвязь и взаимодействие которых образуют замкнутый повторяющийся цикл управления через анализ производственной и финансовой деятельности, планирование, организацию производства, бухгалтерский учет хозяйственных процессов и контроля.

На завершающем этапе цикла, осуществляется регулирование элементов управления и их апробация на основе анализа, цель которого достижение более качественного уровня организации производства и управления.

Принятие решений является связующей управленческой функцией, то есть подразумевается ее присутствие на всех этапах управленческого цикла. Место управленческого учета проявляется на стадии подготовки и принятия управленческих решений, таким образом, управленческий учет задействован во всех функциях управления.

В зависимости от характера формируемой себестоимости классифицируют и системы учета затрат.

По степени оперативности учета затрат можно выделить учет фактических затрат и учет нормативных (плановых) затрат. В данных системах формируется информация, соответственно, о фактической и нормативной себестоимости.

Нормативный метод учета предполагает наличие показателей норм потребления ресурсов и учетных цен ресурсов и ведение учета с отражением отклонений фактических значений от данных показателей.

Сущность нормативного метода характеризуется следующими особенностями:

) наличие норм потребления ресурсов (затрат) и учетных цен этих ресурсов в процессах деятельности предприятия;

) отражение фактических затрат с подразделением их на затраты по нормам и отклонениям;

) оперативный учет отклонений от норм потребления ресурсов с установлением размера отклонений, мест их возникновения, причин и виновников образования отклонений с целью использования этих данных для управления производством;

) системный учет изменений норм с целью проверки обоснованности текущего уровня норм и контроля экономической эффективности осуществляемых организационно - технических мероприятий;

) формирование отчетов о возникших затратах с детализацией выявленных отклонений по факторам и виновникам, вызвавшим данные отклонения.

При разработке норм используют два основных подхода:

. Разработка так называемых "технически обоснованных" норм.

Разработка норм потребления производственных ресурсов ведется в данном случае конструкторскими, технологическими и другими (отделами главного механика, энергетика, металлурга, сварщика и т.д.) подразделениями предприятия на основе отраслевых справочных изданий расчетным, экспертным и экспериментальным путем.

. Разработка норм "от достигнутого".

В этом случае как таковой разработки норм нет. В качестве норм принимаются фактически сложившиеся на предприятии к настоящему моменту величины потребления производственных ресурсов. То есть, так или иначе, нормы устанавливаются на основе данных прошлых периодов.

Представленные подходы к формированию норм справедливы и по отношению к учетным ценам, которые могут:

разрабатываться на основе фактических значений прошлых периодов (средневзвешенное, последнее значение и т.д.);

устанавливаться на основе плановых, прогнозных значений без учета данных прошлых периодов.

Нормативные калькуляции призваны обеспечить выполнение двух основных управленческих функций - планирования и контроля.

Описание регламента ведения учета и анализа отклонений предполагает:

) определение (в разрезе видов ресурсов) методов выявления фактических величин потребления ресурсов (и, соответственно, отклонений от нормативных величин) и лиц, ответственных за реализацию этих методов.

Подходы к формированию методов выявления фактических величин зависят в первую очередь от вида производственных ресурсов и характера (типа) производства.

Например, для учета материальных затрат используются несколько методов, но для каждого производства характерно сигнальное документирование, которое используется, как правило, в случае внепланового изменения норм и превышения лимита потребления производственных ресурсов.

Выявление факторов отклонений призвано:

определить виновников возникших неблагоприятных отклонений с целью персонификации ответственности;

предотвратить, нейтрализовать факторы, приведшие к неблагоприятным отклонениям.

Принцип факторного анализа отклонений и его основную цель можно продемонстрировать на примере. Для простоты изложения в примере принято допущение, что отсутствуют запасы незавершенной и нереализованной продукции. Данные для анализа сведены в таблице 4. Для того чтобы определить за счет каких статей калькуляции произошло увеличение или снижение себестоимости продукции, необходимо проанализировать способом сравнения Таблицу № 4.

Из данных таблицы № 4 видно, что в 2009 году произошло увеличение полной себестоимости по сравнению с 2008 и 2007 годами. Это в первую очередь связано с тем, что был увеличен объем выпуска продукции. Так в 2009 году фактический расход материалов составил 259325 тыс. руб., что на 2942 тыс. руб. больше, чем должно быть по норме и в 2 раза больше, чем было запланировано. Также были увеличены общехозяйственные и общепроизводственные расходы.

 

 

Таблица № 4. Анализ себестоимости продукции по статьям калькуляции (тыс. руб.)

Статья калькуляции 2007 2008

2009

абсолютное отклонение в 2009 от

      план норма факт 2007 2008 плана нормы
Материалы 215050 227700 246300 250130 253000 37950 25300 6700 2870
ТЗР 6451,5 6831 7389 7503,9 7590 1138,5 759 201 86,1
Возвратные отходы 1075,25 1138,5 1231,5 1250,65 1265 189,75 126,5 33,5 14,35
Итого материалов 220426 233393 252458 256383,25 259325 38898,8 25932 6867,5 2941,7
Оплата по труду 238085 252090 270000 286200 280100 42015 28010 10100 -6100
Отчисления:                  
пенсионный фонд 47617 50418 54000 57240 56020 8403 5602 2020 -1220
ФСС 6904,4 7310,61 7830 8299,8 8122,9 1218,44 812,29 292,9 -176,9
МС 7380,6 7814,79 8370 8872,2 8683,1 1302,47 868,31 313,1 -189,1
Производственная себестоимость 520413 551026 592658 616995,25 612251 91837,7 61225 19593,5 4744,2
Общепроизводственные расходы 99960 105840 120000 120000 117600 17640 11760 -2400 -2400
Общехозяйственные расходы 1293584 1369678 1510000 1600000 1521864 228280 152186 11864 -78136
Фабрично-заводская себестоимость 1913958 2026544 2222658 2336995,2 2251715 337757 225171 29057,5 85280
Расходы по реализации 3% 57418,7 60796,3 66679,7 70109,85 67551,45 10132,7 6755,14 871,72 -2558
Полная себестоимость 1971376 2087340 2289337 2407105,10 2319266 347890 231926,6 29929,2 -87838,7
НДС 18% 354848 375721 412081 433278,91 417468 62620,2 41746,79 5387,26 -15811
Рентабельность 5% 98568,8 104367 114467 120355,25 115963,3 17394,5 11596,33 1496,46 -4391,93
НДС 18% 372590 394507 432685 454942,86 438341,4 65751,2 43834,13 5656,62 -16601,5
Продажная цена I В 2326224 2463061 2701418 2840384,02 2736734 410510 273673,4 35316,4 -103650
Продажная цена II В 2797383 2961935 3248570 3415682,14 3291039 493656 329103,9 42469,5 -124643

 

Соответственно их сумма в 2007 году составила 99960 рублей и 1293584 рублей, в 2008 году - 105840 рублей и 1369678 рублей, а в 2009 году - 117600 рублей и 1521864 рублей. Заработная плата в 2009 году составила 280100 тыс. руб., что на 28010 больше, чем в 2008 и на 42015, чем в 2009 годах. В динамики видно улучшение работы предприятия, т. к. план был перевыполнен.

 

Таблица 5 - Структура производства продукции (тыс. руб.)

Вид продукции

2007г

2008г

2009г

Отклон. 2009 от 2007 в %
  Количество % Количество % Количество %  
1.Спагетти 36548 33,82 56213 30,55 36514 25,82 -8,00
2.Спагетти (900г) 45876 42,45 52364 28,46 46169 32,64 -9,81
3.Спагетти (450г) 25640 23,73 75423 40,99 58756 41,54 17,81
Итого 108064 100 184000 100 141439 100 0

 

Выше приведенная таблица № 5 показывает, что за весь рассматриваемый период в 2007 году наибольший удельный вес приходится на производство детской верхней одежды 42,45%, второе место занимает Спагетти 33,82 %. В отчетном году на первое место выходит Спагетти (900г), что на 17,81% больше, по сравнению с 2007 годом.

В динамике стабильное увеличение удельного веса можно увидеть по третьему виду продукции. (Возможно, здесь повлиял спрос на данный вид продукции). В отчетном году уменьшение удельного веса на 8% произошло по первому виду продукции.

Для оптимизации структуры выпускаемой (реализуемой) продукции необходимо сделать расчет таких показателей, как:

·   Прибыль от продаж = Выручка от продаж - Переменные расходы - Постоянные расходы;

·   Рентабельность продаж = (Прибыль от продаж /Выручку от продаж)* 100%;

·   Маржинальный доход = Выручка от продаж - Переменные расходы;

·   Коэффициент маржинального дохода = Маржинальный доход / Выручку от продаж;

·   Точка безубыточности = Постоянные расходы / коэффициент маржинального дохода.

При оптимизации выпускаемой (реализуемой) продукции ориентиром будет выступать коэффициент маржинального дохода, так как он является показателем рыночной экономики.

По данным таблицы 6 в 2008 году наибольшее значение коэффициента маржинального дохода приходится на выпуск спагетти (450г). Этот показатель равняется 0,81. Он означает, что на каждый рубль переменных расходов получено 81 копеек дохода. В 2009 году на производстве спагетти этот показатель соответствует 0,74, что ниже чем, в 2008 году, но вполне соответствует целям предпринимательской деятельности: обеспечивает в значительной степени покрытие постоянных расходов.

 

Таблица 6 - Ассортиментный анализ и оптимизация структуры выпускаемой продукции (тыс. руб.)

Год производства продукции Постоянные расходы Переменные расходы Выручка от продаж Прибыль от продаж R Маржинальный доход Коэффициент марж-го дохода Точка безубыточности

Спагетти

2007 125000 1614036 3478073 1739036 0,50 1864036 0,54 233235,3
2008 120000 902963 3068888 2045925 0,67 2165925 0,71 170027,4
2009 250000 886625 3409875 2273250 0,67 2523250 0,74 337845,5

Спагетти (900г)

2007 120000 2816070 5872140 2936070 0,50 3056070 0,52 230576,1
2008 150000 3995040 7599240 3454200 0,45 3604200 0,47 316266
2009 130000 3708000 7676000 3838000 0,50 3968000 0,52 251481,9

Спагетти (450г)

2007 110000 9399501 21396377 11886876 0,56 11996876 0,56 196184,5
2008 130000 3366140 17480700 13984560 0,80 14114560 0,81 161003,3
2009 115000 15423400 31076800 15538400 0,50 15653400 0,50 228310,3

 

Наименьшее значение коэффициента в 2007 и 2008 годах приходилось на выпуск Спагетти (900г), а в 2009 - на выпуск Спагетти (450г). Необходимо было увеличивать объем продаж тех видов продукции, у которых наименьшее значение коэффициента маржинального дохода и увеличить объем продаж тех видов продукции, у которых коэффициент маржинального дохода принимает максимальное значение. В 2009 году на каждые 100 рублей реализации Спагетти маржинальный доход составит 74 рубля, Спагетти (900г). - 52 рубля и Спагетти (450г). - 50 рублей.

Объем производства (продаж) достигает точки безубыточности, следовательно, делаем вывод, что производство на данном предприятии является безубыточным.



2020-03-19 233 Обсуждений (0)
Анализ калькулирования себестоимости продукции в ОАО «Нальчикская макаронная фабрика» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ калькулирования себестоимости продукции в ОАО «Нальчикская макаронная фабрика»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (233)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)