Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Возрастная периодизация



2020-03-19 179 Обсуждений (0)
Возрастная периодизация 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание

Введение...................................................................................................................3

Глава 1. Диагностика развития школьников........................................................5

1.1. Методика диагностики...............................................................................5

1.2. Возрастная периодизация...........................................................................7

1.3. Акселерация...............................................................................................10

Глава 2. Основные особенности развития школьников....................................12

2.1.Особенности развития и воспитания младших школьников................12

2.1.1.Познавательная деятельность младшего школьника......................13

2.1.2.Умственное развитие школьников...................................................15

     2.1.3.Нравственное развитие и воспитание..............................................18

2.2. Особенности развития и воспитания учащихся среднего школьного (подросткового) возраста.....................................................................................19

     2.2.1. Переходной возраст подростков......................................................19

     2.2.2.Особенности мышления среднего школьного возраста................23

     2.2.3.Особенности нравственного развития.............................................26

2.3. Особенности развития и воспитания старших школьников................28

     2.3.1.Развитие мышления и умственных способностей..........................30

     2.3.2.Нравственное и этическое развитие.................................................32

Глава 3. Индивидуальные особенности учащихся и их учет в процессе воспитания.............................................................................................................36

Заключение.............................................................................................................40

Список использованной литературы...................................................................41

Введение

 

Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. С возрастом связаны характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем каждому возрасту присущи свои воз­можности и ограничения в развитии. Так, например, развитие мыслительных способностей и памяти наиболее интенсивно происходит в детские и юношеские годы. Если же возможности этого периода в развитии мышления и памяти не будут в должной мере использованы, то в более поздние годы уже трудно, а иногда и невозможно наверстать упущенное. В то же время не могут дать эффекта попытки забегать вперед, осуществляя физичеcaкое, умственное и нравственное развитие ребенка без учета его возрастных возможностей.

Цель данной курсовой работы – изучить основные и индивидуальные особенности школьников, различные периоды развития (развитие младших школьников, среднего и старшего школьного возраста, изучения такого вопроса как акселерация и возрастная периодизация.

Предметом изучения работы являются особенности школьников – основные и индивидуальные, их сходства и различия.

Актуальной выбранной мной темы состоит в том, что многие педагоги обращали внимание на необходимость глубокого изучения и умелого учета возрастных и инди­видуальных особенностей детей в процессе воспитания. Эти вопросы, в частности, ставили Я.А.Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, а позже А.Дистервег, К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой и др. Более того, отдельные из них разрабатывали педагогическую теорию, исходя из идеи природосообразности воспитания, то есть учета природных особенностей возрастного развития, хотя эта идея и интерпретировалась ими по-разному. Коменский, например, в понятие природосообразностъ вкладывал мысль об учете в процессе воспитания тех закономернос­тей развития ребенка, которые присущи природе чело­века, а именно: стремления к знанию, к труду, способно­сти к многостороннему развитию и т.д. Руссо, а затем Толстой трактовали этот вопрос иначе. Они исходили из того, что ребенок якобы от природы является существом совершенным и что воспитание не должно нарушать это природное совершенство, а идти за ним, выявляя и развивая лучшие качества детей. Однако все они сходи­лись в одном: нужно внимательно изучать ребенка, знать его особенности и опираться на них в процессе воспитания.

Полезные идеи по данной проблеме содержатся в трудах П.П.Блонского, Н.К.Крупской, С.Т.Шацкого, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского и других ученых. Крупская подчеркивала, что, если не знать особенностей ребят и того, что интересует их в том или ином возрасте, нельзя хорошо осуществлять воспитание.

В возрастной и педагогической психологии принято выделять следующие периоды развития детей и школьников: младенчество (до 1 года), ранний детский возраст (2—3 года), преддошколъный возраст (3-5 лет), до­школьный возраст (5—6 лет), младший школьный возраст (6—10 лет), средний школьный, или подростковый возраст (11—15 лет), старший школьный возраст, или ранняя юность (15—18 лет).

Обратимся к краткой характеристике развития и воспитания учащихся различных возрастов, акцентируя внимание, во-первых, на их анатомо-физиологическом развитии, во-вторых, на совершенствовании психики и познавательной деятельности, и, в-третьих, на особенностях их поведения.

Глава 1. Диагностика развития школьников

Методика диагностики

В педагогической практике все больше ощущается потреб­ность в оперативной диагностике достигнутого учениками уров­ня развития. Это связано с тем, что эффективно управлять про­цессами формирования личности без знания глубины, темпов и особенностей происходящих изменений нельзя. Крылатые слова К. Д. Ушинского: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» — как нельзя лучше объясняют необходимость ди­агностики в живом учебно-воспитательном процессе.

Диагностика (от греч, сИа — прозрачный и §по81з — знание) — общий способ получения опережающей информации об изучаемом объекте или процессе. Значение диагностики в облас­ти развития аналогично значению хорошо поставленного «про­яснения» характера заболевания в медицине: если вовремя и правильно определены его признаки и причины возникновения, то можно надеяться на благоприятный исход лечения. Непра­вильный диагноз не только обесценивает усилия врачей, но и сводит к нулю шансы на выздоровление больного. Все сказанное в области телесного (соматического) здоровья относится и к ду­ховному здоровью,.а поэтому диагностика в области развития — дело чрезвычайно важное, требующее высокой квалификации и ответственности.

Физическое развитие человека диагностируется сравнительно просто. Для этого во всем мире -применяются специально разра­ботанные тесты (нормативы), по которым определяется степень развития как общих, так и специальных качеств. В зависимости от того, как человек справляется с предложенными заданиями, делается вывод о достигнутом уровне, конкретных параметрах физического развития. Полученные данные соотносятся с возрас­тными возможностями. Примером теста физического развития можно назвать хорошо известный комплекс ГТО, в котором со­держатся конкретные задания и нормативные показатели для каждой возрастной группы.

Духовное, социальное развитие диагностировать чрезвычайно трудно. Применяемые для этой цели методики пока сложны, громоздки и не всегда обеспечивают безошибочные заключения. Для повышения надежности диагноза используют комплексное обследование состояния здоровья, сбор и сопоставление антропо­метрических, социальных и психологических данных, что требует специально оборудованных клиник и лабораторий, подго­товленного персонала. В реальной педагогической практике школьные психологи и учителя изучают отдельные качества личности, но по результатам этих исследований, однако, нельзя давать общую оценку компонентов развития.

Овладение простыми методиками диагностики отдельных сто­рон развития обучаемых — важный компонент профессиональ­ной педагогической подготовки. Главный интерес для школьных учителей и воспитателей представляет диагностика умственной деятельности обучаемых, мотивации поведения, уровня притяза­ний, эмоциональности, развития социального поведения и мно­гих других важных качеств. Наиболее распространенный метод изучения выделенных качеств — тестирование.

Возрастная периодизация

То, что развитие — как физическое, так и умственное — тес­но связано с возрастом, понимали уже в глубокой древности. Эта4 самоочевидная истина не требовала особых доказательств: боль­ше прожил человек на свете — стал выше ростом и крепче телом, с возрастом приходит мудрость, накапливается опыт, умножаются знания. Каждому возрасту соответствует свой уро­вень физического, интеллектуального, социального и духовного развития. Разумеется, это соответствие справедливо лишь в об­щем, развитие конкретного человека может отклоняться в ту или другую сторону.

Для правильного управления процессами развития педагоги уже в далеком прошлом делали попытки классифицировать пе­риоды человеческой жизни, знание которых несет важную информацию. Периодизация основывается на выделении возрас­тных особенностей — характерных для определенного периода жизни анатомо-физиологических и психических качеств. Сущ­ность возрастных особенностей наглядно раскрывается на приме­ре физического развития человека. Рост, прибавление веса, появ­ление молочных зубов, а затем их смена, половое созревание и другие биологические процессы совершаются в определенные возрастные периоды с небольшими отклонениями. Поскольку биологическое и духовное развитие человека тесно связано ме­жду собой, то соответствующие возрасту изменения наступают и в интеллектуальной, социальной, духовной сферах.

Происходит хотя и не в таком строгом порядке, как биологическое, социаль­ное созревание, проявляется возрастная динамика духовного развития личности. Это и служит естественной основой для выделения последовательных этапов человеческого развития и составления возрастной периодизации.

Полные периодизации развития охватывают всю челове­ческую жизнь с наиболее характерными стадиями, а неполные (частичные, урезанные) — только ту часть- жизни и развития, которая интересует определенную научную область. Для педаго­гики школы наибольший интерес представляет периодизация, охватывающая жизнь и развитие человека школьного возраста. В современной науке приняты следующие периодизации детско­го возраста (см. табл. 1).

Таблица 1

Психологическая

2. Младенчество (1 год жизни)

3. Преддошкольный возраст
(от 1 до 3 лет)

4. Дошкольный возраст (от 3 до 6 лет)

младший (3—4 года) средний (4—5 лет) старший (5—6 лет )

4.Младший школьный возраст
                                                                  (6—10 лет )

                                                    5.Средний школьный возраст
                                                                   (10—15 лет)

                                                    6.Старший школьный возраст
                                                                     (15—18 лет)

Основу педагогической периодизации составляют стадии фи­зического и духовного развития, с одной стороны, и условия, в которых протекает воспитание, — с другой.

1. Если объективно существуют этапы биологического созре­вания организма, его нервной системы и органов, а также связанное с ним развитие познавательных сил, то разумно орга­низованное воспитание должно приспосабливаться к возрастным особенностям, основываться на них. Игнорирование или отрица­ние природных ступеней развития неизбежно приводит к оши­бочному утверждению возможности усвоить любой социальный опыт, любые знания, практические навыки и умения в любом возрасте при подборе и применении соответствующей методики. Возможности человека в связи с ускорением темпов социального развития, широким доступом к разнообразным информацион­ным источникам несколько возрастают, но далеко не беспредел,/ но. Возраст цепко удерживает развитие и диктует свою волю. Закономерности, действующие в этой области, жестко лимити­руют возможности развития.

Я. А. Коменский был первым, кто настаивал на строгом учете в учебно-воспитательной работе возрастных особенностей детей. Он выдвинул и обосновал принцип природосообразности, соглас­но которому обучение и воспитание должны соответствовать воз­растным этапам развития. Как в природе все происходит в свое время, так и в воспитании все должно идти своим чередом — своевременно и последовательно. Только тогда человеку можно естественно прививать нравственные качества, добиваться пол­ноценного усвоения истин, для понимания которых созрел его ум. «Все подлежащее усвоению должно быть распределено сооб­разно ступеням возраста так, чтобы предлагалось для изучения только то, что доступно восприятию в каждом возрасте», писал чешский мыслитель-гуманист (Коменский Я. А. Великая дидактика / Избр. пед. соч-. — М., 1982. — Т. 1. — С. 329).

2. Учет возрастных особенностей — один из основополагающих педагогических принципов. Опираясь на него, учителя регламен­тируют учебную нагрузку, устанавливают обоснованные объемы занятости различными видами труда, определяют наиболее бла­гоприятный для развития распорядок дня, режим труда и с -дыха. Возрастные особенности обязывают правильно решать вопросы отбора и расположения учебных предметов и учебного материала в каждом предмете. Они обусловливают также выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности.

Акселерация

Акселерация (от лат. асзе1ега1ю — ускорение) — это уско­ренное физическое и отчасти психическое развитие в детском и подростковом возрасте. Биологи связывают акселерацию с фи­зиологическим созреванием организма, психологи — с развити­ем психических функций, а педагоги — с интеллектуальным развитием и социализацией личности. У педагогов акселерация ассоциируется не столько с ускоренными темпами физического развития, сколько с рассогласованием процессов физиологичес­кого созревания организма и социализацией личности.

До появления акселерации в 50—60-е гг. XX в. физическое и духовное развитие детей и подростков было сбалансированным. В результате акселерации, наступившей в середине 70-х гг., физиологическое созревание организма начинает опережать тем­пы умственного, социального, духовного развития. Образуется несоответствие, которое можно выразить так: тело растет быст­рее, чем созревают психические функции, являющиеся основой интеллектуальных, социальных, нравственных качеств. К 13— 15 годам у девочек, а к 14—16 у мальчиков, живущих в сред­них регионах нашей страны, физиологическое развитие организ­ма в основном завершается и почти достигает уровня взрослого человека, чего нельзя сказать о духовном развитии. Выросший организм требует удовлетворения всех «взрослых» физиологичес­ких потребностей, в том числе половых, но социальное развитие отстает и вступает в конфликт с бурно прогрессирующей физио­логией. Возникающее напряжение приводит к значительным психологическим перегрузкам, подросток ищет пути его устра­нения и выбирает такие, которые подсказывает его неокрепший ум. В этом основные противоречия акселерации, создающей не­мало трудностей как для самих подростков, не умеющих совла­дать с происходящими в них переменами, так и для взрослых — родителей, учителей, воспитателей.

Среди основных причин акселерации выделяются: общие темпы ускорения жизни, улучшение материальных условий, по­вышение качества питания и медицинского обслуживания, улучшение ухода за детьми в раннем возрасте, искоренение многих тяжелых детских недугов. Указываются и другие причи­ны: радиоактивное загрязнение среды обитания человека, ве­дущее на первых порах к ускорению роста, а со временем, как показывают опыты с растениями и животными, к ослаблению генофонда; уменьшение количества кислорода в атмосфере, что влечет за собой расширение грудной клетки, а затем и рост все­го организма. Вероятнее всего, акселерация обусловлена ком­плексным воздействием многих факторов.

С середины 80-х гг. акселерация во всем мире пошла на убыль, темпы физиологического развития несколько упали.

Параллельно с акселерацией отмечается другое явление рет-радации — отставания детей в физическом развитии, которое обусловливается нарушением генетического механизма наследст­венности, негативным влиянием на процесс развития, начиная с момента зарождения, канцерогенных веществ, неблагоприятной экологической среды в целом и превышения радиационного фона в частности. Наблюдаются отставания не только в физичес­ком, но и в психическом развитии.



2020-03-19 179 Обсуждений (0)
Возрастная периодизация 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Возрастная периодизация

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (179)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)