Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Познавательная деятельность младших школьников



2020-03-19 166 Обсуждений (0)
Познавательная деятельность младших школьников 0.00 из 5.00 0 оценок




Познавательная деятельность младшего школьника преимущественно проходит в процессе обучения. Немаловажное значение имеет и расширение сферы общения. Быстротекущее развитие, множество новых качеств, которые необходимо сфор­мировать или развивать у школьников, диктуют педагогам стро­гую направленность всей учебно-воспитательной деятельности.

Восприятие младших школьников отличается неустой­чивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью». Младший школьник может путать цифры 9 и 6, мягкий и твердый знаки с буквой «р», но вместе с тем он с живым любопытством

1. Младший школьный возраст связан с обучением детей в начальных классах. К этому времени их физическое развитие характеризуется важными особенностями: в основном заканчивается окостенение черепа, закрываются роднички, оформляются черепные швы и продолжается упрочение скелета в целом. Однако развитие и окостене­ние конечностей, позвоночника и тазовых костей нахо­дятся в стадии большой интенсивности. При неблагоп­риятных условиях эти процессы могут протекать с боль­шими аномалиями (от греч.anomalia — отклонение от нормы). Вредные влияния, в частности, могут оказывать физические перегрузки (например, продолжительное письмо, утомительная физическая работа). Неправильная посадка за партой во время занятий может привести к искривлению позвоночника, образованию впалой груди и т.д.

Существенной физической особенностью младших школьников является усиленный рост мускулатуры, уве­личение массы мышц и значительный прирост мышеч­ной силы.

Антропометрические исследования показывают, что дети-семилетки в состоянии поднять правой рукой от 9 до 12 кг, а десятилетние ребята поднимают 16—19 кг. Повы­шением мышечной силы и общим развитием двигатель­ного аппарата обусловливается большая подвижность младших школьников, их стремление к беганию, прыжкам, лазанию и неумение продолжительное время пребывать в одной и той же позе. В этой связи весьма важно практико­вать на занятиях различные виды учебной работы (чере­довать письмо с чтением, с выполнением упражнений и других практических занятий, применять наглядность, методы объяснения сочетать с беседой и т.д.), проводить физкультпаузы (физкультминутки), в теплое время зани­маться при открытых форточках или окнах, а в прохладную погоду чаще проветривать классы и обеспечивать доста­точный приток свежего воздуха в рекреационные (от лат. гесгеаtiо - восстановление сил) помещения и коридоры. Необходимо также заботиться, чтобы дети могли поесть в школьном буфете или столовой во время перемен, в хоро­шую погоду проводить с ними прогулки или спокойные игры на свежем воздухе, а после занятий организовывать экскурсии на природу, приучать их ежедневно дома за­ниматься утренней гимнастикой и т.д.

Необходимым элементом санитарно-гигиенической работы в младших классах является регулярное (не ме­нее одного раза в учебную четверть) проведение медицинских осмотров, проверка веса ребят, слуха, зрения. Учителям также следует иметь в виду, что, когда ребе­нок вдруг становится замкнутым или сверх обычного по­движным, когда он с трудом сосредоточивается на вос­приятии изучаемого материала, страдает забывчивостью и снижает качество успеваемости, причины всех этих аномалий подчас могут быть связаны с физическим не­домоганием и ухудшением состояния здоровья. В этих случаях нужно своевременно обращаться за помощью к врачу.

Не менее важное значение имеют особенности разви­тия психики и познавательной деятельности младших школьников. Существенным фактором в этом отношении является связанное с развитием мозга совершенствова­ние их нервной системы. Развитие головного мозга у младших школьников проявляется как в увеличении его веса, так и в изменении структурных связей между ней­ронами (нервными клетками). К концу младшего школь­ного возраста вес мозга достигает 1400—1500 г и прибли­жается к весу мозга взрослого человека, при этом отно­сительно быстрее других частей развиваются его лобные доли. Совершенствуются также периферические нервные ответвления. Все это создает биологические предпосыл­ки для развития нервно-психической деятельности ребят. У них усиливается контроль сознания над поведением, развиваются элементы волевых процессов. Отмечается также функциональное развитие мозга и, в частности, его аналитико-синтетические функции. Происходят сдви­ги во взаимоотношениях процессов возбуждения и тор­можения: процессы торможения усиливаются, однако по-прежнему преобладающими в поведении остаются про­цессы возбуждения. Интенсивное развитие нервно-пси­хической деятельности, высокая возбудимость младших школьников, их подвижность и острое реагирование на внешние воздействия сопровождаются быстрым утомле­нием, что требует бережного отношения к их психике, умелого переключения с одного вида деятельности на другой.

Совершенствование нервно-психической деятельности младших школьников происходит также под влиянием обучения. В психологии и педагогике утвердилась идея Л.С.Выготского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии детей. Вот почему усилия учи­телей должны направляться на то, чтобы, учитывая особенности и возрастные возможности ребят, использо­вать учебно-воспитательную работу для их интенсивного умственного развития. Какие же стороны учебно-воспи­тательной работы имеют в этом отношении определяю­щее значение?



2020-03-19 166 Обсуждений (0)
Познавательная деятельность младших школьников 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Познавательная деятельность младших школьников

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (166)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)