Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Нравственное и этическое развитие



2020-03-19 285 Обсуждений (0)
Нравственное и этическое развитие 0.00 из 5.00 0 оценок




Нравственные и социальные качества старшеклассников фор­мируются ускоренными темпами. Этому способствует не только •сензетивный период нравственной зрелости, но и новая обстанов­ка: изменение характера деятельности, положения в обществе и коллективе, интенсивность общения. Более отчетливыми стано­вятся моральные понятия, оценки, крепнут этические убежде­ния. Чувство взрослости становится глубже и острее. Появляет­ся стремление выразить свою индивидуальность; у некоторых молодых людей это стремление приобретает гипертрофированные размеры. Любым способом им хочется обратить на себя внима­ние, утвердить свою самобытность. Отсюда потеря чувства меры, демонстративное увлечение модными в данный момент вещами, порой и не совсем безобидными. Тут могут помочь терпимость и заинтересованная помощь взрослых.

В юношеском возрасте появляется усиленный интерес к этическим проблемам. Первая любовь не только вносит сильные переживания в жизнь молодых людей, но и заставляет прак­тически решать многие непростые вопросы. Некоторые педаго­ги считают, что именно характер разрешения этических ситуа­ций служит критерием морального развития личности. В этом возрасте высок интерес к «вечным» проблемам: смысла жизни, счастья, долга, свободы личности. В последнее время некоторые молодые люди проявляют интерес к религии.

У старшеклассников усиливаются сознательные мотивы пове­дения. Важное значение имеют статус (положение) личност!ч/в коллективе, характер общения и отношений между членами кол­лектива. Коллектив шлифует и корректирует качества личнос­ти, формирует те черты, которые культивируются в данном кол­лективе. В одинаковой мере коллектив способствует появлению как негативных, так и позитивных качеств. В последнее время возросла роль неформальных молодежных организаций, про­граммы которых привлекают многих старшеклассников. У мо­лодежи усилилось критическое отношение к действительности, повысились критерии оценок и требований к учителям и взрос­лым. Снисходительные оценки в этом возрасте не принимаются.

На более высокий уровень поднимается у старших школьников развитие чувств и волевых процессов. В частности, усиливаются и становятся более осознанны­ми чувства, связанные с общественно-политическими событиями. Общественные переживания и чувства оказывают силь­ное воздействие на нравственное формирование старше­классников. Именно в этом возрасте на основе моральных знаний и жизненного опыта вырабатываются определен­ные нравственные взгляды и убеждения, которыми руко­водствуются юноши и девушки в поведении. Вот почему так важно, чтобы в школе содержательно осуществля­лось гражданское и моральное воспитание, проводились дискуссии, а учащиеся систематически вовлекались в об­щественную работу. Исследования показывают, что слабая постановка гражданского и морального воспитания обора­чивается существенными издержками в развитии старшек­лассников. Отдельные из них могут проявлять гражданс­кую пассивность, вовлекаться в различные внешкольные объединения с негативной направленностью.

Годы ранней юности для многих учащихся характе­ризуются сильными интимными переживаниями, первой любовью, нередко оставляющей след на всю жизнь. Задача учителей и всех тех, кто соприкасается с учащимися этого возраста,— бережно относиться к их интимным пережи­ваниям, не вторгаться в эти чувства, понимать и всячес­ки щадить их. Однако, проявляя понятную в этих случаях осторожность и деликатность, необходимо ставить перед учащимися вопросы дружбы и любви, а также взаимоот­ношений между полами, с помощью медицинских работ­ников осуществлять соответствующее гигиеническое про­свещение, причем в ряде случаев целесообразно прово­дить эту работу отдельно с юношами и девушками.

Развитие чувственной сферы и сознательности стар­шеклассников оказывает большое влияние на волевые процессы, причем в протекании волевых актов решаю­щее значение принадлежит обдумыванию своих намере­ний и поведения. Замечено, что если учащийся поставил перед собой определенную цель в учебной или обществен­ной работе или же четко определил жизненные планы с учетом своих интересов и склонностей, он, как правило, проявляет высокую целеустремленность и энергию в работе, а также настойчивость в преодолении встречаю­щихся трудностей.

С этим связана и другая особенность старшекласс­ников, относящаяся к работе над своим самовоспита­нием. Если подростки в большинстве своем отличаются повышенной требовательностью к другим и недоста­точно требовательны к себе, то в юношеском возрасте положение изменяется. Они становятся более тре­бовательными к. себе и своей работе, стремятся вырабаты­вать у себя те черты и качества поведения, которые в наибольшей мере способствуют осуществлению наме­ченных планов. Все это говорит о том, какое большое значение имеют внутренние факторы (цели, мотивы, ус­тановки и идеалы) в развитии личностных качеств стар­шеклассников.

Существенной особенностью старших школьников является обостренность их сознания и чувств в связи с предстоящим жизненным самоопределением и выбором профессии. Вопрос, кем быть, для них уже не является отвлеченным, и решается он не без колебаний, не без трудностей и внутренних переживаний. Дело в том, что школьное обучение, так или иначе, делает для них более привычным умственный труд, и под влиянием этого мно­гие юноши и девушки мечтают связать свою жизнь с интеллектуальной деятельностью. Общественные же по­требности таковы, что подавляющее большинство стар­шеклассников после окончания школы должно вливаться в сферу материального производства. В результате этого у отдельных юношей и девушек, особенно из числа сла­боуспевающих, складывается ложное мнение о том, что учение дает мало пользы: работать на заводе, заниматься мелкой торговлей, мелким и средним бизнесом, дескать, можно и без среднего образования... Это отрицательно сказывается на их отношении к овладению знаниями. Поэтому необходимо оказывать учащимся действенную помощь в формировании их жизненных планов, прово­дить содержательную профориентацию, основной смысл которой должен состоять в том, чтобы раскрыть красоту человека труда, творческий характер работы на совре­менном производстве.

В развитии и воспитании старшеклассников нередко проявляется и такая трудность. Стремление многих роди­телей создать лучшие условия для жизни и учебы своих детей приводит к тому, что последние привыкают к удов­летворению всех своих запросов, вследствие чего у них зачастую формируется потребительское отношение к жизни. Недостаточность же практического опыта порож­дает отставание их общего социального развития и неко­торую инфантильность (от лат. infantilis — детский) в суждениях, что в свою очередь не дает им возможности понять неумеренность многих их потребностей и нецеле-сообразность их удовлетворения. Все это обусловливает необходимость расширения общественно полезной деятельности учащихся и привлечения их к системати­ческому труду как в школе, так и дома.

Нельзя не отметить и того, что на развитие и поведе­ние старшеклассников большое влияние оказывает их повышенная реактивность (чувствительность) ко всему новому, что происходит в жизни, литературе, искусстве, музыке, а также в моде. Они чутко и быстро улавливают это и стремятся копировать все ультрасовременное. Но при правильном подходе эти проблемы решаются успешно. Главное здесь — не борьба со стрем­лением юношей и девушек ко всему новому, а наоборот, своевременное и умелое приобщение их к современным веяниям в искусстве, литературе и моде, воспитание куль­туры восприятия этого нового, преодоление тех крайнос­тей, которые иногда наблюдаются в следовании моде.

Таковы важнейшие особенности развития и организа­ции учебно-воспитательной работы в старших классах.

 Глава 3. Индивидуальные особенности развития учащихся и их учет в процессе воспитания.

В человеческом развитии проявляется общее и особенное. Об­щее свойственно всем людям определенного возраста, особенное отличает отдельного человека. Особенное в человеке называют индивидуальным, а личность с ярко выраженным особенным — индивидуальностью. Индивидуальность характеризуется сово­купностью интеллектуальных, волевых, моральных, социальных и других черт личности, которые заметно отличают данного человека от других людей. Природа щедро одарила человеческий род: на земле не было, нет и не будет двух совершенно одинако­вых людей. Каждый человек — единственный и неповторимый в своей индивидуальности.

Индивидуальность выражается в индивидуальных особенностях и различиях. Возникновение их связано с тем, что каждый человек проходит свой особый путь развития, приобретая на нем различ­ные типологические особенности высшей нервной деятельности. Последние влияют на своеобразие возникающих качеств. К инди­видуальным особенностям относятся своеобразие ощущений, вос­приятия, мышления, памяти, воображения, особенности интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности. Ин­дивидуальные особенности влияют на развитие личности, ими в значительной мере обусловлено формирование всех качеств.

Должны ли в воспитании и обучении учитываться индивиду­альные особенности? Казалось бы, ответ на этот вопрос должен быть однозначно положительным. Но это не так. Среди специа­листов есть серьезные разногласия. Первая точка зрения: массо­вая школа не может и не должна учитывать индивидуальность, приспосабливаться к каждому отдельному ученику; все дети должны получать одинаковые «порции» учительской заботы. Никаких различий не должно быть в воспитании прилежных и ленивых, одаренных и неспособных, а также старательных, любознательных и ничем на свете не интересующихся. Человек, окончивший тот или иной тип учебного заведения, характеризу­ется общим, одинаковым для всех стандартом обученности и вос­питанности, принятым в данном заведении.

Очень убедительно эту мысль выразил Гегель: «Своеобразие людей не следует ценить слишком высоко. Напротив, мненг"\ что наставник должен тщательно изучать индивидуальность к'а-ждого ученика, сообразоваться с нею и развивать ее, является со­вершенно пустым и ни на чем не основанным. Для этого у него нет и времени. Своеобразность детей терпима в семейном кругу, но в школе начинается жизнь по установленному порядку, по об­щим для всех правилам. Тут приходится заботиться о том, что­бы дети отвыкали от своей оригинальности, чтобы они умели и хотели исполнять общие правила и усваивали себе результаты общего образования. Только это преобразование души составля­ет воспитание» (Г. Гегель. Соч. — М., 1946. — Т. VII. — С. 82).

Отечественная педагогика стоит на иных позициях: воспи­тание должно максимально опираться на индивидуальность. Индивидуальный подход как важный принцип педагогики за­ключается в управлении развитием человека, основанном на глу­боком знании черт его личности и условий жизни. Педагогика индивидуального подхода имеет в виду не приспособление целей и основного содержания обучения и воспитания к отдельному школьнику, а приспособление форм и методов педагогического воздействия к индивидуальным особенностям, с тем чтобы обес­печить запроектированный уровень развития личности. Индиви­дуальный подход создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонностей и дарований каждого ученика. В индивидуальном подходе особьл-но нуждаются «трудные» воспитанники, малоспособные школь­ники, а также дети с ярко выраженной задержкой развития.

Считается, что индивидуальный подход хорошо сочетается с идеями гуманизации воспитания. Но практически реализовать его требования в условиях групповой (коллективной) формы вос­питания очень трудно.

 Возрастные особен­ности развития учащихся по-разному проявляются в их индивидуальном формировании. Это связано с тем, что школьники в зависимости от природных задатков и ус­ловий жизни (связь биологического и социального) су­щественно отличаются друг от друга. Вот почему разви­тие каждого из них в свою очередь характеризуется зна­чительными индивидуальными различиями и особенно­стями, которые необходимо учитывать в процессе обуче­ния и воспитания.

Какие же проблемы встают перед работниками школы в данном случае?

При учете возрастных особенностей развития детей педагог во многом опирается на обобщенные данные пе­дагогики и возрастной психологии, о которых шла речь раньше. Что же касается индивидуальных различий и осо­бенностей воспитания отдельных учащихся, то здесь ему приходится полагаться лишь на тот материал, который он накапливает в процессе личного изучения школьников. На какие же вопросы следует обращать внимание при изучении индивидуальных особенностей учащихся? Су­щественное значение имеет изучение физического состо­яния и здоровья школьников, от которых во многом за­висит их внимание на уроке и общая работоспособность. Нужно знать ранее перенесенные учеником заболевания, тяжело отразившиеся на его здоровье, хронические болез­ни, состояние зрения и склад нервной системы. Все это будет помогать правильно дозировать физические нагруз­ки, определять место посадки учеников в классе (напри­мер, учащихся с ослабленным зрением нужно садить поближе к доске, подверженных простудным заболева­ниям — дальше от окон и т.д.), а также сказываться на участии в различных спортивно-массовых и оздорови­тельных мероприятиях.

Весьма важно знать особенности познавательной деятельности учащихся, свойства их памяти, склоннос­ти и интересы, а также предрасположенность к более успешному изучению тех или иных предметов. С учетом этих особенностей осуществляется индивидуальный под­ход к учащимся в обучении: более сильные нуждаются в дополнительных занятиях с тем, чтобы интенсивнее развивались их интеллектуальные способности: слабей­шим ученикам нужно оказывать индивидуальную помощь, развивать их память, сообразительность, позна­вательную активность и т.д.

Большое внимание необходимо уделять изучению чув­ственно-эмоциональной сферы учащихся и своевременно выявлять тех, кто отличается повышенной раздражитель­ностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать благожелательных контактов с товарища­ми. Не менее существенным является знание типологии характера каждого ученика, которое поможет учитывать ее при организации коллективной деятельности, распре­делении общественных поручений и преодолении отри­цательных черт и качеств.

Сложным, но очень важным является изучение внут­ренних побудительных факторов поведения и развития школьников — их потребностей, мотивов и установок, их позиции по отношению к учению, происходящим в об­ществе событиям и изменениям, труду, а также к учите­лям и коллективу товарищей. Изучение учащихся долж­но охватывать также ознакомление с условиями домаш­ней жизни и воспитания, их внешкольные увлечения и контакты, которые оказывают значительное влияние на их воспитание и развитие.

Значительное место занимает знание учителями тех важных вопросов, которые связаны с обучаемостью и воспитуемостью учащихся и включают в себя степень восприимчивости педагогических влияний, а также дина­мику формирования тех или иных личностных качеств.

В заключение подчеркнем, что только глубокое изу­чение и знание особенностей развития каждого школь­ника создает условия для успешного учета этих особен­ностей в процессе обучения и воспитания.

 

Заключение

 

Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо, которое фотографически отображает внешнее воздействие. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.

Тема данной курсовой работы “Основные и индивидуальные особенности развития школьников” и на сегодняшнее время остается актуальной. Изучение данной темы дает возможность сравнить особенности физического развития учащихся младшего, среднего и старшего школьного возраста, дает сравнительный анализ нервно-психической и познавательной сфер учащихся различных возрастов и показывает их влияние на организацию учебной деятельности. Также изучение данной темы показывает, какими особенностями характеризуются поведение и личностное развитие учащихся разных возрастных групп, определяет вопросы, какие должны быть в центре внимания педагогов при изучении индивидуальных особенностей учащихся.



2020-03-19 285 Обсуждений (0)
Нравственное и этическое развитие 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Нравственное и этическое развитие

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (285)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)