Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие о благодати в свете Свщ. Писания



2020-03-19 258 Обсуждений (0)
Понятие о благодати в свете Свщ. Писания 0.00 из 5.00 0 оценок




Московский Патриархат

Русская Православная Церковь

                                                                              

 

Православное учение о благодати.

Духовно - популярная книга

(не научная работа)

для широкого круга читателей.

 

 

Автор - составитель иерей Роман Томилов - настоятель Прихода

Приход Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла,

Нурлатский район, Татарстан

Казанской Епархии

с. Старые Челны 2009 г.

 

 

Оглавление

 

Введение ………………………………………………………………………….6

Глава 1 Учение о Благодати ……………………………………...……………..8

1.1. Понятие о благодати в свете Свщ. Писания …….……………………8

1.2. О нетварных энергиях………………………………………………….9

1.3. Лица Святой Троицы и благодать ………….…………………………13

1.4.    Понятие о Благодати, как живой деятельной силы Божией ведущей человека ко спасению и освящающей его, во свете Свяшенного Писания…………………………………………………………………15

2.0 Учение Святых Отцов Церкви о благодати:…………………...…….…17

2.1 Что такое благодать……………………………………………………...17

2.2 Свойства её……………………………………………………………...18

2.3 Что дарует благодать……………………………………………………20

2.4 Что делает благодать с человеком……………………………………..20

2.5 Мера приятия благодати………………………………………………...21

2.6 Кому отверста благодать………………………………………………..22

2.7 Как призывает нас благодать…………………………………………...22

2.8 Чего ищет благодать…………………………………………………….22

2.9 Кого приемлет благодать Божия и что она любит, жаждет…………..22

2.10 На кого изливается благодать. Что с теми, кто не хочет пользоваться сим даром?................................................................................................23

2.11 Кому не дается благодать и кому даются благодатные дары?............23

2.12 Как распространяется благодать? Кого посещает и когда наитием своим?.......................................................................................................23

2.13 Кто узрит благодать и стяжет ее………………………………………24

2.14 Кто приемлет благодать от Господа? И что творят с Ним?................24

2.15 По какой причине Божественная благодать нисходит не на всех?....24

2.16 Когда (при каких условиях) может подаваться человеку благодать.25

2.17 В чем сокрыта бывает благодать……………………………………...25

2.18 Бог действиями Своей благодати всех руководит…………………..25

2.19 Когда ум человека не может воспринять духовного созерцания…..25

2.20 Когда мы не способны к приятию Божественной благодати…………26

2.21 Без чего невозможно христианину явить богоугодное житие………..27

2.22 Неспособность человека преуспеть в добродетели без благодати……27

2.23 Без благодати не вступать на путь добродетели……………………….27

2.24 Не возможно совершить что-либо великое и трудное если благодать не подкрепит духа свидетеля………………………………………………..28

2.25 Что есть дело величайшей благодати и человеколюбия Божия……….28

2.26 Мы были врагами и грешниками и стали ненавистными Богу. Что дол-жно было прежде совершиться, чтоб получить нам дар благодати…..28

2.27 Что сделал грех и что даровала нам благодать…………………………29

2.28 Кто блажен?.................................................................................................29

3.0 Свободная воля человека и благодать…………………………………..29

3.1 Что делать, чтоб Божественная благодать вселилась в тебя?.................29

3.2 Подвиг для стяжания благодати. С чем бороться?..................................29

3.3 Плоды подвига…………………………………………………………….30

3.4 Каковы дела и состояние души, имеющей благодать?............................31

3.5 Что может благодать и как поступает…………………………………...32

3.6 Нередко благодать действует в человеке, но вместе пребывает и грех.32

3.7 Благоискусная душа в самой постепенности находит себе пособие.....32

3.8 Что производит благодать в сердцах?.......................................................32

3.9 Как действует благодать на человека……………………………………33

3.10 Почему благодать не на всех пребывает?.................................................34

3.11 Наши действия на испытание благодатью………………………………35

3.12 Когда Бог покорит человеку все благодатию своею?.............................35

3.13 Какие должны быть покрываемые благодатью?......................................36

3.14 Что происходит с душой при озарении Духа Святаго? ………………..36

3.15 Чем делается благодать для человека?......................................................37

3.16 В ком благодать наипаче просияла?..........................................................37

3.17 От благодати мы можем исцелить и души и тела наши………………..38

3.18 Когда в нас пребывает благодать?.............................................................38

3.19 Образ действия благодати……………………………………………….38

3.20 Два блага дает нам Святая благодать чрез Крещение…………………38

3.21 Обязанность человека по отношению к благодати…………………….39

3.22 Благодать требует…………………………………………………………40

3.23 Сыны и наследники благодати…………………………………………...40

3.24 Почитание благодати и благодарность ей………………………………41

3.25 Узник и пленник благодати………………………………………………41

3.26 Когда действует рука Божия невозможна безуспешность…………….41

3.27 Кто имеет благодать у Бога, тот…………………………………………41

3.28 Как познается просвещение благодатью человека……………………..41

3.29 В чем удостоверение в действенности спасения……………………….41

3.30 Почему многие усердные делатели не пожали ничего и высохли от бездождия и не принесли многоплодного плода боговедения?.............42

3.31 Кому не возможно не принять исполнения благодати Духа Святаго?.42

3.32 Со времени Боговоплощения человек не имеет нужды в писанном законе, когда благодать Духа Святаго пребывающая с ним и в нем наставляет его на всякую истину ……………………………………….42

3.33 Как и чем удерживается благодать?..........................................................43

3.34 Что есть гордость и безумие для новоначального……………………...43

3.35 От кого удаляется благодать? По какой причине?..................................43

3.36 Признак того, что человек обнажен от благодати Святаго Крещения..45

3.37 Кто мертв в порядке Божественном и не может иметь жительство на небесах?........................................................................................................45

4.0 Церковь – царство благодати, вне Церкви - нет спасения…………….46

5.0 Заключение. ……………………………………………………………...47

6.0 Источники………………………………………………………………...49

 

О безподобнейший, услышав, что божественная энергия обоживает и духовная благодать боготворит, не хлопочи,  не любопытствуй, почему она то, почему это, почему не               другое — хотя без нее тебе и не дано, согласно говорившим о ней святым, утвердиться в Боге, — но дер- жись дел, через которые сможешь лучить ее, ибо тогда в меру своих способностей и познаешь ее: …     Ведь и мы тоже … нигде не дерзнули писать об обожении; лишь те- перь, раз нужда говорить, скажем нечто благочестивое о Господней благодати, хотя изобразить ее бессильное: даже высказанная, она остается невыразимой, и ее имя, по оте- ческому слову, ведомо лишь получившими ее в благой удел. Свт.Григорий Палама.Триады3,ч.1,32.    

 

 

Введение.

  Православное учение о благодати – эта тема наименее известна и раскрыта большинству верующих православных христиан, хотя жизнь в благодати составляет основание христианской богоспасаемой жизни. Отсутствие православного понятия о благодати и доступной, всеобъемлющей, привлекающей, лишенной схоластической сухости, литературы по этой теме, необходимость возрождения духовной жизни современников через просвещение и возгорание их духа к возжеланию благодати, к восстановлению благодатной жизни делают эту тему крайне необходимой особенно в настоящее время. В учении раскрывается гибельное состояние человечества после грехопадения праотцов в раю, обреченность на вечную смерть, рабство греху, безмерную отдаленность от Бога – источника жизни, и возрождение к вечной блаженной жизни, обожению чрез воплощение Слова Божия и искупительную Жертву, богатство благодатных даров Святаго Духа, даруемых человеку, крайнюю необходимость своего произволения и веры для спасения. Совершенную невозможность спасения души без присоединения ко Святой Церкви и вкушения действенной благодати, через подвиг. Объектом исследования является благодать в мере откровенной Богом для спасения людей: понятие, природа, свойства, действия её по спасению и преображению образа жизни человека, свободная воля человека в стяжании благодати, взаимодействие воли и благодати в деле обожения человека. Церковь – хранительница и раздаятель благодати.

Предмет исследования: многообразие действий благодати в деле спасения человека, вечная гибель без благодати. Своя воля, предание ее в послушание благодати.. Благодарность, почитание благодати, пленение, невозможность спасения без искреннего покаяния, Святаго Крещения и принятия в себя действенной благодати. Образ действия души на пути доброделания и совершенства в благодати, плоды.

Цель. Привлечь чад Божьих к проблеме невозможности спасения без действенного причастия благодати, воспламенить в сердцах их желание стольких благ, даруемых ей и склонить их волю ко всемерному взысканию её чрез единение с Церковью.

Задачи. Дать православное понятие о благодати, природе её, как нетварной энергии Бога. Показать всю заботу её о спасении человека и дары её, что привлекает и отдаляет ее, крайнюю необходимость ее для спасения. Гибель человека без благодати. Домостроительство спасения Господа нашего Иисуса Христа. Раскрыть принципиальное значение для спасения свободной воли и добровольном подчинении себя(предании себя в послушание Б.), покорность благодати. Неведение пути спасения, духовных предметов без благодати, всыновление благодати. Плоды взаимодействия. Определение Церкви, Её основание. Ради Неё и чрез Нее подается благодать. Только чрез единение с Церковью возможно быть причастником благодати и вечного спасения.

УЧЕНИЕ О БЛАГОДАТИ

Понятие о благодати в свете Свщ. Писания

Древние греки и римляне словом «благодать» выражали понятия о приятных свойствах лица или предмета (красота какой-то вещи или произведения ис­кусства, красота физиономии, красота речи, движения, поведе­ния и т. д.). Второе понятие, выражаемое этим словом, свя­зано с чувствованиями, которые эти предметы или лица воз­буждают в окружающих людях (такие душевные состояния, как сочувствие, благоволение, милость, милосердие, благодар­ность, благоугождение и т. п.). В древнееврейском языке, язы­ке Ветхого Завета, слово "благодать" в своем первоначальном значении указывает на свойства предметов, возбуждающие у людей чувства эстетического удо­вольствия и удовлетворения. Пример такого употребления слова благодать мы видим в книге Ек. 10, 12: "Слова из уст мудрого — благодать". Нередко это слово выражает отношение Бога к человеку, например, в Быт. (6, 8): "Ной же обрел благодать пред очами Господа Бога". Таким образом, этим словом выражается милость и благово­ление Бога к человеку. В Новом Завете словом благодать обозначаются некие блага, причем не только духовные, но и те материальные, которые имеют духовное значение. В частности, ап. Павел этим словом называл пожертвования, ко­торые он собирал для Иерусалимской Церкви. В 1 Кор.16, 3милостыня для бедствующих церквей названа словом "благо­дать" (в синодальном переводе — "подаяние"). В 2 Кор. (8, 7) ап. Павел, перечисляя добродетели, которыми обладают коринфские христиане, напоминает им о необходи­мости жертвовать бедствующим церквам: "Изобилуйте и этой добродетелью".

Так же это слово используется для выражения отношения Бога к человеку, в этом случае оно может иметь два смысла: в значении Боже­ственного свойства, как благость и любовь, пример такого употребления слова "благодать" в Свщ. Писании. О Пресвятой Богородице сказано, что Она "обрела благодать у Бога" (Лк.1, 30), а более всего благодать сближается с понятием милости, т. е. выражает любовь Божию к падшему человечеству, которое не заслуживает Божественного к себе благорасположения. т. е. милости Божией, которую Бог изливает на людей многоразличными способами через Своих служителей.

Во-вторых, слово "благодать" может означать полноту любви и милости Божией, явленной в Искуплении и изливающейся на людей в форме живой и деятельной силы, которая усвояет людям плоды Искупления, возрождает их и вспомоществует им соделывать свое спасение. Когда речь идет о благодати во втором смысле, речь идет о Божественной силе, действующей на человека и в человеке. Незадолго до Вознесе­ния Господь сказал ученикам: "Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый" (Деян. 1, 8). В Тит. (2, II): "Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков". т. е. этим словом названа вся полнота духовных даров, которую Бог сообщает человеку.

В учении ап. Павла благодать в узком смысле слова есть Божия сила, которая пребывает и действует в человеке:

"Господь сказал мне: довольно тебе благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи. И потому я гораздо охотней буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова" (2 Кор. 12, 9);

"Благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился; не я впрочем, а благодать Божия, которая со мною" (1 Кор. 15, 10).

О нетварных энергиях

 

    В догматическом богословии можно вы­делить(1,с.41-42), как указывали на это и святые отцы, две части: 1.) богословие  - учение о Боге в Самом Себе и 2) икономию, домострои­тельство - учение об отношении Бога к миру и человеку.

    Однако церковные писатели первых веков зачастую не проводили четких различий, соединяя вместе эти стороны учения о Бо­ге. Так, о личности Слова говорили (2)как о Логосе, кото­рый являет Божество Отца. Афинагор (ум. 180) называл Логос божественной "мыслью" и божественной "энергией", проявляющими­ся в творении (Афинагор. Прошение о христианах, §10). Текст апостола Павла о невидимом Божием, Его вечной силе и божестве, ставшем видимым от создания мира (Рим.1,20), толкуется то в смысле Логоса - "Силы и Премудрости", являющихОтца, то в более точном значении "энергий" - общего действия Пресвятой Троицы,проявляющегося в тварях, т.е. того, "что можно знать о Боге", как говорит апостол там же (ст.19).

    В творениях святых отцов последующего времени появляются более четко догматически выраженные понятия сущности Божией в Самой Себе и действия Божиего в мире. Автор "Ареопагитик"(нач. VI в.) противопоставляет в Боге "единения" - "различениям". "Единения" - это "тайные пребывания, которые себя не обнаруживают", это сверхсущностная природа, в которой Бог пребывает как бы в абсолютном покое и ни в чем не проявляет Себя вовне. "Различения", напротив, - это исхождения Божества вовне, Его проявления,называемые автором "Ареопагитик" также "силами", которым сопричастно все существующее, что позволяет познать Бога в Его творении (О Божественных именах, 11,4). Священное Писание дает Откровение о Боге, образуя Божественные имена в соответствии с энергиями, в которых Бог сообщается, оставаясь неприступным по Своей сущности; различается, оставаясь "простым"; умножается, не отступая от Своего единства, ибо в Нем "единения преобладают над различениями" (О Божественных именах, II,11). Это означает, что "различения" - это не разделения или разрывы в Божественном Существе силы или энер­гии, в которых Бог проявляет Себя вовне, это - Сам Бог, но не в Своей сущности.

    В VII в. св. Максим Исповедник выразил ту же мысль: "Мы можем приобщаться к Бо­гу в том, что Он нам сообщает, но к Нему нельзя приобщиться по Его несообщимому естеству". Св.Иоанн Дамаскин (VIII в.), повторяя мысль св. Григория Богослова, уточняет ее: "А то, что мы говорим о Бо­ге утвердительного, показывает нам не естество Его, но то, что относится к ес­теству". Далее он обозначает божествен­ные энергии образными выражениями: "дви­жения" или "порывы".

    В XIV в. это церковное учение тщатель­но разработал архиепископ Фессалоникский св.Григорий Палама. Оно вошло в его "Исповедание веры" на Константинопольском соборе 1351 г., и суть его в том, что в Боге необходимо различать Его сущность, или природу, абсолютно трансцендентную(богословское понятие, отражающее запредельность Бога тварному миру, подчеркивающее Его существование по ту сторону созданного Им бытия и всех видов человеческого опыта, недоступность познанию) тварному миру, и Его энергии, или действия, доступные познанию человека. Основная идея этого учения видна в следующем высказывании св. Григория Паламы: "Бог есть и называется природой всего сущего, ибо Ему все причастно и существует в силу этой причастности, но причастности не к его природе, а к Его энергиям"(2,с.125). Присутствие Бога в Его энергиях нужно понимать в смысле реальном. Они не сотворены, не созданы из "ничего", но превечно изливаются из единой сущности Пресвятой Троицы. Можно сказать, что энергии раскрывают нам некий образ бытия Святой Троицы вне Своей неприступной сущности, т.е. Бог существует одновременно и в Своей сущности, и вне Своей сущности. Ссылаясь на св.Кирилла Александрийского, св. Григорий Палама говорит: "Энергии свойственно творить, природе же свойст­венно производить".

    На основании всего вышеизложенного с учетом всех дополнений(3,с.31-32) нужно сказать, что необходимо различать в Боге:

    - три лица, или ипостаси,

    - единую природу или сущность,

    - нетварные энергии, исходящие из природы, но в своем проявляющем излиянии от природы неотделимые.

    В соответствии с этим разделением догматического порядка энергии занимают как бы среднее место: с одной стороны, они принадлежат области собственно богословия, как вечные и неотделимые от Святой Троицы силы, существующие независимо от акта сотворения мира; но с другой стороны, они относятся также к области икономии, ибо Бог являет Себя тварному миру в Своих энергиях, которые, как говорит св. Василий Великий, "снисходят до нас". В Предании Восточной Церкви это имеет особо важное значение для мистической жизни.

    1. Учение о божественных энергиях, от­личных от природы, является догматической основой реальности всякого мистичес­кого опыта, опыта богообщения, богопознания, и прямо связано с исихастской (4) практикой. Бог, неприступный по Своей природе, присутствует в мире в Своих энергиях. Всецело непознаваемый в Своей сущности, Бог всецело открывает Себя в Своих энергиях. Энергии не делят природу Бога на две части - познаваемую и непоз­наваемую, но указывают на два различных образа бытия Божества: в самой сущности Бога и вне Его сущности.

  2. Учение о нетварных энергиях поясня­ет, каким образом Святая Троица, будучи несообщимой сущностью, может одновремен­но "сотворить в нас обитель" согласно обетованию Самого Спасителя (Ин.14,23). Это пребывание Бога в людях, не будучи ни причинным, ни сущностным, есть некий образ бытия Божия, т.е. реальное пребы­вание Святой Троицы в людях в Своих со­общаемых энергиях, общих для трех ипос­тасей, т.е. по благодати. Именно так на­зываются энергии обожения, которые Свя­той Дух сообщает людям. Тот, кто имеет в себе Духа дарующего, имеет также и Сы­на, посредничеством Которого передается нам всякий дар, имеет также и Отца, от Которого "нисходит всяк дар совершен". Получая дар - обожающие их энергии, люди становятся обителью Пресвятой Троицы.

    3. Различение между сущностью и энер­гиями, будучи основой православного уче­ния о благодати, позволяет сохранить по­длинный смысл выражения апостола Петра "причастники божеского естества". Соеди­нение с Богом, к которому призваны люди, не соединение ипостасное, как для чело­веческой природы Христа, не соединение сущности, как для трех лиц Пресвятой Троицы. Это соединение людей с Богом вЕго энергиях, или соединение по благо­дати, которая делает людей сопричастны­ми божественному естеству, не превращая человеческое естество в естество Божест­венное. По учению св. Максима Исповедни­ка, в состоянии обожения человек по благодати, т.е. посредством Божественных энергий, обла­дает всем тем, чем обладает Бог по Своей природе, кроме тождества с Его природой. Ста­новясь богами по благодати, люди остают­ся тварными по природе, так же как Хрис­тос, став человеком по воплощению, оста­вался Богом по существу.



2020-03-19 258 Обсуждений (0)
Понятие о благодати в свете Свщ. Писания 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие о благодати в свете Свщ. Писания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (258)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)