Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Учение Святых Отцов Церкви о благодати.



2020-03-19 216 Обсуждений (0)
Учение Святых Отцов Церкви о благодати. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

2.1 Что такое благодать? Отпущение грехов, очищение; оно с нами. т. е. благонастроение или действие Духа/(Свт. Иоанна Златоуста 5,с.279). Когда с нами действенная благодать Святаго Духа – грехи прощены, хоть сейчас на Суд Божий.

/Благодать Духа одна и неизменна, но действует она в каждом особенно, как хочет/ (преп.Марка Подвижника 6,с. 41).Таково учение Святой Церкви. Если сладости меда никто не может внятно изъяснить словом не вкушавшим его, то кто изъяснит сладость радости и благодати, кои от Бога, не испытавшим ее? - Конечно, никто, -так говорит великий проповедник благодати Святитель Григорий Палама (7,с.280). Благодать - это Божественный огонь, который /неудержим, несотворен, невидим, безначален и нематериален, совершенно неизменен, равно как неописуем, неугасим, бессмертен, совершенно неуловим, будучи вне всех тварей: вещественных и невещественных, видимых и невидимых, бестелесных и телесных, земных и небесных, - вне всех их пребывает он по природе, по сущности и, разумеется, по власти/ (Прп. Симеон Нов.Богослов 8, с.16). ...Огонь сей <благодати> прогоняет бесов, истребляет грех, он есть сила Воскресения, действенность бессмертия, просвещение святых душ, утверждение умных сил (прп. Макарий Египетский, 9,с. 190).

 

2.2 Свойства её /…Щедро изливающаяся благодать Духа не стесняется никакими пределами; она течет непрестанно, богатит преизбыточно (Сщмч. Киприана Карфагенского 10,с. 92). Благодать Духа обильна и, изливаясь на всех, не терпит от того никакого в себе уменьшения, а еще более умножается в самом разделении между многими, и чем больше тех, которые приобщаются благодати, тем обильнее становятся и дары ее (свт. Иоанн Златоуст, 11, с.490).

Благодать не истощается и не оскудевает. Этот источник струится беспрестанно, и от полноты его мы можем исцелить и души, и тела наши (свт. Иоанн Златоуст, 12, с.689).

Как солнечные лучи светят каждый день и никогда не истощаются, и свет от их излияния на многие предметы не уменьшается, так и еще более сила Духа нисколько не уменьшается от множества приемлющих ее (свт. Иоанн Златоуст, 13, с.239).

Что от благодати, в том есть радость, есть мир, есть любовь, есть истина (прп. Макарий Египетский, 9, с.65). Пред утешением, доставляемым Божественною благодатию, ничтожны все радости, все наслаждения мира... (свт. Игнатий Брянчанинов, 14, с.179).

Свойства домостроительства благодати:

Благодать Божия во всякое время часто посещает сердца наши, и если находит себе упокоение, то, вошедши, постоянно обитает в душе (прп. Ефрем Сирин, 15, с.315). ...Когда благодать... встречает в сердцах наших зловоние нечистых помыслов, и тотчас отступает, не находя себе входа, чтобы вселиться и обитать в нас... и разве только светоносною своею сладостию производит впечатление на сердце, чтобы ощутил человек, что благодать посещала его, но не нашла себе входа, чтобы таким образом, усладившись озарением благодати, взыскал он ее (прп. Ефрем Сирин, 15, с.316).

 ...Благодать Божия не оставляет того, кто усердно сражается и подвизается (прп. Ефрем Сирин, 15, с.110). ...Благодать не может совершенно отступить от нас, потому что собственным своим милосердием побуждается всех миловать (прп. Ефрем Сирин, 15, с.316). <Благодать> знает, что полезно <нам>, и природа наша известна ей; знает меру каждого и столько дает к наслаждению (прп. Ефрем Сирин, 16, с.639). Духовное действие Божией благодати в душе совершается великим долготерпением, премудростью и таинственным смотрением ума, когда и человек с великим терпением подвизается в продолжении времени и целых лет (прп. Макарий Египетский, 9, с.72). Невещественный и Божественный огонь освещает души и искушает их, как неподдельное золото в горниле, а порок попаляет, как терние и солому... (прп. Макарий Египетский, 9, с.190). ...Присущая в человеке Божия сила дает место свободе, чтобы обнаружилась воля человека... (прп. Макарий Египетский, 9, с.355). ...Вкушение Божией сладости выше всякой сытости (прп. Макарий Египетский, 9, с.419).

 

Как душа, разумная и мысленная сила, сочетавает воедино тело, состоящее из многих частей, как-то: плоти, костей, нервов, жил, кожи и прочего, что все дивно связует она собственною силою и содержит добре в полной гармонии, так что они одна другой помогают и одна другую поддерживают, связуемы будучи одною душой, а когда душа выходит из тела, тогда все эти части тела, теряя связь, распадаются и подвергаются истлению; так и благодать Святаго Духа сочетает душу саму с собою Божественною Своею силою и животворит ее, как бы душа души, многие и разные помышления ее и пожелания сводя к единой воле Божией, в чем и состоит истинная ее жизнь, а когда благодать Святаго Духа отделяется от души, тогда все ее помышления и пожелания разливаются и растлеваются. Итак, если возможно, чтобы какое-нибудь тело человека без души стояло в гармонии и своем чине, то возможно, чтоб и душа человека стояла, как должно, в своем чине с отличительными чертами разумности без благодати Святаго Духа. Но то невозможно, а это еще невозможнее (прп. Симеон Новый Богослов, 17, с.45). ...Естественно Божественной благодати... - воссоединять ум не только с сердцем и душою, но и с телом, давать им одно правильное стремление к Богу (свт. Игнатий Брянчанинов, 18, с.115).

2.3 Что дарует благодать: <Благодать> дарует способность трезвенною чистотою, непорочною мыслью, чистым словом, непритворною добродетелью уничтожать ядотворную силу греха... (сщмч. Киприан Карфагенский, 10, с.92). ...При благодати же успеет <человек> во всякой добродетели, и просвещенный ею в состоянии будет уразуметь разнообразие и благолепие будущего века (прп. Ефрем Сирин, 15, с.111). Божественная благодать, осенивши душу, преподает ей духовное ощущение, - и страсти, эти ощущения и влечения плотские и греховные, остаются праздными (свт. Игнатий Брянчанинов, 19, с.526). ...Действием благодати разрешается слепота ума... (свт. Игнатий Брянчанинов, 18, с.48). Благодать, когда будет в ком, не показывает чего-либо обычного или чувственного, но тайно научает тому, чего прежде не видел и не воображал никогда (свт. Игнатий Брянчанинов, 18, с.65). Благодать Божия, осенив кающегося, разрушает в нем царство греха, водворяет Царство Божие... (свт. Игнатий Брянчанинов, 18, с. 440).

2.4 Что делает благодать с человеком: ...Благодать, как Божественная и небесная, просвещает, руководит, умиряет... все устрояет во благое (прп. Макарий Египетский, 20, с.249). Благодать Духа, когда войдет в душу и утвердится в ней, течет сильнее всякого источника, не прекращается, не истощается и не останавливается (свт. Иоанн Златоуст, 13, с.335). Такова благодать Духа: она побеждает телесные болезни и создает самую горячую любовь (свт. Иоанн Златоуст, 21, с.486-487). ...Благодать не только сопутствует тебе в трудах и опасностях, но и содействует в самых легких, по-видимому, делах и во всем оказывает свою помощь... (свт. Иоанн Златоуст, 21, с.668). Закон если поймает убийцу, то осуждает его на смерть, а если благодать настигнет убийцу, то освящает и оживляет его (свт. Иоанн Златоуст, 22, с.527). ...Благодать Божия не только отсекает ветви зла, но и самые корни развращенной воли исторгает (прп. авва Феона, 23, с.563). Благодать Всесвятаго Духа не только преподает людям нравственное и догматическое учение, но и прямо научает их тому, как должны воспевать они Творца (свт. Иоанн Златоуст, 24, с.739)...Благодать сделала (людей) из младенцев мужами совершенными (свт. Иоанн Златоуст, 25, с.372).
Как дождь, излившись на землю, питает и поддерживает в растениях свойственное им качество: в сладких - сладость, в терпких - терпкость, так и благодать, наитствуя сердца верующих, сподобляет их воздействий своих, сообразно с их добродетелями, сама в себе не изменяясь. Алчущему Христа ради бывает она пищею, жаждущему - сладким питием, зябнущему - одеждою, труждающемуся - успокоением, молящемуся - извещением (что молитва услышана), плачущему - утешением (прп. Марк Подвижник, 20, с.570). Божество Слова, будучи всегда по благодати соприсуще верующим в Него, заглушает закон греха, сущий во плоти (Рим. 8, 2) (прп. Максим Исповедник, 26, с.295). Имеем святых Ангелов помощниками себе в добром, паче же Самого Бога, нам Себя являющего делами правды и нас Себе созидающего во святый храм, свободный от всякой страсти (прп. Максим Исповедник, 26, с.299).

2.5 Мера приятия благодати. ...Мы столько почерпаем от избытка благодати, сколько имеем веры, способной к ее принятию (сщмч. Киприан Карфагенский, 10, с.92). По мере веры и благодать обитает в душе (прп. Ефрем Сирин, 15, с.193). Иные в такой мере упокоеваются благодатью Божиею, в какой могут владеть собою и не уступать над собою победы живущему в них греху (прп. Макарий Египетский, 9, с.412). ...Благодать распространяется подобно источнику, расположение же приступающих к ней является для нее сосудом, определяет меру, в какой каждый ее получает (свт. Иоанн Златоуст, 13, с.757). Всякий из нас по мере сущей в нем веры стяжевает явное действие Духа, так что всякий сам для себя бывает раздаятелем благодати. Посему никто из благомудрствующих никогда не станет завидовать другому, обилующему благодатями, так как на нем самом лежит стяжать расположение, условливающее приятие Божественных благ (прп. Максим Исповедник, 26, с.294). ...Духовный человек, по мере добродетели своей, имеет и благодать Божию, или великую, или малую, или преисполнен есть безмерно благодатию Христовою (прп. Симеон Новый Богослов, 17, с.206). Проявление ее <благодати> открывается по мере ревности каждого быть верным вере, но паче сего помощью и благоволением Господа Иисуса Христа (патр. Каллист и ин. Игнатий, 7, с.309).

2.6 Кому отверста благодать. ...Божественная благодать отверста всем, чтобы каждый наслаждался, сколько хочет: аще кто жаждет, да приидет ко мне и пиет (Ин. 7, с.37) (прп. Ефрем Сирин, 16, с.478). ...Как источник не возбраняет черпать желающему, так и сокровище благодати никому из людей не возбраняет стать его причастником (прп. Ефрем Сирин, 15, с.366).

2.7 Как призывает нас благодать. При всяком случае и всеми возможными способами призывает нас к себе благодать Твоя, Господи; милосердие Твое употребляет все побуждения и средства, желая даровать нам жизнь (прп. Ефрем Сирин, 27, с.137).

2.8 Чего ищет благодать. Благодать (Божия) готова, и ищет, кто бы принял ее с усердием (свт. Иоанн Златоуст, 11, с.67). ...Как огонь, как только найдет дрова, зажигает их естественно, так и благодать Святаго и поклоняемого Духа ищет возгореться в душах наших, чтоб сиять и просвещать сущих в мире и чтоб посредством тех, коих просвещает, направлять стопы многих или чтоб приводить в должный чин жизнь всего народа христианского, да живут богоугодно все христиане, да приближаются к огню Божества и возгораются от Него, или каждый особо, или все вместе, если возможно, и сияют посреде как боги, во благословение и умножение семени Бога Иаковля, чтобы человек благовидный никогда не преставал сиять на земле как свет (прп. Симеон Новый Богослов, 28, с.476).



2020-03-19 216 Обсуждений (0)
Учение Святых Отцов Церкви о благодати. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Учение Святых Отцов Церкви о благодати.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (216)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)