Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Свидетельства в писаниях Отцов и учителей Церкви



2020-03-19 217 Обсуждений (0)
Свидетельства в писаниях Отцов и учителей Церкви 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Подтверждение Священного Писания мы увидим в творениях святых отцов, которые особое внимание уделяют теме девства Пресвятой Богородицы и не оставляют сомнений в истинности этого Чуда.

Муж апостольский святой Игнатий Богоносец в послании к Ефесянам писал: "От князя века сего сокрыто было девство и рождение Марии, также и смерть Господня - три громкие таинства, кои в тишине Божией совершились".

В разговоре с Трифоном Иудеанином святой Иустин Философ говорит: "И так всем явно есть, что в роде Авраама по плоти никто от Девы не родился, ниже глаголан рожден быти, но разве Сей наш Христос" в том же разговоре он говорит: "И ко Иакову: и благословятся о тебе вся колена земная, и о семени твоем (Быт.28, 14). Но сего более не говорит ни Исаву, ни Рувиму, ниже другому кому либо, а только тем, из которых по смотрению имел произойти чрез Деву Марию Христос".

Священномученик Ириней Лионский подобно Христу - новому Адаму, сравнивает Матерь Божию с новой Евой, Которая должна исправить и уврачевать непослушание Евы и открыть человечеству путь ко спасению: "И как та (Ева) была непослушна Богу, так Эта (Богородица) склонилась к послушанию Богу, дабы Дева Мария была заступницей девы Евы. И как через Деву род человеческий подвергся смерти, так через Деву и спасется, потому что непослушание девы уравновешено послушанием Девы".

Святитель Григорий Нисский в своем православном учении о Лице Иисуса Христа против учения Евномия, вводит свою догматическую систему учения о Приснодевстве Пресвятой Девы: "Спаситель явился в наш мир, хотя и по общему для всех людей образу происхождения, однако родился необыкновенным, сверхъестественным способом рождения. "Он первый и один только обновил собою неведомое для нашей природы рождения от Девы, в чем никто не предшествовал Ему в стольких родах человеческих".

Святой Амвросий в защиту истины Приснодевства Матери Божией, писал: "Сказавшая сии слова: се раба Господня, буди Мне ныне по глаголу твоему - и после того, как зачала во чреве - дева, и после того, как родила - дева. Ибо и Пророк (Ис.7, 14) возвестил не только о том, что зачнет дева, но и то, что родит дева".

Святитель Иоанн Златоуст пишет: "Не спрашивай, каким образом Дух образовал Младенца Деве. Ибо, ежели при естественном действии невозможно объяснить сего образования, то как можно объяснить сие, когда чудодействовал Дух? Ничего более не знаю, говорит Евангелист, а знаю только то, что Рожденное в Ней рождено от Духа. Устыдитесь вы, желающие постигнуть сверхъестественное рождение!. Не думай, что ты все узнал, когда слышишь, что Христос родился от Духа. Как Беспредельный вмещается в утробе? Как Всесодержащий носится во чреве жены? Как Дева рождает, и остается Девою?". Также святитель считает доказательством девства Марии тот факт, что, умирая на кресте, Иисус поручил Ее, "как незамужнюю", своему ученику.

Преподобный Иоанн Дамаскин, вливаясь в согласный сонм отцов, говорит: "…подобно тому как Тот, Который был зачат, соблюл зачавшую Девой, так и родившись, Он сохранил девство Ее неповрежденным, Один только пройдя через Нее и сохранив Ее заключенною Иез. (44,2) … Следовательно, и после родов Приснодева остается Девой, никоим образом до смерти не вступившей в общение с мужем… Ибо каким образом Та, Которая родила Бога и путем знакомства с тем, что последовало, узнала чудо, допустила бы соединение с мужем? Прочь нечестивое мнение! Мыслить подобное, не говоря уже о том, чтобы делать, несвойственно здравомыслящему уму".

Преподобный Иоанн точно и кратко выразил общее учение отцов всей Церкви следующими словами: "Святая и единственная Дева… так возжелала девства, что в Ней, словно в некоем чистейшем пламени, оно получило свое полное выражение. Ведь всякая дева, рождая, нарушает девство. Она же и до рождества, и в рождестве, и после рождества пребывает Девой".

Учение о том Приснодевстве Божией Матери уже со II века было широко распространено в христианской Церкви. Однако титул "Приснодева" начал использовался в соборных определениях с V Вселенского Собора.

По учению Церкви, при рождении Спасителя Пресвятая Дева не испытала обычных мук свойственных рождающим. Но по словам преп. Иоанна Дамаскина Она испытала их, когда стояла при Кресте Иисуса, "видя, что Тот, Кого через рождение Она узнала как Бога, умерщвляется, как злодей". Так исполнилось пророчество праведного Симеона Богоприимца, данное Божией Матери в Иерусалимском храме: и Тебе же Самой душу пройдет оружие Лк. (2, 35).


3. Именование Пресвятой Девы "Богородицей"

 

Святая Дева есть Богородица, потому что Она родила Бога и Господа нашего Иисуса Христа. Самые первые символы Апостольских Церквей Вселенская Церковь увековечила во Вселенском Никео-Цареградском Символе веры. Третий член этого Символа гласит: "Нас ради человек, и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася". Этот третий член Символа веры является естественным продолжением второго члена, в котором наиболее явно исповедуется Божество Сына Божия.

 

3.1 Осуждение ереси Нестория и провозглашение Божией Матери "Богородицей" на III Вселенском Соборе

 

Первым открытым и сильным противником почитания Святой Девы Марии Богородицей был архиепископ Константинопольский Несторий. Его учение можно обобщить в следующих пунктах:

) Пресвятая Дева Мария не должна называться Богородицей, так как она родила не Бога, а человека, с которым впоследствии соединилось Слово Божие; поэтому Пресвятая Дева может быть названа "человекородицей" или в крайнем случае "Христородицей";

) человек Иисус рожденный от Марии, был только обителью Божества;

) человек этот через наитие Святого Духа, стал Христом, и Слово Божие пребывало с ним в особенном нравственном или относительном соединении.

Святитель Кирилл Александрийский, опровергая ересь Нестория говорит: "Мы исповедуем, что родившийся от Святой Девы Богородицы Марии, один и Тот же есть совершенный Бог и совершенный человек и Святую Деву мы именуем Богородицей и утверждаем, что в Ней существенно и действительно, а не призрачно, обитал Бог Слово". Т.о. учащие, что Святая Дева не есть Богородица, неизбежно приходят к утверждению, что существует два Божиих сына: ведь если Святая Дева не родила по плоти воплощенного Бога, они неминуемо должны признать, что Она родила обычного человека, ни в чем нас не превосходящего. "Мы утверждаем, - говорит святой Кирилл, - что Слово Бога Отца, восприняв на себя святое и одушевленное тело, соединилось с ним воистину неслитно и из утробы Святой Девы произошло как человек, но пребыло и Истинным Богом; посему Святая Дева и есть Богородица".

В 431 году на III Вселенском Соборе в Ефесском храме Богоматери святые Отцы единодушно определили: учение Нестория, как еретическое и самого Нестория, как еретика и уничижителя Пресвятой Девы Богородицы предать анафеме. Весь Собор единогласно восклицал: "Писания и догматы Несториевы проклинаем! Еретика Нестория все предаем анафеме! Вселенная проклинает нечестивое мудрование Нестория".

"Несторию, новому Иуде" - так была надписана хартия от Вселенского Собора к Несторию, с низложением и отлучением его от Церкви.

 

3.2 Употребление имени "Богородица" в Древней Церкви (II-III вв.)

 

От святых Апостолов наименование Пресвятой Девы Богородицей было передано верующим благодаря Церковному Преданию. Оно встречается в писаниях мужей апостольских, апологетов и других отцов Церкви.

Название Божией Матери Богородицей можно встретить в творениях святых Дионисия Александрийского, Кирилла Иерусалимского, и в особенности у Александра Александрийского.

В послании св. Дионисия к Павлу Самосатскому, встречается такое выражение: "Скажу, почему ты называешь Христа отличным человеком, а не Богом истинным и, наравне с Отцем и Святым Духом, от всей твари прославляемым, воплотившимся от Святой Девы Богородицы Марии".

В слове святого Кирилла Иерусалимского на Сретение Господне читаем: "Ныне Небесный Жених с Богоматерию, брачным Своим чертогом, приходит во храм".

Особенно важное свидетельство встречается в послании Александра, епископа Александрийского к Константинопольскому епископу Александру. В этом послании святой Александр, заключая свое исповедание, пишет:

"Знаем Воскресение из мертвых, которое первоначально явил на Себе Господь наш Иисус Христос, Который, восприняв истинно, а не призрачно, тело от Богородицы Марии, по исполнении веков пришел к роду человеческому, для истребления греха".

Еще Ориген в своем толковании на Послание апостола Павла к Римлянам пишет, что Святая Дева именуется Богородицей.

Святой Игнатий Богоносец в своих послания говорит о Святой Деве, когда ведет речь о таинстве воплощении Христа именуя Ее Богородицей в том смысле, что она в чреве носила Бога: "Бог наш Иисус Христос был во чреве Марии, по устроению Божиему, от семени Давидова, но вместе и от Духа Святаго; Он родился и крестился".

Эту же мысль продолжает святой Иустин Философ, в разговоре с Трифоном Иудеем упомянув, что по пророчеству Исайи "надлежало Богу родиться от Девы", - говорит: "Знаем, что Он есть первородный Сын Божий, рожденный от Отца прежде всякой твари" (Кол.1, 15). Иустин говорит, что Христос является как Богом, так и Сыном Патриархов, поскольку воплотился от Девы, Которая мела происхождение от Патриархов. Он стал человеком немощным подобно нам кроме греха, сам Он именовал Себя Сыном человеческим (Лк.9, 22), потому что родился от Девы, Которая была из рода Давида, Иакова, Исаака и Авраама. В словах: "Бог, первородный Сын Божий", - заключается та мысль, что эта Дева Матерь есть в собственном смысле Богородица.

Исходя из этих раннехристианских свидетельств Отцов и писателей Церкви, мы ясно видим древность почитания Божией Матери и неоспоримость наименования Ее Богородицей.

 



2020-03-19 217 Обсуждений (0)
Свидетельства в писаниях Отцов и учителей Церкви 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Свидетельства в писаниях Отцов и учителей Церкви

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (217)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)