Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Отступление Римо-Католической Церкви от православного почитания Богородицы. Мариологические догматы



2020-03-19 194 Обсуждений (0)
Отступление Римо-Католической Церкви от православного почитания Богородицы. Мариологические догматы 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Православное Предание исполнено сознанием непричастности Божией Матери к какому-либо греху, кроме первородного. Оговорка эта не случайна.

Почитание Богородицы в течение первого тысячелетия христианской истории развивалось параллельно на Востоке и на Западе. Однако во втором тысячелетии мариологический догмат в Католической Церкви был облечен в такие богословские формы, которые оказались чужды православной традиции.

В 1854 году папа Пий IX буллой "Ineffabilis Deus" утвердил догмат о непорочном зачатии Девы Марии (Maria Immaculta), который гласит: " Дева Мария была с самого первого момента Своего Зачатия особой благодатью… Всемогущего Бога, ввиду заслуг Иисуса Христа… сохранена не запятнанной никаким пятном первородного греха". Согласно этому учению, Божией Матери в силу будущих заслуг Ее Сына была дана особая привилегия - быть свободной от первородного греха.

Это учение развивалось в Католической Церкви в течение длительного времени. "Не должно думать, что догмат о зачатии Божией Матери вне первородного греха есть современная новость у латинян. В настоящее время догмат только принят официально, провозглашен папою", - говорит святитель Игнатий (Брянчанинов). Основным сторонником этого учения был Иоанн Дунс Скотт, впоследствии его поддержали францисканцы. Однако были и решительные противники среди авторитетных католических богословов, например: Бернард Клервосский, Александр Гэльский, Бонавентура, Альберт Великий, Фома Аквинский, а также монашеский орден доминиканцев. Впрочем, с течением времени число последователей увеличивалось, а противников становилось все меньше.

После утверждения Католической Церковью этого учения в качестве догмата, Православной Церковь осудила и отвергла его, как противное Православной вере. Святая Апостольская Вселенская Церковь исповедует, что Богородица зачалась и родилась естественным путем от святых Иоакима и Анны. "Это означает, что Ее зачатие подвержено первородному греху. Святое Откровение нигде не называет Святую Деву Марию первородной Божией дочерью; нигде не выделяет Ее из человеческого рода по Ее естеству, зачатию и рождению; нигде не упоминает о сверхъестественном характере Ее зачатия и рождения. Родив Спасителя мира, Бога и Господа Иисуса Христа, Святая Дева по причине этого и благодаря этому сделалась славнее не только всех людей, но и Славнейшей всех Серафимов и Честнейшей всех Херувимов". В православном мировоззрении Дева Мария понесла в своей природе все последствия грехопадения, но осталась непричастной ко греху ни в помыслах, ни в делах. Она являет собой то состояние человека, которое ожидает его по воскресении.

Если предположить, что Богородица не истинный член человеческого рода, то Ее происхождение должно быть сверхъестественным, Божественным, но тогда человечество не могло бы действительно соединиться со Сыном Божиим, а Господь Иисус Христос не мог бы быть реальным представителем человеческого рода. Также такое толкование (спасение в счет будущих заслуг) проникнуто духом юридизма. И непонятно, почему эта возможность спасения (еще до пришествия Христа в мир) не могла быть распространена на других людей.

Возникновение и развитие учения о непорочном зачатии Божией Матери было прямым следствием того понимания первородного греха как наследственной вины, которое утвердилось на Западе со времен блаженного Августина.

Догматическим продолжением догмата о непорочном зачатии Богородицы является догмат о вознесении Пресвятой Богородицы на небо. Этот догмат был утвержден папой Пием XII в 1950 году. Он гласит: "Непорочная Матерь Божия, Приснодева Мария, закончив путь Своей земной жизни, была взята с телом и душой в Небесную Славу… Поскольку Он (Христос) мог оказать Ей эту великую честь, сохранив Ее от тления и смерти, следует верить, что Он это сделал".

Православные и католики в понимании посмертной судьбы Пресвятой Богородицы сходятся в том, что Она вместе с телом была вознесена на небо. Однако на Западе акцент делается не на кончину Божией Матери, а на Ее вознесение в небесную славу. Относительно смерти Девы Марии в католическом богословии существует два мнения: морталистов и имморталистов. Первые утверждают, что смерть не имела власти над Богородицей, и поэтому Она добровольно умерла и затем была вознесена на небо. Имморталисты же считают, что поскольку Богородица была неподвластна первородному греху, Она вообще не могла умереть и была сразу вознесена на небо.

В отличие от католиков, православные празднуют не взятие Девы Марии на небо, а Ее Успение. Православная Церковь верит в то, что Господь сохранил тело Богородицы от тления, однако исповедует, что Она умерла как обычный человек. Это учение о вознесении Пресвятой Богородицы в Православии никогда не догматизировалось в отличии от католичества. Тем не менее вера в это событие является неотъемлемой частью Предания Православной Церкви.

Если же считаться вместе с морталистами с фактом смерти Пресвятой Девы, то остается только провозгласить смерть Богородицы искупительной, а саму Святую Деву - искупительницей или соискупительницей, как об этом уже говорят и пишут и к чему склоняется современная католическая мариология. Этот вывод находится в исключительном, противоречии с Православным Преданием, потому что может создать ложное представление о том, что в деле искупления человеческого рода была равная доля участия Христа и Божией Матери.


Заключение

 

Подводя итог анализу Православного учения о Пресвятой Богородице, еще раз отметим то исключительное место, которое занимает Матерь Божия в Православной вере. Она уникальным образом связана с Господом нашим Иисусом Христом - узами материнской любви. Осознавая важнейшую роль Пречистой Божией Матери в деле нашего спасения, мы в своих молитвах обращаемся к Ней: "Пресвятая Богородица, спаси нас!".

Церковный год начинается с Праздника Рождества Пресвятой Богородицы, и в дальнейшем, праздники, посвященные Матери Господа нашего Иисуса Христа, сопровождают нас на протяжении всего годичного круга богослужений, параллельно с Господскими праздниками. Каждое богослужебное чинопоследование, будь то литургия, вечерня, утреня, повечерие, полунощница или часы, содержит молитвы, посвященные Божией Матери. Каждая песнь канона завершается тропарем, посвященным Богородице. В прошение на великой и малой ектениях за богослужением мы слышим Ее прославление в словах: "Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию…".

Также для верующих Пресвятая Богородица стала идеалом святости и добродетели смирения. Мы видим ее смирение в принятии воли Божией, в Ее готовности принять в Свое чрево Бога. Это было одним из условий Боговоплощения. Без содействия Божией Матери, без Ее добровольного согласия на соучастие в деле спасения человечества это спасение не могло быть осуществлено. Участие в жизни Церкви дает нам возможность проникнуться любовью к Божией Матери и почувствовать Ее заботу и Материнскую любовь о всех нас грешных.

Пресвятая Богородица, помогай нам!


Список использованной литературы

 

1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета на церковнославянском языке. М.: Российское Библейское Общество, 1993.

2. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: Российское Библейское Общество, 2005.

.   Алексей (Ржаницын), архимандрит. О Преблагословенной Деве Матери Господа нашего Иисуса Христа. М.: Паломник, 2001.

.   Благоразумов Николай, прот. Святоотеческая Хрестоматия. М., 2001.

.   Восточные отцы и учители Церкви V века. М.: МФТИ, 2000.

.   Иларион (Алфеев), еп. Православие Т.1 М.: Издательство Сретенского монастыря, 2008.

.   Каноны или Книга Правил святых Апостолов, святых Соборов Вселенских и Поместных, и святых Отцов на русском языке. С-Пб.: Общество святителя Василия Великого, 2000.

.   Лебедев А.П. Профессор Московского Университета. Вселенские соборы IV и V веков. С-Пб., 1904

.   Мейендорф Иоанн, прот. Введение в святоотеческое богословие. Перевод с английского языка. Ларисы Волохонской. Часть I. Глава.2. Клин: Фонд "Христианская жизнь", 2001.

.   Мученик Иустин Философ. Разговор с Трифоном Иудеанином. С-Пб.: Типография Святейшего Синода, 1797. Репринтное издание. С.300

.   Несмелов Виктор. Догматическая Система святого Григория Нисского. С-Пб.: Репринтное издание, 2000.

.   Октоих. Гласы 5-8. Воскресенье 7-го гласа. Богородичен. Издательство Московской Патриархии, 2000.

.   Писание мужей Апостольских. Рига: Латвийское Библейское Общество, 1994.

.   Православная энциклопедия. Том V. // Богородица. М.: Церковно-научный центр "Православная энциклопедия", 2002.

.   Преподобный Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры.4, 14. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2003.

.   Преподобный Николай Кавасила. Христос, Церковь, Богородица. М.: Изд-во храма святой мученицы Татианы, 2007.

.   Собрание творений преподобного Иустина (Поповича). Т.2. М.: Паломник, 2006.

.   Святитель Афанасий Великий. Творения.Т. II. На ариан слово третье. М.: Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1994.

.   Святитель Григорий Богослов. Творения. Т.1. Слова. Слово 29, о богословии третье, о Боге Сыне первое. М.: Сибирская благозвонница, 2007.

.   Святитель Григорий Палама. Омилии. Т.1. Омилия 14. М.: Приход храма Святаго Духа сошествия, 2008.

.   Святитель Игнатий (Брянчанинов). Аскетическая проповедь. Т.3. М.: Издательство Сретенского монастыря, 2004.

.   Святитель Филарет (Дроздов). Избранные труды. Письма. Воспоминания. Слово в день праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 2003.

.   Святой Ефрем Сирин. Творения.Т. II. О девстве и целомудрии. Репринтное издание, Издательский отдел Московского патриархата, 1993. Собрание творений преподобного Иустина (Поповича). М.: Паломник, 2006.Т. II.

.   Творения преподобного Иоанна Дамаскина. Второе слово на Успение. Мартис, 1997.



2020-03-19 194 Обсуждений (0)
Отступление Римо-Католической Церкви от православного почитания Богородицы. Мариологические догматы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Отступление Римо-Католической Церкви от православного почитания Богородицы. Мариологические догматы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (194)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)