Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Богородица в святоотеческой христологии (IV-V вв.)



2020-03-19 147 Обсуждений (0)
Богородица в святоотеческой христологии (IV-V вв.) 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Множество отцов и учителей Церкви IV и V веков, которые учили и писали о Таинстве Воплощения и о Лице Богочеловека, говорили в связи с этим и о Святой Деве, которую они называли Богородицей.

Среди них были: святители Афанасий Александрийский, Григорий Богослов, Григорий Нисский, преподобный Ефрем Сирин. Есть упоминания о Святой Деве и Ее названии "Богородица" у святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста. Творения, в которых употребляется наименование Богородица, впоследствии использовались на святых Вселенских Соборах для обличения еретиков.

Святитель Афанасий Великий часто говорит о Святой Деве Богородице, и именно в тех творениях, подлинность которых не подлежит никаким сомнениям. Например, в третьем Слове против ариан в 14-й главе святитель, обличая их, говорит: "Ибо Ангелы, как писано, "суть служебные Дуси в служение посылаеми" (Евр.1, 14) и о дарах подавемых от Бога Словом, возвещают приемлющим. И сам явившийся Ангел исповедает о себе, что послан он Владыкой; так, Гавриил Захарии и Богородице Марии сам сие исповедал…"; в этом же Слове в 29-й главе он говорит: "Итак, цель эта и отличительная черта святого Писания, как неоднократно говорили мы, - возвестит нам о Спасителе две истины: что Он всегда был Бог, и есть Сын, будучи Словом, сиянием и Премудростию Отца, и что напоследок, ради нас приняв на себя плоть от Девы Богородицы Марии, соделался человеком"; в 33-й главе этого же Слова святитель упоминает: "Многие соделались святыми и чистыми от всякого греха: Иеримия был освящен от матернего чрева (Иер.1,5), Иоанн носимый еще во чреве взыгрался радощами от гласа Богородицы Марии (Лк.1, 44). Однакоже, "царствова смерть от Адама даже до Моисея и над несогрешившими по подобию преступления Адамова" (Рим.5, 14). А таким образом, люди тем не менее оставались смертными, тленными, доступными свойственным естеству страданиям… посему, когда рождается плоть от Богородицы Марии, родившимся именуется Тот, Кто другим дает бытие…". В четвертом слове против ариан в 32-й главе святитель Афанасий пишет: "Но яснее и несомненнее всякого умствования покажет единство Бога Слова и человека сказанное Архангелом самой Богородице: Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя: темже и рождаемое свято, и наречется Сын Божий" (Лк.1, 35) . Святитель в своих богословских трудах показывает, что Христос есть Богочеловек, родившийся от Святой Девы Марии, которая носит название Богородица.

Другой не менее известный учитель Церкви святой Григорий Богослов, в своем богословие особенно сильно говорит о предвечном рождении Сына Божьего от Отца и временное Его рождение по плоти от Святой Девы Марии, Которую и он в своих творениях исповедует Богородицей. И в 1-й главе о Боге Сыне он, обращая свою речь к противнику учения веры о предвечном рождении Сына от Отца, писал: "И ты не можешь приметить того, что Кто по плоти имеет отличное рождение (ибо где нашел ты по своим началам Богородицу Деву?), для Того инаково и духовное рождение. Лучше же сказать, Кто имеет не такое же бытие, Тот имеет и отличное рождение".

В послании святителя Григория к пресвитеру Кледонию видим: "Если кто не признает Марию Богородицею, то он отлучен от Божества. ". Дополняя свои слова, он поясняет: "Если кто говорит, что в Деве образовался человек и потом уступил место Богу; то он осужден: ибо это значит не рождение Бога признавать, но избегать рождения. Если кто вводит двух сынов, одного от Бога и Отца, а другого от Матери, а не одного и того же: то да лишится он усыновления, обещанного, право верующим; ибо хотя два естества - Бог и человек, но не два Сына, не два Бога".

Святитель Григорий Нисский, жалуясь на удаление некоторых современных ему христиан от древнего истинного вероучения о Лице Богочеловека Иисуса Христа и на отступление вслед за тем от исповедания Святой Девы Богородицей, представляет это исповедание как признак, по которому можно узнавать пра-воверующих и обличать мудрствующих о таинстве воплощения Бога Слова: "За что же нас обвиняют, если мы возвышенным голосом проповедуем, что Христос есть Божия сила и Божия премудрость, вечно неизменный, вечно нетленный Бог, Который, и соединившись с нашим естеством, подверженным изменению и тлению, не только Сам пребыл чист, но и оскверненное очистил? За что ненавидят нас? И что значат сии новые жертвенники, воздвигаемые в противоположность нашим? Или мы возвещаем другого Иисуса? Или вводим чуждого? Или принимаем в основание своего учения новые писания? Или дерзает кто-либо из нас Святую Деву Богородицу называть человекородицею, как некоторые из них называют Ее с потерею всякого благочестия?. Не прелагайте пределов, положенных Отцами нашими, не отметайте простого проповедания. Не предпочитайте разноречивых и переменчивых учений. Но соображайтесь с древним правилом веры, и Бог мира будете вами".

Преподобный Ефрем Сирин в своих творениях явно показывает, что через Марию воплотился именно Бог Слово. Он пишет: "…Сын Божий, прежде веков рожденный от Отца и напоследок дней воплотившийся от Девы, родившейся Ему только ведомым образом. Родился бессеменно и неизреченно, сохранивший девство нерастленным. Ибо там, где хочет сего Бог, побеждается чин естества. В самую утробу Девы вселился Бог Слово, и огнь Божества Его не попалил членов девического тела, но сохранял их в продолжении девятимесячного времени. Вселился в самую утробу Девы, не возгнушавшись тленностью естества. И из нее произошел воплощенный Бог, чтобы спасти нас"., мы Преблагословенную Деву именуем - Богородицей.




2020-03-19 147 Обсуждений (0)
Богородица в святоотеческой христологии (IV-V вв.) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Богородица в святоотеческой христологии (IV-V вв.)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (147)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)