Социально-экономическая сущность и роль бюджета
История свидетельствует, что бюджет не является институтом, присущим государству на всех стадиях его развития. Долгое время государство не имело бюджета. "Бюджет появляется не тогда, когда государство производит расходы и добывает необходимые для этого средства, а когда оно в свою финансовую деятельность вводит плановое начало - составляет смету доходов и расходов на определенный период" [11, с.40]. С конца XVII в. Бюджетом стал называться документ, который заключал в себе утверждаемый парламентом план доходов и расходов государства. В современных условиях бюджет представляет собой план формирования и использования финансовых ресурсов для финансового обеспечения задач и функций государства и местных органов самоуправления. Применительно к Республике Беларусь различают вышестоящий бюджет и нижестоящий бюджет. Вышестоящий бюджет - это республиканский бюджет или бюджет вышестоящей административно-территориальной единицы по отношению к бюджету нижестоящей административно-территориальной единицы. Нижестоящий бюджет - это бюджет нижестоящей административно-территориальной единицы по отношению к бюджету вышестоящей административно-территориальной единицы или республиканскому бюджету. Государственный бюджет является важнейшим звеном финансовой системы страны, имеющей тесную взаимосвязь со всеми другими ее звеньями [5, с.41]. В экономической литературе государственный бюджет рассматривается, во-первых, как финансовый план формирования и использования денежных средств для обеспечения задач и функций государства и органов местного самоуправления, составляемый в виде баланса доходов и расходов. Во-вторых, как совокупность денежных отношений, имеющих объективных характер, которые складываются у органов государственной власти и органов местного самоуправления с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с необходимостью удовлетворения экономических, социальных и политических интересов общества и его граждан. Бюджет как экономическая категория выполняет две функции - распределительную (перераспределение денежных доходов между различными отраслями и сферами деятельности, социальными слоями общества и т.д.) и контрольную (сигнализирующую обо всех отклонениях в движении бюджетных средств). Функции государственного бюджета объективны, как объективна и сама эта категория. Но проявление присущих бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределения и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит свое отражение в создаваемом государством бюджетном механизме, который определяет методы мобилизации доходов, виды доходов бюджета, порядок их исчисления и взимания, формы бюджетных расходов, принципы и порядок предоставления бюджетных средств, формы межбюджетного распределения и перераспределения средств. Бюджетный механизм используется для проведения крупных структурных сдвигов: в интересах более быстрого развития наукоемких производств, прогрессивных научно-технических перемен в национальном хозяйстве, подъема отстающих в экономическом отношении регионов. государственный бюджет финансирование дефицит Использование бюджетного механизма для регулирования экономики осуществляется посредством маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными средствами. Маневрирование возможно потому, что в бюджете отсутствует принцип закрепления доходов за конкретными видами и направлениями расходов, в связи с чем средства, поступающие в распоряжение государства, обезличиваются и могут быть использованы по любому направлению (за исключением денежных средств целевых бюджетных фондов) [5, с.42]. Бюджетный механизм является активным инструментом реализации бюджетной политики государства. Бюджетная классификация представляет собой систематизированную группировку доходов и расходов бюджета всех уровней, а также источников финансирования дефицита этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов. В социально-культурном развитии отдельных регионов страны (областей, районов) большую роль играет бюджетное регулирование, которое представляет собой процесс распределения доходов и перераспределения финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней в целях выравнивания доходной базы местных бюджетов. Основой бюджетного регулирования является закрепленное законом распределение источников доходов между бюджетами разного уровня. Бюджетное регулирование - одна из важнейших хозяйственных функций государства. Цель его - поддержание стабильности экономики, обеспечение ее надежности, структурных сдвигов, решение глобальных задач функционирования и развития общества. Роль бюджета выражается в том, что он является важнейшим инструментом воздействия на развитие экономики. Значительную роль играет государственный бюджет в решении социальных проблем на основе улучшения механизма финансирования учреждений социальной сферы - образования, здравоохранения, культуры и искусства. По мере развития рыночных отношений и осуществления экономически обоснованной финансовой политики в стране роль государственного бюджета в социальных процессах постоянно усиливается. Это обусловлено прежде всего объективной необходимостью улучшения качества жизни населения [5, с.43].
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (215)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |