Бюджетное устройство и бюджетная система Республики Беларусь
Государственный бюджет обеспечивает выполнение функций соответствующих представительных органов государственной власти. Органы государственной власти и государственного управления составляют, рассматривают, утверждают и исполняют бюджет. Эта деятельность органов государственной власти и государственного управления называется бюджетным процессом, она регламентирована соответствующими законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными актами. Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней в целях сбалансирования их доходов и расходов. В настоящее время в соответствии с Конституцией Республики Беларусь бюджетная система Республики Беларусь состоит из двух уровней: ) республиканского; ) местных бюджетов. В соответствии с территориальным уровнем местные бюджеты подразделяются: на бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения)); базового уровня (районные и городские (городов областного подчинения)); областного уровня и бюджет г. Минска Центральным звеном бюджетной системы Республики Беларусь является республиканский бюджет. Он концентрирует более половины бюджетных ресурсов государства, что определяется его местом и ролью в финансировании мероприятий и программ, имеющих общереспубликанское значение. Через республиканский бюджет перераспределяются финансовые ресурсы между областями и г. Минском для выравнивания уровней их экономического и социального развития. За счет средств республиканского бюджета могут выделяться местным бюджетам дотации, субсидии и субвенции при недостаточности собственных ресурсов для финансирования отдельных расходов и мероприятий. Республиканский бюджет тесно связан со всей системой местных бюджетов. Посредством перераспределения финансовых ресурсов он способствует укреплению их доходной базы, участвует в совместном финансировании отдельных расходов, целевых программ. Местные бюджеты в основном обеспечивают развитие хозяйства регионов, благоустройство их территорий и осуществление социально-культурных мероприятий местного значения [2, интернет-источник]. Различают еще такое понятие, как консолидированный бюджет, который представляет собой совокупность бюджетов Республики Беларусь или соответствующей административно-территориальной единицы Республики Беларусь Консолидированный бюджет района состоит из бюджетов сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения и районного бюджета (Рисунок 1)
Рисунок 1 - Консолидированный бюджет района
Консолидированный бюджет области состоит из консолидированных бюджетов районов, бюджетов городов областного подчинения и областного бюджета (Рисунок 2)
Рисунок 2 - Консолидированный бюджет области
Консолидированный бюджет Республики Беларусь состоит из республиканского бюджета, консолидированных бюджетов областей и бюджета города Минска (Рисунок 3)
Рисунок 3 - Консолидированный бюджет Республики Беларусь
Однако консолидированные бюджеты не рассматриваются и не утверждаются законодательными (представительными) органами власти всех уровней. Эти бюджеты представляют собой свод показателей, характеризующих агрегированные данные по доходам и расходам, источникам поступления средств и направлениям их использования по территории в целом Республики Беларусь и отдельных регионов [8, с.139]. В условиях интеграции различных государств и создания единых экономических пространств могут формироваться бюджеты интеграционных союзов. Конкретным примером такого бюджета можно назвать бюджет Союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации. Этот бюджет формируется в основном за счет взносов стран-участниц, средства его используются на финансирование союзных программ, в реализации которых заинтересованы обе стороны (например, на мероприятия по обороне государств, развитию образования, здравоохранения и т.п.). Бюджетная система Республики Беларусь базируется на следующих принципах: единства, который означает, что единство бюджетной системы Республики Беларусь обеспечивается единой правовой базой, единой денежной системой, единым регулированием бюджетных отношений, единой бюджетной классификацией, единством порядка исполнения бюджетов и ведения бухгалтерского учета и отчетности; полноты отражения доходов и расходов бюджетов, означающем, что все доходы и расходы бюджетов, определенные законодательством Республики Беларусь, подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и в полном объеме; сбалансированности бюджетов, который заключается в том что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита, при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджета государственные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета; гласности, выражающемся в открытости обществу и средствам массовой информации процедур рассмотрения и принятия закона о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год, решений местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год; самостоятельности бюджетов, заключающемся в том, что утверждение республиканского бюджета осуществляется законом Республики Беларусь, местных бюджетов - решениями местных Советов депутатов, а их исполнение возлагается соответственно на Правительство Республики Беларусь и местные исполнительные и распорядительные органы власти; эффективности и экономности использования бюджетных средств, который проявляется в том, что все участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения заданных целей с использованием минимального объема бюджетных средств или достижения максимального результата с использованием определенного бюджетом объема средств; общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов, означающем, что все расходы бюджета должны обеспечиваться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита; достоверности, который означает, что формирование бюджета осуществляется исходя из обоснованных прогнозных макроэкономических показателей социально-экономического развития Республики Беларусь, соответствующей административно-территориальной единицы; адресности и целевого назначения, который предусматривает, что бюджетные средства используются только на цели, определенные бюджетными назначениями; ответственности участников бюджетного процесса, заключающемся в том, что каждый участник бюджетного процесса несет ответственность за свои действия или бездействия на каждой стадии бюджетного процесса. Все перечисленные принципы построения бюджетной системы взаимосвязаны и дополняют друг друга [7, с.54].
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (214)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |