Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Доходы и расходы бюджетов



2020-03-17 226 Обсуждений (0)
Доходы и расходы бюджетов 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Доходы бюджета выражают экономические (денежные) отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в процессе формирования денежных средств, которые поступают в распоряжение центральных и местных органов власти. Формой проявления этих отношений выступают различные виды платежей населения и юридических лиц.

В соответствии с Бюджетным кодексом Республики Беларусь доходы бюджета подразделяются на следующие группы:

налоговые доходы;

неналоговые доходы;

безвозмездные поступления;

взносы на государственное социальное страхование.

К налоговым доходам относятся:

республиканские налоги, сборы (пошлины), местные налоги и сборы и другие налоговые доходы, установленные Президентом Республики Беларусь и (или) законами;

суммы задолженности по налогам, сборам (пошлинам);

пеня, начисленная за несвоевременную уплату налогов, сборов (пошлин);

проценты за пользование отсрочкой и (или) рассрочкой уплаты налогов, сборов, таможенных платежей и пени, налоговым кредитом.

Неналоговые доходы - это:

доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности;

штрафы;

другие неналоговые доходы.

К безвозмездным поступлениям относятся необязательные текущие и капитальные платежи, которые включают поступления от иностранных государств, международных организаций, из другого бюджета в форме межбюджетных трансфертов.

Безвозмездные поступления в форме межбюджетных трансфертов подлежат учету в доходах того бюджета, который является получателем этих средств.

Доходы бюджета можно классифицировать и по следующим признакам:

в зависимости от порядка распределения доходов между уровнями бюджетной системы они подразделяются на собственные и регулирующие:

собственные доходы бюджетов - доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством. Собственные доходы бюджетов разных уровней бюджетной системы зачисляются в бюджеты по определенным нормативам отчислений от налоговых и неналоговых доходов. Указанные нормативы предусмотрены Бюджетным кодексом Республики Беларусь;

регулирующие доходы - республиканские налоги, распределяемые между вышестоящими и нижестоящими бюджетами в целях бюджетного регулирования по определенным нормативам, устанавливаемым при утверждении вышестоящего бюджета;

по источникам образования выделяют доходы, поступающие от юридических лиц и от населения;

в зависимости от гражданства субъектов налогообложения доходы подразделяют на доходы, уплачиваемые резидентами, и доходы, уплачиваемые нерезидентами;

по юридическому основанию взимания доходов в бюджет различают платежи обязательные и добровольные. Основная доля доходов поступает в бюджет на обязательной основе, добровольные платежи имеют незначительный удельный вес;

в зависимости от государственного устройства страны выделяют доходы центрального и местных бюджетов - в унитарном государстве и доходы федерального бюджета, доходы бюджетов членов федерации, доходы местных бюджетов - в федеративном государстве;

по праву собственности государства на мобилизируемые в бюджет доходы их подразделяют на собственные и привлеченные (заемные), возникающие в результате применения кредитного метода формирования;

по конкретным видам - на прямые (подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль субъектов хозяйствования и др.) и косвенные (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины и др.) налоги.

Конкретный перечень доходов республиканского бюджета и местных бюджетов предусматривается ежегодными законами о бюджете Республики Беларусь и решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год. Одной из важнейших народохозяйственных задач страны является рост доходов бюджетов [17, с.145].

Доходы консолидированного бюджета Республики Беларусь в 2012 году должны составить 141,8 трлн. руб. (27,8% к ВВП), что превышает доходы 2011 года на 65,7%. Причем структура доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь в 2012 году по сравнению с предшествующими годами практически не изменится. Основная доля доходов приходится на НДС (33,2% доходов), доходы от внешнеэкономической деятельности (17,9%), подоходный налог (10,8%), налог на прибыль (10%) и акцизы (8%).

Доходы республиканского бюджета на 2012 год (приложение А) Законом о республиканском бюджете на 2012 год утверждены в размере 92,8 трлн. руб., или с ростом на 71,2% к 2011 году (Таблица 1) [9, интернет-источник].

По итогам 1 полугодия 2012 года доходы консолидированного бюджета составили 72,6 трлн. руб. и увеличились по сравнению с соответствующим периодом прошлого года в 2,4 раза, в реальном выражении - на 21,2% (скорректировано на индекс потребительских цен). Отношение доходов консолидированного бюджета к ВВП составило 31,9% (в 1 полугодии 2011 года - 30,7% ВВП) [12, интернет-источник].

 

Таблица 1 - Показатели консолидированного бюджета 2010 - 2012 годов

Годы Доходы, трлн. руб. В % к ВВП Расходы, трлн. руб. В % к ВВП Профицит (+) / Дефицит (-), трлн. руб. В % к ВВП
2010 48,8 29,9% 53,0 32,5% -4,2 -2,6%
2011 85,6 31,2% 79,4 29% 6,2 2,3%
2012 141,8 27,8% 141,8 27,8% 0,0 0,0%

 

Примечание - Источник: [9, интернет-источник]

Ключевой особенностью бюджетной политики на 2012 год является то, что и республиканский, и региональные бюджеты сформированы без дефицита.

Расходы государственного бюджета - это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

Расходы государственного бюджета тесно взаимосвязаны с его доходами, что выражается в количественном соответствии расходов доходам, а также в их взаимном влиянии.

Формирование расходов бюджета основывается на государственных минимальных социальных стандартах, обеспечивающих реализацию закрепленных Конституцией Республики Беларусь социальных прав граждан.

Расходы бюджета можно классифицировать по следующим признакам: выполнению функций, участию в общественном воспроизводстве, экономическому содержанию.

Расходы консолидированного бюджета на 2012 год прогнозируются в сумме 141,8 трлн. руб. (с ростом на 79,3% к 2011 году), что составляет 27,8 % к ВВП, республиканского бюджета - 92,8 трлн. руб. (рост на 79,8%) [9, интернет-источник].

Расходы консолидированного бюджета в 1 полугодии 2012 года профинансированы в сумме 68,9 трлн. руб. (на 22,4% выше уровня 1 полугодия 2011 года в реальном выражении). Относительно ВВП расходы бюджета сократились на 1,4 п. п., составив 30,2% ВВП.

Бюджетная политика в текущем году направлена на оптимизацию государственных расходов с целью ограничения инфляционных процессов при обеспечении исполнения социальных обязательств государства [12, интернет-источник].

Функциональная классификация бюджетных расходов республиканского бюджета (приложение Б) отражает распределение бюджетных средств по основным разделам деятельности органов государственной власти в различных сферах жизни обществ:

общегосударственная деятельность;

национальная оборона;

судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности;

национальная экономика:

охрана окружающей среды;

жилищное строительство и жилищно-коммунальные услуги;

здравоохранение;

физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации;

образование;

социальная политика;

расходы на государственные инвестиционные программы и проекты.

Рассмотрим некоторые из них:

1) Расходы на общегосударственную деятельность обеспечивают деятельность Президента Республики Беларусь, парламента страны, других органов государственного управления и органов исполнительной власти, обеспечивающих общегосударственные функции.

2) Расходы на национальную оборону охватывают финансовые ресурсы, необходимые для обороны и Вооруженных сил Республики Беларусь, военно-мобилизационной и войсковой подготовки, проведения научных исследований в области национальной обороны, функционирования Министерства обороны страны, осуществления других расходов на национальную оборону.

3) Расходы на судебную власть, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности включают в себя затраты, которые обеспечивают функционирование органов судебной власти, прокуратуры, организаций уголовно-исполнительной системы, государственной безопасности, а также расходы на пограничные войска, обеспечение функционирования таможенных органов и др.

4) Расходы на национальную экономику - это затраты на регулирование экономической деятельности, включая мероприятия по санации и банкротству, развитию предпринимательства.

Значительная часть расходов бюджета направляется на организацию социально-культурных мероприятий. Они включают такие затраты, как финансирование образования, здравоохранение, физической культуры, спорта, культуры и средств массовой информации, социальной защиты населения и др.

Определенная часть расходов на социально-культурные мероприятия финансируется из целевых бюджетных и внебюджетных фондов.

По участию в общественном воспроизводстве расходы бюджета можно классифицировать на финансирование материального производства и финансирование с использованием средств на содержание и дальнейшее развитие нематериального производства.

По экономическому содержанию расходы бюджета подразделяются на текущие и капитальные:

текущие расходы - часть расходов бюджета, которые обеспечивают текущее функционирование государственных органов, бюджетных организаций, оказание поддержки другим бюджетам, организациям и физическим лицам, отдельным отраслям экономики на текущее финансирование и т.п.;

капитальные расходы бюджета - часть расходов бюджета, которые обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность, а также расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в республиканской и коммунальной собственности.

В соответствии с Бюджетным кодексом Республики Беларусь предоставление средств из бюджета осуществляется в следующих формах:

расходы на функционирование государственных органов, бюджетных организаций;

бюджетные трансферты населению;

субсидии организациям и физическим лицам;

бюджетные трансферты за границу;

бюджетные кредиты;

межбюджетные трансферты;

расходы на увеличение стоимости основных средств, нематериальных активов и материальных запасов;

бюджетные ссуды, бюджетные займы;

расходы на обслуживание долговых обязательств Республики Беларусь;

другие формы расходов в соответствии с бюджетным законодательством.

В последние годы заметно меняется состав расходов бюджета. Появились такие новые статьи расходов, как отчисления в бюджет Союзного государства, расходы на финансирование аппарата уставных органов межгосударственной интеграции, расходы свободных экономических зон, расходы на малый бизнес и предпринимательство и т.п.

Появление новых расходных статей в бюджете объясняется прежде всего дальнейшим развитием рыночных отношений в стране, а также интеграционных связей и совершенствованием государственного управления экономикой [5, с.51].




2020-03-17 226 Обсуждений (0)
Доходы и расходы бюджетов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Доходы и расходы бюджетов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (226)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)