Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Игровой метод в обучении плаванию



2020-03-19 225 Обсуждений (0)
Игровой метод в обучении плаванию 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В развитии двигательной деятельности младшего школьного возраста игровому методу принадлежит ведущая роль[2].

В системе физического воспитания игровой метод используется для решения образовательных, оздоровительных и воспитательных задач.

Сущность игрового метода заключается в том, что двигательная деятельность занимающихся организуется на основе содержания, условий и правил игры.

Основными методическими особенностями игрового метода являются [14]:

1)игровой метод обеспечивает всестороннее, комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков, так как в процессе игры они проявляются не изолированно, а в тесном взаимодействии; в случае же педагогической необходимости с помощью игрового метода можно избирательно развивать определенные физические качества (подбирая соответствующие игры);

2)наличие в игре элементов соперничества требует от занимающихся значительных физических усилий, что делает ее эффективным методом воспитания физических способностей;

3)широкий выбор разнообразных способов достижения цели, импровизационный характер действий в игре способствуют формированию у человека самостоятельности, инициативы, творчества, целеустремленности и других ценных личностных качеств;

4)соблюдение условий и правил игры в условиях противоборства дает возможность педагогу целенаправленно формировать у занимающихся нравственные качества: чувство взаимопомощи и сотрудничества, сознательную дисциплинированность, волю, коллективизм и т.д.;

5)присущий игровому методу фактор удовольствия, эмоциональности и привлекательности способствует формированию у занимающихся [28].

Игры в воде широко используются в обучении плаванию. Игровой метод является основным в дошкольном и одним из основных в младшем школьном возрасте.

Игры бывают командные и некомандные, сюжетные и бессюжетные.

К командным играм относятся игры, в которых участники делятся на команды, и действия каждого игрока, его энергия и умения направлены на достижение успеха коллектива. Командные игры обычно проводятся на занятиях с детьми среднего школьного возраста. Сюда относятся почти все игры: «Мяч своему тренеру, «Водное поло» и др., а также командные эстафеты.

Во время борьбы двух команд важно следить за правилами игры и дисциплиной ее участников. После окончания игры он объявляет результаты, называет победителей и проигравших и обязательно отмечает участников, проявивших себя с лучшей стороны.

Некомандные игры проводятся без разделения участников на команды. В них каждый играющий самостоятельно решает поставленную перед ним задачу.

Игры, основанные на определенной тематике, относятся к сюжетным. Игры с сюжетом - основной учебный материал на уроках по плаванию для детей младшего школьного возраста. Их обычно включают после того как дети освоились с водой. Если игра с сюжетом имеет сложные правила, ее нужно предварительно объяснить и разыграть на суше. Объясняя игру, нужно рассказать об ее содержании, правилах, выбрать водящего и разделить играющих на группы, равные по силам.

Бессюжетные игры строятся на выполнении участниками в соревновательной форме предлагаемых упражнений. Наиболее успешно эти игры применяются при начальном обучении плаванию, когда урок проводится в игровой форме.

Игры и развлечения на воде проводятся в конце основной и в заключительной частей урока, в течение 10-15 мин. Выбор игры зависит от задач урока, глубины и температуры воды, количества, возраста и подготовленности занимающихся.

В каждой игре должны участвовать все занимающиеся. В игру необходимо включать только упражнения, известные детям. В прохладной воде нужно проводить игры с движениями, выполняемыми в быстром темпе.

Игра выгодно отличается от других средств обучения тем, что одно движение, подчас представляющее определенную трудность, может легко разучиваться в самых различных игровых ситуациях. Весь урок может проходить в игровой форме.

В основе суждений младших школьников о признаках и свойствах предметов и явлений лежат чаще всего наглядные изображения и описания. Поэтому показ упражнений и образное сравнение имеют большое значение в проведении игр.

При подборе игр и их проведении необходимо учитывать:

) возраст занимающихся;

) уровень плавательной и общефизической подготовки;

) эмоциональное воздействие на играющих;

) условия проведения;

) педагогическую направленность игры (как средство начального обучения, совершенствования техник, физических качеств, развлечений и отдыха после монотонной работы и др.).

Большинство игр написаны с учетом участия в них не одного ребенка, а нескольких. Их также можно проводить и в индивидуальной форме, немного изменив содержание. При подведении итогов игры при участии нескольких ребят говорится, кто лучше всех сделал упражнение, но при этом, не обижая других.

Распределение времени между разделами в методиках по обучению плаванию игровым методом выглядит примерно следующим образом[9]:

·   упражнения по ознакомлению со свойствами воды - 10%;

·   упражнения обучения погружению и всплытию - 5%;

·   упражнения для выработки навыка лежания - 10%;

·   упражнения для выработки навыка скольжения - 25%;

·   упражнения, обучающие дыханию - 14%;

·   упражнения, вырабатывающие и закрепляющие плавательные движения 30%;

·   упражнения для обучения простейшими прыжками - 6%.

В среднем вся программа, основанная на игровом методе, рассчитана на 25-30 занятия по 30-45 минут. К этому времени ребенок должен научиться лежать на спине и на груди, скользить по воде после толчка от борта бассейна без работы ног, проплывать 25 м при помощи работы ног кролем на спине или кролем на груди, находиться некоторое время под водой без дыхания, прыгать с бортика бассейна.

 

Планирование обучения плаванию в детско-юношеских спортивных школах

 

В настоящее время занятия по обучению технике плавания планируются тренерским советом ДЮСШ исходя из учебного плана [5].

40 недель, составляющих учебный год, делят на 3 этапа, в соотношении 36:36:48 уроков на каждый этап.

На первом и втором этапе обучение проходит в мелком бассейне. Основу программы составляет комплексное изучение элементов техники спортивных способов плавания и одновременное освоение техники плавания кролем на груди и на спине. Второй этап отводится закреплению и совершенствованию техники плавания кролем на груди и на спине, стартов, поворотов, изучению техники плавания способом дельфин. На третьем этапе продолжается дальнейшее совершенствование изученных способов плавания и обучение способу брасс. Занятия проводятся на большой ванне.

По итогам курса обучения ученики сдают контрольные нормативы. Требуется проплыть: 1) 25 м дельфин и 25 м брасс с оценкой техники плавания; 2) 100 м комплексно с оценкой выполнения стартов и поворотов; 3) 200 м одним из способов без учета времени.

Структура занятия. Урок, как основная форма организации и проведения учебных занятий, условно разделяется на три части: подготовительную, основную и заключительную.

Подготовительная часть включает организацию и предварительную подготовку занимающихся к выполнению задач урока. Проводятся построение, расчет, объяснение задач, выполнение разминки на суше, объяснение и показ учебного материала.

Основная часть направлена на решение главных задач и занимает большую часть времени. Здесь осуществляется закрепление и совершенствование навыков в плавании, изучение нового материала.

Заключительная часть предусматривает постепенное снижение нагрузки и повышение эмоциональности занятия. Выполняются прыжки в воду, ныряния, игры, эстафетное, свободное плавание, где в соревновательных и игровых формах происходит закрепление плавательных навыков.

Урок заканчивается организованным выходом из воды, подведением итогов. Отмечаются успехи и недостатки в освоении учебного материла отдельными учениками и всей группой.

Методика обучения. Упражнения для изучения техники плавания условно разделяются на группы в зависимости от последовательности их изучения и решения задач, возникающих на разных этапах процесса обучения.

На начальном этапе обучения часто применяются имитационные упражнения на суше. Они помогают создать представление о форме упражнений и движений, его координационной и ритмо-темповой структуре. После ознакомления с движениями на суше происходит их повторение в воде.

В первую очередь, это дыхательные упражнения, упражнения на скольжение. По мере освоения этих навыков переходят на выполнение упражнений для изучения движения ногами и их согласование с дыханием. Выполняются с опорой, в скольжениях, с доской. Далее изучаются простейшие гребковые движения сначала на задержке дыхания, а затем в согласовании с вдохами-выдохами (стоя в наклоне вперед, в ходьбе по дну).

Следующую группу составляют упражнения для согласования движений в каждом способе плавания. Применяется плавание с различными сочетаниями движений руками, ногами и дыхания («связки»). Их выполнение облегчает освоение способа (особенно кроля на груди и на спине) в полной координации движений. Упражнения для согласования движений в полной координации формирует целостный навык спортивного способа. Применяется: плавание в координации на задержке дыхания, с выполнением вдоха через несколько циклов движений, с дыханием на каждом цикле. После овладения учениками навыками спортивных способов плавания начинается изучение стартов и поворотов.

Успешность обучения определяют следующие предпосылки[7]:

1. Соответствие программы обучения возрасту и подготовленности занимающихся. Установлено, что возраст 8 - 10 лет является оптимальным для быстрого и качественного освоения техники движений.

Кроме того, из детей, обученных плавать в этом возрасте, подготовлено самое большое количество пловцов высокого класса по сравнению с детьми других возрастов. Обучение плаванию детей младших возрастов требует больше времени из-за медленного освоения ими техники движений, трудностей, связанных с организацией занятий (не знают команд, не могут открыть и закрыть душ, отрегулировать температуру воды), пропусков и заболеваний. К тому же, плавание обладает отрицательными признаками любого циклического вида спорта, связанное с необходимостью выполнять монотонные движения в течение основной части урока. Немаловажно то, что занятия выполняются в некоторой изоляции от тренера и общение с ним несколько ограничено.

В результате дети, начавшие занятия плаванием в раннем возрасте (4- 6 лет), к 8 - 9 годам попросту устают и теряют интерес к этому виду спорта.

. Особенности телосложения, физической и двигательной подготовки. Дети, имеющие показатели физического развития, близкие к стандартам отбора в ДЮСШ, быстрее и качественнее осваивают технику плавания. Это необходимо учитывать при комплектовании учебных групп, распределению занимающихся на подгруппы по подготовленности. Известно также, что дети с хорошей координацией движений лучше поддаются обучению. Большое внимание тренер должен уделять таким качествам ребенка, как плавучесть и задатки так называемого «чувства воды».

. Условия занятий (глубина и температура воды, оборудование и инвентарь).

. Квалификация и мотивация тренера.

Таким образом, программа для ДЮСШ построена на комплексном и параллельно-последовательном изучении техники спортивного плавания, что создает условия для ознакомления, изучения и совершенствования упражнений в элементах, связках и общей координации для каждого способа плавания.

Многообразие упражнений содействует положительному переносу двигательных навыков, формирует вариативный запас двигательных умений и навыков, способствует образованию устойчивой техники плавания [16].

Как говорилось ранее, большое значение в системе начального обучения плаванию имеет игровой метод обучения. Известно, что детьми прочнее и быстрее усваивается то, чему они научились в процессе эмоционально окрашенной деятельности. Так, применение игр и эстафет способствует: повышению эмоциональности и уменьшению монотонии, воспитанию морально-волевых качеств, активности, самостоятельности, инициативы, укреплению коллектива, воспитанию чувства товарищества, умению применять полученные навыки в изменяющихся условиях игры.

Однако, как показал анализ литературных источников, во многих изданиях, посвященных вопросам подготовки юных пловцов, игровому методу обучения уделяется недостаточно внимания, либо этот метод не полностью раскрыт. Так, [17] говорит только о том, что некоторые простейшие упражнения можно выполнять в виде игр и приводит варианты их проведения. Но в книге не уделено никакого внимания обоснованию целесообразности применения этого метода, его важности и полезности. [15] указывает на то, что игровому методу не уделяется должного внимания. В учебнике приводится обоснование и некоторые особенности применения этого метода, перечисляются названия некоторых игр. Но не дается методических рекомендаций по проведению игр, правила отдельных игр не описаны.

Только в учебном пособии [5] очень подробно описываются варианты игр на воде, проведение эстафет и конкурсов.

Таким образом, далеко не во всех учебниках по плаванию можно найти характеристику игрового метода обучения и рекомендации по применению этого метода на практике.

 




2020-03-19 225 Обсуждений (0)
Игровой метод в обучении плаванию 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Игровой метод в обучении плаванию

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (225)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)