Результаты исследования и их обсуждение
По окончании 1 этапа исследования результаты интервьюирования тренеров г. Красноярска были обработаны и внесены в карту интервью. Были получены следующие данные: С точки зрения организации занятий, 8 тренеров придерживаются соотношения 10:25:10 или 10:30:5 минут, приходящихся на подготовительную, основную и заключительную часть занятия соответственно вне зависимости от целей и задач урока. И только 4 тренеров варьируют это соотношение в ту или иную сторону в зависимости от целей и задач. Это тренеры высшей категории, имеющие большой опыт работы. В отношении заключительной части занятия, 2 тренера считают, что применять в это время различные игры и эстафеты нет необходимости (эмоциональный фон самостоятельного купания итак довольно высок). Это молодые тренеры, имеющие опыт работы 3 - 4 года. 10 тренеров считают обязательным проводить заключительную часть урока в виде игр, «веселых» и спортивных эстафет (хотя и не исключают возможности «купания по желанию» в виде поощрения). Это, по их мнению, служит закреплению навыков, полученных в течение занятия, дает эмоциональную разрядку, снимает усталость, сохраняет хорошие впечатления о занятии. К тому же, игры и эстафеты обязательно должны включать разученные ранее элементы, при этом приветствуется активное участие тренера (особенно в играх). В то же время, проведенные наблюдения показывают, что на самом деле многие тренеры пренебрегают игровым методом обучения - увидеть организованную в конце занятия игру на воде удавалось не часто. Обычно все ограничивается предоставлением детей самим себе, так называемым «свободным плаванием». Получается что практически, только 30% из этих тренеров проводят игры и эстафеты хотя бы 1 раз в месяц. В этом случае, для таких мероприятий отводится занятие целиком. Например, один из тренеров, (имеющий 20-летний опыт работы только с группами начальной подготовки) регулярно проводит так называемые «веселые уроки». На этих уроках дети целиком посвящены играм, веселым эстафетам. Такие занятия, по мнению тренера, надолго запоминаются детьми, вносят разнообразие в привычный процесс обучения. Таким образом, можно сделать вывод, что, понимая роль игрового обучения в теории, на практике многие тренеры его не используют. В вопросе о возрасте обучения плаванию, мнения распределились следующим образом: 7 тренеров говорят о том, что привести ребенка в бассейн можно в любом возрасте, начиная с грудного. Но, в этом случае, занятия должны быть направлены на ознакомление с водной средой, обучение простейшим навыкам дыхания, держания на воде. Занятия должны проходить в форме игр. Иначе к 9 - 10 годам ребенок попросту «устанет» от плавания. 5 тренеров считают, что ребенка нужно начинать учить плавать в 8 - 9 лет, с тем, чтобы уже через 1 - 2 года он перешел в учебно-тренировочную группу. В этом случае, ребенок не успевает потерять интерес к плаванию. Большинство тренеров (9 человек) сходятся во мнении, что занятия со спортивной направленностью следует начинать в возрасте 8 - 9 (девочки) и 10 - 11 лет (мальчики), что соотносится с общими положениями теории начального обучения плаванию. Для обоснования именно этого возраста, как наиболее благоприятного для начала целенаправленных занятий приводятся следующие суждения, сделанные на основе личного опыта: . В этом возрасте у детей формируется осознанное отношение к своей деятельности, в частности, к занятиям плаванием. Они начинают выделять плавание, как особый вид спорта, мечтать о победах, достижениях. 2. Сформированный к этому времени определенный и достаточный двигательный резерв, запас двигательных навыков, а также общий уровень физического развития позволяет проводить работу по закладыванию основ общей выносливости и техники плавания. 3. Дети становятся более самостоятельными. 4. 2 тренера считают, что занятия, направленные на общую выносливость нужно начинать раньше, а именно, в 8 лет. Умеренное равномерное плавание, по мнению одного тренера (имеющего 2 категорию), способствует закреплению навыков разученных спортивных способов. Другой тренер (имеющий высшую категорию) целиком и полностью руководствуется программой для ДЮСШ (ссылаясь на нее и при ответах на другие вопросы, предполагающие высказывания своей точки зрения). Говорит, что делает так, как написано в книгах. 5. 2 тренера считают, что занятия со спортивной направленностью следует начинать еще раньше - с 7 - 8 лет. Причем, обосновать свои суждения они не смогли (ответы типа: «чем раньше - тем лучше»). Один из этих тренеров имеет небольшой опыт работы, другой - не имеет специального образования. III. Основные трудности, с которыми сталкиваются тренеры в процессе работы с группами начальной подготовки можно выделить в следующие подгруппы: . Трудности, связанные с комплектованием групп: неоднородность состава и большая текучесть групп. разный уровень физического развития детей, занимающихся в одной группе (в том числе, значительное количество детей с родовыми травмами). плохая посещаемость вследствие частых болезней. . Организационные трудности. недостаток времени и места для занятий на воде и на суше. проблемы с организацией летнего спортивного лагеря. . Трудности, связанные с обучением отдельным способам плавания (у тренеров с небольшим опытом работы). . Несоответствие места занятия гигиеническим нормам. IV. Молодым тренерам предлагаются следующие рекомендации: не торопить процесс обучения ребенка, проводить обучение от легкого к трудному, то есть придерживаться основных педагогических принципов, таких как принципы последовательности и постепенности, систематичности, доступности и индивидуализации. Тренеры напоминают, что не нужно забывать о развитии у ребенка гибкости, координационных способностей, а также о том, что необходимо прививать детям любовь к избранному виду спорта. Кроме этого, высказывались пожелания: любить детей, жить их интересами, любить свое дело, следить за речью, быть трудолюбивым и добросовестным, налаживать контакты с родителями. Таким образом, обобщая данные исследования можно сказать, что: . Для начала целенаправленных занятий плаванием возраст ребенка не имеет решающего значения. Большое значение имеет форма организации занятий. . Очень важно включать в уроки разнообразные игры и эстафеты. Игровой метод позволяет закреплять двигательные навыки, полученные в результате обучения. Закрепление навыков происходит эффективнее, так как этот метод предполагает создание высокого положительного эмоционального уровня занимающихся. Кроме того, игры и эстафеты целесообразно проводить не только в заключительной, но и в основной части занятия. В результате дети отвлекаются от однообразной монотонной работы. От таких уроков у них остаются яркие впечатления. . Свободное плавание, то есть предоставление детей самим себе, препятствует закреплению только что разученных движений. Проработав над освоением какого-либо навыка основную часть урока, в заключительной части ребенок начинает играть с товарищами, забывает, чему учился только что и использует для передвижения в воде уже сформировавшиеся неправильные двигательные стереотипы. Как мы выяснили в результате исследования, многие тренеры пренебрегают использованием игрового метода и дают детям в конце каждого занятия плавать по желанию. Это, несомненно, является одним из отрицательных моментов, присутствующих в методике обучения у большого количества тренеров. . Отбор в учебно-тренировочные группы должен производиться не только по оценке степени освоения ребенком того или иного двигательного навыка, не только по возрастным критериям. Следует судить и о степени готовности отдельного ученика к выполнению различных заданий. Нужно обращать внимание на то, насколько сознательно относится ученик к своей деятельности. . Большинство тренеров работает, как говорится, по накатанной колее, из года в год применяя одни и те же последовательности упражнений, используя одну и ту же схему урока. Наблюдается некоторая инертность в отношении внедрения новых методик обучения, привнесения новых приемов. Это является еще одним отрицательным моментом работы тренеров. Вместе с тем, многие тренеры проявили интерес к проводимому исследованию. По их словам, исследования с целью обобщения опыта работы тренеров г. Красноярска с группами начального обучения еще не проводилось. Тренеры просили предоставить им результаты исследования. Изучение и сравнение результатов предварительного и итогового тестирования контрольной и экспериментальной групп (табл. 1,2) позволяет сделать вывод о том, что к концу учебного года результаты возросли в каждом из тестов. Вместе с тем, результаты итогового тестирования экспериментальной группы значительно превосходят результаты итогового тестирования контрольной группы. В тесте «торпеда» прирост результатов у занимающимися контрольной группы составил 58%, прирост результатов у занимающихся экспериментальной группы - 118%. В тесте «задержка дыхания» прирост результатов контрольной группы равен 57%, экспериментальной группы - 79%. В тесте «кроль на задержке дыхания» прирост составил 100% и 123% соответственно. Как видно из таблицы 2, различия в результатах контрольной и экспериментальной групп в тестах «торпеда», «задержка дыхания» и «кроль на задержке дыхания» достоверны по методам математической статистики. Таблица 2 - Результаты итогового тестирования
Таблица 3. Результаты тестов и их прирост в процентном соотношении
Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что методика обучения плаванию, применяемая в экспериментальной группе позволяет значительно повысить эффективность усвоения плавательных навыков, что подтверждает гипотезу нашего исследования.
Заключение
1. Анализ литературных источников и требований ДЮСШ по плаванию в работе с группами начальной подготовки показал, что они не содержат достаточной информации о применении игрового метода, как в основной, так и в заключительной части занятия. 2. Установлено, что никто из тренеров регулярно не использует игровой метод в основной части занятия. Не все тренеры в полной мере используют методы, предусмотренные стандартной учебной программой. . На основе анализа существующих методик и опыта красноярских тренеров была разработана методика обучения плаванию, особенностью которой является применение игрового метода в основной части занятия. . Данные педагогического эксперимента показывают значительный прирост результатов у занимающихся экспериментальной группы. В тесте «торпеда» прирост результатов выше на 60% по сравнению с контрольной группой, в тесте «задержка дыхания» - на 22%, в тесте «кроль на задержке дыхания» - на 23%. Кроме того, обработка тестов с помощью методов математической статистики показала достоверность различий между контрольной и экспериментальной группами в трех тестах из четырех. Это позволяет сделать вывод о том, что применение игрового метода в основной части занятий позволяет повысить эффективность усвоения плавательных навыков, что и подтверждает гипотезу нашего исследования.
Список источников
1. Александров И.С. Вопросы спортивной тренировки в современном пятиборье // Теория и практика физической культуры. -2007.- №11. - с. 11. . Булгакова Н.Ж. Спортивное плавание: учебник для вузов ФК / Н.Ж. Булгакова. - М.: Физкультура и спорт, 2006. - С. 8-92. 3. Бурлаков И.Р. Специализированные сооружения для водных видов спорта: учебное пособие / И.Р. Бурлаков, Г.П. Неминущий. - М., 2005. - 286 с. 4. Вайцеховский С.М. Книга тренера. - М.: Физкультура и спорт, 2004. -311 с. 5. Васильев В. С, Никитский Б.Н. Обучение детей плаванию. - М.: Физкультура и спорт, 2004. - 240 с. 6. Возрастная и педагогическая психология: Учебник / под ред. Гамезо. - М.: Наука, 2004-320 с. 7. Ворженевский И.В. Плавание: Учебник для средних физкультурных учебных заведений. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Физкультура и спорт, 2007. - 301 с. 8. Вржевский И.В. Последствие нагрузки, полученной во время тренировочного урока и построение малого цикла тренировки // На голубых дорожках. - М.: ФиС, 2006. - с. 32-46. 9. Ганчар И.Л. Плавание: теория и методика преподавания: учебник для студ. фак-тов физ. воспит. и спорта пед. учеб. заведений / И.Л. Ганчар. - Минск, 2005. - 350 с. . Гиссен Л.Д. Психология и психогигиена в спорте. // Гиссен Л.Д.: - М.: ФиС, 2004. - 149 с. 11. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. // Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов: - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 288 с. . Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. // Г.Д. Горбунов: - М.: ФиС, 2006. -207 с. . Ильин Е.П. Психология физического воспитания: Учебник для институтов и факультетов физической культуры. // Е.П. Ильин: - 2-е изд. - СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. - 486 с. 14. Инясевский К., Гордон С. Общие основы спортивной тренировки пловцов. - М.: ФиС, 2005. - с. 22-35 15. Каунсилмен Д.Е. Наука о плавании / Пер. с англ. - М.: Физкультура и спорт, 2006. - 431 с, ил. . Каунсилмен Д.Е. Спортивное плавание / Пер. с англ. - М.: Физкультура и спорт, 2004. - 208 с. . Макаренко Л.П. Подготовка юных пловцов. - М.: Физкультура и спорт, 2007. -285 с. 18. Коломинский Я.Л. Человек: психология. Книга для учащихся старших классов. М.: Академия, 2005. - С. 207-210. 19. Крутецкий В.А. Психология. - М.: Академия, 2003. - С. 186-193. . Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях к ним. Учебно-методическое пособие. М.: «Флинта». 2005. - С. 167-169. 21. Научное обеспечение подготовки пловцов: Педагогические и медико-биологические исследования ред. Т.М. Абсалямова, Т.С. Тимаковой. - М.: Физкультура и спорт, 2006, - 191 с. 22. Немов Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии. - 3-е изд. - М.: Владос, 2003. - С. 394-402. 23. Никитский Б.Н. Плавание: Учебник для студентов фак. физ. воспитания пед. институтов. - М.: Академия, 2008. - 303 с. 24. Общая психология (курс лекций). Составитель Е.И. Рогов. М.: «Владос». -2005. - С. 379-392. 25. Общая психология. /Под ред. В.В. Богословского, А.Г. Ковалевой, А.А. Степановой, С.Н. Шабалиной. - 2-у изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2006. - С. 306-316. . Общая психология. Учебник для пед. ин-тов / Под ред. проф. А.В. Петровского. - Изд. 2-е, доп. и перераб. - М.: Академия, 2007. - С. 405-421. 27. Оноприенко Б.И. Биомеханика плавания. - Киев: Здоровья, 2009. -192 с. 28. Парфенов В.А. Плавание: Учебник для факультетов физического воспитания педагогических институтов. - Киев: Вища школа, 2008. - 288 с, ил. 29. Психологическое обеспечение спортивной деятельности / Мельников В.М., Непопалов В.Н., Романина Е.В. [и др.] // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. - М.: 2006. - Т. 3. 30. Психология: Учеб. для институтов физической культуры // под ред. В.М. Мельникова: - М.: Физкультура и спорт, 2007.-480 с. плавание тренер обучение игровой
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (170)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |