Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Характеристика романтизма как одного из художественных течений переходного периода во французской литературе



2020-03-17 251 Обсуждений (0)
Характеристика романтизма как одного из художественных течений переходного периода во французской литературе 0.00 из 5.00 0 оценок




Творчество О. Вилье де Лиль-Адана в контексте художественной литературы Франции на «изломе» веков

 

Характеристика романтизма как одного из художественных течений переходного периода во французской литературе

 

«Этимология понятия «романтизм» относится к области художественной литературы. Первоначально слово «romance» в Испании означало лирическую и героическую песню - романс; затем большие эпические поэмы о рыцарях; впоследствии оно было перенесено на прозаические рыцарские романы.

В XVIII веке в Англии это слово начинает употребляться по отношению к литературе Средневековья и Возрождения. В то же время, понятие «romance» используется для обозначения литературного жанра, подразумевающего повествование в духе рыцарских романов. Характерной его чертой была фантастика, действие в неопределенном прошлом или в неопределенно-отдаленных странах, пристрастие к таинственному и магическому. Наряду с понятиями «живописное» (picturesque) и «готическое» (gothic), оно обозначает новые эстетические ценности, отличные от «универсального» и «разумного» идеала прекрасного в классицизме.

Во Франции романтизм утвердился довольно поздно, к началу 1820-х. Так как здесь были сильны традиции классицизма, то новому направлению пришлось преодолевать сильное противодействие. Хотя романтизм и принято сопоставлять с развитием антипросветительского движения, тем не менее, он сам связан и с направлением Просвещения, и с предшествующими ему направлениями.

Французская литература 1830-1860-х годов занимает особое место в мировом искусстве. Пограничные явления вызывают интерес в современном литературоведении, позволяя проследить процесс литературно-художественной трансформации. Так называемые фигуры «второго ряда» дают возможность выявить скрытые неманифестируемые процессы перехода от одной художественной системы к другой [1, с. 2].

Существование романтизма во Франции второй половины столетия определялось объективными основаниями - идеализм романтиков должен был противостоять духу позитивизма, царящего в литературе [2, с. 342].

Для романтического искусства специфической является проблема двоемирия. Двоемирие - сопоставление и противопоставление реального и воображаемого миров - организующий, конструирующий принцип романтической художественно-образной модели.

Романтики проповедовали разомкнутость литературных родов и жанров, взаимопроникновение искусств, синтез искусства, философии, религии. Они заботились о музыкальности и живописности литературы, смело смешивали высокое и низменное, трагическое и комическое, обыденное и необычное, тяготели к фантастике, гротеску, демонстративной условности формы.

Такие художественные черты романтизма как гротескно-сатирическое изображение мира, открытие «субъективного» человека, проникновенное воссоздание природы были унаследованы реализмом в XIX веке.

Связь с романтизмом обнаруживается у Огюста Вилье де Лиль-Адана не только в близости проблематики, мотивов, персонажей, но в первую очередь в общности мировоззрений - в ощущении глубокого разрыва между мечтой и действительностью и устремленности к недостижимому идеалу. Но это мироощущение близко и представителям «конца века» - принцип двоемирия определяет эстетику символистов.

Примкнув к романтикам, Огюст Вилье де Лиль-Адан нашел близкое к личному мировоззрение, передающееся через переживание мучительного разлада с окружающим миром.

Человек, порвавший с авторитетом «обыденного здравого смысла», чтобы ценой внутренней драмы стать подлинным автором своей жизни, начинает определяться как «романтическая личность» [3, с. 264].

Посредством этой идеи впервые различается противоположность свободного индивидуального волеизъявления человека («личности»), с одной стороны, и такого волеизъявления, которое опирается на безличный и общий источник представлений, обозначаемых понятием «разум» - с другой. Например, любовь, если она имела смысл в самой себе, а не как путь к браку, была в житейски-практическом отношении бесполезна, с этой точки зрения была обречена печально закончиться ничем.

Главные герои писателя романтически приподняты. При этом в полном соответствии с романтическим принципом изображения, лишенные индивидуально-психологических и социально-исторических черт, они представляют некий тип, характерный для творчества Огюста Вилье де Лиль-Адана.

Эти натуры, предпочитающие одиночество толпе и тщательно оберегающие независимость своего духа, отвергают все радости жизни во имя высшего знания. Способность человеческого духа подняться над обыденным восприятием мира и постичь его таинственный, «оккультный» смысл и есть одно из выражений его магической силы.

Цели главных героев Огюста Вилье де Лиль-Адана всегда величественны и прекрасны, но, увы, недостижимы. В его новеллах звучит мысль о невозможности осуществления Мечты. Этим принципом двоемирия, сочетанием мира действительности и мира идеала, свойственного романтизму, пропитана канва новеллы «Вера». Главный герой - граф д’Атоль - жил двойственной жизнью, как ясновидец. Он мечтал, а, главное верил, что его покойная жена, его Душка жива. Настоящая любовь способна воодушевить человека, пробудить в нем скрытые способности. Любое его действие, направленное на осуществление этой фантазии (в этой новелле фантастика утверждается не только в действиях и объектах, но и в самой структуре произведения), было мистическим, оккультным, но в конце оказалось губительным. Для романтизма действительность конкретна и ограничена, она носит некий преходящий характер, лишь идеальное вечно. И романтический герой - граф д’Атоль - трагически ощущает, что всё проходит, что все его мечты несбыточны: «Вдруг граф д’Атоль вздрогнул, словно пораженный неким роковым воспоминанием. - Что со мною? Ведь ты же умерла? В тот же миг мистическая лампада перед образом погасла. … - Всё кончено, - прошептал он. - Я утратил её!» [4, с. 17].

Но какими бы ни были последствия, для Огюста Вилье де Лиль-Адана-идеалиста мечта всегда остается предпочтительнее реальности: «По какому же пути мне следовать, чтобы обрести тебя? Укажи мне дорогу, которая приведет меня к тебе! Вдруг, словно в ответ ему, на брачное ложе…упал какой-то блестящий металлический предмет: …то был ключ из склепа» [4, с. 17]. Однако романтическое мировосприятие Огюста Вилье де Лиль-Адана претерпевает существенные изменения. Стихия природы, столь важная для романтиков, оказывается совершенно чуждой писателю, который не признавал «беспредельного единения в природе».

Таким образом, трагический финал новелл предвещает убежденность Огюста Вилье де Лиль-Адана в том, что удел избранной личности - гибель, не только физическая, но и духовная. Люди могут быть живыми, как в новелле «Цветы небытия», они «…расхаживают… по бульварам, перед роскошными кафе и в многочисленных увеселительных местах… а при отблеске газа их лица, белые от притираний, кажутся мертвенно бледными» [4, с. 100].

 

1.2 Специфика выражения идей конца века « fin de si è cle » и их художественного воплощения в «неистовой литературе» Франции

 

Выражение «fin de siècle» впервые появилось в 1886 году во французской газете «Le Décadent». Уже в начале 1890-х годов именование «конец века» стало использоваться критиками, писателями, деятелями искусства для обозначения не столько временного отрезка, сколько особого умонастроения.

Выражение «fin de siècle» («конец века») стало синонимом утонченности переживаний и нервной обостренности ощущений, пессимизма, усталости от жизни. Эпоха «конца века» характеризуется метаниями между ожиданием перемен, эйфорией в ожидании будущего, страхом перед этим будущим, эфемерностью бытия, чувством приближающегося конца света, пресыщением жизнью, беззаботностью, фривольностью и декадансом.

К явлениям конца века относили индивидуализм, отказ от общественной жизни и общепринятых моральных норм, разнообразные проявления «упадка». Размышления об особенностях эпохи и их причинах составили основное или значительное содержание произведений таких мыслителей, как Фридрих Ницше, Макс Нордау, Бенедетто Кроче, Ханс Дельбрюк и др.

Творчество Огюста Вилье де Лиль-Адана приходится на 60-80-е годы XIX века - время, когда трудно говорить о стилевом единстве во французской литературе. В это время в литературе, как и во всех сферах частной и публичной жизни можно было увидеть конец целого периода в истории и начало нового. Все традиции были подорваны, исчезло связующее звено между вчерашним и завтрашним днём.

Особое положение в этот период занимает романтизм, не исчерпавший своих возможностей к середине века. Элементы мировоззрения и художественные приёмы романтизма становятся традицией, обогащая художественный метод писателей второй половины века. Взаимодействуя с реализмом, романтизм вносит свой вклад и в формирование символизма. Художники, прежде всего, наследуют тот опыт, который соответствует эстетическим запросам современности. Заимствуя опыт своих предшественников, и одновременно преодолевая его, Огюст Вилье де Лиль-Адан вырабатывает собственную художественную манеру.

Угадав в середине века тенденции «fin de siècle», Огюст Вилье де Лиль-Адан оказывается провидцем, этим связующим звеном между поздним романтизмом и декадентскими направлениями конца века.

В 1892 году психиатр М. Нордау писал о господствующих настроениях своего времени: «Общий характер многочисленных явлений нашего времени, равно как и выражающееся в них основное настроение, принято теперь называть настроением «конца века» (fin de siècle)…. Это настроение чрезвычайно смутное; в нем есть лихорадочная неутомимость и тупое уныние, безотчетный страх и юмор, приговоренного к смерти. Преобладающая его черта - чувство гибели, вымирания» [6, с. 23-24].

«Fin de siècle» - это исповедь и в то же время жалоба. В скандинавской мифологии сохранилось страшное сказание о «гибели богов». В наше время даже развитые умы испытывают то же неопределенное опасение надвигающихся сумерек, постепенного исчезновения небесных светил и гибели народов со всей их цивилизацией».

В книге «Вырождение» М. Нордау с позитивистских позиций оценивает декадентские проявления в литературе и искусстве конца XIX - начала XX в. Вырождение - это диагноз, который психиатр ставит обществу, культуре и ее наиболее ярким представителям: писателям, поэтам, философам, композиторам рубежа веков. Все цивилизованное человечество, по его мнению, по крайней мере, высшие слои больших городов, представляет собой больницу. «Симптомы болезни века - психопатию, истерию, манию величия, эгоизм, эротоманию, себялюбие, наследственные заболевания, эстетизм, мистицизм - М. Нордау находит в произведениях великих писателей эпохи «fin de siècle» [6, с. 24].

Однако в то время как позитивисты давали негативную оценку проявлениям декаданса, сами художники считали, что именно они, существа более высокой духовной организации, чувствительные к культуре, способны дать импульс эволюции и прогрессу. Вместе с Полем Верленом и Стефаном Малларме, Огюст Вилье де Лиль-Адан принадлежал к той ветви Парнаса, которая примкнула впоследствии к символизму, противопоставив рациональному началу парнасской поэзии интуитивное постижение мира, изображению - угадывание.

Огюст Вилье де Лиль-Адан не раз будет близок к парнасцам в своих зрелищных описаниях; останется он верен мастерству и отточенности стиля. Но совершенно чуждо будет Огюсту Вилье де Лиль-Адану принципиальное требование парнасцев приглушить личностную исповедальность, их отрицание лирического самовыражения.

Художественное мастерство любого писателя неразрывно связано с традициями отечественной и мировой литературы, однако это обращение к наследию прошлого должно соответствовать внутренней потребности писателя. Именно потребность выразить идеалистические воззрения в эпоху, когда был провозглашен рациональный, аналитический подход в литературе, заставляет Огюста Вилье де Лиль-Адана искать иные формы выражения.

Специфика идей «fin de siècle» неразрывно связана с «неистовой» литературной действительностью. В 20-е годы «неистовая» литература означала лишь странные сюжеты, не допускавшиеся к постановке на классической сцене. Этот термин приобретает особый окрас в 30-е годы. Минорные настроения, овладевшие рядом писателей, придали новое звучание самому термину.

Жанр «неистовой» литературы открыл критик и писатель Жюль Жанен, а первым произведением этого жанра был «Мертвый осел и гильотинированная женщина». Предисловие к роману отражало все основные положения новой школы. Сам же роман являлся рядом сцен, выхваченных из преступного мира, куда увлекают девушек нездоровые склонности.

Общественные картины, которые описывали французские «неистовые» писатели, в том числе и Огюст Вилье де Лиль-Адан, являлись поистине сатанинскими. Предпочтение отдавалось зрелищам убийства, кощунства, разврата, болезни, страдания и смерти. Все это являлось неотъемлемым звеном идей «конца века».

«В «неистовом» романе случай опровергает смысл истории и возможность разумного вмешательства в нее отдельного лица и целых коллективов. Он торжествует и в романе из современной жизни, и в драме, и в комедии, объясняя действительность как неуправляемый хаос, как абсурд» [9, с. 27].

Прибегнув к данной схеме «неистового» мира Огюст Вилье де Лиль-Адан пытался вскрыть своеобразную тематику, где образ автора понимался как маска «апостола отчаяния», а идеология ужасов характеризовалась как глубокое презрение к жизни данного периода, к духовно болеющему обществу.

Герои Огюста Вилье де Лиль-Адана в этом мире и их страсти и эмоции являются фантастическими, с помощью этого писатель выражает настроение современного человека, которому его жизнь не кажется ужасной и мистической.

Таким образом, мрачные темы Огюста Вилье де Лиль-Адана нужно объяснять не биографическими причинами, но общественными увлечениями радикально настроенной молодежи 30-х годов и развивающимся на этой почве «неистовым» романтизмом. В «неистовых» романах разрабатывались и средневековые сюжеты, но характерной особенностью огромного большинства «неистовых» произведений была современная тема. Именно о современности хотел сказать свое слово Огюст Вилье де Лиль-Адан, так как универсальный пессимизм, даже если он проникал в естественные науки, имел своим источником современное состояние общества.

 




2020-03-17 251 Обсуждений (0)
Характеристика романтизма как одного из художественных течений переходного периода во французской литературе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Характеристика романтизма как одного из художественных течений переходного периода во французской литературе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (251)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)