Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Реалистически-гротескная фантастика О. Вилье де Лиль-Адана



2020-03-17 262 Обсуждений (0)
Реалистически-гротескная фантастика О. Вилье де Лиль-Адана 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В 60-70-х гг. XIX века странные рассказы Огюста Вилье де Лиль-Адана принимались издателями к печати не слишком охотно: беспощадная сатира казалась чрезмерной. Но следует учесть, что Огюст Вилье де Лиль-Адан в первую очередь - сатирик. Хорошее чувство юмора только помогает писателю тоньше понять человеческую природу и эмоции.

Огюст Вилье де Лиль-Адан - блистательный сатирик, но своеобразный и жестокий. Его юмор утончён и циничен, так шутить может только романтик, чья жизнь не была слишком удачной. Смех писателя, вызываемый гротескными образами, двуедин: весёлый, ликующий и - одновременно - насмешливый, высмеивающий.

Эпоха романтизма была самой значительной в становлении гротеска. Деятели литературы и искусства той поры в своем большинстве отстаивали эстетическую ценность гротеска и преодолевали отношение к нему и как к грубо комической форме, и как к форме, лишенной содержания. Романтики видели в гротеске широкий сущностный смысл.

В сатирических рассказах Огюста Вилье де Лиль-Адана юмор переплетается со страхом, обнажая жестокость мира потребления, где всё продаётся и покупается, где выставляются на продажу самые святые идеалы. Писатель соблюдает основную черту гротескного реализма, т.е. автор следует снижению и трансформации всего высокого, духовного, идеального и отвлеченного.

Так в новелле «Девицы Бьенфилатр» с точки зрения здравого смысла любовь представляется маргинальной, она не имеет оправдания перед здравым смыслом потому, что она не выполняет ясной практической функции, в данном случае, не приносит доход: «…Олимпия пошла по дурной дорожке. Безупречная до сих пор, она вняла искушению, коему была подвержена больше других…, благодаря среде, где ее заставляло жить ее ремесло. … она совершила грех: она полюбила. … Порядок её жизни был нарушен, все пошло вкривь и вкось». Огюст Вилье де Лиль-Адан намеренно разрушает привычные ассоциаций и сцепления слов и фактов, он превращает нелогичность в творческий прием, а серьезный тон изложения нарушается алогизмом вывода.

Огюст Вилье де Лиль-Адан строит сатиру, основанную на противопоставлении положительного и отрицательного, добродетели и порока. На первый план автор выдвигает отрицательные типы и характеры, давая положительное лишь как фон для них либо не давая вовсе. Огюст Вилье де Лиль-Адан воплощает отдельные отрицательные стороны общества в отдельных характерах. Отрицательные типы построены большей частью на какой-нибудь одной резко выдающейся черте. Эта сатирически заостренная черта характера создает порой вместо индивидуализированного образа социальную маску.

В литературе данного периода прослеживаются такие черты гротескной образности, как гипербола, сатира и комическое, а также исключение таких форм, где объективируется хаос. По мнению немецкого литературоведа и философа В. Кайзера, «причина такой категоричности в том, что названные формы, прочно связанные в обыденном сознании с понятием гротеска, придают гротеску (и как приему и как форме отражения мира) известную устойчивость, что противоречит самой сути гротескного искусства» [12, с. 228].

Данная концепция В. Кайзера вызывала нарекания со стороны русских литературоведов. Например, Ю. Манн был не согласен с немецким ученым в отрицании реалистического гротеска. Ю. Манн пишет, что «реалистический гротеск - как сама жизнь: чем больше мы в него всматриваемся, тем больший смысл нам открывается» [13, с. 33].

М. Бахтин упрекал книгу Кайзера в ограниченности, так как «она дает только теорию (и краткую историю) романтического и модернистского гротеска. «К средневековому и ренессансному гротеску теория Кайзера абсолютно не приложима» [14, с. 55].

По мнению М. Бахтина, романтический гротеск являлся вырождением смеховой культуры прошлого. Бахтин обращает внимание на то, что В. Кайзер улавливает в гротеске лишь «общий мрачный и страшный, пугающий тон гротескного мира» [14, с. 56].

В свою очередь, В. Кайзер видит в гротескном мире «нечто враждебное, чуждое и нечеловеческое» [15, с. 129].

Учитывая авторитетное мнение русских литературоведов, мы, тем не менее, назовем книгу В. Кайзера приоритетной для нашего исследования. И работа М. Бахтина о Рабле, и книга Ю. Манна «О гротеске» затронули романтическую концепцию гротеска косвенно, охарактеризовав ее в общих чертах. То, что в книге В. Кайзера не затронут литературный гротеск античности и средних веков (на что указывает М. Бахтин), объяснимо: немецкий литературовед прослеживал путь гротеска с XVII века, когда слово «гротеск» начинает употребляться применительно к литературе. Для нас важно то, что Кайзер определяет гротеск не как комический прием, а как форму искусства, в которой более чем где-либо господствует свободная фантазия художника.

В. Кайзер считает, что гротеск - прежде всего «отчужденный мир», наш мир, который становится чужим и угрожающим, причем неожиданность и удивление являются существенными элементами гротеска. В отчужденном мире мы теряем ориентацию, прежде всего физическую, появляется страх перед жизнью, а не перед смертью. Огюст Вилье де Лиль-Адан четко показывает это в новелле «Нетрудно ошибиться», где материальный мир с помощью символа рисуется как маска, сквозь которую просвечивает потустороннее. Сквозь вещественный мир новелл просвечивают тайные смыслы. Автор сопоставляет такие понятия, как биржа и морг: «За столами сидели какие-то люди солидного вида, … глаза у них были пустые, лица землистые. Возле каждого лежали раскрытые портфели и папки с бумагами. И я понял тогда, что хозяйка этого дома, где я ожидал встретить радушный прием, - Смерть» [4, с. 71]. Здесь писатель в качестве атрибутов Смерти выступает не коса, а костюм, бумаги, интересы того общества, а именно, финансовые операции, зависимость от своего материального положения.

Гротеск в новеллах Огюста Вилье де Лиль-Адана выполняет важную эстетическую функцию: он помогает воспроизведению универсальной картины мира, создавая для этого высокую степень образного обобщения. Формы и характер фантастической образности писателя были обусловлены целым рядом внутренних и внешних, объективных и субъективных факторов. Гротеск, форма которого заимствована из народного творчества, представляет собой неотъемлемую черту образного мышления.

Огюст Вилье де Лиль-Адан соблюдает одну гротескно-комическую линию на протяжении всего сборника, что служит целям «заманивания» читателя, позволяет его заинтересовать и облегчить ему восприятие сложных и глубоких мыслей.

Для гротескного стиля Огюста Вилье де Лиль-Адана характерен принцип чередования фантастического и бытового.

Фантастика - это особая форма отображения действительности, логически несовместимая с реальным представлением об окружающем мире. Она распространена в мифологии, фольклоре, искусстве и в особых, гротескных и «сверхъестественных», образах выражает миросозерцание человека. Это вскрывает отрицательные, вредные или позорные явления, но в том, что фантастика всегда осуществляет это средствами особого комического закона, где негодование составляет единство с комическим изобличением, изобличаемое показывается как нормальное, чтобы затем обнаружить через смешное, что это норма - только видимость, заслоняющая зло.

В литературе фантастика развивалась на базе романтизма, основным принципом которого было изображение исключительного героя, действующего в исключительных обстоятельствах. Это освобождало писателя от каких-либо ограничивающих правил, давало ему свободу в реализации творческих возможностей и способностей.

Из данных исследований можно сделать вывод, что фантастика Огюста Вилье де Лиль-Адана тесно переплетается с реальностью и служит средством комического или сатирического изображения героев. Творчество писателей направлено на внимание к внутреннему миру человека; в нем используется принцип двоемирия, по которому несовершенство реального мира и противопоставляется миру фантазии. Писатель активно использовал фантастические элементы не только в романтических, но и в реалистических произведениях. Сочетание романтического и реалистического становится важнейшей особенностью новелл данного сборника, где они предстают то в гротескном стиле, то в трагически ужасном, не разрушая при этом романтической условности.

 



2020-03-17 262 Обсуждений (0)
Реалистически-гротескная фантастика О. Вилье де Лиль-Адана 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Реалистически-гротескная фантастика О. Вилье де Лиль-Адана

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (262)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)