Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Учебно-методическое обеспечение дисциплины



2020-03-19 235 Обсуждений (0)
Учебно-методическое обеспечение дисциплины 0.00 из 5.00 0 оценок




9.1. Адрес сайта курса:

 http://lms.spbstu.ru/ (вход для зарегистрированных пользователей) курс «история»

 

9.2. Рекомендуемая литература

Основная литература

Автор, название, место издания, издательство, год издания Год изд. К-во экз. Место хранения
1 История [Электронный ресурс] : учебное пособие / И. В. Сидорчук, И. В. Аладышкин, С. Б. Ульянова, Мичурин А.Н. и др. ; Санкт-Петербургский государственный политехнический университет; [под ред. А. Н. Кашеварова, С. Б. Ульяновой] .— Электрон. текстовые дан. (1 файл : 1,20 Мб) .— СПб., 2013 2013 2000 ФБ
  или      
  История: учебное пособие/Под ред. С.В. Кулика. Изд-во Политех.ун-та, 2016. – 253 с. 2016 50 ФБ
2 Фортунатов В.В. История / В.В. Фортунатов. – СПб. : Питер, 2012   2012 150 ФБ

 

Дополнительная литература:

· История: учебное пособие / под ред. С.Б. Ульяновой. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2014.-51 экз. ФБ СПбПУ

· Отечественная история. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Электронный ресурс] / сост. С. Б. Ульянова, Е. А. Ростовцев. — Электрон. текстовые дан. — СПб., 2011. — Свободный доступ из сети Интернет. — <URL:http://dl.unilib.neva.ru/dl/327/main_index.htm>

· Афанасьев Г.Ю. История [Электронный ресурс]: методические указания по подготовке и презентации студенческих докладов / Г.Ю. Афанасьев; Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Гуманитарный институт, Кафедра истории. — Электрон. текстовые дан. (1 файл : 628 Кб). — Санкт-Петербург, 2015. — Загл. с титул. экрана. — Свободный доступ из сети Интернет (чтение, печать, копирование). — Текстовый файл. — Adobe Acrobat Reader 7.0. — <URL:http://elib.spbstu.ru/dl/2/7366.pdf>.

· История: практикум /И.В. Аладышкин и др; под. ред. С.В. Кулика, С.Б. Ульяновой. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2015.-33экз. ФБ СПбПУ

Ресурсы Интернета:

1.Интернет для историков. История России. (http://edu.tsu.ru/historynet/education/index.htm)

2.Отечественная история. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Электронный ресурс] / Санкт-Петербургский государственный политехнический университет; Сост. С.Б. Ульянова, А.П. Уланов, Е.А. Ростовцев; Web-доработка П.М. Марченко. Электрон. текстовые дан. СПб: Б.и., 2003: http://www.unilib.neva.ru/dl/local/327/main_index.htm

 

Технические средства обеспечения дисциплины

Технические средства обеспечения дисциплины

Коллекция слайдов с историческими картами. Коллекция электронных ресурсов. Коллекция презентаций Power Point по разделам дисциплины.

 

Материально-техническое обеспечение дисциплины

Материально-техническое обеспечение дисциплины

Мультимедийный проектор, компьютеры.    

Критерии оценивания и оценочные средства

Критерии оценивания

Формы промежуточного контроля:

· тесты для контроля усвоения фактического материала;

· контрольные собеседования, позволяющие выявить способность студентов к осмыслению ключевых проблем истории, знание важнейших понятий, концепций и теорий исторического прошлого.

Если вопросы контрольного собеседования носят проблемный характер и требуют развернутого повествовательного ответа, то вопросы контрольных тестов более конкретны (понятия, даты, периоды, персонажи истории) и составлены в форме открытых вопросов, т.е. студенту предлагается несколько вариантов ответа, из которых он должен выбрать правильный.

Формой итогового контроля является экзамен (зачет). Подготовка к нему позволяет студентам систематизировать и обобщить все знания, умения и навыки, полученные в ходе изучения курса.

При оценивании результатов освоения дисциплины (текущей и промежуточной аттестации) применяется балльно-рейтинговая система. В качестве оценочных средств на протяжении семестра используются:

· общетеоретические вопросы и задания с открытой формой ответа,

· тестирование,

· творческая работа,

· итоговое испытание.

Итоговое испытание является аналогом устного экзамена. Его отличие состоит в том, что оценка за итоговое испытание составляет часть общей оценки за работу в течение семестра.

При включении в проверочные задания общетеоретических вопросов необходимо предоставить студенту возможность выбора, предоставив право письменного ответа на определенное количество вопросов из списка. Общетеоретические вопросы должны соответствовать тематике лекционных занятий.

С помощью контрольных заданий тестового типа можно проверить следующие элементы подготовки студентов по истории:

1) знание дат, хронологии наиболее значительных событий и процессов;

2) знание фактов – места, обстоятельства, участников, результатов наиболее важных исторических событий;

3) соотнесение единичных фактов и общих явлений;

4) указание характерных, существенных признаков исторических событий и явлений;

5) классификация фактов по указанному признаку;

6) знание исторических терминов и понятий;

7) объяснение причинно-следственных связей событий.

Задания могут разделяться на типы:

1) выбор одного правильного ответа (даты, названия, имени и т.п.);

2) указание необходимой даты, названия, имени и т.д.;

3) определение хронологической последовательности;

4) установление соответствия между двумя рядами данных (датами и событиями, именами и событиями и т.п.);

5) группировка исторической информации по указанному признаку;

6) определение общего явления для нескольких фактов.

При составлении контрольных заданий необходимо, чтобы все вопросы имели одинаковое количество вариантов ответа. Вместе с тем задание должно быть сформулировано таким образом, чтобы правильный вариант ответа был только один из нескольких возможных ответов. В случае если используются различные типы заданий, то они должны группироваться по отдельным рубрикам.

Общее количество заданий должно соотноситься с количеством лекционных часов.

Алгоритм выведения итоговой оценки: выставляется по совокупности оценок за все вышеперечисленные виды аудиторной и внеаудиторной работы.

Оценочные средства

Примерные тесты

Тест. Вариант 1.

Вопрос Варианты ответов
1 Археология – это: а) изучение исторической связи пола человека и его социального и исторического статуса; б) изучение истории путем раскопок древних цивилизаций; в) изучение истории с помощью информационных технологий. г) изучение письменных источников
2 Ассирийский царь Ашшурбанипал известен тем, что: а) создал библиотеку б) построил храм богини Иштар в) провел в стране реформы г) издал законы
3 Совет знати в Афинах назывался: а) ареопаг. б) полис. в) агора. г) акрополь.
4 Основатель Персидского царства: а) Кир. б) Дарий. в) Хаммурапи. г) Ксеркс.
5 Территория будущей Киевской Руси была заселена: а) южными славянами; б) восточными славянами; в) западными славянами. г) германскими племенами
6 Принятие христианства на Руси способствовало: а) поднятию международного престижа Киевской Руси б) процессам децентрализации Киевской державы в) падению влияния великокняжеской власти г) сохранению родовой общины
7 В 800 году Папа Римский объявил императором: а)Хлодвига. б)Карла Великого. в)Карла Мартелла. г) Пипина Короткого.
8 На какое государство чаще всего совершали набеги киевские князья в Х веке:   а) Византию                                                  б) Швецию в) Польшу г) Германию
9 Форма феодальной земельной ренты, когда крестьянин работает собственным инвентарем в хозяйстве помещика: а)оброк. б)издольщина. в)откуп. г)барщина.
10 Александр Невский отражал нападения на Новгородскую землю: а) монголо-татар; б) немецких рыцарей и шведов; в) половцев. г) печенегов
11 Монголы провели перепись населения Руси с целью:   а) обложить его данью в пользу Монгольской империи; б) ввести всеобщую воинскую повинность; в) прикрепить население к местам его проживания.   г) угнать в Золотую орду  
12 Борьба между князьями в XIII-XIV вв. велась:   а) за лидерство в военном союзе против татар; б) за обладание самыми плодородными землями; в) за ярлык на великое княжение. г) за выход к морям.
13 На Куликовом поле русские войска разбили:   а) армию законного хана Золотой Орды Тохтамыша; б) армию мятежного темника Мамая; в) армию великого полководца Тимура Тамерлана; г) армию великого хана Узбека.
14 Монголо-татарское иго было свергнуто:   а) в 1380 г., при Дмитрии Донском; б) в 1425 г., при Василии I; в) в 1480 г., при Иване III; г) в 1571 г., при Иване Грозном.
15 Английский король, одержавший победу в войне Алой и Белой роз: а)Вильгельм Завоеватель. б)Генрих III. в)Генрих ТюдорVII. г) Ричард II.
16 «Избранная Рада» существовала в период правления:   а) Василия III; б) Ивана IV; в) Федора Ивановича; г) Петра I.
17 Движение по созыву Второго ополчения во время Смуты XVII века возглавили: а) К. Минин и Д. Пожарский; б) П. Ляпунов и И.Пашков; в) В. Шуйский и М. Романов; г) И. Заруцкий и М. Мнишек.
18 В 1613 г. после избрания на царство Михаила произошло:   а) утверждение на русском престоле династии Шуйских; б) восстановление на престоле династии Рюриковичей; в) утверждение на престоле династии Романовых; г) правление «семибоярщины»
19 Окончательное закрепощение крестьян (бессрочный сыск беглых) был оформлен: а) в Соборном Уложении 1649 г.; б) в Новоуказных статьях 1666 г.; в) специальным царским указом 1645 г; г) указом 1731 г.
20 Коллегии были введены при: а) Иване IV Грозном; б) Петре I; в) Анне Ивановне; г) Екатерине II.
21 Какой законодательный акт не относится к петровскому времени: а) Воинский устав; б) Подушная подать; в) Табель о рангах; г) Жалованная грамота дворянам.
22 Годы правления Екатерины II: а) 1711 – 1725; б) 1762 – 1796; в) 1769 – 1779; г) 1796 – 1801.
23 Правление Екатерины II называют «золотым веком русского дворянства» потому что: а) дворянство получило свободу, льготы и привилегии; б) дворянство захватило богатую добычу в войнах с Турцией и Швецией, которые вела Екатерина II; в) количество дворян в России резко увеличилось; г) количество дворян в России резко сократилось.  
24 Главный автор "Декларации Независимости" США: а)Джордж Вашингтон. б)Бенджамин Франклин. в)Теодор Рузвельт. г)Томас Джефферсон.
25 В середине ХIХ в. экономика России была преимущественно: а) аграрной; б) индустриальной; в) ориентированной на эксплуатацию колоний и торговлю; г) постиндустриальной.
26 Годы правления Александра II: а) 1825–1855; б) 1801–1825; в) 1855–1881; г) 1881-1917.
27 В конце XIX века неравномерность экономического развития, обострила противоречия между: а)Румынией и Болгарией б)Англией и Германией в)Францией и Бельгией г)Италией и Испанией
28 Манифест 17 октября 1905 г. провозгласил:   а) созыв законодательной думы; б) отмену воинской повинности; в) снижение налогов; г) отмену смертной казни.
29 Союзником России по блоку “Антанты” была: а) Франция; б) Германия; в) Швеция; г) Турция.  
30 Дата подписания Версальского мирного договора - а) 16 августа 1920 г. б) 28 июня 1919 г. в) 5 января 1924 г. г) 7 октября 1922 г.
31 Укажите годы проведения политики, получившей название «военный коммунизм» а) 1917–1919 годы; б) 1918–1921 годы; в) 1917–1922 годы. г) 1921-1928 годы.
32 Датой начала Великой Отечественной войны считается: а)22 июня 1941г; б)20 июня 1940г; в)1 сентября 1939г; г) 8 декабря 1941.
33 После Второй мировой войны Япония быстро восстанавливалась благодаря помощи: а) Китая. б) СССР. в) Германии. г) СШA.
34 Президентом России на выборах 1996 года стал:   а) В.С. Черномырдин; б) Г.А. Зюганов; в) Б.Н. Ельцин; г) Е.Т.Гайдар.

Тест. Вариант 2

Вопрос Варианты ответов
1 Цивилизационный подход к истории – это:   а) учение о первичности в развитии общества материальных факторов; б) учение о том, что история человечества представляет собой последовательную смену типов культурно-исторического развития; в) изучение всех исторических фактов в их совокупности и сопоставлении друг с другом; г) представление о невозможности изучения истории.  
2 Полис в Древней Греции – это: а) город-государство б) прибор для определения полюсов в) документ о страховке г) земельный надел
3 Первая цивилизация, появившаяся в 2000-е годы до н.э. на территории Греции: а) дорийская б) кипрская в) троянская г) крито-ахейская
4 Согласно «Повести временных лет», Рюрик пришел править в:   а) Киев; б) Новгород; в) Царьград; г) Полоцк.  
5 Крещение Руси состоялось в:                                              а) 862 г.; б) 882 г; в) 988 г; г) 1015г.  
6 Древнерусский свод законов назывался:   а) «Русская правда»; б) «Правда земли Русской»; в) «Покон вирный»; г) «Мерило праведное».  
7 Священная книга мусульман: а) Библия б) Коран в) Псалмы г) Авеста
8 Ярлык на великое владимирское княжение в XIV веке князья получали из рук: а) ордынского хана; б) великого литовского князя; в) митрополита всея Руси; г) византийского императора .  
9 Основным конкурентом Московского княжества за политическую гегемонию на северо-востоке Руси было: а) Тверское княжество; б) Белоозерское княжество; в) Брянское княжество; г) Нижегородское княжество;  
10 Крупнейшей феодальной республикой в период раздробленности был:   а) Великий Новгород; б) Полоцк; в) Смоленск; г) Рязань.
11 Куликовская битва состоялась: а) 12 июня 1378 г.; б) 8 сентября 1380 г.; в) 25 августа 1382 г; г) 17сентября 1410 г.
12 Первый общерусский свод законов назывался:   а) Судебник 1497 г.; б) Судная грамота 1440 г.; в) Уложение 1523 г; г) Соборное уложение 1649 г.
13 Захватил страну инков в начале XVI века испанский завоеватель: а) Э. Кортес б) Х. Колумб в) Ф. Магеллан г) Ф. Писарро
14 Реформы “Избранной Рады” – это период правления:   а) Ивана Калиты; б) Ивана IV Грозного; в) Федора Ивановича; г) Василия III
15 Самозванцы на русском престоле впервые появились в: а) XVI веке; б) XVII веке; в) XVIII веке; г) XIX веке.
16 Династия Романовых взошла на русский престол в:   а) 1613 г.; б) 1645 г.; в) 1682 г.; г) 1700 г.;
17 Северная война (1700-1721 гг.) – это война России с:   а) Швецией; б) Польшей; в) Турцией; г) Францией.     
18 Годы правления Петра I:   а) 1689 – 1725; б) 1702 - 1713; в) 1741 - 1762; г) 1725-1727.
19 Секуляризация – это: а) складывание революционной ситуации б) рост городов в) освобождение от влияния церкви г) становление гражданского общества
20 Россия стала империей при: а) Иване IV Грозном; б) Алексее Михайловиче; в) Петре I; г) Екатерине II.
21 Партия тори (консерваторы) в Англии – это партия: а) крупных землевладельцев б) крупной аристократии в) рабочих г) крестьян
22 Тильзитский мир 1807 года Россия заключила с: а) Пруссией; б) Францией; в) Англией; г) Австрией .
23 Годы Крымской войны: а) 1853 – 1856; б) 1840 – 1845; в) 1813 - 1815; г) 1828-1829.
24 Земская и городская (1864 г., 1870 г.) реформы были проведены при:   а) Николае I; б) Александре II; в) Александре III; г) Николае II.
25 Столыпинская аграрная реформа привела: а) к уничтожению крепостного права; б) разрушению общины; в) увеличению выкупных платежей; г) усилению феодальных пережитков;                                          
26 II съезд Советов рабочих и солдатских депутатов (1917 г.): а) принял декрет о мире; б) образовал ВЧК; в) отменил крепостное право; г) принял «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа».
27 Страна, входившая в Тройственный союз, ав 1915 г. перешедшая на сторону Антанты: а) Япония. б) Италия. в) Турция. г) Болгария.
28 Полное снятие блокады Ленинграда произошло: а) 18 января 1943 г.; б) 27 января 1944 г.; в) 23 февраля 1945 г.; г) 2 мая 1945 г.
29 После Первой мировой войны мировой финансовый центр переместился: а) В США б) Во Францию в) В Великобританию г) В Германию
30 В результате Мюнхенского договора была оформлена капитуляция: а) Австрии б) Бельгии в) Чехословакии г) Польши
31 6 и 9 августа 1945 г. атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки были сброшены:   а) Францией. б) СССР. в) Великобританией. г) США.
32 Доклад Н.С.Хрущева о “культе личности” Сталина был зачитан на:   а) ХХ съезде партии; б) ХХП съезде партии; в) ХХШ съезде партии; г) ХХIV съезде партии.
33 Последним президентом СССР, подавшим в отставку 25 декабря 1991 года, был: а) Б.Н. Ельцин; б) Е.К. Лигачев; в) М.С. Горбачев; г) Н.И.Рыжков
34 В конце ХХ века произошел распад государства: а) Югославия б) Румыния б) Болгария в) Албания

Оценка результатов тестирования: каждый правильный ответ (совпадающий с ключом) оценивается 1 баллом, неправильный – 0.

Задания оцениваются:

27 -34 баллов - “отлично”;

17- 26 баллов - “хорошо”;

    11- 16 баллов - “удовлетворительно”.

Менее 11 баллов - “неудовлетворительно”. Такая же оценка у тех, кто не уложился во время, отведенное на тестирование – 40 минут.  

Билеты:

Всемирная история

1. Специфика цивилизаций (государство, общество, культура) Древнего Востока и античности.

2. Древнейшие культуры Северной Евразии. Великое переселение народов в III—VI вв.

3. Европа в период раннего средневековья (V—Х вв.).

4. Феодализм Западной Европы (XI—XVI вв.).

5. Соседи Древней Руси в IX—XII вв.: Византия, славянские страны, Западная Европа, Хазария, Волжская Булгария.

6. Монгольская держава в XIII—XV вв. Причины, направления и последствия монгольской экспансии.

7. «Новое время» в Европе как особая фаза всемирно-исторического развития (вторая половина XV—XVII вв.).

8. Формирование колониальной системы и мирового капиталистического хозяйства. Война за независимость североамериканских колоний.

9. Пути трансформации западноевропейского абсолютизма в XVIII в. Европейское Просвещение и рационализм.

10. Великая Французская революция. Наполеоновские войны и их последствия.

11. Европейские революции XIX века.

12. Промышленный переворот: ускорение процесса индустриализации в XIX в. и его политические, экономические, социальные и культурные последствия.

13. Развитие Европы и Америки во второй половине XIX в.

14. Завершение раздела мира и борьба за колонии. Европейский колониализм и общества Востока, Африки и Латинской Америки в XIX в.

15. Особенности становления капитализма в колониально зависимых странах в XIX—XX вв. Первые антиколониальные революции.

16. I мировая война: предпосылки, ход, итоги.

17. Версальская система международных отношений. Особенности международных отношений в межвоенный период.

18. Особенности социально-экономического и общественно-политического развития стран Западной Европы и Америки в межвоенный период (20-е – 30-е гг. ХХ в.).

19. Вторая мировая война: предпосылки, ход, итоги.

20. Начало «холодной войны». Распад антигитлеровской коалиции.

21. Создание социалистического лагеря в конце 40-х – середине 50-х гг. ХХ в.

22. Крах колониальной системы. Международные отношения в 50-е – 80-е гг. ХХ в.

23. Научно-техническая революция и ее влияние на ход мирового общественного развития.

24. Развитие мировой экономики в 1945—1991 гг. Трансформация неоколониализма и экономическая глобализация.

25. Распад СЭВ и кризис мировой социалистической системы. Развитие стран Европы и Азии во второй половине ХХ в.

Отечественная история

1. Сущность, формы, функции исторического знания. Методология и теория исторической науки.

2. Методы и источники изучения истории. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное.

3. Основные типы общностей в догосударственный период. Пути политогенеза.

4. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности.

5. Социально-политические изменения в русских землях в XIII—XV вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.

6. Специфика формирования единого российского государства в XIV—XVI вв.

7. Образование Московского централизованного государства.

8. Иван Грозный: поиск альтернативных путей социально-политического развития Руси. «Смутное время»

9. Российское государство в XVII веке. Особенности социально-экономического и общественно-политического развития.

10. Реформы Петра I: борьба за преобразование традиционного общества в России. Особенности внешней политики России в конце XVII – первой четверти XVIII в.

11. Екатерина II: истоки и сущность дуализма внутренней политики. «Просвещенный абсолютизм».

12. Специфика становления и развития Российской империи в первой половине XIX в. Особенности социально-экономического и общественно-политического развития.

13. Специфика становления и развития Российской империи в первой половине XIX в. Особенности социально-экономического и общественно-политического развития.

14. Роль ХХ столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации.

15. Становление индустриального общества в России в XIX – начале ХХ в.

16. Революции и реформы в начале ХХ века. Социальная трансформация общества.

17. Россия в условиях Первой мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 года.

18. Гражданская война в России и интервенция, их результаты и последствия.

19. Социально-экономическое развитие страны в 1920-е гг. Нэп. Образование СССР.

20. Внешняя политика СССР в 1920-е – 1930-е гг. Социально-экономические и политические преобразования в 30-е гг.

21. Великая Отечественная война 1941—1945 гг.

22. Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы (1945—1953).

23. СССР в середине 60-х – 80-е гг.: нарастание кризисных явлений.

24. Советский Союз в 1985—1991 гг. Перестройка.

25. Становление новой российской государственности. Россия на пути радикальной социально-политической модернизации 1991—2000-х гг.



2020-03-19 235 Обсуждений (0)
Учебно-методическое обеспечение дисциплины 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (235)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)