Организация исследования.
Содержание
Введение Глава 1. Общая характеристика речи школьников с интеллектуальными нарушениями Общая характеристика речевого развития школьников с нарушениями интеллекта Нарушения фонетической стороны речи Нарушения лексики Нарушения грамматического строя речи Нарушения связной речи Особенности письменной речи Особенности употребления имен прилагательных школьниками с интеллектуальными нарушениями Глава 2. Основные положения методики формирования грамматических понятий у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида Подготовка учащихся к изучению нового материла Знакомство с новым материалом Закрепление языкового материла Глава 3. Система работы по усвоению родовых окончаний имен прилагательных учащимися 6 класса с(к) школы VIII вида Изучение темы «Имя прилагательное» в 6 классе Экспериментальная система работы по изучению темы Экспериментальная проверка эффективности разработанной системы Заключение Список литературы
Введение
Важность овладения учащимися с интеллектуальной недостаточностью русским языком объясняется не только тем, что он является предметом изучения, но также и тем, что язык выступает средством общения и изучения всех других учебных предметов. В настоящее время в отечественной специальной педагогике сложился такой подход к обучению детей с интеллектуальным недоразвитием, который не столько ориентирует учителя на формирование совокупности знаний, умений и навыков учащихся, сколько нацелен на коррекцию их познавательной деятельности, «перевод» её на качественно новый уровень с учётом возможностей, типологических и индивидуальных особенностей школьников. /В.В. Воронкова, А.К. Граборов, Т.М. Дульнев, И.Г. Ерёменко, Б.П. Пузанов./ Данный подход приобрёл принцип коррекционно-развивающего обучения школьников с нарушениями интеллекта, поскольку он обеспечивает оптимальное сочетание коррекционных и обучающих мероприятий. Этот принцип оказывается особенно востребованным при разработке проблемы овладения языком и речью учащимися коррекционной школы VIII вида. Основной курс грамматики в специальной коррекционной школе изучается в старших (5 - 9) классах. При этом имеется в виду, что учащиеся усваивают лишь элементы грамматических знаний, имеющих значение для выработки практических навыков речи, прежде всего навыков грамотного письма. Овладение даже элементарным курсом грамматики и правописания требует достаточного уровня развития процессов анализа, синтеза, сравнения, обобщения. На коррекцию этих мыслительных процессов направлено обучение русскому языку в специальной коррекционной школе. Специальные психолого-педагогические исследования и опыт коррекционных школ показали, что учащиеся старших классов имеют такой уровень развития мышления и речи, который даёт возможность усвоить грамматические знания, несмотря на их абстрактность. Особенности усвоения школьниками с интеллектуальными нарушениями грамматических сведений, конечно, создают большие трудности для учителя в преподавании русского языка. Однако, было бы неправильным делать вывод о полной невозможности овладения грамматическими категориями учащимися школы VIII вида. Опыт показывает, что при условии рациональной дозировки учебного материала и применении соответствующих приёмов, грамматические понятия, не смотря на их абстрактность, усваиваются школьниками и оказывают практическую помощь в выработке у них необходимых умений речевой деятельности. Вопросы особенностей усвоения элементарных грамматических знаний учащимися в старших классах в методике обучения освещались в работах ряда дефектологов /А.К. Аксёнова, В.В. Воронкова, М.Ф. Гнездилов, С.Н. Комская, И.П. Корнев, В.Г. Петрова, З.Н. Смирнова и др./. Однако, практические вопросы изучения грамматики и правописания старшими учащимися специальной коррекционной школы VIII вида не широко освящены в методической литературе. Самого серьёзного продумывания требует вопрос о способах объяснения умственно отсталым учащимся изучаемых ими грамматических явлений. Осмысливание любого грамматического факта, проникновение в суть его закономерностей, представляет собой весьма сложный процесс умственной деятельности: школьники с интеллектуальными нарушениями, естественно, испытывают в данном случае большие затруднения. Выше перечисленные проблемы определяют необходимость решения вопросов, связанных с особенностями усвоения грамматических понятий умственно отсталыми школьниками и отбором приёмов объяснения им языковых фактов и закономерностей, что определило актуальность данного исследования. Цель исследования - разработать систему изучения грамматической темы: «Родовые окончания имён прилагательных», обеспечивающую сознательное усвоение учащимися 6 класса с(к) школы VIII вида данной грамматической категории. Объект педагогического исследования - усвоение родовых окончаний имён прилагательных учащимися 6 класса специальной (коррекционной) школы. Предмет исследования - педагогический процесс формирования понятия о родовых окончаниях имён прилагательных у учащихся с интеллектуальным недоразвитием. Гипотезой исследования является - усвоение родовых окончаний имён прилагательных учащимися 6 класса специальной (коррекционной) школы возможно при условии проведения системы занятий с опорой на наглядно-практическую деятельность Задачи исследования: 1. Проанализировать научно-методическую литературу. 2. Разработать систему заданий по данной теме, при которой учащиеся 6 класса достаточно глубоко и прочно овладели бы навыком правописания родовых окончаний имён прилагательных. . Проверить эффективность разработанной системы в ходе экспериментального исследования. . Связать изучение имени прилагательного, как грамматической темы, с работой по активизации и уточнению словаря. . Обеспечить активность и самостоятельность учащихся при выполнении ими разнообразных упражнений по данной теме. Организация исследования. Базой выпускной квалификационной работы стала специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат VIII вида г. Задонска, Липецкой области.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (187)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |