Экспериментальная проверка эффективности разработанной системы
Для проверки сформированности знаний и умений учащихся по данной теме были проведены два контрольных диктанта. Первый диктант учащиеся писали сразу после изучения грамматической темы: «Родовые окончания имён прилагательных», второй через два месяца. Диктанты писали пять человек. Текст диктанта. Экскурсия в зимний лес. Вчера мы ходили на экскурсию в зимний лес. Был небольшой мороз. Лёгкий ветер поддувал нам в спину. Под ногами скрипел сухой снег. Небо было ясное, чистое, безоблачное. Ярко светило солнце. Его холодные лучи играли на снегу и слепили глаза. Пушистый серебристый снег сверкал и переливался. Нас очаровала зимняя природа, её ослепительная красота. Огромное зимнее солнце ещё долго освещало могучие вековые сосны. На следующий день мы в классе написали сочинение об экскурсии в зимний лес. Учащиеся выполняли следующее грамматическое задание: · Найдите в тексте словосочетание существительного с прилагательным. · Определите род, число имён прилагательных, выделите окончания. При написании диктанта и выполнении грамматического задания были допущены следующие ошибки: 1. Правописание безударных гласных (1 чел. - 1 ош.) 2. Пропуск букв, предлогов (2 чел. - 2 ош.) . Определение рода, числа имён прилагательных (2 чел. - 2 ош.) Очевидно, что у учащихся, допустивших ошибки, орфографический навык оказался менее стойким. Произошло это потому, что учащиеся недостаточно сознательно усвоило грамматические признаки имени прилагательного, были малоактивны на уроках. Чтобы выяснить, насколько глубоко и прочно учащиеся овладели навыком правописания родовых окончаний имён прилагательных, с той же группой учащихся был проведён контрольный диктант, но уже в 7 классе. Текст диктанта. На реке весной. Весенний вечер. Красное солнце приближается к горизонту. Сова пролетает над тихой водой. Большими стаями летят утки, гуси, журавли. Наверное нравится птицам этот край безбрежной воды. Вот небольшой остров в лесу. На нём деревянная избушка. Рядом прошлогоднее сено. Разводим уютный костёр. Пахнет болотной сыростью, дымом, прелыми листьями. Из-за деревьев поднимается большая круглая луна. Наступает весенняя короткая ночь. Грамматическое задание. · Выпишите словосочетания существительного с прилагательным в три столбика: м. р., ж. р., ср. р. Были допущены следующие ошибки: 1. Правописание падежных окончаний имён существительных (1 чел. - 1 ош.) 2. Замена, пропуск букв, слов (2 чел. - 2 ош.) Ошибок на правописание родовых окончаний имён прилагательных не было. Следовательно, учащиеся данного класса достаточно глубоко и прочно овладели навыком правописания родовых окончаний имён прилагательных. Учителя - предметники, работающие в данном классе, отмечают определенные изменения в речи учащихся: улучшились их устные ответы, речь стала свободней и полней, заметно расширился словарь прилагательных.
Заключение
Развитие речи умственно отсталых учащихся - одна из важнейших задач, которая решается специальной (коррекционной) школой в процессе преподавания всех учебных предметов. Столь пристальное внимание к речевому развитию детей не случайно. Работая над исправлением различных нарушений речи, формируя речевые умения и навыки, мы тем самым развиваем у школьников познавательные способности, совершенствуем психические функции. Кроме того, речь является средством коммуникации, поэтому от успешности речевого развития зависит качество социальной адаптации выпускников специальной школы. Данные психолого-педагогических исследований (А.К. Аксенова, М.Ф. Гнездилов, С.Ю. Ильина, Р.И. Лалаева, В.Г. Петрова и др.) свидетельствует о наличии системных нарушений в речевом развитии детей с интеллектуальной недостаточностью. Авторы отмечают, что учащиеся с(к) школы VIII вида испытывают значительные трудности в овладении грамматическими знаниями и умениями в области правописания. Особенно трудной является тема «Имя прилагательное», т.к. прилагательное - отвлеченная грамматическая категория. В работах Г.М. Дульнева, А.И. Луцкиной, З.Н. Смирновой и других авторов показано, что учащиеся с интеллектуальными нарушениями с трудом понимают грамматическую сущность имени прилагательного, мало используют слова этой категории даже в спонтанной устной речи, это затрудняет овладение грамматическими признаками данной части речи. Однако, при построении системы педагогической работы, сочетающей практические упражнения с языковыми, предполагающей определенную степень самостоятельности учащихся в обобщении полученных знаний и формулировании выводов возможно добиться достаточно прочных знаний у учащихся уже в 6 классе с(к) школы VIII вида, что и подтвердило наше экспериментальное изучение. Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы: важнейшим аспектом в формировании правописаний окончаний имен прилагательных является подведение учащихся к осознанию практическим путем, с использованием заданий аналитического характера; наиболее эффективными для полного, сознательного усвоения грамматической категории и ее признаков являются вопросы и задания, ответ на которые подразумевает доказательство, вывод; самостоятельность учащихся в работе с изучаемым материалом повышается при использовании схематической наглядности, поддерживающей мыслительную активность школьников; использование упражнений, связанных с развитием речи, повышает внимание учащихся, при условии, что эти упражнения достаточно разнообразны и содержательно интересны детям. Всё вышесказанное говорит о том, что данная система уроков по усвоению родовых окончаний имён прилагательных оказалась эффективной не только для орфографии, но и для развития речи учащихся. Список литературы 1. Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. - М.: ВЛАДОС,1999. 2. Архип Н.А. Коррекционно-развивающее значение самостоятельной работы на уроках русского языка во вспомогательной школе. -М.,1983. . Барская Н.М. Индивидуальные особенности усвоения имён существительных учащимися 5 класса вспомогательной школы //Учёные записки ЛГПИ им. А.И. Герцена т. 34, 1969. . Барская Н.М., Нисневич Л.А. Обучение русскому языку в 5 - 9 классах вспомогательной школы - М. Просвещение, 1992. . Бебешина Н.Н. , Свиреденков В.П. Развитие речи на уроках русского языка в 5 - 8 классах вспомогательной школы. Из опыта работы. Под редакцией Смирновой З.Н. - М., «Просвещение», 1978. . Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Рабочая тетрадь 3 по русскому языку. Имя прилагательное - М.: Просвещение, 2002. . Гнездилов М.Ф. Обучение русскому языку в старших классах вспомогательной школы - М. 1962г. с.139 8. Гнездилов М.Ф. «Развитие устной речи умственно отсталых школьников» М. 1947. 9. Гнездилов М.Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе.- М.: Просвещение, 1965г. 10. Данилов М.А., Есипов Б.П. Дидактика. - М.:изд АПН - РСФСР, 1957. с.133. . Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений - М.: 2000. . Ильина С.Ю Речевое развитие умственно отсталых школьников. 5 - 9 класс - С-П: 2005. 13. Ильина С.Ю. «Речевое развитие умственно отсталых старшеклассников на основе коммуникативно-ориентированной модели обучения русскому языку» // «Дефектология» № 5 2003. 14. Ковалёва Е.А. Коррекционная направленность процесса обучения во вспомогательной школе // Воспитание и обучение во вспомогательной школе/ Под ред. В.В. Воронковой - М.: Школа - Пресс, 1994. 15. Комская С.Н. Особенности семантической сочетаемости слов учащихся 4-6 классов вспомогательной школы.//Дефектология.-1971.-№1. . Лалаева Р. И. Особенности логопедической работы с умственно отсталыми детьми // Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской - М. ВЛАДОС, 2002. 17. Львов М.Р. «Словарь-справочник по методике преподавания русского языка» М. 1999. 18. Никитина Н.К. Имя прилагательное // Методика грамматики и орфографии в начальных классах/ Под ред. Н.С. Рождественского - М.: Просвещение, 1975, стр. 169 - 172. 19. Петрова В.Г. О некоторых трудностях при усвоении склонений имён существительных учащимися 5 класса вспомогательной школы. //Учебно-воспитательная работа в специальных школах/ - М., 1954. . Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников - М.: ACADEMIA, 2002. . Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5 - 9 классы. Сборник 1. М.: 2002. т 22. Разуван Е.И. «Развитие речи учащихся специальных школ» Саранск 1996. 23. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника М. 1986. . Смирнова З.Н. Работа по активизации лексики учебных предметов в связи с изучением имени прилагательного в 6 классе вспомогательной школы. //Вопросы дефектологии/ М., 1963. 25. Смирнова З.Н. Развитие речи учащихся вспомогательной школы в связи с изучением имени прилагательного - М.: 1970.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (182)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |