Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Род имени прилагательного зависит от рода имени существительного, к которому оно относится.



2020-03-19 359 Обсуждений (0)
Род имени прилагательного зависит от рода имени существительного, к которому оно относится. 0.00 из 5.00 0 оценок




Далее следует подчеркнуть, что прилагательное изменяется по родам, а существительное имеет тот или иной род.

Для того, чтобы показать разнообразие родовых окончаний

прилагательных, учащимся предлагается три столбика словосочетаний прилагательных с существительными.

М. Р.                                                Ж. Р.

Берег (какой?) крутой            Книга (какая?) новая

Город (какой?) красивый        Одежда (какая?) зимняя

Голос (какой?) громкий

С. Р.

Окно (какое?) светлое

Море (какое?) синее

По этому обобщённому упражнению учащиеся делают вывод о том, что имена прилагательные мужского рода отвечают на вопрос какой? и имеют окончания: -ой, -ий, -ый; имена прилагательные женского рода отвечают на вопрос какая? и имеют окончания: -ая, -яя; имена прилагательные среднего рода отвечают на вопрос какое? И имеют окончания: -ое, -ее.

При разборе прилагательного учащиеся действуют по алгоритму:

1. Определить, что обозначает слово.

2. Поставить вопрос от существительного.

.   Определить род прилагательного (по роду, существительного или по вопросам какой? какая? какое?

Наблюдения, сделанные на готовых примерах, закрепляются путём упражнений в преобразовании формы прилагательных при сочетании их с существительными разного рода, например:

Вкусный   Летний

кисель …    день …

конфета … ночь …

мороженое … утро …

Работа направлена на упражнение в правильной постановке вопросов от существительного к прилагательному и определение рода имени прилагательного по роду имени существительного.

На последующих уроках формируется и закрепляется правописание родовых окончаний имён прилагательных и делается вывод о том, что по окончанию вопроса можно определить окончание прилагательного.

Для закрепления правописания окончаний прилагательных, проводится работа с отдельными родовыми категориями: мужского рода, женского рода, среднего рода.

. Упражнения в правописании окончаний имен прилагательных мужского рода.

Учащимся предлагается следующее задание:

Прочитай четверостишие:

 

Змей воздушный, змей бумажный,

Он такой смешной и важный,

Лёгкий, словно птица,

В воздухе кружится.

· 
Подчеркни пять прилагательных. Отметь значком (×) существительное к которому они относятся.

·  Сделай запись по схеме.

 

                                          Прилагательные

 

Существительное

 

_____________ (________?)

 

 

·  Определи род прилагательных по существительному: … р.

·  Выдели окончания прилагательных.

·  Сделай вывод.

 

Прилагательное м. р. (_____________?)  

 

Учащиеся заполняют схему, определяют род имён прилагательных, выделяют окончания и самостоятельно делают вывод, что имена прилагательные мужского рода отвечают на вопрос какой? и имеют окончания -ой, -ий, -ый. Схема записывается в тетрадь.

Последовательно на конкретных примерах формируется понимание того, что у прилагательных мужского рода окончание -ой бывает только под ударением. Например:

·  Прочитайте. Найдите прилагательное с ударным окончанием. Выпишите прилагательные вместе с существительными в два столбика. В первый - прилагательные с ударным окончанием, во второй - с безударным окончанием.

Холодный декабрь, злой ветер, снежный ковёр, молодой дубок, глубокий сон, говорливый ручей, большой сугроб, ночной сторож, трескучий мороз, ледяной мост, зимний путь, свежий воздух, рыхлый снег, серебристый иней, скупой луч, лесной житель, сосновый лес, голодный волк, юркий зверёк.

Сделайте вывод: у прилагательных мужского рода окончание -ой бывает только под ударением.

На материале данного упражнения учащиеся пишут небольшой рассказ на тему: «Как изменилась природа зимой».

. Упражнения в правописании окончаний имен прилагательных женского рода.

При формировании и закреплении навыка правописания окончаний имён прилагательных женского рода выполняется работа аналогичная той, которая проводилась на предыдущих уроках. Учащиеся читают текст, находят и подчёркивают имена прилагательные и существительное, к которому они относятся. Затем учащиеся определяют род прилагательных по существительному, выделяют окончания прилагательных и самостоятельно делают вывод, что прилагательное женского рода отвечает на вопрос какая? и имеет окончания -ая, -яя. Затем учащиеся самостоятельно заполняют схему и записывают её в тетрадь. Например:

 

Ветку выбрала повыше

И созрела чудо - вишня.

Ранняя да спелая,

Сочная да смелая.

(Г. Багандов)

 

                                                      Прилагательные

 

Существительное

_____________ (________?)

 

 

Прилагательное ж. р. (__________?)  

 

Далее выполняются упражнения на закрепление.

Для того, чтобы активизировать словарь учащихся, пополнить его прилагательными, на уроках следует, как можно чаще практиковать работу над синонимами, антонимами, над прилагательными, употребляемыми в прямом и переносном смысле. Можно предложить учащимся следующие упражнения.

Упражнение №1.

Подберите подходящие по смыслу прилагательные к существительным метель, зима.

Суровая, снежная, сильна, злая, ранняя, безжалостная, лёгкая, вьюжная, волшебная, поздняя, утренняя.

·  Напишите.

Метель (______?) _______________________________________________

____________________________________________________________

Зима (______?) _________________________________________________

____________________________________________________________

·  Выделите окончания прилагательных женского рода.

Упражнение №2.

Выписать парами прилагательные близкие по значению.

Неуклюжая, старательная, аккуратная, верная, долгая, жестокая, душистая, застенчивая, красная, пасмурная, настойчивая, стеснительная, неловкая, упорная, усердная, ненастная, алая, опрятная, преданная, ароматная, продолжительная, свирепая, стройная, статная.

Упражнение №3.

Вставить в предложения прилагательные, противоположные по значению выделенным.

. Дорога широкая, а тропинка … .

. У дома растёт молодая берёзка и … липа.

. У папы работа тяжёлая, а у мамы … .

Упражнение №4.

Допишите сравнения, используя подходящие по смыслу прилагательные женского рода, указывающие на цвет предмета.

Скатерть ____________________ как снег.

Кошка ______________________ как лисичка.

Дыня _______________________ как луна.

·  Придумайте и запишите предложение с одним из выражений.

____________________________________________________________

____________________________________________________________

. Упражнения в правописании окончаний имен прилагательных среднего рода.

Особенно часто умственно отсталые школьники допускают ошибки при согласовании существительного среднего рода с прилагательным. Поэтому учащиеся только тогда могут научиться правильно писать родовые окончания прилагательных, когда они будут знать определённые разделы грамматики. Учащиеся должны уметь быстро и правильно относить слова к той или иной части речи, знать его грамматические признаки. Если ученик умеет правильно определять род имени существительного, то и возможности правильного правописания окончаний имён прилагательных повышаются.

Основные ошибки в правописании окончаний прилагательных объясняются неумением учащихся разобраться в синтаксических связях, в неумении установить связь согласования прилагательного с существительным.

Для этого, на уроках уделяется особое внимание выработке у учащихся соответствующих навыков.

При формировании и закреплении у учащихся 6 класса навыка правописания прилагательных среднего рода проводится следующая работа.

Учащимся предлагается текст, в котором они находят прилагательное к существительному слово, ставят вопрос от существительного к именам прилагательным, выделяют окончания, заполняют схему и самостоятельно делают вывод.



2020-03-19 359 Обсуждений (0)
Род имени прилагательного зависит от рода имени существительного, к которому оно относится. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Род имени прилагательного зависит от рода имени существительного, к которому оно относится.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (359)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)