Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Имена прилагательные среднего рода отвечают на вопрос какое? Имеют окончания -ое, -ее.



2020-03-19 658 Обсуждений (0)
Имена прилагательные среднего рода отвечают на вопрос какое? Имеют окончания -ое, -ее. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Есть зимнее слово - снежинка.

Есть лёгкое слово - пушинка.

Есть сонное слово - подушка.

Есть верное слово - подружка.

 


                                                                   Прилагательное

 

Существительное

______________ (_______?)

 

 

Прилагательное ср. р. (________?)  

 

Схема и вывод записываются в тетрадь.

Учащиеся уже знакомы с этим видом работы, поэтому выполнение

данного задания не вызывает у них затруднений. Особый интерес вызывает тот факт, что вывод они делают самостоятельно.

Далее даётся ряд упражнений на закрепление. Например:

Упражнение №1.

Допишите окончания прилагательных среднего рода.

УТРО

 

Утро синее лучист… .

В пышном уборе своё.

Солнце встаёт золотист… .

Там, за зелёным холмом.

 

Небо безбрежн…, ясн… .

Светится так высоко,

Но и во время ненастн…

В сердце светло и легко.

(Л. Чарская)

 

·  Выпишите словосочетания существительных с прилагательными

среднего рода._______________________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

Упражнение№2.

Вставьте в текст подходящие по смыслу прилагательные среднего рода. Окончания проверяйте вопросом какое?

Зима пришла свирепая, заслонила ____________ солнце, затянуло льдом _____________ озеро.

_________________ поле потонуло под снегом. Зима накинула ________ одеяло на ____________ зёрнышко. Оно пригрелось и уснуло до весны.

Такие упражнения помогают активизировать словарь прилагательных умственно отсталых школьников.

В работе по развитию речи умственно отсталых школьников, как указывает С.Н. Комская,* сравнения должны обязательно использоваться в качестве элемента образной и эмоционально окрашенной лексики.*

Учащимся предлагаются упражнения, сочетающие работу по грамматике и правописанию с развитием речи, например:

·  Вставить вместо точек подходящие по смыслу прилагательные.

 

Лекарства, как полынь … .

Лицо, как мел, … .

Ночное небо, как сажа … .

Солнце, как мяч, … .

 

Слова для справок: горькое, белое, чёрное, круглое.

·  Выберите из правого столбика сравнения и вставь их в предложения. Допиши окончания прилагательных.

 

Луна как _____________ тёпл… покрывало

желтела на тёмном небе.

 

Словно________________ бледн… пятно

у плетня подсолнушек.

 

Снег как _____________ рыж… солнышко

укрыл землю.

 

Работа над образными выражениями развивает наблюдательность детей, учит подмечать характерные признаки предметов и явлений, соотносить их друг с другом, устанавливать сходство, давать им точные словесные обозначения. Усвоение образных выражений значительно расширяет, дополняет и углубляет запас представлений умственно отсталого ученика об окружающей действительности, оказывает положительное влияние на формирование воображения. Однако работа над образными словами представляет значительные трудности.

Работая над образными средствами языка, вряд ли стоит надеяться, что они найдут широкое применение в речи умственно отсталых учащихся, однако навык распознавания и понимания образных средств языка выработать вполне возможно. Это подготовит учащихся к самостоятельному чтению литературных текстов.

На обобщающем уроке закрепляются и обобщаются знания учащихся о правописании родовых окончаний имён прилагательных, умение проверять окончания прилагательных, не только сообразуясь с их родом, но и соотнося их с вопросам, на которые они отвечают. Практика показывает, что подстановка вопроса является довольно эффективным дополнительным средством ориентировки учащихся в определении родовых окончаний имён прилагательных. Учащиеся восстанавливают в памяти по вопросам учителя грамматическое значение имён прилагательных, изменение имён прилагательных по родам. У учащихся к этому времени сформировано умение определять род имени прилагательного по роду имени существительного и по вопросу.

Итогом работы по теме: «Родовые окончания имён прилагательных» является таблица, которая составляется постепенно, по мере изучения родовых окончаний прилагательных.

 

 РОДОВЫЕ ОКОНЧАНИЯ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
МУЖСКОЙ РОД - ой - ый - ий ЖЕНСКИЙ РОД - ая -яя СРЕДНИЙ РОД -ое -ее

Последующая работа направлена на самостоятельное выполнение упражнений с опорой на таблицу.

В работе по закреплению правописания родовых окончаний имён прилагательных, могут использоваться следующие упражнения.

Упражнение №1.

Отгадайте загадки. Отгадки напишите сочетанием прилагательного с существительным. Определите род имён прилагательных. Выделите окончания.

Снег ли это сыплет с веток тополиных среди лета? (Тополиный пух)

Во всю стену в классе лист: то исписан он, то чист. (Классная доска)

На столе под колпаком светит солнце вечерком. (Настольная лампа)

Без воды кусок душистый не отмоет руки чисто. (Туалетное мыло)

У неё с утра дела: чистит зубы до бела. (Зубная паста)

 

·  Как определяли род имён прилагательных?

·  Какие сведения о предмете вы можете сообщить?

·  Подобрать к существительным подходящие по смыслу прилагательные.

·  Указать род. Выделить окончания.

Упражнение №2.

Прочитай. Что общего в словах одной строчки? Подчеркните правильный ответ:

1. Слова, близкие по значению;

2. Родственные слова.

Путь, дорога, шоссе _____________________________________________

_____________________________________________

Битва, сражение, бой ____________________________________________

_____________________________________________

Ребёнок, малышка, дитя __________________________________________

_____________________________________________

Изба, дом, жилище _______________________________________________

_____________________________________________

·  Подберите по одному прилагательному к существительным каждой строчки. Напишите по образцу:

Весёлый ребёнок (м. р.), весёлая малышка (ж. р.), весёлое дитя (ср. р.)

Упражнение №3.

Прилагательные - синонимы согласовать с подходящими по смыслу существительными, данными в скобках. Подчеркнуть родовые окончания прилагательных.

1. Жаркий, горячий, жгучий (солнце, день, привет).

2. Влажный, мокрый (воздух, трава).

.   Густой, глухой, дремучий (старик, туман, тайга).

.   Толстый, жирный (книга, мясо).

.   Аккуратный, чистый (воздух, ученик).

.   Румяный, багряный, рубиновый (закат, яблоко, звезда).

.   Обрывистый, отвесный (берег, скала).

Упражнение № 4.

Подобрать к существительным подходящие по смыслу прилагательные.

1. Туча (медная, свинцовая, цинковая).

2. Здоровье (медное, стальное, железное).

.   Желание (сильное, крепкое, могучее).

.   Спор (горячий, огненный, тёплый).

.   Встреча (тёплая, жаркая, горячая).

Такие упражнения повышают активное внимание учащихся, так как они достаточно разнообразны и интересны.

Когда учащиеся усвоят родовые окончания имён прилагательных в единственном числе, следует разобрать примеры, в которых имя прилагательное стоит во множественном числе.

При работе над данной темой учащимся предлагается изменить окончания прилагательного в зависимости от существительного, например:

Крепкий чай, крепк… верёвка, крепк… дерево;

Добрый мальчик, добр… девочка, добр… утро и т. д.

Определив род прилагательных по роду существительных и число существительных, учащиеся подводятся к выводу о том, что по числу существительного можно определить число прилагательного и, что в единственном числе прилагательные изменяются по родам.

Далее учащиеся называют какое либо существительное во множественном числе, подбирают к нему подходящие прилагательные (дни тёплые летние; деревья высокие, красивые), и ставят вопрос к прилагательным (какие?). По числу существительного определяют число прилагательного (множественное).

На материале ряда упражнений школьники изменяют прилагательные и существительные мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе. На основании выполненных заданий они с помощью учителя делают обобщение: имена прилагательные во множественном числе отвечают на вопрос какие?. Они имеют окончания - ие, -ые, не зависимо от рода. Окончания прилагательных во множественном числе можно проверить с помощью вопроса какие?

Учащиеся самостоятельно формулируют вывод и записывают его в тетрадь.

 


 

Прилагательное во мн. ч. (________?)   

 

В алгоритм вводится новое понятие: прилагательные изменяются по числам.

Разбор прилагательного выглядит так:

доброе утро - прил., ср. р., ед. ч.

верные друзья - прил., мн. ч.

Упражнение № 1.

От существительного поставьте вопрос к прилагательному. Допишите окончания прилагательных. Укажите число.

Ботинки (______?) - кожан…, мягк… (… ч.)

Варежки (______?) - шерстян…, син… (… ч.)

Листья (______?) - кленов…, больш… (… ч.)

Рассказы (_______?) - смешн…, детск… (… ч.)

Дни (_______?) - тепл…, летн… (… ч.).

Упражнение № 2.

Подберите словосочетания из левого столбика и вставьте их в предложения. Допиши окончания прилагательных множественного числа.

 


Надели лужайки ___________________ бел… корзинки

__________________________________

На воде лежат кувшинки, словно____ цветаст… майки

__________________________________

Живут в болоте лягушата, очень____ бел… пушинки

__________________________________

С неба падают снежинки, словно____ ловк… ребята

__________________________________

Для формирования навыка правописания родовых окончаний имён

прилагательных и окончаний во множественном числе необходимо добиться того, чтобы дети могли правильно соотносить род и число имён прилагательных с родом и числом имён существительных.

 



2020-03-19 658 Обсуждений (0)
Имена прилагательные среднего рода отвечают на вопрос какое? Имеют окончания -ое, -ее. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Имена прилагательные среднего рода отвечают на вопрос какое? Имеют окончания -ое, -ее.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (658)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)