Глава 1. Ценностные ориентации молодежи как предмет исследования в социологии
Содержание
Введение Глава 1. Ценностные ориентации молодежи как предмет исследования в социологии . Понятие "ценностные ориентации" . Современные исследования ценностных ориентаций молодежи Глава 2. Социологическое исследование ценностных ориентаций среди работников различных предприятий города Новосибирска . Методики и процедура исследования . Анализ результатов и выводы по социологическому исследованию ценностных ориентаций среди работающей молодежи Заключение Список использованной литературы
Введение
Изменения, происходящие в политической, экономической, духовной сферах общества в последнее десятилетие, влекут за собой радикальные изменения в психологии, ценностных ориентациях и поступках людей. В большей степени эти процессы отражаются на формировании структуры ценностей молодого поколения, поскольку формирующиеся в настоящее время ценностные приоритеты становятся основой формирования новой социальной структуры российского общества. Молодежь, как особая социальная группа постоянно находится в фокусе исследований психологов, социологов, поскольку, именно она является чутким индикатором, происходящих перемен, и определяет в целом потенциал развития общества. Исследование ценностных ориентаций, жизненных приоритетов современной молодежи весьма актуально, поскольку дает возможность выяснить степень ее адаптации к новым социальным условиям и инновационный потенциал. От того, какой ценностный фундамент будет сформирован у молодого поколения, во многом зависит будущее состояние общества. Актуальность исследований ценностей рабочей молодежи обусловлена также тем, что в новой социальной структуре российского общества формируется средний класс. Изменение ценностных ориентаций - это, бесспорно, достаточно болезненный процесс, и изучение его закономерностей может способствовать выявлению путей влияния на молодую личность, соответствующих общественных институтов, с целью ослабить интенсивность ее эмоциональных стрессов и предотвратить возможное социальное напряжение. В частности знания степени сформированности ценностных ориентаций молодежи, их иерархии, может быть ключом для осуществления воспитания личности. Актуальность исследования ценностных ориентаций рабочей молодежи обусловлена тем, что в динамично меняющемся обществе изменение ценностных ориентаций происходит довольно быстро. Меняются ценности, значит будет меняться направление развития молодежи. Формирование ценностных ориентации является неотъемлемой частью развития личности человека. В переходные, кризисные периоды развития возникают новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы, а на их основе перестраиваются и качества личности, характерные для предшествующего периода. Таким образом, ценностные ориентации выступают в качестве личностнообразующей системы и связаны с развитием самосознания, осознания положения собственного "Я" в системе общественных отношений. Ценностные ориентации относятся к важнейшим компонентам структуры личности, по степени сформированности которых, можно судить об уровне сформированности личности. Таким образом возникает проблема - каковы же в сегодняшнем меняющемся мире ценности молодежи города Новосибирска? Как они формируются, как развиваются и что для современной рабочей молодежи является наиболее важным в жизни? Отсюда возникает цель данного исследования - "Выявление ценностных ориентации рабочей молодежи и основных средств их формирования" Задачи исследования: 1. Изучить существующие исследования, литературу и другие материалы по тематике исследования; . Выявить закономерности и особенности формирования ценностных ориентаций; . Определить основные ценностные ориентации и способы их формирования у рабочей молодежи города Новосибирска. Объект исследования: Ценности как социальный феномен рабочей молодежи Предмет исследования: Формирование ценностных ориентаций рабочей молодежи.
Глава 1. Ценностные ориентации молодежи как предмет исследования в социологии . Понятие "ценностные ориентации"
Ценностные ориентации общества всегда являлись основой, на которой строится вся жизнь, социальная политика и политика в целом. От того, сформированы или нет ценностные ориентации у молодежи и всех члеонов общества, зависит многое. Исследования ценностей в той или иной степени всегда сопряжены с теоретическими и методологическими трудностями. "Ценность" является настолько же фундаментальным, насколько и крайне широким, многогранным понятием. В социологии под ценностью традиционно понимается значимость определённых объектов, явлений, процессов действительности и их свойств для индивидуальных и коллективных субъектов. Ценности, таким образом, воплощаются в различных понятиях, от абстрактных идей до конкретных материальных предметов, и выражают индивидуальные и социальные идеалы. Интерпретация понятия ценности всегда очень широка. В социологической теории используется множество различных типологий ценностей и ценностных ориентаций [13]. Различаются данные типологии в зависимости от критериев, положенных в их основу, а также от науки, в рамках которой осуществляется типологизация. Ценности разделяются на материальные и духовные, индивидуальные и социальные, субъектные (цель, оценка, установка) и предметные (результаты деятельности, объекты ценностного отношения). Кроме этого выделяются локальные и универсальные, природные и культурные, абсолютные и относительные, конкретно-исторические, ситуационные, общечеловеческие ("вечные"), моральные, нравственные, эстетические, религиозные, научные, экономические, политические и национальные типы ценностей. В данном исследовании под ценностными ориентациями понимается: направленность субъекта (личности, группы, сообщества) на цели, осознаваемые им позитивно значимыми (благими, правильными, высокими и т. п.) в соответствии с принятыми в обществе (сообществе) образцами и имеющимся жизненным опытом и индивидуальными предпочтениями. Такая направленность представляет собой совокупность устойчивых мотивов, лежащих в основе ориентации субъекта в социальной среде и его оценок ситуаций. Она может осознаваться в разной степени, выражаться в фактах поведения, веры, знания и иметь форму стереотипа, суждения, проекта (программы), идеала, мировоззрения. Система ценностных ориентаций молодого поколения, являясь психологической характеристикой зрелой личности, выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет линию его поведения. Как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность человека к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, а также указывают на направленность ее поведения. Ценностные ориентации играют важную роль в регулировании социального поведения человека и являются, в свою очередь, продуктом социализации [4]. В течение жизни человека одни ценности подкрепляются, другие отбрасываются или видоизменяются, и, в конечном счете, формируется индивидуальная, специфическая иерархия личностных ценностей, присущая только ему. Выработка ценностей происходит довольно сложным путем. Некоторые ценности формировались исторически, в течение многих поколений и постоянно подкреплялись жизнью людей, обеспечивая их выживание и развитие. Свобода, мир, сотрудничество, равенство, демократия, семья - это те общественные ценности, которые рассматриваются как желательные в нашей культуре. Эти ценности не являются фиксированными, они изменяются, но процесс этого изменения очень длительный. Изменение ценностных ориентаций - это, бесспорно, достаточно болезненный процесс, и изучение его закономерностей может способствовать выявлению путей влияния на молодую личность, соответствующих общественных институтов, с целью ослабить интенсивность ее эмоциональных стрессов и предотвратить возможное социальное напряжение [5]. Вполне понятно, что вопрос о ценностных ориентациях как личности, так и группы невозможно рассматривать в отрыве от понятия собственно ценностей. По замечанию Г. М. Андреевой, "хотя проблема ценностей в ее полном объеме исследуется в социологии, для социальной психологии крайне важно обозначить некоторые принципы [3]. Важнейшим из них является признание различной значимости разных целей для групповой жизнедеятельности, различное их соотношение с ценностями общества. Когда речь идет об относительно общих и абстрактных понятиях, например, о добре, зле, счастье и т. п., то можно сказать, что на этом уровне ценности являются общими для всех общественных групп и они могут быть рассмотрены как ценности общества. Однако при переходе к оцениванию более конкретных общественных явлений, например, таких, как труд, образование, культура, группы начинают различаться по принимаемым оценкам. Ценности различных социальных групп могут не совпадать между собой, и в этом случае трудно говорить уже о ценностях общества. Специфика отношения к каждой из таких ценностей определяется местом социальной группы в системе общественных отношений". Именно поэтому исследование ценностных ориентаций молодежи зачастую требует разделения на исследование ценностей разных социальных групп.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (218)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |