Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 1. Ценностные ориентации молодежи как предмет исследования в социологии



2020-03-19 218 Обсуждений (0)
Глава 1. Ценностные ориентации молодежи как предмет исследования в социологии 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание

 

Введение

Глава 1. Ценностные ориентации молодежи как предмет исследования в социологии

. Понятие "ценностные ориентации"

. Современные исследования ценностных ориентаций молодежи

Глава 2. Социологическое исследование ценностных ориентаций среди работников различных предприятий города Новосибирска

. Методики и процедура исследования

. Анализ результатов и выводы по социологическому исследованию ценностных ориентаций среди работающей молодежи

Заключение

Список использованной литературы

 


Введение

 

Изменения, происходящие в политической, экономической, духовной сферах общества в последнее десятилетие, влекут за собой радикальные изменения в психологии, ценностных ориентациях и поступках людей. В большей степени эти процессы отражаются на формировании структуры ценностей молодого поколения, поскольку формирующиеся в настоящее время ценностные приоритеты становятся основой формирования новой социальной структуры российского общества.

Молодежь, как особая социальная группа постоянно находится в фокусе исследований психологов, социологов, поскольку, именно она является чутким индикатором, происходящих перемен, и определяет в целом потенциал развития общества.

Исследование ценностных ориентаций, жизненных приоритетов современной молодежи весьма актуально, поскольку дает возможность выяснить степень ее адаптации к новым социальным условиям и инновационный потенциал.

От того, какой ценностный фундамент будет сформирован у молодого поколения, во многом зависит будущее состояние общества.

Актуальность исследований ценностей рабочей молодежи обусловлена также тем, что в новой социальной структуре российского общества формируется средний класс.

Изменение ценностных ориентаций - это, бесспорно, достаточно болезненный процесс, и изучение его закономерностей может способствовать выявлению путей влияния на молодую личность, соответствующих общественных институтов, с целью ослабить интенсивность ее эмоциональных стрессов и предотвратить возможное социальное напряжение.

В частности знания степени сформированности ценностных ориентаций молодежи, их иерархии, может быть ключом для осуществления воспитания личности. Актуальность исследования ценностных ориентаций рабочей молодежи обусловлена тем, что в динамично меняющемся обществе изменение ценностных ориентаций происходит довольно быстро. Меняются ценности, значит будет меняться направление развития молодежи. Формирование ценностных ориентации является неотъемлемой частью развития личности человека.

В переходные, кризисные периоды развития возникают новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы, а на их основе перестраиваются и качества личности, характерные для предшествующего периода.

Таким образом, ценностные ориентации выступают в качестве личностнообразующей системы и связаны с развитием самосознания, осознания положения собственного "Я" в системе общественных отношений. Ценностные ориентации относятся к важнейшим компонентам структуры личности, по степени сформированности которых, можно судить об уровне сформированности личности.

Таким образом возникает проблема - каковы же в сегодняшнем меняющемся мире ценности молодежи города Новосибирска?

Как они формируются, как развиваются и что для современной рабочей молодежи является наиболее важным в жизни?

Отсюда возникает цель данного исследования - "Выявление ценностных ориентации рабочей молодежи и основных средств их формирования"

Задачи исследования:

1. Изучить существующие исследования, литературу и другие материалы по тематике исследования;

. Выявить закономерности и особенности формирования ценностных ориентаций;

. Определить основные ценностные ориентации и способы их формирования у рабочей молодежи города Новосибирска.

Объект исследования:

Ценности как социальный феномен рабочей молодежи

Предмет исследования:

Формирование ценностных ориентаций рабочей молодежи.

 


Глава 1. Ценностные ориентации молодежи как предмет исследования в социологии

. Понятие "ценностные ориентации"

 

Ценностные ориентации общества всегда являлись основой, на которой строится вся жизнь, социальная политика и политика в целом. От того, сформированы или нет ценностные ориентации у молодежи и всех члеонов общества, зависит многое.

Исследования ценностей в той или иной степени всегда сопряжены с теоретическими и методологическими трудностями. "Ценность" является настолько же фундаментальным, насколько и крайне широким, многогранным понятием. В социологии под ценностью традиционно понимается значимость определённых объектов, явлений, процессов действительности и их свойств для индивидуальных и коллективных субъектов. Ценности, таким образом, воплощаются в различных понятиях, от абстрактных идей до конкретных материальных предметов, и выражают индивидуальные и социальные идеалы.

Интерпретация понятия ценности всегда очень широка. В социологической теории используется множество различных типологий ценностей и ценностных ориентаций [13]. Различаются данные типологии в зависимости от критериев, положенных в их основу, а также от науки, в рамках которой осуществляется типологизация. Ценности разделяются на материальные и духовные, индивидуальные и социальные, субъектные (цель, оценка, установка) и предметные (результаты деятельности, объекты ценностного отношения). Кроме этого выделяются локальные и универсальные, природные и культурные, абсолютные и относительные, конкретно-исторические, ситуационные, общечеловеческие ("вечные"), моральные, нравственные, эстетические, религиозные, научные, экономические, политические и национальные типы ценностей.

В данном исследовании под ценностными ориентациями понимается: направленность субъекта (личности, группы, сообщества) на цели, осознаваемые им позитивно значимыми (благими, правильными, высокими и т. п.) в соответствии с принятыми в обществе (сообществе) образцами и имеющимся жизненным опытом и индивидуальными предпочтениями. Такая направленность представляет собой совокупность устойчивых мотивов, лежащих в основе ориентации субъекта в социальной среде и его оценок ситуаций. Она может осознаваться в разной степени, выражаться в фактах поведения, веры, знания и иметь форму стереотипа, суждения, проекта (программы), идеала, мировоззрения.

Система ценностных ориентаций молодого поколения, являясь психологической характеристикой зрелой личности, выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет линию его поведения. Как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность человека к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, а также указывают на направленность ее поведения. Ценностные ориентации играют важную роль в регулировании социального поведения человека и являются, в свою очередь, продуктом социализации [4].

В течение жизни человека одни ценности подкрепляются, другие отбрасываются или видоизменяются, и, в конечном счете, формируется индивидуальная, специфическая иерархия личностных ценностей, присущая только ему.

Выработка ценностей происходит довольно сложным путем. Некоторые ценности формировались исторически, в течение многих поколений и постоянно подкреплялись жизнью людей, обеспечивая их выживание и развитие. Свобода, мир, сотрудничество, равенство, демократия, семья - это те общественные ценности, которые рассматриваются как желательные в нашей культуре. Эти ценности не являются фиксированными, они изменяются, но процесс этого изменения очень длительный. Изменение ценностных ориентаций - это, бесспорно, достаточно болезненный процесс, и изучение его закономерностей может способствовать выявлению путей влияния на молодую личность, соответствующих общественных институтов, с целью ослабить интенсивность ее эмоциональных стрессов и предотвратить возможное социальное напряжение [5].

Вполне понятно, что вопрос о ценностных ориентациях как личности, так и группы невозможно рассматривать в отрыве от понятия собственно ценностей. По замечанию Г. М. Андреевой, "хотя проблема ценностей в ее полном объеме исследуется в социологии, для социальной психологии крайне важно обозначить некоторые принципы [3]. Важнейшим из них является признание различной значимости разных целей для групповой жизнедеятельности, различное их соотношение с ценностями общества. Когда речь идет об относительно общих и абстрактных понятиях, например, о добре, зле, счастье и т. п., то можно сказать, что на этом уровне ценности являются общими для всех общественных групп и они могут быть рассмотрены как ценности общества. Однако при переходе к оцениванию более конкретных общественных явлений, например, таких, как труд, образование, культура, группы начинают различаться по принимаемым оценкам. Ценности различных социальных групп могут не совпадать между собой, и в этом случае трудно говорить уже о ценностях общества. Специфика отношения к каждой из таких ценностей определяется местом социальной группы в системе общественных отношений". Именно поэтому исследование ценностных ориентаций молодежи зачастую требует разделения на исследование ценностей разных социальных групп.

 



2020-03-19 218 Обсуждений (0)
Глава 1. Ценностные ориентации молодежи как предмет исследования в социологии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 1. Ценностные ориентации молодежи как предмет исследования в социологии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (218)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)