Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Современные исследования ценностных ориентаций молодежи



2020-03-19 209 Обсуждений (0)
Современные исследования ценностных ориентаций молодежи 0.00 из 5.00 0 оценок




ценностный ориентация молодежь социологический

Исследование ценностных ориентаций ведется относительно недавно. Наиболее богатым и методически обоснованным направлением исследований ценностных представлений можно считать исследования, проводившиеся в конце 60-х - 70-е годы в США Рокичем, а также в других странах на основе разработанного им метода прямого ранжирования ценностей. В 80-е годы С. Шварц (S. Schwartz) и В. Билски (W. Bilsky) предприняли попытку создания более дифференцированной и обоснованной, чем у Рокича, классификации ценностей и разработали свою диагностическую методику.

У нас в стране незадолго до выхода в свет основных монографий Рокича по проблеме ценностей была создана исследовательская группа по изучению ценностных ориентации. Методика Рокича уже в 70-е гг. адаптирована А. Гоштаутасом, А. А. Семеновым и В А. Ядовым в ИСЭП АН СССР [8]. В процессе адаптации список терминальных ценностей был существенно изменен - отчасти по культурным, отчасти по политическим причинам. Популярности этой методики способствовало и то, что исследование Г. И. Саганенко, сравнивавшей различные стандартизированные методы изучения ценностей, показало, что по надежности и устойчивости прямое ранжирование списков превосходит все варианты оценочного шкалирования каждой из ценностей и уступает только методу парного сравнения, который технически приемлем лишь для очень небольших списков ценностей. В другом методическом исследовании были выявлены ощутимые недостатки "закрытых" списков (велика доля случайных ответов, подсказанных списком и не выражающих собственных ценностей опрашиваемых). Однако использование "открытых" вопросов имеет не меньше недостатков: ответы относятся и к личным ценностям (любовь), и к абстрактным (мир), и к материальным запросам (квартира). Кроме того, здесь гораздо сильнее влияние таких ситуативных факторов, как, например, пол интервьюера. Таким образом, хотя метод прямого ранжирования методически несовершенен, он не уступает другим методам, реально использующимся при изучении ценностных представлений. Получила известность и диспозиционная концепция личности В. А. Ядова, в которой понятие ценностных ориентации заняло одно из центральных мест.

Исследование ценностных ориентаций в России велось с середины 1960-х годов, когда появились теоретические работы психолога Б. Г. Ананьева, социологов А. Г. Здравомыслова, В.А. Ядова, а также эмпирические исследования, крупнейшим из которых стало социологическое и социально-психологическое исследование ценностных ориентаций рабочих (в том числе и молодых), выполненное ленинградскими учеными под руководством В. А. Ядова в начале 1970-х годов. В советское время изучение ценностных ориентаций молодежи в значительной мере было направлено на выявление их соответствия коммунистическому идеалу, социалистическому образу жизни. В период перестройки (1985-1991 гг.) поле проблем заметно расширилось за счет исследований неформальных молодежных объединений [6]. Наконец, в последние 15 лет ценностные ориентации российской молодежи стали исследоваться немалым числом отдельных ученых и научных коллективов. Ситуация смены общественного строя и "переосмысления ценностей" в масштабе целой страны подтолкнула ученых к осмыслению трансформаций ценностных ориентаций россиян. Большое научное значение имеет крупное исследование динамики ценностных ориентаций россиян, проведенное под руководством Н. И. Лапина.

Многие социологические опросы последних 15 лет в своих выводах фиксируют общий ценностно-нормативный кризис у российской молодежи, который имеет характер переоценки культурных, этических и духовных ценностей предшествующих поколений. Полученные данные нередко трактуются как нарушение преемственности и передачи социокультурного опыта от старшего поколения к последующему. В этих выводах нашло отражение безвременье первых лет после распада СССР. В молодежной политике этого времени также заметно движение от жесткого регулирования к поддержке свободного самоопределения молодого человека, а в конечном счете - его опоры на собственные силы. Молодежь и молодежная политика оказались на периферии государственных интересов. Россия "ельцинского" периода была попросту не готова к борьбе со множеством новых для нее экономических, политических и социальных вызовов, и молодежь оказалась предоставленной сама себе.

События последних двадцати лет в России привели к тому, что у большинства молодых людей выявляется отсутствие какой-либо более или менее четкой картины мира, системы ценностей, норм и установок, явные противоречия в сознании. Поэтому настоятельной необходимостью является формирование системы воспитания и социализации молодёжи.

Специальная система ценностных ориентаций молодежи современный этап социализации подвергает значительной трансформации, причем прослеживается прямая связь между изменениями, происходящими в обществе и в системе ценностей.

Процесс трансформации ценностей происходит через осознанное принятие продиктованных реалиями жизни ценностных ориентаций, попытку руководствоваться ими в жизни и деятельности. Сохранение на уровне подсознания старых стереотипов вызывает определенные внутри-личностные конфликты и предопределяет вероятность вариативного прогноза относительно будущего.

Как правило, сформировав свою ценностную картину мира, человек сохраняет ее неизменной практически в течение всей жизни. Такая картина формируется преимущественно на том этапе социализации индивидов, который непосредственно предшествует периодам зрелости.

А дальше система ценностей человека меняется обычно только в кризисные периоды, к тому же эти изменения касаются в основном структуры ценностей и отражают изменения приоритетов, вследствие чего одни ценности становятся более значимыми, другие отходят на задний план в развитии и становлении личности.

А в обществах, которые трансформируются, эта традиционная система не срабатывает, поскольку в условиях существенных сдвигов в общественной системе ценностей для большинства людей настоятельной становится необходимость воспринять новые ориентиры и так или иначе перестроить личностную систему ценностей.

Эта проблема приобретает особую значимость в условиях социально-экономической и духовно-культурной трансформации общества России, происходящей в данный момент[11].

В силу особой восприимчивости и высокой социальной мобильности молодежи возникновение новых ценностных ориентаций и изменение прежних затронули эту переходную социальную группу в большей степени, чем другие слои общества. Особую значимость здесь приобретают процессы, захватывающие ценностное сознание молодых людей, ибо именно они представляют собой ближайшее будущее данных обществ.

Поэтому следует обратить внимание на развитие ценностных ориентаций рабочей молодежи. Ведь именно она, можно сказать, своими руками создает наше будущее. Кто же есть "рабочая молодежь"?

Согласно В.А. Лукову, молодёжь - это социальная группа, "которую составляют люди, осваивающие и присваивающие социальную субъектность, имеющие социальный статус молодых и являющиеся по самоидентификации молодыми, а также разделяющие распространенные в этой социальной группе тезаурусы, выражающие и отражающие их символический и предметный мир" [1]. Определение довольно четкое и полностью подходит к определению "рабочей молодежи" От молодежи обычной, рабочая молодежь отличается по выполняемым в обществе функциям и возрастной категории. Если к молодежи причисляются молодые люди от 14 до 30 лет, то к рабочей молодежи относятся лица старше 18 лет.

Если говорить о городской рабочей молодёжи, то в городском социуме она выполняет следующие функции. Прежде всего, это инновационная функция. Молодые рабочие способны преобразовать социокультурное пространство города посредством особого стиля жизни и производства материальных благ. Далее - это созидательно-творческая функция: молодые рабочие не только производят качественную материальную продукцию, но и к формируют новые формы существования человека в трудовой сфере. Затем это экономическая функция: рабочая молодёжь продолжает оставаться самой многочисленной экономической группой. Ещё одна функция - функция культурного проводника.

Наконец, рабочая молодёжь как часть городской молодёжи поддерживает социокультурное пространство города в постоянном тонусе, задаёт векторы его культурного и социального развития.

На основе сказанного определим вышеуказанную социальную группу. Рабочая молодёжь - это экономически активная подгруппа молодёжного сообщества, социальная роль которой в основном связана с материальным производством на определённом предприятии, детерминирующим её социально-экономическое и социально-психологическое положение в городском пространстве. Изменение социальных ценностей происходит из поколения в поколение. С процессами изменения общества, меняются и ценности молодежи. Являясь движущей силой развития, молодежь очень чутко реагирует на малейшие изменения состояния общества. В ценностных ориентациях молодежи выражается их отношение к действительности, к происходящему в обществе и мире.

Так, в 50-х - начале 60-х годов XX века молодежь, отвечая на вопрос о составляющих счастья, на первые места выдвигала любимую работу, желание любить и быть любимым, уважение окружения. В 80-х годах среди основных в системе ценностных ориентаций были выделены "политическая культура как важная ценность в формировании личности нового образца", "общественно-политическая активность, как одна из важнейших ценностей советского человека", "искусство как средство ценностной ориентации личности", "труд как высшую ценность социалистического образа жизни".

К числу первых по важности жизненных ценностей, с точки зрения "советской молодежи", принадлежали: стремление быть полезным обществу, иметь интересную творческую работу, заслужить уважение людей, любить и быть любимым и только после этого - материальное благосостояние; меньше всего ценилась спокойная жизнь, подчиненная собственным интересам слава. Следовательно, центром всей системы ценностей, способом самоутверждения, совершенствование каждого человека была общественно-полезная работа.

Разрушение мотивации труда началось еще в период так зазываемого "застоя". Оно продолжалось в эпоху горбачевской перестройки с ее половинчатыми реформами, лишавшими молодежь всяких ориентиров в результатах труда. И окончательной девальвации нормы трудовой этики подверглись благодаря стараниям современных реформаторов. Ценность труда в начале 90-х гг. XX в. существенно снизилась и, несмотря на ее возрастание во второй половине 90-х годов, разрыв между иными ценностями и труда на предприятии не уменьшился. У московских рабочих труд занимал третье место в системе ценностей, причем 3/4 опрошенных на частных и около 2/3 на коллективных предприятиях вовсе не включили труд в систему своих жизненных ценностей. В иерархии ценностей повседневной жизни у рабочих Пскова и Брянска труд на предприятии занимал также третье место. У молодых московских рабочих, не зависимо от типа предприятия и половых различий труд на предприятии занимал одно из самых последних мест в структуре ценностных ориентаций, 88, 6% опрошенных на коллективных и 84, 5% на частных предприятиях вообще не отметили его как значимую ценность.

Мотивация труда рабочих в 90-е годы XX века претерпела определенные изменения [10]. Среди основных тенденций: гипертрофированный рост мотива заработка, возрастание материальных притязаний рабочих. Например, швеи на частном предприятии в 1993 г. полагали, что им надо платить в 3-4 раза больше, а в 1996 г. - в два раза больше, чем они получали. Московские рабочие хотели бы получать зарплату в три раза больше той, которую имели, 2/3 опрошенных оценивали свое материальное положение ниже среднего уровня. В 2000 г. только каждый третий опрошенный был удовлетворен размером заработной платы, даже на акционерном предприятии 1 из 4 респондентов полагал, что получает столько, сколько заслуживает. Следует отметить, что мотив заработка не может быть смыслообразующим в реальном производственном поведении, поскольку уровень его насыщения остается всегда низким.

Поведенческая мотивация современного молодого рабочего во многом обусловлена мотивами выбора профессии, которые, в свою очередь, специфическим образом связаны с социальными ориентациями молодежи. Прикладные исследования отечественных социологов показали, что наиболее однородно по составу ядро мотивов молодых людей, избравших профессии рабочих промышленных предприятий транспорта. У этой группы юношей и девушек четко обнаруживается направленность ценностных ориентаций личности: совокупность интровертных побуждений выражена сильнее ("возможность самосовершенствоваться") - на 12 %, "иметь много свободного времени" - на 11 %, "желание заниматься любимым делом" - на 10 % и "стремление видеть результаты своего труда" - на 7 %), а сочетание экстравертированных мотивов - слабее ("возможность общаться с людьми" - на 25 %, "желание добиться высокого положения в обществе" - на 24 %, "стремление продвинуться по службе" - на 16 %, "быть полезным обществу" - на 15 %), чем у всех опрошенных.

Пик падения показателей профессионального самоопределения молодежи в материальном производстве пришелся на 1997 г. И только в 1999 г. обозначилась положительная тенденция их роста. По сравнению с предыдущим периодом в 1999 году повысилась ценность труда как способа самоутверждения молодых людей (42 % в 1997 г. и 46 % в 1999 г.) и несколько ослабло инструментальное отношение к нему. Мастерство и профессионализм как факторы личного самоопределения в материальном производстве передвинулись с 6-го места на первое, трудолюбие с 9-го на 5-е место. Зато честность и принципиальность с 5-го места перекочевало на 8-ое, а деньги с 9-го на 3-е место. То есть явно обозначилась тенденция сближения трудовых ориентаций российской молодежи с современными, характерными для рыночных отношений, хотя и с отечественной спецификой.

Однако отмеченные позитивные процессы происходят на фоне продолжающегося разрушения морально-этических норм в труде и правового сознания молодых людей. Тем самым расширяется пространство для воспроизводства иррационального сознания. У одной части молодежи это проявляется в нежелании работать, даже если заставляет нужда: лучше ничего не делать, чем работать за копейки. У другой - в нежелании приобретать знания и квалификацию, даже поступив в учебное заведение: лучше купить диплом, чем "сушить мозги". У третьей - в нежелании отказывать себе в сиюминутных удовольствиях, занимаясь бизнесом: лучше деньги промотать, чем вложить в дело. Подобное сознание отражается и в целях труда, и в выборе средств их достижения, часто не имеющих ничего общего с цивилизованным рынком. Вместе с тем каждый четвертый имеет иную, не связанную с трудом, ориентацию. Среди них 14, 3% однозначно нее стали бы работать, если бы были материально обеспечены, и 9, 4% не определились твердо в своем выборе. Подобный тип ориентации достаточно равномерно представлен в распределении молодежи по возрасту, полу, материальному положению и типу поселения. Отсюда можно сделать вывод, что существует довольно представительная социокультурная группа молодых людей, у которых труд не является способом жизненного самоопределения.

В последние годы большое влияние на процесс социализации российской молодежи оказали СМИ. Современное общество из "застывшего" трансформировалось в динамично развивающееся и характеризующееся изменчивостью, динамичностью и мобильностью общество. Вместе с тем культура новой России формируется в сложной социально-экономической и политической ситуации, способствующей не только успешному включению молодежи в современное информационное общество, но и делающей ее общение проблематичным.




2020-03-19 209 Обсуждений (0)
Современные исследования ценностных ориентаций молодежи 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Современные исследования ценностных ориентаций молодежи

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (209)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)