Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Интеллектуальная собственность, как объект правового регулирования. Механизм защиты интеллектуальной собственности таможенными органами РФ



2020-03-19 192 Обсуждений (0)
Интеллектуальная собственность, как объект правового регулирования. Механизм защиты интеллектуальной собственности таможенными органами РФ 0.00 из 5.00 0 оценок




На современном этапе развития интеллектуальная собственность стала одним из глобальных потенциальных ресурсов Российского государства. С появлением права на коммерческое использование результатов интеллектуальной деятельности является очевидной необходимость как международно-правовой охраны, так и национальной защиты объектов интеллектуальной собственности.

Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) определяет интеллектуальную собственность, как результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана. На интеллектуальную собственность признаются интеллектуальные права, которые включают исключительное право, являющееся имущественным правом, а также личные неимущественные права и иные права (право следования, право доступа и другие).

Сущность исключительного права состоит в том, что гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом.

Объектом интеллектуальной собственности является результат интеллектуальной деятельности, имеющий статус находящегося под государственной охраной и защитой.

Товары, содержащие интеллектуальную собственность, делятся на легальные и поддельные. К последним относятся товары, оборот которых влечет за собой нарушение законодательства РФ в сфере интеллектуальной собственности. Поддельные товары подразделяются на контрафактные и фальсифицированные. Контрафакт - продукция, выпускаемая производителем под маркой известного бренда, без уведомления правообладателя торговой марки (а значит - без получения разрешения, лицензии и без оплаты прав ее выпуска, то есть - отчислений с каждой единицы выпускаемой продукции правообладателю) в целях безусловной ее реализации и извлечения незаконных доходов в результате недобросовестной конкуренции и введения в заблуждение потребителя. Контрафактными являются товары, этикетки, упаковки этих товаров, на которых незаконно используется товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение. Фальсифицированная продукция не имеет качеств, присущих оригиналу. Это продукция, реализуемая под видом известных потребителям (покупателям) торговых марок и вводящая его в заблуждение относительно его качества и потребительских свойств. Кроме того, данная продукция обычно произведена с нарушением технологии производства и / или санитарных норм, что может нанести ущерб потребителю (в том числе физический вред здоровью) и добросовестному производителю (моральный и материальный в виде упущенной выгоды).

Основу правового регулирования отношений в сфере интеллектуальной собственности составляют нормы Конституции РФ, которая имеет высшую юридическую силу. В Конституции содержится ряд статей, непосредственно касающихся интеллектуальной собственности. Таким образом, в настоящее время понятие интеллектуальной собственности получило конституционное закрепление.

Составной частью правовой системы являются международные договоры Российской Федерации. В систему основных международных актов в области интеллектуальной собственности, в которых участвует Российская Федерация, входят такие многосторонние международные соглашения.

Действующее законодательство Российской Федерации в области защиты прав интеллектуальной собственности состоит также из норм административного законодательства и норм таможенного законодательства.

Защиту интеллектуальной собственности таможенные органы РФ осуществляют в пределах своей компетенции. На сегодняшний день компетенция таможенных органов ограничивается обязанностью принятия мер по приостановлению выпуска товаров, обладающих признаками контрафактных, а также выявлением и пресечением административных правонарушений. Под объектами интеллектуальной собственности, защищаемыми таможенными органами, понимаются авторские и смежные права, права на товарные знаки и знаки обслуживания и обладателя права пользования наименованием места происхождения товара. Законодатель оставил вне компетенции таможенных органов вопросы, связанные с защитой изобретений, полезной модели либо промышленного образца. Защита таких объектов интеллектуальной собственности является прерогативой органов внутренних дел и органов, уполномоченных в области регулирования и защиты патентных прав. Таможенными органами применяется следующий механизм защиты интеллектуальной собственности при осуществлении таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности:

1   Внесение сведений об объекте интеллектуальной собственности в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС, Реестр).

2  Осуществление мониторинга товаров, находящихся под таможенным контролем, на предмет выявления контрафактных товаров.

    Приостановление выпуска товаров на основании заявления правообладателя при наличии подозрений в контрафактности таких товаров.

    Предоставление информации правообладателю, которая может понадобиться ему для доказывания нарушения его прав.

Применение мер по приостановлению выпуска товаров базируется на введении специального института деятельности таможни, а именно - введении таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности. Реестр задуман как инструмент более эффективного отслеживания перемещения контрафактных товаров через границу Российской Федерации. Суть его заключается в накоплении и систематизировании таможенными органами информации об объектах интеллектуальной собственности, в отношении которых имеются подозрения о незаконном использовании прав.

В целях обеспечения доступа к информации об объектах интеллектуальной собственности, включенных в Реестр, ФТС России опубликовывает перечень указанных объектов в своих официальных изданиях.

Таможенные органы обеспечивают защиту объектов интеллектуальной собственности, и не внесенных в Реестр ФТС России, но имеющих государственную регистрацию в Роспатенте. Однако в подобных случаях своевременно пресечь оборот контрафактных товаров и принять меры по приостановлению их выпуска становится значительно сложнее.

Товары, ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации, считаются находящимися под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы при их прибытии на таможенную территорию Российской Федерации и до момента: выпуска для свободного обращения; уничтожения; отказа в пользу государства; обращения товаров в федеральную собственность либо распоряжения ими иным способом в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации; фактического вывоза товаров и транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации.

Таможенный орган наделен полномочиями осуществлять комплекс мероприятий в отношении реализуемых на внутреннем рынке РФ товаров. Согласно действующему таможенному законодательству таможенный орган проводит проверки законности ввоза на территорию РФ товаров и соблюдения норм международного законодательства при их реализации, в том числе и соблюдение авторских и смежных прав. В таможенных органах существуют подразделения, наделенные правом организации и проведения проверок (специальных таможенных ревизий) в отношении лиц, осуществляющих оптовую и розничную торговлю ввезенными товарами - подразделения таможенной инспекции.

За последние годы распространение контрафактной продукции на территории Российской Федерации приобрело масштабы, сравнимые с угрозой национальной безопасности. В России продолжают реализовываться значительные объемы фальсифицированной и контрафактной продукции как отечественного, так и импортного производства, тем самым причиняется ущерб государству, здоровью населения и окружающей среде. Доля подделок в нашей стране по отдельным товарам значительно выше, чем в других странах: по различным оценкам экспертов количество подобной продукции в обороте, например, зарубежных стран составляет в среднем 5-10%%, в России же доля контрафактной и фальсифицированной продукции по разным товарным группам составляет от 30-40 до 90%%, ежегодно увеличиваясь на 10-15%. Это в 10-20 раз превышает аналогичный показатель в странах Западной Европы и США.

Вред, наносимый контрафактной и фальсифицированной продукцией, можно разделить на несколько групп:

1   Потери государственного бюджета. По некоторым оценкам, ежегодные убытки России в виде недоплаченных из-за фальсификата налоговых и таможенных платежей в федеральный бюджет составляют около 13 млрд. долларов.

2  Потери бизнеса. По оценкам экспертов Европейского делового клуба, среди товаров, обращающихся на российском рынке, примерно 60% являются поддельными. Массовое присутствие в торговом обороте товаров, неправомерно использующих бренды, в разработку и продвижение которых инвестированы крупные средства, создает условия для недобросовестной конкуренции.

    Вред здоровью и жизни потребителей контрафактной и фальсифицированной продукции. По информации Европейского делового клуба, из ежегодно регистрируемых 300 000 случаев смерти от раковых заболеваний 20 000 вызваны применением неэффективных лекарственных препаратов.

    Ущерб отечественной науке и культуре. Низкий уровень качества защиты интеллектуальной собственности способствует снижению активности в научно-исследовательской деятельности, ввиду того, что исследователи не уверены в последующем адекватном вознаграждении.

    Угроза информационной безопасности. На российских ученых, их научные результаты и высокие технологии имеется большой спрос за рубежом. Ослабление научно-технического и технологического потенциала страны, отток за рубеж специалистов и интеллектуальной собственности угрожают России утратой передовых позиций в мире, деградацией наукоемких производств, усилением внешней технологической зависимости и подрывом обороноспособности России.

    Препятствие интеграции России в мировую экономику. Нарушения прав интеллектуальной собственности остаются приоритетным вопросом двусторонних торговых отношений между ЕС, США и Россией.

Деятельность таможенных органов по защите интеллектуальной собственности должна обеспечивать условия для стимулирования легального товарооборота, способствовать реструктуризации товарных потоков, пересекающих таможенную границу, и предоставлять возможность осуществления действенного контроля перемещения товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.

В распространении фальсифицированной, контрафактной продукции принимают участие так называемые фирмы-однодневки, регистрирующиеся на предельно короткий срок по поддельным документам.

С каждым годом возрастает уровень криминализации большинства сегментов потребительского рынка, особенно в сфере пищевой промышленности и торговли продовольствием, а также электрорадиотоваров и других изделий и услуг массового спроса.

Как свидетельствует статистика таможенных органов России, наибольшее количество подделок выявляется в отношении одежды и обуви, на втором месте стоят кондитерские изделия и продукты питания, третье место - это парфюмерия и косметика, алкогольная и табачная продукция. Четвертое место занимают аудио и компьютерные диски, кожгалантерея, часы, аксессуары, бытовая техника. На пятом месте - фармацевтическая продукция. Для более наглядного представления предлагаю изучить структуру контрафактных товаров, выявленных таможенными органами Приволжского региона в 2011 г. (см. Приложение Г).

Таможенные органы выявляют контрафактные товары не только при таможенном оформлении, но и в ходе оперативно-розыскных мероприятий, в ходе проверочных мероприятий после выпуска товаров. Большая часть выявленных контрафактных товаров ввозится из Китая, Турции, Вьетнама, некоторых стран - участниц СНГ. Также выявляются контрафактные товары, изготовителями которых являются российские предприятия, используя уже раскрученные бренды известных производителей, как отечественных, так и зарубежных.

Действующий таможенный механизм защиты интеллектуальной собственности является одним из основных инструментов борьбы с ввозом на территорию РФ контрафактной продукции и с учетом постоянно меняющейся конъюнктуры рынка промышленной собственности требует постоянного совершенствования, что предполагает дальнейшее совершенствование информационных технологий и программных продуктов, используемых таможенными ?органами, развитие взаимодействия подразделений, ответственных за защиту прав интеллектуальной собственности, с бизнес-сообществом, с иными структурными подразделениями таможенных органов и правоохранительными органами по вопросам борьбы с незаконным оборотом товаров, содержащих интеллектуальную собственность, создание единой межведомственной базы данных контролирующих и правоохранительных органов, активное проведение межведомственных обучающих мероприятий в сфере защиты интеллектуальной собственности, развитие международного таможенно-торгового сотрудничества, приведение российской законодательной базы интеллектуальной собственности в соответствие с требованиями международных стандартов Всемирной торговой организации.

Признавая важность правового регулирования интеллектуальной собственности, необходимо с пониманием относиться к тому, что создание полноценного таможенного механизма защиты интересов правообладателей сможет укрепить национальную экономику и улучшить на международной арене имидж Российской Федерации.

 


Заключение

 

Управление маркетингом - это управление всей деятельностью, имеющей отношение к взаимодействию с рынком. Маркетингом является экономический комплекс продвижения продукта рыночной деятельности от производителя к потребителю с удовлетворением потребностей потребителя и получения максимальной прибыли от деятельности производителя в условиях конкуренции. В общем понимании, маркетинг определяют как процесс планирования и осуществления мероприятий по созданию, установлению цены, продвижению и распространению идей продуктов и услуг для осуществления обмена, который соответствует целям организации и частных лиц.

В наши дни на рынке, помимо традиционной материальной продукции, все более видное место занимает интеллектуальный продукт, который выступает в качестве товара и требует особого подхода при работе с ним. Это дает возможность специалистам говорить о формировании отдельных рынков по купле-продаже интеллектуальной собственности. Коммерческий интерес к интеллектуальной собственности связан, прежде всего, с возможностью извлечения дохода от монопольного использования новых технических решений или продажи патентов и лицензий. Такие существенные черты творческих произведений, как прогрессивность, новизна и способность оказывать стимулирующее воздействие на научно-технической прогресс, дают им право быть оцененными на товарном рынке в зависимости от конъюнктуры.

Итак, интеллектуальная собственность, представляет собой результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана. Объектом интеллектуальной собственности является результат интеллектуальной деятельности, имеющий статус находящегося под государственной охраной и защитой. Перечень таких объектов: 1) произведения науки, литературы и искусства; 2) программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ); 3) базы данных; 4) исполнения; 5) фонограммы;
6) сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания); 7) изобретения; 8) полезные модели; 9) промышленные образцы; 10) селекционные достижения; 11) топологии интегральных микросхем; 12) секреты производства («ноу-хау»); 13) фирменные наименования; 14) товарные знаки и знаки обслуживания; 15) наименования мест происхождения товаров; 16) коммерческие обозначения.

Восприятие интеллектуальной собственности в качестве одной из наиболее значительных социально-экономических и правовых категорий пока еще наталкивается в России на определенные трудности. Процесс утверждения интеллектуальной собственности в российском правовом поле и на рынке - весьма сложен и противоречив. Во многом, это объясняется тем, что интеллектуальная собственность, как новое явление современности, требует качественно иных взглядов и подходов, чем те, которые сложились в предыдущий период.

В борьбе с нарушениями прав интеллектуальной собственности участвует целый ряд государственных органов, таких как органы внутренних дел, прокуратуры, антимонопольные, судебные и др., однако их действия в основном носят эпизодический характер и не согласованы между собой. Борьба с фальсифицированной продукцией является одной из важных задач таможенных органов РФ.

В условиях сложившейся практики действия, принимаемые таможенными органами по пресечению ввоза контрафактной продукции, являются дополнительным барьером для распространения такой продукции, а также основным инструментом защиты интересов правообладателей, потребителей и государства и единственным средством пресечения перемещения контрафактных товаров через таможенную границу РФ.

Механизм защиты прав интеллектуальной собственности таможенными органами РФ базируется на таможенном законодательстве РФ, гражданском законодательстве РФ, международных договорах и иных обязательствах России в области интеллектуальной собственности.

Признавая важность правового регулирования интеллектуальной собственности, необходимо с пониманием относиться к тому, что создание полноценной защиты интересов правообладателей сможет укрепить национальную экономику и улучшить на международной арене имидж Российской Федерации.

В практической главе дипломной работы проанализирована маркетинговая политика ЗАО «АКГ «Развитие бизнес-систем» в продвижении своих услуг. Результат изучения позволяет утверждать, что некоторые инструменты маркетингового сопровождения интеллектуальных продуктов используются недостаточно, а некоторые не используются вовсе.

Рассмотренная методология работы по совершенствованию маркетинговой стратегии компании позволит ЗАО «АКГ «Развитие бизнес-систем» более эффективно и менее затратно строить свою работу с клиентами. Это может оказать существенное влияние на цену консультационных услуг. Для рассматриваемой компании можно рекомендовать привлекать к подобным проектам внештатных консультантов по вопросам управления в целом. Это позволит максимизировать прибыль без роста расходов на персонал. В свою очередь, данные предложения могут оказать существенное влияние на цену консультационных услуг. Для рассматриваемой компании можно рекомендовать привлекать к подобным проектам внештатных консультантов по вопросам управления в целом. Это позволит максимизировать прибыль без роста расходов на персонал.

 

 


Список источников



2020-03-19 192 Обсуждений (0)
Интеллектуальная собственность, как объект правового регулирования. Механизм защиты интеллектуальной собственности таможенными органами РФ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Интеллектуальная собственность, как объект правового регулирования. Механизм защиты интеллектуальной собственности таможенными органами РФ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (192)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)