Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Ситуация в сфере безопасности в Ингушетии



2020-03-19 180 Обсуждений (0)
Ситуация в сфере безопасности в Ингушетии 0.00 из 5.00 0 оценок




Перед Ингушетией стоят серьезные проблемы в сфере безопасности. За последнее десятилетие активизировали свою деятельность незаконные вооруженные формирования, вызвав усиление присутствия многочисленных правоохранительных органов и регулярное проведение спецопераций различного масштаба, в основном точечных.

Ингушетии удалось избежать вовлечения в так называемую «первую чеченскую войну» (1994-1996 г.г.) после попытки Чечни выйти из состава Российской Федерации, что Ингушетия отказалась поддержать. Республика испытала на себе тяготы разразившегося в Чечне военного конфликта, справившись с притоком свыше 100 000 вынужденных переселенцев, за которыми последовала новая волна после начала в 1999 году «второй чеченской войны».[xi]  Однако 11 мая 2000 года чеченские боевики провели на территории Ингушетии первую крупную военную операцию, напав на колонну войск МВД и убив 18 солдат и офицеров.[xii]  После этого ситуация в сфере безопасности в Ингушетии стала постепенно ухудшаться. Резкое ухудшение произошло в 2004 году — после того как несколько сотен боевиков под предводительством чеченского полевого командира Шамиля Басаева напали на Назрань и Карабулак в ночь с 21 по 22 июня. Нападавшим фактически удалось взять эти два города под контроль на несколько часов, в течение которых они искали и расстреливали сотрудников правоохранительных органов, и захватили ряд важных государственных зданий, после чего почти беспрепятственно ушли. Во время этого рейда было убито 98 человек, большинство из которых ― сотрудники правоохранительных органов и представители местной администрации, и 104 человека получили ранения.[xiii] 

Российские власти в ответ активизировали действия силовых структур в республике, что однако не предотвратило новые нападения. По имеющимся сведениям, самые первые нападения на территории Ингушетии были совершены боевиками из Чечни, однако впоследствии их ряды пополнялись местными жителями. Со временем участились нападения со стороны незаконных вооруженных формирований на представителей власти, включая обстрелы и подрывы сотрудников правоохранительных и других государственных органов, и их активность достигла пика в 2009 году. В числе таких нападений ― попытки покушения на президентов Мурата Зязикова (в апреле 2004 года) и Юнус-Бека Евкурова (в июне 2009 года). Совершались нападения и на гражданских лиц, а также гражданские объекты, такие как магазины и кинотеатры; мирные граждане становились жертвами во время боестолкновений.

Ситуация в сфере безопасности заметно улучшилась в 2010 году, когда существенно снизилась интенсивность нападений со стороны незаконных вооруженных формирований. Во второй половине 2011 года появились признаки того, что вновь стали чаще как атаки с их стороны, так и спецоперации, проводимые правоохранительными органами, однако уровня 2009 года они не достигли.

С 2006 года информационный интернет-проект «Кавказский узел» ведет список инцидентов с применением насилия на территории Ингушетии ― как тех, о которых сообщают власти и/или СМИ, так и тех, о которых сообщают его собственные корреспонденты в регионе. Ресурс собирает информацию о нападениях на сотрудников правоохранительных органов, государственных должностных лиц и обычных граждан, совершаемых членами незаконных вооруженных формирований еили неизвестными вооруженными лицами, а также о случаях применения взрывных устройств и вооруженных похищениях людей. В списке происшествий, составленном «Кавказским узлом», имеются записи за 138 дней в 2007 году, 171 день в 2008 году, 254 дня в 2009 году, 165 дней в 2010 году и 127 дней в 2011 году (в некоторые дни сообщается более чем об одном происшествии).[xiv] Количество сообщений о случаях насильственной смерти в Ингушетии также падает: в 2009 году таких случаев было 300, в 2010 году ― от 130 до 160, а в 2011 году ― около 80.[xv] 

Причин, по которым деятельность незаконных вооруженных формирований в Ингушетии идет на спад, может быть сразу несколько. Вот ряд возможных объяснений, которые Amnesty International приходилось слышать как от должностных лиц в Ингушетии, так и от независимых аналитиков: перекрытие каналов финансирования и снабжения незаконных вооруженных формирований; улучшение качества оперативной информации, что позволило силовым структурам лучше планировать и осуществить спецоперации, и ликвидировать либо арестовать ряд ключевых фигур из незаконных вооруженных формирований, действующих в Ингушетии; перенос деятельности боевиков на другие территории Северного Кавказа; более активное сотрудничество местных жителей с правоохранительными органами; улучшение профилактических мер со стороны местных властей, направленных на то, чтобы убедить молодежь не вступать в ряды незаконных вооруженных формирований елибо вернуть молодых людей «из леса» и помочь им найти свое место в обществе.

В интервью в конце мая 2011 года Глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров высоко оценил перемены в подходе правоохранительных органов и подчеркнул, что в 2010 году впервые число уничтоженных предполагаемых членов незаконных вооруженных формирований, оказалось ниже числа задержанных.[xvi]  Он также довольно подробно разъяснил условия добровольной сдачи членов незаконных вооруженных формирований, о которых ему удалось договориться с Прокуратурой и ФСБ в Ингушетии. От сдающихся требовалось чистосердечное признание и сотрудничество со следствием в обмен на смягчение приговора. Власти Ингушетии берутся ходатайствовать, чтобы сдавшиеся отбывали наказание в северокавказском регионе или как можно ближе к нему (в противоположность негласной практике, согласно которой заключенных из Северного Кавказа направляют в удаленные места лишения свободы), и раз в год оплачивать визит родственника к осужденному независимо от расстояния.[xvii]  

Юнус-Бек Евкуров также разъяснил механизм добровольной сдачи. Родственники должны привести человека, подозреваемого в принадлежности к незаконному вооруженному формированию, в Совет безопасности (совещательный орган, осуществляющий подготовку решений и проведение политики под председательством Главы республики и входящий в состав его администрации), откуда его доставляют на допрос в ФСБ, а затем, как правило, в тот же день отпускают до следующего допроса. Такие допросы могут закончиться либо арестом подозреваемого и предъявлением ему официального обвинения, либо закрытием дела. По словам Евкурова, за истекший с 2011 года до момента интервью период таким образом добровольно сдались восемь или девять человек, а в 2010 году ― 54 человека, из которых восемь на тот момент находились под следствием (предположительно, находились под стражей). Всем, кто сдался добровольно, но не был помещен под стражу, была обещана работа или место в учебном заведении. В сентябре 2011 года Глава Ингушетии учредил новую комиссию, задача которой ― способствовать адаптации бывших членов незаконных вооруженных формирований к мирной жизни.[xviii].  Возглавляет комиссию Секретарь Совета безопасности, а в число ее задач входит содействие переселению некоторых семей в другие регионы Российской Федерации[xix] (предположительно, чтобы они могли жить, не опасаясь кровной мести, традиции которой все еще очень сильны в Ингушетии[xx]). 

Улучшение ситуации в сфере безопасности смогли ощутить и представители Amnesty International даже за то короткое время, что прошло между двумя визитами ― с ноября 2010 года по июнь 2011 года. Во время последней поездки на улицах городов и на блокпостах в республике было меньше вооруженных сотрудников правоохранительных органов, а сами сотрудники перестали постоянно носить балаклавы. Реже попадались машины с затемненными окнами и без номеров, которые в ноябре встречались повсеместно. Ключевые перекрестки по-прежнему патрулировались сотрудниками местной полиции, и некоторые из них открыто носили автоматы, но за исключением одного -двух случаев там больше не было бронетехники и вооруженных дополнительными средствами сотрудников силовых ведомстве, а некоторые блокпосты с бетонными укреплениями теперь пустовали. Встретилось два или три усиленных патруля на главных улицах Назрани, вооруженных автоматами, но они шли пешком и не скрывали лиц под масками. Отдаленные выстрелы, которые в ноябре раздавались в Назрани почти ежедневно, особенно по ночам, стали редкими и, возможно, производились лишь в качестве салюта. Многие местные жители подтверждали, что стало спокойнее, однако некоторые не разделяли ощущения, что опасность уменьшилась или что правоохранительные органы стали реже нарушать права человека.  

В настоящее время Ингушетия, судя по всему, меньше подвержена нестабильности и насилию, чем некоторые соседние республики, в частности, Дагестан, где в последние два года наблюдались признаки ухудшения ситуации. Однако грубые нарушения прав человека в Ингушетии продолжаются и носят столь же серьезный характер, как и прежде, ― равно как и нарушения на сопредельных территориях.



2020-03-19 180 Обсуждений (0)
Ситуация в сфере безопасности в Ингушетии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Ситуация в сфере безопасности в Ингушетии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (180)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)