Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Официальное признание проблемы безнаказанности за нарушения прав человека



2020-03-19 233 Обсуждений (0)
Официальное признание проблемы безнаказанности за нарушения прав человека 0.00 из 5.00 0 оценок




Этот доклад является попыткой показать, в силу каких причин российская система уголовного правосудия склонна принимать отрицание причастности либо подтверждать версию событий, представленную возможными виновными в грубых нарушениях прав человека со стороны сотрудников силовых структур Ингушетии. Как следствие, возможность для нарушения закона со стороны сотрудников правоохранительных органов открыта, поскольку существует осознание того, что такие правонарушения остаются нераскрытыми, и наказания не следует. Создается впечатление, что в Ингушетии, как и по всему Северному Кавказу, отрицание винына девять десятых определяет исход дел. 

Однако время от времени высокопоставленные должностные лица признают изъяны сложившейся системы, подчас достаточно откровенно. В числе наиболее критических замечаний последних лет — выступление Заместителя генерального прокурора Ивана Сыдорука, курирующего деятельность правоохранительных органов на Северном Кавказе, на заседании Комитета по правовым и судебным вопросам Совета Федерации 25 сентября 2010 года. Как сообщалось с СМИ, он заявил о «крайне сложной» обстановке на Северном Кавказе, следствием чего стал четырехкратный рост преступности в регионе. Он говорил о проявлениях халатности и коррупции со стороны милиции и военных, а также трусости и предательства. Как сообщалось позже, на следующий день он попытался придать несколько иное значение сказанному, и частично отозвать некоторые из своих заявлений.[clviii]  

По сообщениям, Генеральный прокурор Юрий Чайка тоже ставил вопрос о значительных проблемах, связанных с расследованием преступлений на Северном Кавказе на межведомственном совещании руководителей правоохранительных органов, состоявшемся в Ессентуках в феврале 2010 года. Как сообщалось, он осудил укоренившуюся коррупцию в правоохранительных органах, многочисленные нарушения в ходе расследований и утаивание нераскрытых преступлений (он упомянул 260 таких случаев в Ингушетии, когда, по его словам, дела были незаконно списаны в архив под предлогом, что поступившая информация не подтвердилась). Неясно однако, входили ли в это число предполагаемые нарушения прав человека.[clix] 

Особо откровенное признание недостатков в расследовании случаев насильственных исчезновений, незаконных задержаний и пыток прозвучало в письме руководителя Следственного управления по Чеченской Республике (на тот момент действовавшего при Прокуратуре) Виктора Леденева Министру внутренних дел республики от 17 августа 2010 года, а также в письме Заместителя прокурора Чеченской Республики Николая Хабарова от 11 марта 2011 года, полученных правозащитной организацией «Межрегиональный комитет против пыток».[clx] В первом письме прозвучала резкая критика в адрес сотрудников МВД по Чеченской Республике в связи с их отказом сотрудничать с официальным следствием, отсутствием реакции с их стороны на официальные запросы работников Следственного комитета и ответы, в которых требуемая информация не предоставлялась. Автор второго письма жаловался на «проблему похищений людей и отсутствие... должного эффективного расследования», нарушения закона сотрудниками Следственного управления, неэффективное расследование похищений и даже осуждал «факты укрытия преступлений... непосредственно самими следователями».[clxi].   

Хотя в этих письмах говорится о Чеченской Республике, многие упомянутые в них проблемы — например, неэффективное расследование преступлений, предположительно совершенных сотрудниками правоохранительных органов, отказ сотрудничать со следствием, без каких-либо последствий — по всей видимости, в равной мере относятся и к Ингушетии. Это следует из описанных в докладе примеров.

На встрече с делегатами Amnesty International в Москве сотрудники Следственного комитета признали, что непроведение расследований утверждений о насильственных исчезновениях представляет собой проблему, особенно на Северном Кавказе. Однако они не согласились с тем, что причина лежит в неэффективности расследований. Они указали на такие по их словам объективные трудности, как обстоятельства конфликта в Чечне несколько лет назад, когда поступало множество жалоб, но проводить эффективные расследования не представлялось возможным из-за опасной обстановки, невосполнимой утери важнейших улик и недоверия со стороны местного населения (лишь последний из этих трех факторов относится к Ингушетии).[clxii] При этом они согласились, что за насильственными исчезновениями могут стоять силовые структуры, и подтвердили, что эта версия всегда рассматривалось среди прочих.[clxiii]   

В ответ на вопрос о конкретных примерах успешного расследования и уголовного преследования сотрудников правоохранительных органов, подозревавшихся в совершении преступлений в Ингушетии, сотрудники Следственного комитета привели один такой случай — дело Магомеда Евлоева, видного правозащитника и владельца независимого информационного сайта, известного резкой критикой тогдашнего ингушского руководства. Милиционеры задержали Магомеда Евлоева в аэропорту Магас 31 августа 2008 года. Его посадили в машину и увезли в неизвестном направлении. Позже в тот же день его привезли в больницу с огнестрельным ранением в голову, где он скончался, не приходя в сознание.[clxiv]  Одиннадцатого декабря 2009 года ингушского милиционера Ибрагима Евлоева (однофамильца, не не состоявший в родстве с погибшим) признали виновным в его убийстве по неосторожности и приговорили к двум годам лишения свободы (позже по итогам обжалования приговор был заменен на ограничение свободы).[clxv]  Других примеров приведено не было. Amnesty International известно лишь еще об одном случае — деле Зелимхана Читигова (см. выше). Есть вероятность, что хотя бы один из причастных к пыткам Зелимхана Читигова из числа сотрудников правоохранительных органов, возможно, понесет наказание. 

Такие эпизодические подтверждения со стороны официальных органов не равнозначны полновесному и необходимому признанию на высших уровнях Следственного комитета и Генеральной Прокуратуры, а в конечном итоге — и политического руководства Российской Федерации, того факта, что существующая безнаказанность за нарушения прав человека в Ингушетии и на Северном Кавказе недопустима и должна быть немедленно устранена.  

Однако весной 2012 года на федеральном уровне произошло признание отсутствия эффективного расследования и проблемы безнаказанности в Российской Федерации в целом с связи со случаями пыток и других нарушений прав человека, в совершении которых подозреваются сотрудники полиции и других правоохранительных органов. 18 апреля пресс-служба Следственного комитета сообщила, что Председатель комитета Александр Бастрыкин принял решение о создании внутри Следственного комитета на федеральном уровне, на уровне всех федеральных округов (включая Северо-Кавказский федеральный округ), а также на уровне Москвы и Санкт-Петербурга новой структуры. Она призвана создать условия для расследования преступлений, совершенных сотрудниками правоохранительных органов, чтобы следствие не зависело от потенциального влияния со стороны сотрудников этих органов на местном уровне. В частности, в отличие от случаев, когда расследуются иные преступления, полиция на местах не будет заниматься оперативным сопровождением расследований, проводимых сотрудниками этого отдела — во избежание предвзятости и конфликта интересов. Ожидается, что вместо этого оперативное сопровождение следствия будет осуществлять ФСБ.[clxvi]  Сообщалось, что это решение было принято в ответ на коллективное обращение со стороны ряда российских правозащитных организаций, занимающихся проблемой пыток.[clxvii]  На момент подготовки доклада более подробные сведения отсутствовали, и оставался ряд вопросов относительно этого регения (в частности, согласно какой процедуре дела будут передаваться в эту структуру, и как будет обеспечиваться независимость нового отдела от ФСБ в случаях, когда среди возможных виновных в расследуемых преступлениях могут быть сотрудники ФСБ). Таким образом, об эффективности этой позитивной инициативы, ставшей результатом признания властями Российской Федерации проблемы нерасследуемых пыток, а также начала диалога с российским правозащитным сообществом, можно будет судить лишь после того, как ее потенциал будет продемонстрирован на практике.



2020-03-19 233 Обсуждений (0)
Официальное признание проблемы безнаказанности за нарушения прав человека 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Официальное признание проблемы безнаказанности за нарушения прав человека

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (233)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)