Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Эффективность производства.



2020-03-19 153 Обсуждений (0)
Эффективность производства. 0.00 из 5.00 0 оценок




Эффективность производства.

1.1. Прибыль, ее экономическое содержание, виды и методы                             определения…………………………………………………….5

1.2. Рентабельность и факторы, влияющие на повышение ее                уровня……………………………………………………...…..13

2. Практические аспекты анализа прибыли и рентабельности.

2.1. Краткая характеристика деятельности предприятия ООО                 «Аврал»………………………………………….……………18     

2.2. Анализ прибыли и рентабельности.   

2.2.1. Анализ состава и динамики прибыли………………………20  

2.2.2. Факторный анализ прибыли от реализации продукции…...23   

2.2.3. Анализ рентабельности предприятия……………………….25                                                                                                                                                                                                                        

3. Мероприятия по улучшению эффективности деятельности предприятия.

3.1. Перечень мероприятий по увеличению прибыли…………..28

3.2. Расчет экономической эффективности предприятия при             

внедрении данных мероприятий…….……………………...29

4. Заключение…………...…………………………………………...31

Список используемой литературы.

Приложения.

   

 

 

Введение.

 

   В условиях рынка каждый хозяйствующий субъект выступает как обособленный товаропроизводитель, который экономически и юридически самостоятелен: самостоятелен в выборе сферы бизнеса, формировании товарного ассортимента, определяет затраты, формирует цену, учитывает выручку от реализации, а, следовательно, выявляет прибыль или убыток по результатам деятельности.

   Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финансовое состояние. Поэтому поиск резервов увеличения прибыли и рентабельности является одной из основных задач в любой сфере бизнеса, а рассматриваемая тема достаточно актуальной. Большое значение в процессе управления финансовыми результатами отводится экономическому анализу, основными задачами которого являются:

-систематический контроль над формированием финансовых результатов;

-определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на финансовые результаты;

-выявление резервов увеличения прибыли и уровня рентабельности и прогнозирование их величины;

-оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения прибыли и рентабельности;

-разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.

  В процессе анализа используются показатели прибыли:

-маржинальная прибыль (разность между выручкой (нетто) и прямыми производственными затратами по реализованной продукции);

-прибыль от реализации продукции, товаров и услуг (разность между суммой маржинальной прибыли и постоянными расходами отчетного периода);

-общий финансовый результат до налогообложения (брутто-прибыль) (финансовые результаты от реализации продукции, работ и услуг, доходы и расходы от финансовой и инвестиционной деятельности, внереализационные чрезвычайные доходы и расходы);

-налогооблагаемая прибыль (разность между брутто-прибылью и суммой прибыли, облагаемой налогом на доход (по ценным бумагам от долевого участия в совместных предприятиях), а также суммы льгот по налогу на прибыль в соответствии с налоговым законодательством, которое периодически пересматривается);

 -чистая прибыль-это та ее часть, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и прочих обязательных отчислений;

-капитализированная (нераспределенная) прибыль-это часть чистой прибыли, которая направляется на финансирование прироста активов;

-потребляемая прибыль-та ее часть, которая расходуется на оплату дивидендов, персоналу предприятия или на социальные программы.

Механизм формирования данных показателей представлен на структурно – логической модели формирования показателей прибыли (схема 1).

 

Выручка (нетто) от реализации продукции (работ, услуг) - Производственная себестоимость реализованной продукции

 

Валовая (брутто) прибыль    - Управленческие и коммерческие расходы отчетного периода

 

Финансовый результат от реализации продукции (услуг)   + Сальдо прочих операционных и вне реализационных доходов и расходов

 

Общий финансовый результат от четного периода (прибыль до налогообложения, или балансовая прибыль)     -  Налог на прибыль и иные обязательные платежи

 

Чистая (нетто) прибыль - Использовано прибыли

 

 


Нераспределенная прибыль

 

Схема 1.

   Структурно – логическая модель формирования показателей прибыли.

 

Прибыль сигнализирует, где можно добиться наибольшего прироста стоимости. Создает стимул для инвестирования в эти сферы деятельности. Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социального и материального характера трудового коллектива. За счет прибыли выполняются внешние финансовые обязательства перед бюджетом, банками, внебюджетными фондами и другими организациями. Она характеризует степень деловой активности и финансового благополучия. По прибыли определяют уровень отдачи авансированных средств и доходность вложений и активов. В условиях рынка субъект хозяйствования стремится, если не к максимальной прибыли, то к такой величине прибыли, которая обеспечит динамическое развитие производства в условиях конкуренции, позволит ему удержать позиции на рынке данного товара, обеспечит его выживаемость. 

  Основные источники резервов увеличения суммы прибыли (которые определяются по каждому виду продукции):

· увеличение объема реализации продукции;

· снижение ее себестоимости;

· повышение качества товарной продукции;

· реализация ее на более выгодных рынках сбыта и т.д.

  Основные направления поиска увеличения прибыли от реализации продукции представлены на схеме 2 (приложение 1).

 

 

Эффективность производства.

1.1. Прибыль, ее экономическое содержание, виды и методы определения.

 

Для понимания сущности прибыли требуется знать основные источники ее получения, факторы, определяющие ее величину. Чем детальнее они исследованы, тем эффективнее можно управлять процессом формирования финансовых результатов. При изучении прибыли нужно учитывать взаимосвязь и взаимодействие факторов, формирующих ее уровень.

Полученная прибыль и уровень рентабельности характеризуют финансовые результаты, полученные в процессе деятельности, что показывает, насколько эффективно функционирует предприятие.

В ходе анализа финансовых результатов следует ответить на следующие вопросы:

-насколько стабильны полученные доходы и произведенные расходы;

-какие элементы отчета о прибылях и убытках могут быть использованы для прогнозирования финансовых результатов;

-насколько производительны осуществляемые затраты;

-какова эффективность вложения капитала в данное предприятие;

-насколько эффективно и грамотно управление предприятием.

Изучив несколько литературных источников на тему прибыли и рентабельности предприятия, я обратила внимание на то, что авторы, рассматривая этот вопрос, делают акцент на различных показателях.

Например, Ефимова О.В., прежде всего, обращает внимание на то, что определение прибыли зависит от учетной политики предприятия и действующей методологии учета. Так, переход к учету реализованной продукции не по моменту ее оплаты, а по моменту ее отгрузки привел к тому, что расчетная база доходов и расходов изменилась за счет остатков отгруженной и неоплаченной продукции.

Кроме того, оценка составляющих финансовых результатов деятельности предприятия зависит от выбранной ее руководителем финансовой политики. Речь идет о возможности маневра (например, в части распределения затрат между готовой продукцией и незавершенным производством, списания расходов будущих периодов, создания резервов), позволяющего управлять величиной финансовых результатов как текущего, так и будущих периодов.

Другая проблема состоит в том, чтобы отойти от принятого в нашей стране налогового подхода к формированию себестоимости с включением в нее затрат, отражаемых в отчетности. Во всем мире признается, что финансовая отчетность, на основе которой внешние пользователи принимают решения, должна содержать полную информацию о затратах, связанных с производством и реализацией продукции, а не с той их частью, что учитывается при расчете налогооблагаемой базы. Именно сопоставлением полной суммы затрат с выручкой определяется их эффективность. В противном случае расчет показателей эффективности (рентабельности) затрат теряет экономический смысл.

Следовательно, при анализе структуры отчета о прибылях и убытках необходимо установить, какого подхода придерживается предприятие при формировании показателей «Себестоимость реализованной продукции», «Коммерческие расходы», «Управленческие расходы».

Дополнительная информация о структуре расходов может быть получена при рассмотрении соотношений: «себестоимость/выручка», «коммерческие расходы/выручка», «управленческие расходы/выручка». По динамике данных соотношений делают выводы о том внимании, которое уделяется на предприятии разным функциям управления: административно-управленческой, коммерческо-сбытовой, а также о способности предприятия управлять соотношением «доходы/затраты».

Главная цель отчета о прибылях и убытках состоит в прогнозировании будущих доходов. Для этого необходимо рассмотреть каждый элемент отчета и оценить вероятность его присутствия в будущем, для чего потребуется получить максимум информации о составе соответствующих показателей.

Вероятность получения дохода в будущем определяется его стабильностью. Поэтому в отчете о прибылях и убытках необходимо выделить следующие статьи: повторяющиеся, редкие, чрезвычайные. Будучи достаточно условным, данное деление определяется конкретными условиями функционирования предприятия.

Другой пример влияния оценки статьи актива на результат – статья «Незавершенное производство». Использование различных методов ее оценки и распределения расходов между продукцией завершенной (готовой) и не прошедшей полной обработки, т.е. незавершенным производством, приводит к тому, что финансовый результат может быть завышен или занижен.

Еще одним примером оценки «качества» получаемой чистой прибыли (чистая прибыль рассматривается как конечная характеристика наращения собственного капитала) является анализ динамики внутренних показателей доходности: «результат от реализации/выручка», «результат от финансово-хозяйственной деятельности/выручка», «результат отчетного года/выручка», «чистая прибыль/выручка». Цель такого анализа – подтвердить стабильность получения чистого дохода с каждого рубля продаж.

Шеремет А.Д. также считает, что финансовый результат деятельности предприятия выражается в изменении величины его собственного капитала за отчетный период. Способность предприятия обеспечить неуклонный рост собственного капитала может быть оценена системой показателей финансовых результатов.

К ним относятся: прибыль (убыток) от реализации, прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности, прибыль (убыток) отчетного периода, нераспределенная прибыль (убыток) отчетного года. Показатели финансовых результатов (прибыли) характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия по всем направлениям его деятельности: производственной, сбытовой, снабженческой, финансовой и инвестиционной. Они составляют основу экономического развития предприятия и укрепления его финансовых отношений со всеми участниками коммерческого дела.

Основными задачами анализа прибыли являются:

-анализ и оценка уровня и динамики показателей прибыли;

-факторный анализ прибыли от реализации продукции (работ, услуг);

-анализ финансовых результатов от прочей реализации, вне реализационной и финансовой деятельности;

-анализ и оценка использования чистой прибыли;

-анализ взаимосвязи затрат, объема производства (продаж) и прибыли;

-анализ резервов роста прибыли на основе оптимизации объемов реализации и издержек производства и обращения.

  Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции, работ, услуг. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы.

В процессе анализа нужно обязательно рассматривать структуру показателей прибыли и их динамику. Данная структурно-логическая модель факторного анализа прибыли от основной деятельности представлена на схеме 3 (приложение 2).

     

 

 

 

                                     
 Прибыль от реализации услуг
Объем продаж
Структура продаж
Цены реализации
Себестоимость продукции
 

 

 


Схема 3.

 

Структурно – логическая модель факторного анализа прибыли от основной деятельности

 

 

  В работе Савицкой Г.В. даётся определение: прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырёх факторов первого уровня соподчинённости:

-объёма реализации продукции (VРП);

-её структуры (Удi);

-себестоимости (Сi);

-уровня средне реализационных цен (Цi).

 

 

Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.

  Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет. Напротив, при увеличении удельного веса низко рентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

Себестоимость продукции обратно пропорциональна прибыли: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту прибыли, и наоборот.

Изменение уровня средне реализационных цен пропорционально прибыли: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.

Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) на мой взгляд, наиболее полно рассматривает А.Д. Шеремет. Он подчёркивает, что основное внимание должно быть сконцентрировано на исследовании причин и факторов изменение прибыли и дополняет такие факторы:

-Изменение цен на сырьё, материалы, топливо, тарифов на энергию и перевозки.

-Изменение уровня затрат материальных и трудовых ресурсов.

-Методика формализованного расчёта факторных влияний на прибыль от реализации продукции.

Факторы, оказывающие влияние на балансовую прибыль можно сгруппировать таким образом:

-изменение отпускных цен на реализованную продукцию

-изменения в объеме продукции

-изменения в структуре реализованной продукции

-изменение себестоимости единицы продукции

-изменение себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции

-влияние прочих факторов на прибыль от реализации

-изменение сальдо операционных результатов

-изменение сальдо вне реализационных результатов.

В состав факторов, оказывающих влияние на чистую прибыль, кроме выше перечисленных, добавляется изменения налогов и платежей из прибыли.

Факторный анализ прибыли (убытка) от продаж (реализации) осуществляется в следующей последовательности:

 

1.Расчет общего изменения прибыли от реализации

 

D Р = Р1–Р0;

 

где Р1 - прибыль отчетного года

Р0 - прибыль предыдущего года

 

2.Расчет влияния на прибыль изменений отпускных цен на реализованную продукцию

 

D Р1 = N1 - N1,0;

 

где N1 - реализация в отчетном году;

N1,0 - реализация в отчетном году в ценах базисного года

 

3.Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции

 

D Р2 = Р0К1 - Р0, где К1 = S1,0/ S0;

 

где S1,0 - себестоимость реализованной продукции за отчетный год в ценах и тарифах предыдущего года,

S0 - себестоимость предыдущего года

 

4.Расчет влияния на прибыль изменений в структуре продукции

 

D Р3 = Р0 2 1);

где К 2 = N1,0/ N0,

N0 - реализация в предыдущем году

 

5.Расчет влияния на прибыль экономии от снижения себестоимости продукции

 

D Р4 = S1,0 - S1;

где S1 - фактическая себестоимость реализованной продукции отчетного периода

 

6.Расчет влияния на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов

 

D Р5 = S0К2 - S1,0 ;

 

7.Влияние прочих факторов на прибыль от реализации

 

D Рпр  =D Р - S(D Р1¸D Р5) ;

 

8.Общее изменение прибыли от реализации за отчетный период

 

.

 

 

Для предприятий торговли методика анализа прибыли от реализации может быть представлена следующими этапам:

-Расчет общего изменения прибыли.

-Расчет влияния на прибыль факторов инфляции и изменения цен.

-Расчет влияния на прибыль изменения величины физического объема товарооборота.

-Расчет влияния на прибыль изменения уровня торговых наценок.

-Расчет влияния на прибыль изменения относительного уровня издержек обращения.

Савицкая Г.В. отдельным вопросом рассматривает методику подсчёта резервов увеличения суммы прибыли и рентабельности. Основными их источниками являются увеличение объёма реализации продукции, снижение её себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация её на более выгодных рынках сбыта и т.д.

Основными источниками повышения уровня рентабельности продукции являются увеличение суммы прибыли от реализации продукции ( ) и снижение себестоимости ( ).

Анализ и оценка использования прибыли рассматривается у Шеремет А.Д.. В соответствии с действующим положением прибыль, полученная организацией, распределяется в следующем порядке.

Прежде всего, из неё вносится налог в бюджеты (федеральный, субъектов РФ и местные). Для определения прибыли, облагаемой налогом, прибыль отчётного года уменьшается на сумму: доходов в виде дивидендов, процентов, полученных по акциям; облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятию; доходов, полученных от долевого участия в деятельности других предприятий, кроме доходов, полученных за пределами Российской Федерации; прибыли от посреднических операций, страховой деятельности, отдельных банковских операций; прибыли от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства; льгот, предоставленных соответствующим законодательством.

Чистая прибыль предприятия определяется как разница между прибылью отчётного года и величиной налога с учётом льгот. Направления использования чистой прибыли определяются предприятием самостоятельно. Основные направления использования прибыли следующие: отчисления в резервный капитал, образование фондов накопления и фондов потребления, отвлечение на благотворительные и другие цели, в акционерных обществах – выплата дивидендов.

Распределение чистой прибыли в акционерных обществах – это основной вопрос дивидендной политики организации. В центре дивидендной политики может стать вопрос о регулировании курса акций общества или вопрос о размерах и темпах роста общественного капитала организации, или вопрос о размерах привлекаемых внешних источников финансирования.

Сложность решения этих задач заключается в том, что однозначного критерия оценки не существует.

Капитализация чистой прибыли позволяет расширять деятельность организации за счёт собственных, более дешёвых источников финансирования. Размеры капитализации чистой прибыли позволяет оценить не только тепы роста собственного капитала организации, но и через раскрытие факторной структуры этого роста оценить запас финансовой прочности таких важных показателей, как рентабельность продаж, оборачиваемость всех активов.

При распределении чистой прибыли необходимо добиваться оптимизации пропорций между капитализируемой и потребляемой ее суммой с целью обеспечения:

-необходимого объема инвестиций для производственного развития;

-необходимой нормы доходности на инвестированный капитал собственникам предприятия.

Валовая прибыль распределяется по двум направлениям: основная часть отчисляется в бюджет; оставшаяся часть используется предприятием на удовлетворение собственных потребностей, предусмотренных финансовым планом.

К первоочередным платежам в бюджет относятся:

· налог на прибыль в соответствии с Законом Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций»;

· налог на добавленную стоимость (произведение стоимости материальных ресурсов на ставку налога);

· акцизы; налог на имущество.

Прибыль оставшаяся в распоряжении предприятия, распределяется:

· на страховой запас или резервный фонд, формируемый на случай непредусмотренных сбоев в производственном процессе;

· в фонд развития производства, который включает амортизационный фонд и часть чистой прибыли (авансирование мероприятий по расширению, реконструкции и совершенствованию производства, приобретение нового оборудования, внедрение прогрессивной технологии);

· в фонд социального развития производства (строительство и ремонт зданий и сооружений, находящихся на балансе предприятий, детских учреждений, поликлиник, объектов культурно – просветительного и медицинского назначения и т.д.);

· в фонд материального поощрения (стимулирование работников предприятия);

· на проценты банковского кредита, которые отчисляются от прибыли для погашения ссуд банков, полученных предприятием на временное восполнение недостатка собственных оборотных средств, осуществление мероприятий по освоению и выпуску новой продукции и т.п.

 



2020-03-19 153 Обсуждений (0)
Эффективность производства. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Эффективность производства.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (153)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)