Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Рентабельность и факторы влияющие на повышение ее уровня.



2020-03-19 152 Обсуждений (0)
Рентабельность и факторы влияющие на повышение ее уровня. 0.00 из 5.00 0 оценок




Рынок предъявляет определенные требования к субъектам хозяйствования в плане организации и реализации того или иного вида бизнеса.

   Динамичность рыночных отношений обуславливают принятие неординарных решений, связанных с финансовыми результатами деятельности. Для оценки уровня эффективности работы получаемый результат – прибыль – сопоставляется с затратами или используемыми ресурсами.

Рентабельность есть относительный показатель, который обладает свойством сравнимости.

Рентабельность – это доходность, прибыльность предприятия, показатель экономической эффективности производства промышленного предприятия, который отражает конечные результаты хозяйственной деятельности. Ее рассчитывают как отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основного капитала и нормируемых оборотных средств.

Различают два вида рентабельности:

· рентабельность, рассчитанная на основе балансовой (общей) прибыли,

· рентабельность, рассчитанная на основе чистой прибыли.

При формировании цен на промышленную продукцию может использоваться рентабельность отдельных изделий, которая рассчитывается как отношение прибыли к себестоимости.

Немаловажную роль в экономическом анализе играет система показателей рентабельности и методы её определения.

Показатели рентабельности позволяют оценить, какую прибыль имеет субъект хозяйствования с каждого рубля средств, вложенных в активы.   

Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.); они более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потреблёнными ресурсами. Эти показатели используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

К наиболее важным, и часто используемым, относят показатели рентабельности:

- активов

чистая (или балансовая) прибыль/активы;

- собственного капитала

чистая прибыль/собственный капитал;

- оборота (продаж)

чистая прибыль/выручка-нетто;

- текущих затрат

прибыль от реализации/затраты на производство и реализацию продукции

 

Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли предприятий. Поэтому они обязательны при проведении сравнительного анализа и оценке финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.

Шеремет А.Д. основные показатели рентабельности объединяет в следующие группы:

1)Показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов.

2)Показатели, характеризующие рентабельность продаж.

3)Показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) исчисляется путем отношения прибыли от реализации, или чистой прибыли от основной деятельности, или суммы чистого денежного потока, включающего чистую прибыль и амортизацию отчетного периода, к сумме затрат по реализационной продукции.

Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли или само финансируемого дохода с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции, и может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его сегментам и видам продукции. Последний показатель точнее предыдущих отражает результаты деятельности предприятия, поскольку учитывает не только чистую прибыль, но и величину собственных заработанных средств. Аналогичным образом определяется окупаемость инвестиционных проектов: полученная или ожидаемая сумма прибыли или чистого денежного потока от проекта относится к сумме инвестиций в данный проект.

Рентабельность продаж (оборота) рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг, или чистой прибыли, или чистого денежного потока на сумму полученной выручки. Характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Этот показатель широко применяется в рыночной экономике; рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции.

Рентабельность (доходность) капитала исчисляется отношением брутто-прибыли или чистой прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестиционного капитала или отдельных его слагаемых: собственного (акционерного), заемного, перманентного, основного, оборотного, операционного капитала и т.д.

На уровень и динамику показателей рентабельности оказывает влияние вся совокупность производственно-хозяйственных факторов: уровень организации производства и управления; структура капитала и его источников; степень использования производственных ресурсов; объём, качество и структура продукции; затраты на производство и себестоимость изделий; прибыль по видам деятельности и направления её использования.

В финансовом анализе и управлении финансами используется большое количество разнообразных показателей рентабельности. При этом все они имеют единую методическую основу, характеризуя относительную доходность деятельности предприятия.

Наиболее важными разделами в анализе показателей рентабельности являются оценка их динамики за отчетный период и определение влияния основных факторов на итоговый результат. В анализе применяется достаточно много разновидностей факторных моделей показателей рентабельности. Наиболее важные характеристики содержатся в моделях показателей рентабельности активов и рентабельности собственного капитала. Первый отражает наиболее общие аспекты доходности бизнеса, а последний - эффективность инвестиций с позиции акционеров или учредителей.

При анализе путей повышения рентабельности важно разделять влияние внешних и внутренних факторов. Такие показатели, как цена продукта и ресурса, объём потребляемых ресурсов и объём производства продаж, находятся между собой в тесной функциональной связи.

На уровень и динамику показателей рентабельности оказывает влияние вся совокупность производственно-хозяйственных факторов: уровень организации производства и управления; структура капитала и его источников; степень использования производственных ресурсов; объём, качество и структура продукции; затраты на производство и себестоимость изделий; прибыль по видам деятельности и направления её использования.

Шеремет А.Д. предлагает в качестве методологии факторного анализа показателей рентабельности разложение исходных формул расчёта показателя по всем качественным и количественным характеристикам интенсификации производства и повышения эффективности хозяйственной деятельности. Например, для анализа общей рентабельности (рентабельности активов) предлагает использовать трёх- или пятифакторную модель.

В основе всех используемых моделей лежит следующее соотношение:

 

,

где  - рентабельность активов (капитала);

       - прибыль от реализации;

       - средняя за период стоимость активов;

       - средняя за период стоимость вне оборотных активов

       - средние остатки оборотных активов;

       - реализация продукции;

       - затраты на 1 рубль продукции по полной себестоимости;

       - зарплатоёмкость продукции;

       - материалоёмкость продукции;

       - амортизационная ёмкость продукции;

       - фондоёмкость продукции по вне оборотным активам;

       - фондоёмкость продукции по оборотным активам (коэффициент закрепления оборотных активов).

 

У Савицкой Г.В. показатели рентабельности объединяются в следующие несколько групп:

а) показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов;

б) показатели рентабельности продаж;

в) показатели, определяющие доходность капитала и его частей.

Рассматривается также факторный анализ рентабельности отдельных видов продукции. Факторы подразделяются на два уровня. К факторам первого порядка автор относит: изменение структуры реализованной продукции, её себестоимости и средних цен реализации. При углублённом анализе необходимо изучить влияние факторов второго уровня, от которых зависит изменение средне реализованных цен, себестоимости продукции и вне реализационных результатов.

 

 



2020-03-19 152 Обсуждений (0)
Рентабельность и факторы влияющие на повышение ее уровня. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Рентабельность и факторы влияющие на повышение ее уровня.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (152)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)