Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Ученых второй половины XIX века



2020-03-19 160 Обсуждений (0)
Ученых второй половины XIX века 0.00 из 5.00 0 оценок




Фундаментальные изменения во всех сферах государственного устройства Российской империи второй половины XIX века заложили основу совершенно нового подхода к правовому регулированию промышленного производства.

В разные исторические периоды объем влияния государственных структур на деятельность процессов внутри общества был различен. Со временем государство шло по пути расширения своих полномочий. В изучаемый период правительственной опеке были подвергнуты многие сферы жизни общества, в том числе особое внимание уделялось устанавливающимся отношениям в промышленной сфере.

Наметились две наиболее общие тенденции деятельности

правительственных органов по урегулированию общественных процессов в стране. С одной стороны предпринимались попытки ограничить деятельность правительства рамками охраны безопасности граждан, предполагая, что их благосостояние будет обеспечено свободным соперничеством частных лиц. Однако, небывалое развитие промышленности, торговли и транспортной инфраструктуры сделали очевидной необходимость государственного вмешательства чуть ли не во все отрасли народного хозяйства. Соответственно, деятельность государства была направлена на урегулирование этих сфер, и прежде всего, экономической и производственной. В ходе урегулирования ряда общественных процессов выяснилось, что далеко не все отношения можно упорядочить лишь с принятием новых нормативных актов. Требовался комплексный подход к решению конкретных задач.

Классически определенные направления теории промышленного права рассматривались в двух основных аспектах: в праве вмешательства государства в область труда вообще и в праве вмешательства государства в область мануфактурной промышленности, при этом последняя затрагивала отношения промышленников с другими промышленниками, отношения промышленников к рабочим, отношения промышленников к потребителям, отношения промышленников к обществу.

Рассматривая промышленное право как отдельную и самостоятельную отрасль права, необходимо указать на комплекс однородных общественных отношений, которые входят в предмет правового регулирования данной отрасли. Сформировавшееся уже в 30-40-х годах XX века понятие предмета правового регулирования базировалось на основе поиска критериев деления права на отрасли, а также подчеркивалось значение метода как классификационного признака при построении системы права.

       Определяя предмет промышленного права, первоначально необходимо указать, что объектом промышленного права, как вида общественных отношений, имеет место быть совокупность общественных отношений в промышленной сфере. Системный подход к изучению объекта промышленного права позволяет условно выделить в его структуре три элемента: предмет промышленного права, как основной элемент объекта; сбор и систематизацию статистических сведений о промышленном производстве; теорию промышленного права, как основу для формирования политики государства в промышленной сфере.

Предметом промышленного права являлись предприятия и организации, созданные усилиями правительства и частных физических и юридических лиц Российской империи. Применяя системный подход изучению предмета промышленного права рассматриваемого периода, из него условно можно выделить три элемента: регулирование отношений в процессе учреждения и создания промышленных заведений; регулирование функционирования всего производственного цикла предприятий; прекращение деятельности промышленных заведений.

Субъектом правового регулирования промышленного производства являлись органы государственной власти и управления, уполномоченные Императором, осуществлять правовое регулирование всей промышленной сферы.

При регулировании правом различных социальных сфер, каждая отдельная сфера требовала сочетания разнообразных юридических приемов воздействия, при этом целостное сочетание таких приемов указывало на метод правового регулирования. В основе отраслевых методов лежали два основных приема юридического воздействия: централизованное, императивное регулирование, предполагающее использование метода субординации, и диспозитивное регулирование, которое основывалось на методе координации.

        Своеобразие отраслевого регулирования определяется сочетанием в нем дозволения, запрещения и обязывания, сочетание дозволения и запретов предполагает общедозволительный и разрешительный типы правового регулирования с отдельным выделение поощрительного и рекомендательного методов. Способность различать и оценивать типы правового регулирования, применительно к достижению определенного правового результата и конкретной ситуации внутри отрасли, позволит построить сбалансированную отрасль права, исходя из перспективы ее развития на конкретном историческом этапе.

Интуитивное применение законодателем тех или иных методов

правового регулирования во второй половине XIX века создали основу для формирования и развития промышленной отрасли в дальнейшем. В этот период в Российской империи на законодательном уровне не существовало классификации отраслей права в том виде, в котором она существует в настоящее время. Промышленное право в период его формирования находилось в русле общеадминистративного регулирования, которое постепенно во второй половине XIX начале XX века выделяется в трудовое право, именуемое в тот период «фабрично-заводским». В то время как собственно промышленное право, регулирующее процесс возникновения, функционирования, трансформации и ликвидации промышленных заведений не выделялось в качестве самостоятельной отрасли права, имеющей собственный объект, предмет, методы правового регулирования, отличные от трудового права.

Поскольку основным элементом промышленного права является промышленное законодательство, именно ему уделяется особое внимание. Предполагается, что понятие «промышленное право», претендующее на самостоятельную отрасль, не тождественно понятию «промышленное законодательство» и является более объемным, нежели «промышленное законодательство». Последнее включается в понятие «промышленное права», является его ключевым элементом, но не единственным.

     Промышленная политика государства заключалась в решении одной из своих основных целей: отследить и урегулировать наиболее важные сферы организации промышленных заведений, дать возможность развиваться новым и перспективным производствам, корректируя финансово-налоговую политику и управленческую инфраструктуру. Игнорирование этих направлений, по меньшей мере, привело бы к стагнации промышленного производства и к ослаблению экономики в целом.

В дореволюционной Росси правительство позволяло создавать новые производства частным предпринимателям, и более того, помогало им, субсидируя, защищая их от иностранных конкурентов, создавая льготный налоговый режим 1.

     Таким образом, теория промышленного права, затрагивая право вмешательства государства в промышленные отношения, обращает внимание на серьезный аспект данной проблемы - степень ограничения свободы участников таких отношений. С одной стороны система промышленной свободы может привести через состояние анархии к, так называемому, промышленному феодализму, с другой стороны, введение не подвергшихся

________________________________________________________________________________________________

1Фоков А.П.Становление и развитие собственности в России. История государства и права. 2003.- №6.- С.23

серьезному анализу, ограничений нанесет непоправимый вред правам людей и

затормозит развитие 1. Неразрывная связь продуманной промышленной политики с экономическим курсом страны служили залогом процветания Российской империи.

Начиная с 80-х годов XVIII века частная горная промышленность производилась на землях казенных, посессионных и владельческих, кроме этого с 1870 года производство золотого промысла разрешалось частным лицам на землях, принадлежащих Кабинету Его Императорского Величества.

Системное изучение объекта промышленного права позволяет сделать вывод о сборе и систематизации статистических сведений в промышленной сфере, как о полноценном элементе объекта промышленного права.

Сбор и систематизация различных статистических данных о промышленности было еще одним направлением государственного вмешательства в промышленность, с помощью которого вырабатывались стратегические направления промышленного развития Российской империи.

Промышленное производство второй половины XIX века было не таким разветвленным, а имущественный оборот не столь сложным, как в современном мире. Однако, именно с начала XIX века стали проявляться тенденции влияния государства в промышленной сфере.

Сферы государственного регулирования промышленности создали
костяк императивных норм в области промышленного законодательства
Российской империи, заложили основополагающие направления всего
 промышленного развития страны. Государственное вмешательство в той или иной мере в промышленную сферу Российской империи второй половины XIX начала XX века оказало существенное влияние на формирование объекта правового регулирования промышленного производства России.

________________________________________________________________________________________________

1 Погодин А.А. Предприятие как объект управляющего воздействия государства в досоциалистический и социалистический периоды. История государства и права. 2002.- № 3. - С. 28.

Изучая теорию промышленного права, приходим к выводу о том, что

промышленное право может быть выделено в отдельную отрасль права, обладающую самостоятельным объектом и предметом правового регулирования группы методов, характерных в том числе и для данной отрасли.

Классифицируя отрасль промышленного права, ее можно с большой вероятностью отнесли к публичному праву, при этом также очевидно, что промышленное право должно быть отнесено к категории материального права с преобладающим императивным методом правового регулирования.

     2.2. Законодательство, регулирующее структуру и функции государственных органов в сфере промышленного производства Российской империи

В середине XIX века произошло перераспределение функций ряда государственных структур, в том числе изменились направления деятельности органов, отвечающих за отношения в сфере промышленного производства.

Вступление России на путь капиталистического развития требовало усиления деятельности правительственных органов по руководству промышленностью и торговлей. Органы управления промышленностью Российской империи второй половины XIX начала XX веков были сосредоточены, прежде всего, в рамках Министерства Финансов и Министерства Государственных Имуществ.

После Крестьянской реформы 1861 года значительно усилилась роль Министерства Финансов, на которое были возложены функции проведения выкупных аукционов по всей стране. Расширение функций Министерства Финансов позволило создать Главное выкупное учреждение, которое контролировало крестьян по своевременной выплате долгов за полученные ими наделы.

К числу учреждений Министерства Финансов, ведающих как финансовыми, так и вопросами внутреннего управления относились: Совет по тарифным делам, Тарифный комитет, Железнодорожный Департамент, Департамент Торговли и Мануфактур и Совет государственных кредитных установлений.

Принятия общероссийских правовых актов, направленных на урегулирование тех или иных отношений в промышленной сфере, для данного исследования требует определить структуру и компетенцию государственных органов управления и контроля за промышленными заведениями.

Возникшая необходимость поощрять развитие частного капитала, инвестиционную деятельность в различных формах диктовала необходимость

64 новых форм деятельности государственных структур. В рассматриваемый период такая деятельность называлась попечительством и руководил ей,

образованный в аппарате Министерства Финансов, Департамент Торговли и Мануфактур. Прежде всего, он осуществлял руководство казенной промышленностью, в которую входили принадлежащие государству и лично царю предприятия, а также оказывал финансовую помощь частной промышленности.

Особо выделялась горная и золотодобывающая промышленности. Частная горнопромышленность и казенные горные заводы находились в ведении Министерства Государственных Имуществ, горные заводы в Алтайском и Нерчинском округах, а также Императорская Екатеринбургская гранильная фабрика и принадлежащий к ней Горношитский мраморный завод относились к Министерству Императорского Двора по Кабинету Его Императорского Величества, а Императорская Петергофская гранильная фабрика была в ведении того же Министерства по Главному Управлению Уделов1.

Министр Государственных Имуществ, как Главнокомандующий горной частью, осуществлял свои функции посредством Горного Департамента, Горного Совета, Горного Ученого Комитета и местных горных установлений. Расширенные функции данного Министерства включали в себя как

________________________________________________________________________________

1Перчик А.И. Горное право. Учебник для вузов. TXT. 2-е изд., переработ. и допол.- М.: Издательский Дом «Филология три», 2002. - С.125.

заведывание горными и золотыми промыслами и заводами, так и соляным производством.

Деятельности Министра Государственных Имуществ по горным заводам частных людей имела целью «попечение о снабжении заводчиков всеми законными пособиями, нужными для действия заводов», наблюдение за заводами со стороны Министра в основе своей служило увеличению их количества, а также повышению показателей «выплавки и выделки металлов, и

особенно изделий, нужных для Государства и для внешней торговли» 1.

Горные Управления заведовали всеми частными и казенными горными заводами и промыслами, из широкого круга обязанностей которых выделялось наблюдение за точным исполнением законов и распоряжений Правительства по всем частям горного управления, попечение о развитии горной промышленности вообще и оказание возможного покровительства частной горной и горнозаводской промышленности, надзор за соблюдением правил о

безопасности горных и заводских работ, общее наблюдение в указываемых законом случаях за правильностью горных работ в техническом отношении, а также разрешение постройки новых заводов.

Со временем все большее значение в деле внутреннего управления промышленностью Министерства Финансов стали играть Департамент Торговли и Мануфактур и состоящий при нем Совет Торговли и Мануфактур, при этом основными функциями этих учреждений было содействие развитию обрабатывающей промышленности, внутренней и внешней торговли, взимание различных внутренних торгово-промышленных пошлин.

В большинстве случаев дела, относящиеся к заводским, фабричным и мануфактурным заведениям, были в ведении Департамента Торговли и Мануфактур Министерства Финансов. Исключение составляли технические учебные заведения, учреждаемые в целях содействия развитию и усовершенствованию фабричной и заводской промышленности. Учреждение горных учебных заведений находилось в ведении Министерства

____________________________________________________________________________________________

1Перчик А.И. Указ.соч. - С.215.

Государственных Имуществ по Горному Департаменту и имело целью «образования сведущих в горном деле лиц».

Структура органов управления заводами, фабриками и мануфактурами строилась в рамках Министерства Финансов. В Министерстве Финансов существовал Департамент Торговли и Мануфактур, а в целях «содействия правительству в изыскании мер в пользу торговой и мануфактурной промышленности», отвечая общим и местным «условия и потребностям», а также для разъяснения вопросов, возникающих по делам управления промышленностью, был организован Совет Торговли и Мануфактур в городе С.-Петербурге с отделением в городе Москве. Организация соответствующих Комитетов Торговли и Мануфактур в других городах не являлось обязательным условием.

Обязанности Комитетов Торговли и Мануфактур заключались в обсуждении, по предложениям Министерства Финансов, Совета Торговли и Мануфактур и губернского начальства, общих вопросов торговли и промышленности, а также вопросов устройства и содержания торговых и мануфактурных заведений. Кроме этого обсуждались вопросы местной торговли и промышленности с представлением в дальнейшем принятым по ним предложениям в Министерство Финансов. В обязанность Комитетов входило представление в Министерство Финансов ежегодно, в январе, обзора о положении и ходе торговли и промышленности в местности, на которую распространялось действие Комитета1. Совет Торговли и Мануфактур состоял из 24 специалистов по торговле и промышленности, был наделен в большинстве своем совещательными функциями: разработанные им предложения по поводу улучшений и развития промышленности. Нередко предложения касались хозяйственной, санитарной и политической частей торгово-промышленного дела. Состав, устройство и предметы ведения Департамента Торговли и Мануфактур, Совета Торговли и Мануфактур и его

____________________________________________________________________________________________

1  Буданов М. Ф. Обзор истории русского права. – Ростов-на-Дону, 1995. – С.690 .

 отделения в городе Москве определялись в Учреждении Министерства Финансов.

    Для надзора за заводами и заводскими складами при изготовлении

взрывчатых веществ Министром Торговли и Промышленности назначались особые Инспектора, через которых Губернскому начальству предоставлялось производить осмотр заводов. О результатах таких осмотров доводилось до сведения Министра Торговли и Промышленности. Инспекторы и должностные лица, командируемые для осмотра заводов, обязаны были хранить в тайне ставшие им известные сведения о технических особенностях производства, составляющую промысловую тайну заводчиков. Собственники заводов, в случае прибытия по их ходатайству особых Инспекторов, должны были предоставить им жилое помещение при заводе, а также возместить расходы казне на их содержание, установленные Министром Торговли и Промышленности.

Структура государственных органов в сфере контроля производства, испытания, перевозки и хранения минеральных масел, нефти и продуктов ее перегонки представляла собой разветвленную сеть чиновников, прежде всего в Бакинском и Батумской районах Российской империи. Управление акцизными сборами также находилось в структуре Министерства Финансов.

Определение температуры вспышки и других качеств осветительных минеральных масел, вывозимых с заводов Бакинского района, возлагалось на Управление акцизными сборами Закавказского края и производилось под руководством его Управляющего Старшими и Младшими Техниками по освидетельствованию минеральных масел. Для разрешения различных сложных ситуаций, которые могли возникнуть при испытании минеральных масел между техниками, заводчиками и отправителями нефтяных продуктов, а также для разработки статистических данных по нефтеобрабатывающей промышленности был учрежден Технический Комитет в городе Баку в ведении Отдела Промышленности. Председатель этого Комитета назначался Министром Торговли и Промышленности, его состав был сформирован из нижеозначенных лиц и был достаточного представителен. В Технический Комитет входили: один представитель от местного горного управления, по назначению данного управления, один из Старших Техников по освидетельствованию минеральных масел, по назначению Управляющего акцизными сборами Закавказского края, местный Окружной Надзиратель акцизных сборов, Техник Комитета и три представителя от местных нефтепромышленников, при этом Техник Комитета и Окружной Надзиратель

акцизных сборов были «Непременные Члены Комитета».

В компетенцию Бакинского Технического Комитета входило обсуждение вопросов об основаниях и условиях испытаний осветительных минеральных масел и представление Министру Торговли и Промышленности предложений по этим вопросам. Рассмотрение разногласий между техниками по освидетельствованию минеральных масел и нефтепромышленниками и отправителями означенных продуктов по поводу испытания минеральных масел также возлагалось на Технический Комитет1. Заведывание лабораторией, входившей в состав Комитета, возлагалось на Техника Комитета, в подчинении которого был назначен Лаборант.

Разработка статистических данных о нефтеобрабатывающей промышленности являлось непосредственной обязанностью Техника Комитета, она осуществлялась под руководством Председателя Комитета.

Надзор за производством мастерства и торговли золотыми и серебряными изделиями осуществлял Департамент Государственного Казначейства, посредством направления своих чиновников для осмотра фабрик, мастерских и торговых помещений, в которых производились изделия из золота, серебра, накладного серебра или их сплавов. Депутаты, назначаемые для содействия такому контролю, должны были быть избираемы с участием одного или нескольких лиц из среды мастеров, фабрикантов или торговцев золотыми и серебряными изделиями.

_________________________________________________________________

1 Хорькова Е. П. История предпринимательства и меценатства в России: Учебное пособие. – М.: Приор, 2004. – C.390.

    Представительство на стороне государственных структур лиц из числа промышленников помогало лучше разбираться в производственном процессе, быстрее решать скопившиеся проблемы.

Для формирования и становления правового регулирования промышленности особо необходимо выделить и акцентировать внимания для данного исследования на промышленных заведениях, подпадавших под надзор Фабричной Инспекции. Именно с введением института Фабричных Инспекторов начался серьезный подход к промышленности в России, как серьезнейшему фактору развития всей экономики страны, так и возникновению серьезных предпосылок урегулирования новых промышленных отношений с помощью ряда правовых механизмов.

Институт Фабричных Инспекторов обозначил совершенно новый этап развития правового регулирования в сфере промышленных отношений в Российской империи. В соответствии с положениями закона от 1 июля 1882 года Фабричная Инспекция была определена, как особая Инспекция, образованная для надзора за исполнением постановлений о работе и обучении малолетних рабочих. На Инспекторов было возложено наблюдение за исполнением постановлений о занятиях малолетних рабочих и посещении ими начальных училищ, составлении, при участии чинов местной полиции, протоколов о нарушениях упомянутых постановлений и передача этих протоколов в надлежащие судебные установления, а также обвинение на суде виновных в совершении означенных проступков. Подробные указания относительно обязанностей и порядка действия Инспекторов устанавливались в особой инструкции, утверждаемой Министерством Финансов по соглашению с Министерством Внутренних Дел и Народного Просвещения.

     Местности, в которых существовала фабричная, заводская и мануфактурная промышленность, входили в особые округа, число которых, а

также распределение между ними губерний и областей, утверждалось в законодательном порядке.

   Структура органов Инспекции первоначально выглядела следующим образом: Инспекция находилась в ведении Министерства Финансов по

Департаменту Торговли и Мануфактур, окружные Инспектора подчинялись непосредственно Главному Инспектору, количественный состав окружных Инспекторов определялся «по надобности» и состоял из одного или нескольких Инспекторов.

       Формирование института Фабричных Инспекторов стало серьезным шагом на пути правового регулирования отношений в сфере промышленного производства Российской империи, положило начало разработке новых и усовершенствованию имеющихся нормативных актов в этой области.

      Начиная с 1886 года надзор за соблюдением на фабриках и заводах должного благоустройства и порядка возлагалось на местное губернское начальство и осуществлялось им при содействии Губернских по фабричным делам Присутствий, чинов фабричной инспекции и полиции. Со стороны государства тем самым начали создаваться дополнительные органы по укреплению системы надзора в сфере промышленного производства1. Губернские по фабричным дела Присутствия образовывались под председательством Губернатора, из Вице-Губернатора, Прокурора Окружного Суда или его Товарища, Начальника Губернского Жандармского Управления, Окружного Фабричного Инспектора или его Помощника, Председателя или Члена Губернской-Земской Управы, по выбору этой Управы, и Городского Головы губернского города или Члена местной Городской Управы по выбору самой Управы. Кроме обязательных условий по формированию Губернских по фабричным делам Присутствий, законодатель предусматривал некоторые рекомендательные меры по формированию Присутствий. С целью более компетентного решения тех или иных вопросов в промышленной сфере в заседания Губернских по фабричным делам Присутствий с правом совещательного голоса приглашались Губернский Врачебный Инспектор, Губернский Инженер или Архитектор и Механик, а также иные лица, от

_________________________________________________________________

1     Поспеловский Д. В. На путях к рабочему праву. [Электронный ресурс]. / http: // www.sotsprof.ru/library/posp.htm.

 

 которых ожидали полезные сведения и объяснения по обсуждаемым вопросам.

    В соответствии с Уставом Горным Присутствия по горнозаводским делам были учреждены «для надзора за соблюдением должного

благоустройства и порядка на частных горных заводах и промыслах, за исключением промыслов золотых» и имели незначительные отличия от Губернских по фабричным делам Присутствий.

Со временем структура института Присутствий была усовершенствована. Устав о промышленном труде содержал положение о нахождении при Министерстве Торговли и Промышленности Главного по фабричным и горнозаводским делам Присутствия.

Надзор за соблюдением на фабриках, заводах и горных промыслах «должного благоустройства, порядка и безопасности» по прежнему возлагалось на местное губернское начальство, осуществлению такого надзора должны были содействовать: Губернские или Областные по фабричным и горнозаводским делам Присутствия, Присутствия по горнозаводским делам, Присутствия по нефтяным делам при Бакинском Градоначальнике, Фабричные Инспектора, Окружные Инспектора и их Помощники, Горные Исправники и горнополицейская стража, а также чины общей полиции.

В округах казенных горных заводов такого рода надзор возлагался на местное заводское начальство и чинов общей полиции.

    На законодательном уровне конкретно прописывалось, кем

возглавлялось и кто должен был состоять в том или ином Губернском или

Областном по фабричным и горнозаводским делам Присутствии. В то же время Министру Торговли и Промышленности предоставлялось право не включать Окружных Инженеров и их Помощников в состав тех Присутствий по фабричным и горнозаводским делам, в округах которых была мало развита горная промышленность.

     Главное по фабричным и горнозаводским делам Присутствие возглавило наблюдение за правильностью применения законов, касающихся промышленных заведений. На Губернские и Областные по фабричным делам Присутствия было возложено издание обязательных постановлений для применения их к местным условиям и частным случаям на основе правил, установленных Главным по фабричным и горнозаводским делам Присутствием, при этом их постановления не должны были касаться вопросов технического характера о мерах, подлежащих соблюдению для сохранения жизни и здоровья рабочих на производстве1.

   На основании Устава Горного функции Губернских или Областных по фабричным и горнозаводским делам Присутствий были расширены функциями Присутствий по горнозаводским делам (Статьи 173-174 Устава Горного, изд. 1912 года). Издание подробных правил о порядке делопроизводства в Присутствиях, о порядке действия чинов Фабричной Инспекции, об обязанностях полиции по надзору за благоустройством на фабриках и заводах перешли из ведения Министра Внутренних Дел и Финансов в ведение Главного по фабричным и горнозаводским делам Присутствия.

При всем разнообразии государственных структур по управлению и контролю промышленной сферой, их можно было условно разделить на структуры общегосударственного уровня и местные органы. Функции данных структур делились по объему полномочий относительно казенных предприятий, где кроме стандартных функций контроля и надзора за промышленными заведениями, к ним относились и функции управления казенными предприятиями и распоряжения имуществом этих же предприятий. В отношении частных промышленных заведений государственные органы, в большинстве своем, осуществляли контрольные и надзорные функции.

Государство выступало в качестве основного субъекта правового регулирования промышленного производства. В правоотношениях данного вида государство являлось обязывающей стороной в лице уполномоченных на то и иерархически выстроенных государственных органов.

____________________________________________________________________________________________

1   Буданов М. Ф. Указ.соч. – С.280 .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Во второй половине XIX начале XX веков экономические факторы, составляющие объект правового регулирования промышленного производства Российской империи рассматривались как причины интенсивного развития промышленного производства и явились ключевым моментом формирования законодательной базы в промышленной сфере.

Социальные факторы, как субъект правового регулирования промышленного производства России во второй половине XIX начале XX веков, указывали, что социальная структура России на рубеже XIX - XX веков отражала продолжающийся процесс становления в стране индустриального, буржуазного общества. Многоукладность экономки обуславливала обилие социальных слоев и групп, большое число из которых были лица с временным социальным статусом.

В этот период активно формируются индивидуальные субъекты правового регулирования промышленного производства Российской империи.

Формирование коллективных субъектов правового регулирования

промышленного производства выражалось посредством социальной активности населения и не ограничивалась только политической активностью, где помимо попыток создания рабочих организаций с политическим уклоном, существовал и ряд ассоциаций трудящихся (кустарей, приказчиков, рабочих), созданных с целью взаимопомощи. В рассматриваемый период существовало многообразие коллективных субъектов, таких как стачечные фонды, профсоюзы, общества взаимопомощи, фонды взаимного страхования, учреждение особых горнозаводских товариществ, некоторые из которых становились обязательными в определенных отраслях производства.

Во второй половине XIX начале XX веков были сформированы как индивидуальные, так и коллективные субъекты правового регулирования промышленного производства Российской империи, при этом государство являлось главным субъектом промышленного права.

Зарождение промышленного права в рассматриваемый период было обусловлено в том числе и политико-юридическими аспектами, среди них: проводимые Александром II реформы (крестьянская и финансовая), внешнеполитическая ситуация, государственная политика промышленного протекционизма. Крепостническое государство долгое время не уделяло серьезного внимания развитию промышленного производства и рассматривало промышленность в качестве составляющей сельского хозяйства,         соответственно, правительство не разрабатывало необходимых программ в этом вопросе. Лишь к середине XIX века государство в силу ряда геополитических

условий осознало необходимость серьезного отношения к промышленному производству.

Исключение составляла горнодобывающая отрасль, процесс правового регулирования которой относится к началу XVIII века. Истоки промышленного права можно искать именно в горной отрасли, которая начала развиваться как промышленная отрасль раньше других.

Общие направления государственного регулирования отношений в промышленной сфере второй половины XIX - начала XX веков явились основой для создания законодательной базы в промышленной сфере.

Отмечаются два наиболее общих направления политики государства в промышленной сфере. С одной стороны предпринимались попытки ограничить деятельность государства рамками охраны безопасности граждан, предполагая, что благосостояние последних будет обеспечено свободным соперничеством частных лиц. Однако, небывалое развитие промышленности, торговли и транспортной инфраструктуры сделали очевидной необходимость государственного вмешательства чуть ли не во все отрасли народного хозяйства. Соответственно, деятельность государства была направлена на урегулирование этих сфер, и, прежде всего, экономической и производственной. В ходе урегулирования ряда общественных процессов выяснилось, что далеко не все отношения можно упорядочить лишь с принятием новых нормативных актов. Требовался комплексный подход к решению конкретных задач.

    Правовое регулирование в промышленной сфере затрагивало в

рассматриваемый период истории огромный пласт общественных отношений, требующий серьезного теоретического исследования.

В рассматриваемый период в Российской империи на законодательном уровне не существовало классификации отраслей права в том виде, в котором она существует в настоящее время. Промышленное право в период его формирования находилось в русле общеадминистративного регулирования, которое постепенно во второй половине XIX начале XX века выделяется в трудовое право, именуемое в тот период «фабрично-заводским». В то время как собственно промышленное право, регулирующее процесс возникновения, функционирования, трансформации и ликвидации промышленных заведений не выделялось в качестве самостоятельной отрасли права, имеющей собственный объект, предмет, методы правового регулирования, отличные от трудового права.

Системное изучение объекта промышленного права позволяет сделать вывод о сборе и систематизации статистических сведений в промышленной сфере, как о полноценном элементе объекта промышленного права. Сбор и систематизация различных статистических данных о промышленности было еще одним направлением государственной деятельности в промышленной сфере, с помощью которого вырабатывались стратегические направления промышленного развития Российской империи.

       Теория промышленного права, затрагивая право вмешательства

государства в промышленные отношения, обращает внимание на серьезный аспект данной проблемы — степень ограничения свободы участников таких отношений. С одной стороны система промышленной свободы может привести через состояние анархии к, так называемому, промышленному феодализму, с другой стороны, введение не подвергшихся серьезному анализу, ограничений нанесет непоправимый вред правам людей и затормозит развитие промышленности.

Теория промышленного права включила в себя основные направления внутренней и внешней политики государства, опираясь на теоретически базу, разработанную в этом направлении.

Общая промышленная политика государства, позиция государственных структур в сфере защиты промышленных изобретений, контроль процесса учреждения и функционирования промышленных заведений, формирование конкурентной среды в правовом пространстве Российской империи стали основой промышленной политики государства.

Сферы государственного регулирования промышленности создали костяк императивных норм в области промышленного производства Российской империи, заложили основополагающие направления всего промышленного развития страны. Государственное вмешательство в той или иной мере в промышленную сферу Рос<



2020-03-19 160 Обсуждений (0)
Ученых второй половины XIX века 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Ученых второй половины XIX века

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (160)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)