Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Социально-экономические показатели зоны деятельности Райпо, их оценка



2020-03-19 180 Обсуждений (0)
Социально-экономические показатели зоны деятельности Райпо, их оценка 0.00 из 5.00 0 оценок




Показатели деятельности потребительского общества

Деятельность Райпо неразрывно связана с экономикой Чувашской Республики, которая в 2009 г. характеризовалась следующими показателями:

1. Промышленностью Чувашской Республики по состоянию на декабрь 2009 г. было произведено продукции на _____ % больше чем в 2008 г. Сохранилась положительная динамика производства ведущих отраслей промышленности.

2. Оборот розничной торговли в 2009 году увеличился по сравнению с предыдущим годом на ______ % и составил _________ млн. руб.

3. В 2009 году населению республики оказано платных услуг на _________ млн. руб., что на _____ % больше уровня прошлого года.

4. Среднедушевые денежные доходы населения составили ________ руб., что на _______ % больше, чем в 2008 г.

5. Численность занятых в экономике республики составила ________ тыс. человек, это на ______ % больше, чем в 2008 г.

Районное потребительское общество осуществляет свою деятельность в Y-ом районе Чувашской Республики.

Y-ый район находится в 37 км от г. Чебоксары на перекрестке автомагистралей Нижний – Новгород – Казань и Цивильск – Ульяновск. Район расположен в северо-восточной части Чувашской Республики и граничит на севере с Марпосадским районом. На востоке с Козловским и Урмарским районами. На юге с Канашским районом, а на западе - с Красноармейским районом.

Общая площадь района составляет 790,8 км2 и в масштабе республики занимает территорию 4,3 %. На его территории находится город республиканского значения и 138 населенных пунктов, объединенных в 16 сельских поселений и одно городское поселение.

Население района на 1 января 2009 г. составляет 37,956 тыс. чел., в т.ч. городского населения – 13,161 тыс., сельского - 24795. (70%). Плотность населения составляет 48,5 чел. на 1 кв. км.

Климат района – умеренно-континентальный с отчетливо выраженными сезонами года. Основное богатство района – земельные ресурсы. Местами почва тяжелая, серая, лесная, суглинистая. Нуждается во внесении удобрений и подвержена сильной водной эрозии. Гидрографическая часть характеризуется наличием рек: Большой и Малый Цивиль, Унга. В отдельные годы территорию района охватывают засухи, но, несмотря на отдельные засушливые годы, климат вполне благоприятен для возделывания широкого круга сельскохозяйственных культур.

С экономической точки зрения Y-ый район является индустриально – аграрным. На его территории функционируют свыше 125 предприятий и организаций, большая часть которых относится к категории малых, определяющих роль в экономике района, 7 крупных и средних предприятий, формирующих большую часть валового объема деятельности района.

Y-ый район имеет выгодное экономико-географическое положение для развития промышленности, поскольку его пересекают автомобильные дороги общегосударственного значения, железные дороги.

В структуре промышленности района ведущее место занимают пищевая промышленность и промышленность строительных материалов. В пищевой промышленности района лидируют молочная и хлебопекарная промышленность. В число ведущих предприятий промышленности включаются пивоваренная, плодово-овощная. В промышленности строительных материалов ведущее место занимает производство кирпича, производство железобетонных изделий. Основными предприятиями являются: ОАО «Чувашсетьгаз», ЗАО «Pавод ЖБИ», ФГУ ИЛ-9, РГУП «Ветеринарно-санитарный утилизационный завод», оптовый рынок, ОАО «Молочный завод», РГУП «Пенькозавод», Хлебокомбинат и др.

На территории района расположено 58 сельскохозяйственных предприятий, 40 фермерских хозяйств, а также многочисленные личные подсобные хозяйства. Район имеет высокую сельскохозяйственную освоенность, которая составляет 79 % территории. На долю пашни приходится 63 % сельскохозяйственных угодий. Объем производства сельскохозяйственной продукции во всех категориях хозяйств за 2009 г. составил 1,4 млрд. руб. (в % к уровню прошлого года 45,8 %).

Малое предпринимательство является одним из наиболее значительных и перспективных резервов развития экономики района. По состоянию на 1 января 2010 г. численность малых предприятий составила 125 единиц (в том числе КФХ, зарегистрированных в качестве юридических лиц, 7 единиц).

На 1 января 2010 г. на территории района функционируют 169 предприятий розничной торговли, 43 предприятия общественного питания и 22 предприятия, осуществляющих бытовое обслуживание населения. Рыночная инфраструктура района представлена 15 учреждениями кредитно–финансовой и страховой системы.

На потребительском рынке района в течение 2009 года сохранялся устойчивый рост объема оборота розничной торговли, год характеризовался стабильностью в обеспечении жителей Y-ого района как продовольственными, так и непродовольственными товарами. Оборот розничной торговли составил 606,9 млн. руб. В районе зарегистрировано 43 предприятия общественного питания. Оборот общественного питания за 2009 год составил 4,5 млн. руб. (за 2008 г. – 7,8 млн. руб.). За 2009 год населению района оказано платных услуг на 124,5 млн. руб. (за 2008 г. - 113 млн. руб.).

Если прежняя отраслевая структура распределения малых предприятий в районе свидетельствовала о его развитии преимущественно в сфере торговли и общественного питания, то в настоящее время активное развитие малого бизнеса наблюдается в придорожном сервисе, в сфере обслуживания и в сфере производства. Силами представителей малого бизнеса в районе налажен такой вид услуг как транспортные перевозки, изготовление и установка окон и дверей, шиномонтаж, изготовление мебели и прочее.

Социальная инфраструктура представлена 19 школами, 0 учреждениями начально-профессионального образования, 93 учреждениями культуры и 2 больницами.

Сеть амбулаторно-поликлинических учреждений района обеспечивает доступность медицинской помощи и необходимый ее объем на догоспитальном этапе. За последние годы улучшилась материальное обеспечение лечебных учреждений медикаментами, оборудованием.

Y-ый район обладает высоким культурным потенциалом. В сеть учреждений культуры района входят: 53 клубных учреждения, 37 библиотек, 2 школы искусства, детский парк, 1 районное социально-досуговое объединение, в которое входят передвижные клубные учреждения, кино-видео отдел, визит-центр - краеведческий музей.

Фактором, обеспечивающим необходимые условия хозяйствования Райпо, являются поставщики. Поставщики Райпо представлены в табл.1.

Таблица 1

Поставщики товаров Райпо

№ п/п Продукция Поставщики Условия оплаты Условия поставки
1 швейные изделия ЗАО «Рассвет»  15 календарных дней централизованная
2 пиво ОАО«Букет Чувашии» 10 банковских дней централизованная
3 яйца, мясо куриное ФГУП «Племенной птицеводческий завод «Канашский» 5 банковских дней централизованная
4 бытовая техника ООО«Торговая компания ТАВ» 15 календарных дней децентрализованная
5 продовольственные товары ООО «Чебоксарская универбаза» 10 календарных дней централизованная
6 мясопродукция     ООО «Ядринский мясокомбинат ЧПС» 5 календарных дней централизованная
7 кондитерские изделия ЗАО «Сладкая жизнь» 10 банковских дней централизованная, возврат некачественной продукции
8 продовольственные товары ООО «Кооператор» 14 банковских дней централизованная
9 молоко и молочная продукция ОАО «ЮниМилк» Предоплата децентрализованная
10 бытовая химия ООО «Курс» предоплата централизованная
11   ликероводочные изделия ФГУП «Ликероводочный завод Чебоксарский» 10 банковских дней централизованная

 

В качестве основных поставщиков продовольственных товаров выступают предприятия системы потребительской кооперации: ООО «Кооператор», ООО «Оптово – розничное объединение», ООО «Единение». ООО «Заготовитель», ООО «Пищевик», Чебоксарская универбаза.

Основными покупателями Райпо являются население района, которое приобретает товары за наличный расчет. Также покупателями являются учреждения социальной сферы: школы, больницы, администрации муниципальных образований и т.д. В самом крупном розничном предприятии ООО «Универмаг» осуществляется продажа товаров по дисконтным картам со скидкой 10 %, а в ресторане «Любимый» со скидкой 15 %.

Покупательский спрос определяется размером денежных доходов населения. Среднедушевые доходы в городе выше, а в сельской местности ниже. Поэтому потребительская кооперация привлекает покупателей более низкими ценами (на собственную продукцию; на товары, реализуемые пайщикам) и высоким качеством товаров, произведенных (переработанных) из заготовленного сырья. Но потребительская кооперация, обслуживая в основном сельских жителей, находится в разных условиях с конкурентами, предпочитающими городские населенные пункты, райцентры, в итоге теряет свои позиции на потребительском рынке.

Конкуренты - это внешний фактор, влияние которого невозможно оспаривать. Руководство каждого предприятия чётко понимает, что если не удовлетворять нужды потребителей также эффективно, как это делают конкуренты, предприятию долго не продержаться на плаву. Во многих случаях не потребители, а как раз конкуренты определяют, какого рода результаты деятельности можно продать и какую цену запросить.

Конкуренты - соперники потребительской кооперации - стали занимать более выгодные ниши рынка, что позволило им увеличить объемы деятельности. Однако в сельской местности сила воздействия конкурентных сил несколько ослабла: многие из хозяйствующих субъектов не смогли противопоставить в сельском населенном пункте потребительской кооперации более качественные торговые и иные услуги. Вместе с тем в последние годы наметилась негативная тенденция (для предприятий розничной торговли райпо) открытия магазинов - конкурентов с крепкой материально-технической базой, оснащенных современным торговым оборудованием.

В настоящее время потребительская кооперация имеет большое количество конкурентов в лице частных предпринимателей. На 1 января 2010 г. в районе функционировало более 169 магазинов и 43 предприятий общественного питания, составляющих основную конкуренцию потребительскому обществу. Современная политика Райпо в отношении конкурентов строится на основе уделения особого внимания производству качественной продукции и услуг, расширению ассортимента товаров, а также реконструкции и модернизации объектов розничной торговли и общественного питания.

Для более подробного анализа конкурентоспособности Райпо возьмем в качестве примера одно торговое предприятие данной кооперативной организации - магазин «Любава», который находится в центральной части района, где также функционируют и конкуренты - частные магазины. Рассмотрим основных конкурентов потребительского общества (табл.2).

Таблица 2

Основные конкуренты магазина «Любава» Райпо

 

    № Наименование торгового предприятия Форма собствен-ности Фамилия, имя, отчество собственника   Место нахождения     Группы товаров
1 Магазин «Наташа»   частная   Кузьмин СИ. г. Цивильск ул. Терешковой 20   Прод. товары
2 Магазин «Ентеш»   частная   Абрашев В.В. г. Цивильск ул. Николаева, 8   Прод. товары
3 Магазин «Саванас»   частная   Алексеев А.И. г. Цивильск Цивильская 1   Прод. товары
4 Магазин «Черемушки»   частная   Яковлев А.К. г. Цивильск ул. Советская, д.80   Прод.товары
5 Магазин «Юбилейный»   частная   Яковлева А.И. г. Цивильск ул. Юбилейная   Прод.товары

 

Сравнительный анализ преимуществ и недостатков магазина Райпо по сравнению с основными его конкурентами представлен в табл. 3. Таблица составлена на основе экспертного обследования.

Таблица 3

Оценка конкурентных позиций

 магазина «Любава» Райпо

(в баллах)

 

Признаки

Магазин "Любава" Райпо

Конкуренты

Магазин «Черемушки» Магазин «Наташа» Магазин «Ентеш»
Качество 5 5 3 4
Цена 4 4 5 5
Ассортимент 5 5 4 3
Обслуживание 4 4 4 5
Месторасположение 5 4 5 4
Режим работы 4 5 4 2
Итого 27 27 25 23

 

По результатам сравнительного анализа, приведенного в табл. 3, можно сделать вывод, что в рассмотренном районе сложился своеобразный рейтинг предприятий по уровню конкурентоспособности (в порядке убывания): магазин "Любава" Райпо, «Черемушки», "Наташа", «Ентеш».

На основе рейтинга мы можем выделить главных конкурентов Райпо, таковыми являются магазины «Черемушки», "Наташа" и «Ентеш», которые набрали максимальное количество баллов: 22 и 21 соответственно.

Для анализа конкурентоспособности предприятий розничной торговли Райпо можно использовать графический метод «Многоугольник конкурентоспособности» (рис. 1).

Рис. 1. Многоугольник конкурентоспособности магазина

«Любава» Райпо

В результате проведенного анализа можно сказать, что Райпо по количеству баллов опережает не всех своих конкурентов, есть проблемы, связанные с ценой товаров. Потребительскому обществу необходимо уделить больше внимания качеству обслуживания покупателей, пересмотреть режим работы магазина.

Для большей наглядности при рассмотрении внешней среды функционирования Райпо воспользуемся методом SWOT-анализа, который является современным инструментом управленческого анализа. В настоящее время SWOT-анализ применяется достаточно широко в различных сферах экономики и управления. Его универсальность позволяет использовать его на различных уровнях и для различных объектов: анализ продукции, предприятия, конкурентов, города, региона и т. д. Этот метод как инструмент управленческого обследования (управленческого анализа) можно использовать для любого предприятия, чтобы предотвратить его попадание в кризисную ситуацию.

Таблица 4

Сводный SWOT-анализ по предприятиям торговли и общественного питания Райпо

Сильные стороны Слабые стороны
А Б
  Внутренняя среда 1. Удобное месторасположение 2. Широкий ассортимент 3. Предложение дополнительных услуг населению 4. Наличие доверия со стороны потребителей 5. Высокое качество товаров     1. Негибкая ценовая политика 2. Низкая среднемесячная заработная плата 3. Высокие цены на товары 4. Низкие скорость и качество обслуживания  
Возможности Угрозы
    Внешняя среда   1. Поддержка предприятий районной администрацией 2. Постоянное развитие потребительского рынка 3. Рост уровня доходов населения   1. Интенсивная конкуренция со стороны частных предприятий 2. Угроза появления новых конкурентов 3. Сокращение численности сельского населения за счет миграции    

 

Исходя из SWOT-анализа определяются основные направления развития потребительской кооперации с учетом ее возможностей адаптации к постоянно изменяющимся условиям рынка и необходимости выполнения социальной миссии.

Для комплексной оценки внешней среды деятельности Райпо проведем также PEST – анализ на основе кластеризации факторов (табл. 5). Данная методика появилась более 40 лет назад. Название представляет собой аббревиатуру из первых букв слов политика (policy – P), экономика (economy – E), общество (society – S), технология (technology – T).

Таблица 5

PEST- анализ внешней среды Райпо на основе кластеризации факторов

Фактор

Значение фактора по шкале от -3 до +3

Политика

1.

Угрозы со стороны контролирующих органов и администрации

-1

2.

Нестабильность политической и экономической ситуации в стране

-2

3.

Отношение правительства к потребительской кооперации

1

Экономика

1.

Темп инфляции

-3

2.

Уровень безработицы

-2

3.

Уровень образованности рабочей силы

-1

4.

Величина заработной платы

-2

5.

Выгодное географическое положение

2

Социальная сфера

1.

Отсутствие квалифицированных специалистов

-2

2.

Низкая платежеспособность населения

-2

3.

Отношение людей к работе и качеству жизни

-1

Технология

1.

Технический уровень производимых товаров

2

2.

Модернизация технологии изготовления и сбыта

2

3.

Возможность производства новой продукции

2

 

На его основе можно сделать вывод, что положительно влияют на деятельность потребительского общества такие факторы, как географическое положение, технический уровень производимых товаров, модернизация технологии изготовления и сбыта, возможность производства новой продукции. Негативными являются темпы инфляции, отсутствие заинтересованности среди молодежи обживаться в райцентрах, низкая платежеспособность населения и др. 

 

 



2020-03-19 180 Обсуждений (0)
Социально-экономические показатели зоны деятельности Райпо, их оценка 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Социально-экономические показатели зоны деятельности Райпо, их оценка

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (180)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)