Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Степени интегрированности СЭЗ в национальную экономику



2020-03-17 165 Обсуждений (0)
Степени интегрированности СЭЗ в национальную экономику 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В зависимости от степени интегрированности, СЭЗ делятся на два типа: анклавные (замкнутые) или интегрированные в национальную экономику.

Анклавные зоны. Анклавные зоны, несмотря на однотипность механизма функционирования, отличаются по принципам, размерам территории и направлениям своей организации.

К первому направлению можно отнести зоны, охватывающие территории отдельных предприятий, на которые распространяется льготный налоговый и таможенный режимы.

Ко второму направлению относятся небольшие индустриальные анклавы, представляющие собой замкнутые участки от нескольких десятков до нескольких сотен гектаров.

Крупномасштабные зоны, охватывающие многие районы и целые города, представляют собой третье направление.

Анклавные СЭЗ полностью ориентированы на экспорт всей производимой на их территории продукции с целью получения выручки в свободно конвертируемой валюте. Необходимая степень независимости этих зон от остальной части страны обеспечивается специальным режимом пропуска товаров и людей через их границу, а экономическая самостоятельность СЭЗ от внезонального внутреннего механизма - административными и экономическими методами, создающими в них особый экономический климат.

Анклавные зоны обычно создаются на территории страны, естественным образом отделённых от неё (острова, полуострова, морские побережья), но могут создаваться внутри города или региона. В любом случае создание анклава не предполагает установления юридической экстерриториальности зоны.

Степень обособленности СЭЗ от территории страны определяется действующим экономическим, правовым и таможенным регламентами. Это связано с существенными отличиями национальных условий хозяйствования и проживания от условий, необходимых для привлечения иностранных инвестиций и стимулирования национального экспортного производства.

Спецификой предприятий, функционирующих в зонах анклавного типа, является сборочный характер производства, основанный на импортных материалах, различного рода компонентах, полуфабрикатах и деталях. В таких зонах создают свои филиалы и дочерние компании, транснациональные корпорации, использующие экспортно-производственные зоны как экспортную базу для создания продукции с более низкими издержками производства и за счёт этого более конкурентоспособной.

Интегрированные СЭЗ. Для интегрированных зон характерной особенностью является наличие тесных экономических связей с внутренней экономикой страны, с её внутренними районами. Помимо проблем, связанных с развитием экспортного потенциала, эти зоны решают задачи повышения технологического уровня местной промышленности, качества и конкурентоспособности выпускаемых товаров. В отличие от зон анклавного типа интегрированные зоны ориентированы не на импорт промежуточных товаров, а на использование национальных материалов, компонентов и полуфабрикатов. Интегрированные зоны, тесно связанные с национальной и мировой экономикой, имеют более свободный режим функционирования. Они наиболее характерны для стран с развитой рыночной экономикой, широко включенных в международное разделение труда. Интегрированные зоны лучше всего вписываются в рыночную интернационализированную экономику. В этих зонах устанавливается унифицированный в пределах страны экономический и правовой режим. Как правило, первоначально они представляют собой анклавы, свободные от таможенных пошлин, и создавались для обеспечения транзитной торговли. Впоследствии деятельность хозяйственных субъектов в этих зонах диверсифицировалась.

При организации свободных экономических зон используют два различных концептуальных подхода: территориальный и функциональный (точечный). В первом случае зона рассматривается как обособленная территория, где все предприятия-резиденты пользуются льготным режимом хозяйственной деятельности. Согласно второму подходу, зона - это льготный режим, применяемый к определенному виду предпринимательской деятельности независимо от местоположения соответствующей фирмы в стране (оффшорные фирмы, магазины «дьюти-фри»). [1, c. 85]

По характеру собственности СЭЗ можно подразделить на государственные, частные и смешанные. В мировой практике, наиболее распространённой формой собственности СЭЗ является смешанный тип, где наряду с государственной приветствуется и частная собственность. В последнее время, однако, все большую роль играет частный капитал, как местный, так и иностранный, увеличивающий долю частной собственности СЭЗ. Эта тенденция чётко обозначилась не только в промышленно развитых странах, но и во многих развивающихся странах, а также в странах с переходной экономикой. В большинстве свободных экономических зон государству принадлежат только земля и объекты инфраструктуры, а основными хозяйствующими субъектами выступают частные компании, иностранные и местные. В последние годы в развивающихся странах начинают создаваться частные СЭЗ, которые берут на себя создание большинства инфраструктурных объектов, а также и управление зонами.

 

Виды СЭЗ

 

Свободные экономические зоны, согласно мировому опыту, подразделяются на следующие виды:

§ зоны свободной торговли, характеризующиеся упрощенными правилами пересечения границы для товаров, низкими торговыми пошлинами и иными льготами, имеющими своей целью поощрение торговли, ускорение торгового оборота, снижение торговых издержек. Разновидностью зон свободной торговли являются свободные таможенные зоны, связанные с освобождением или со снижением таможенных пошлин для из резидентов, а также транзитные зоны, свободные порты, транзитно-экспедиторские зоны и др. К числу простейших зон свободной торговли можно отнести специальные магазины «дьюти-фри» в крупных международных аэропортах. С точки зрения режима, они рассматриваются как находящиеся за пределами государственных границ. К зонам свободной торговли относятся также и традиционные свободные гавани (порты) со льготным торговым режимом;

§ промышленно-производственные зоны, являющиеся результатом эволюции зон свободной торговли, когда в них стали ввозить не только товары, но и капитал, что обеспечило возможность заниматься производственной деятельностью наряду с торговлей и торговым обслуживанием. Разновидностью промышленно-производственных зон являются экспортно-производственные зоны (ЭПЗ), получившие наибольшее распространение в развивающихся странах, когда с середины 60-х годов возникла необходимость стимулирования промышленного экспорта и занятости за счет притока иностранных капиталов;

§ технико-внедренческие зоны, функционирующие в виде инновационных центров, технопарков, технополисов и т.п. Их цель - создание благоприятных условий для научно-практической деятельности в регионах и стране в целом. Самый известный в мире и крупнейший в США технопарк «Силикон Вэлли» дает более 20% мирового производства средств вычислительной техники и компьютеров. В нем занято около 20 тыс. работников. Всего в США более 100 подобных зон;

§ сервисные зоны, являющиеся территориальными образованиями с льготным режимом предпринимательской деятельности для фирм, оказывающих различные услуги субъектам хозяйствования, занятых финансовым, страховым, консалтинговым и другим обслуживанием бизнеса. К сервисным зонам относятся оффшорные зоны, создаваемые с целью привлечения в страну иностранного капитала, и туристские зоны, призванные активизировать приток туристов в регион. Главное требование от компании, зарегистрированной в оффшорной зоне и претендующий на получение налоговых и иных льгот, - это не быть резидентом страны, где находится оффшорный центр, и не извлекать на его территории прибыль;

§ комплексные свободные экономические зоны, сочетающие в себе особенности вышеперечисленных зон: торгово-промышленные, научно-промышленные, зоны свободного предпринимательства и т.д. [2, c. 240-241]

Мировой опыт свидетельствует о том, что для создания зоны требуется наличие ряда факторов. К наиболее общим из них относятся:

·        благоприятное транспортно-географическое положение по отношению к внешним и внутренним рынкам и наличие развитых транспортных коммуникаций;

·   развитый производственный потенциал, наличие производственной и социальной инфраструктуры;

·   существенный по запасам и ценности природно-ресурсный потенциал (в первую очередь - запасы углеводородного сырья, цветных металлов, лесных ресурсов и т.д.);

·   обеспеченность рабочей силой, квалифицированными кадрами в области практического осуществления внешнеторговых связей, инвестиционного и других форм сотрудничества с зарубежными странами.

Поэтому территории, наиболее благоприятные для размещения СЭЗ, имеют, как правило, приграничное положение по отношению к зарубежным странам, а также располагают морскими торговыми портами и магистральной транспортной сетью (железнодорожной, автодорожной, аэропортами), сложившимися промышленными, научными и культурными центрами, районами концентрации наиболее ценных природных ресурсов.

В отдельных случаях создание СЭЗ оказывается целесообразными в районах нового хозяйственного освоения, не располагающих изначально развитой промышленностью, производственной и социальной инфраструктурой, но позволяющих решать важные долгосрочные общегосударственные программы (укрепление топливно-энергетической и минерально-сырьевой базы страны и др.).

Немалую роль в развитии СЭЗ играет хорошо развитая производственная (связь, коммуникации, транспорт, энергетика) и коммерческая инфраструктура (банки, инвестиционные фонды, консалтинговые и юридические фирмы, аудиторские организации, рекламные агентства). Возведение объектов инфраструктуры, соответствующих мировому уровню, требует огромных финансовых вливаний, что усиливает нагрузку на государственный и региональный бюджет.

Для создания инфраструктуры во многих развивающихся странах создаются компании развития зоны. Эти компании могут быть государственными, финансируемыми за счёт бюджетных средств или государственных кредитов, или частными, получающими поддержку у администрации зоны. Компании развития осуществляют перспективное планирование развития СЭЗ, представляют их хозяйственные интересы внутри страны и за рубежом, включая проведение рекламы и мероприятий по привлечению инвестиций. Они объявляют и проводят торги на размещение новых производств, организуют привлечение и профессиональную подготовку трудовых ресурсов, осуществляют строительство и эксплуатацию объектов инфраструктуры, обустройство и сдачу в аренду земельных участков, обеспечивают в случае необходимости снабжение и финансирование предприятий. Довольно часто правительство привлекает к созданию инфраструктуры в зонах местные строительные компании и оплачивает их расходы. В отдельных случаях правительство, не располагающее крупными бюджетными средствами, прибегает к помощи иностранных компаний в создании СЭЗ или отдельных её элементов.

Наличие современной инфраструктуры приводит к крупным вложениям иностранного и национального капитала в СЭЗ, что способствует её успешному развитию. Это объясняется тем, что инвестор ограничивается только вложениями в целевой проект (технологии, сырьё, машины и оборудование, материалы и комплектующие), а сооружения, здания и коммуникации предоставляются принимающей стороной.

Если говорить о затратах на создание СЭЗ, то они существенно различаются, так как зависят от типа СЭЗ. Самыми дорогими являются промышленно-производственные зоны. Комплексное обустройство одного квадратного километра зоны экспортного производства в Европе (при территории СЭЗ выше 3 км2) может составлять до 50 млн. долл. (табл. 1). Срок окупаемости затрат на создание промышленно-производственных зон составляет 5-7 лет. Данные таблицы 1 показывают, что при создании СЭЗ на развитие инфраструктуры и производственное строительство направляются существенные финансовые ресурсы.


Нормы первоначальных вложений капитала в создание типовой СЭЗ (табл. 1)

Статьи расходов Расходы, долл.
Создание одного рабочего места 5 тыс.
Создание необходимой инфраструктуры и обустройство территории 10 млн.
Строительство производственных и административных зданий 30-40 млн.
Текущие ежегодные расходы. В том числе: Расходы по финансовым обязательствам. Административные расходы на 250 служащих аппарата управления при затратах на содержание каждого 20 тыс. долл. в год. 500 млн. 5 млн. 5 млн.

 

Практика убеждает в том, что СЭЗ должны быть ограничены в количестве, отбор проектов их создания должен проходить на конкурентной основе, а обустройство и ввод в эксплуатацию следует проводить поэтапно.

Как видим, для успешного функционирования СЭЗ требуется соблюдение многих условий: создание благоприятного инвестиционного климата в стране, наличие цивилизованной законодательной базы, правильный выбор вида, размера и месторасположения СЭЗ (с учётом региональных особенностей и перспектив развития каждой отдельно взятой зоны). При этом деятельность таких образований должна соответствовать мировым стандартам, как правило, по всем показателям.




2020-03-17 165 Обсуждений (0)
Степени интегрированности СЭЗ в национальную экономику 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Степени интегрированности СЭЗ в национальную экономику

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (165)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)