Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблемы и перспективы развития свободных экономических зон в Республике Беларусь



2020-03-17 222 Обсуждений (0)
Проблемы и перспективы развития свободных экономических зон в Республике Беларусь 0.00 из 5.00 0 оценок




Свободные экономические зоны традиционно считаются одной из эффективных моделей территориально-хозяйственного управления, способной обеспечить ускоренное развитие отдельных регионов и всей страны в целом за счет активного привлечения иностранных инвестиций и прогрессивных технологий. Идея создания СЭЗ получила широкое распространение в мире и на постсоветском пространстве, в том числе и в Беларуси.

Первая СЭЗ в Беларуси открылась в 1996 году в городе Бресте и на сегодняшний день число таких зон в стране достигло 6 - по одной в каждом областном центре. Таким образом, институт СЭЗ насчитывает в Беларуси уже 15 лет, при этом срок существования большинства белорусских СЭЗ определен в 30 лет, а, следовательно, можно утверждать, что для многих из них стадия становления уже позади и государство вправе требовать от них выполнения поставленных при создании задач и эффективной отдачи от предоставленных этим территориям преференций. Между тем опыт Беларуси свидетельствует о том, что оценка деятельности СЭЗ далеко не однозначна.

С точки зрения теории свободные экономические зоны сильно варьируются по своему правовому статусу и решаемым задачам, от магазинов «дьюти-фри» при аэропортах до технопарков и свободных таможенных складов. В Беларуси основное развитие получили так называемые комплексные зоны, которые поставили в качестве цели своего существования решение следующих основных задач: привлечение инвестиций (в первую очередь, зарубежных) в экономику страны; увеличение объемов экспорта; внедрение новых технологий; развитие импортозамещающих производств.

Так, несмотря на значительные льготы, которые действуют для резидентов СЭЗ, среди них высокую долю занимают убыточные предприятия. По данным за 2010 год, доля убыточных предприятий составила в белорусских СЭЗ 14,7%. При этом удельный вес убыточных предприятий в свободной экономической зоне «Брест» оказался еще больше - 22,9%, в зоне «Гомель-Ратон» - 22,7%, в СЭЗ «Витебск» - 16,7%.

И это в условиях, когда для резидентов СЭЗ созданы по белорусским меркам весьма благоприятные условия. В нашей стране для резидентов СЭЗ действуют льготы при уплате налогов на прибыль, добавленную стоимость и недвижимость.

Не справляются белорусские СЭЗ и с другой задачей, поставленной 15 лет назад, - привлечением иностранных инвестиций. Об этом позволяют говорить данные официальной статистики.

Так, по состоянию на 1 января 2011 года общий объем накопленных в СЭЗ иностранных инвестиций составлял 374,6 млн. долларов. И это - за 15 лет существования в стране свободных экономических зон. Если разделить указанную сумму на 15, инвестиционный эффект от деятельности СЭЗ в Беларуси получится очень скромным.

Отметим: по белорусскому законодательству для получения статуса резидента СЭЗ (и сопутствующих льгот) предприятие должно гарантировать привлечение инвестиций на сумму не менее чем на 1 млн. евро. С учетом того, что сегодня в белорусских СЭЗ работают 272 предприятия, можно сделать вывод, что именно по миллиону они и привлекали.

Стоит добавить, что экспорт резидентов белорусских СЭЗ такой же одновекторный, как и у остальных предприятий страны. 80% экспорта резидентов белорусских СЭЗ приходится на Россию, еще 10% - на другие страны СНГ. И только десятую часть идущей на экспорт продукции резиденты СЭЗ поставляют в страны вне СНГ.

О развитии новых и высоких технологий на территории СЭЗ тоже говорить не приходится, хотя 15 лет назад такая задача ставилась. Основу экспорта резидентов белорусских СЭЗ составляют: пластмассовая тара, рыбные консервы, мебель и части к ней, синтетические волокна, колбасные изделия и мясные консервы.

Как видно, основные цели деятельности СЭЗ достигнуты не в полном объеме. А ведь вполне очевидно, что государство, предоставляя резидентам СЭЗ налоговые и прочие льготы, вправе ожидать вполне определенной отдачи на потери потенциально возможных налоговых поступлений в бюджет. А ведь с точки зрения теории, эффективность предоставляемых льгот должна возрастать по мере «взросления» СЭЗ.

Можно обобщить выше написанное и выделить ряд причин снижения рентабельности СЭЗ.

1. нестабильность существующей нормативно-правовой базы, т.е. государство должно быть последовательным в своих действиях и те правила, которые были установлены на момент регистрации резидентов, должны быть сохранены до конца. Если все же правила будут изменены, то этим самым будет нанесен удар по имиджу нашего государства;

2. высокий уровень и динамика трансакционных издержек. Зарубежным инвесторам приходится тратить много времени на осуществление различного рода финансовых операций, получение необходимой справочной информации, совершение документооборота и т.п., что нередко перекрывает выгоды от полученных льгот;

.   «недоразвитая» инфраструктура: дороги, связь, жилье, офисы;

.   отсутствие стимулов размещать на территории республики высокотехнологичные и наукоемкие производства, т.к. налоговые льготы не зависят от уровня применяемых технологий, и продукция в основном рассчитана на потребителя с низким или средним доходами, не предъявляющего высоких требований к качеству товара;

5. необходимость использования комплектующих белорусского производства для создания конечной продукции с целью получения льгот при недостатке сырьевых ресурсов в стране.

В целом за период своего функционирования СЭЗ доказали целесообразность их создания для социально-экономического развития регионов и республики в целом. За счет привлечения иностранных инвестиций задействуются ранее пустующие и неэффективно используемые производственные площади, создаются новые рабочие места, внедряются современные технологии, растут объемы производства и экспорта товаров из СЭЗ, увеличиваются налоговые поступления и сборы в бюджет и во внебюджетные фонды.

Несмотря на определенные позитивные результаты деятельности СЭЗ, их влияние на экономику Беларуси пока невелико. Более того, в последнее время обозначилась отрицательная тенденция снижения инвестиционной привлекательности СЭЗ. В связи с этим экономический механизм привлечения инвестиций в белорусские СЭЗ нуждается в совершенствовании, что придаст новый импульс их развитию в нашей стране, позволит в полной мере использовать имеющийся потенциал и существенно улучшить результаты их финансово-хозяйственной деятельности.

СЭЗ - это лишь один из инструментов государственного регулирования, который при умелом использовании способен принести значительную пользу белорусской экономике. Он имеет свою область эффективного применения, свои достоинства и недостатки. Поэтому важно сосредоточить свое внимание на максимально быстром и полном использовании резервов повышения эффективности деятельности СЭЗ, которые, безусловно, есть.

В частности, следует уделить особое внимание разработке госпрограммы развития СЭЗ на ближайшие 20-30 лет, определив их цели и задачи (экономические, социальные и т.д.), достижение определенных показателей в оговоренные сроки. Безусловно, что данная программа должна быть увязана с программами социально-экономического и инновационного развития страны.

Развитие методики должно вестись с учетом интересов всех сторон - от государства до рядового потребителя, и всех последствий - позитивных и негативных. Только тогда можно оценить по достоинству истинное значение СЭЗ для нашей страны.

 

 


Заключение

 

Процесс создания СЭЗ требует тщательной подготовки и продуманного подхода по всем вопросам. Необходимо принимать во внимание множество факторов: экономическое положение страны, стабильность её инвестиционного и налогового законодательства, внешнеторговые связи. Разработка целей и задач должна быть всесторонней и всеобъемлющей. Только в этом случае функционирование СЭЗ может быть эффективным. Через создание СЭЗ правительство пытается решить те сложные проблемы, которые возникают в стране по разным причинам. Иностранные инвестиции - это то главное, ради чего, как правило, и создаются СЭЗ. Они позволяют активизировать внешнеэкономическую деятельность, улучшить имидж страны в глазах зарубежных инвесторов, которым СЭЗ предоставляет целый ряд преференций.

Анализ современного состояния Белорусских СЭЗ позволил выявить нерешенные вопросы в их деятельности. Нестабильность налогового законодательства, неприемлемость валютного регулирования, отсутствие собственности на землю, неразвитость инфраструктуры - вот основные проблемы функционирования Белорусских СЭЗ на сегодняшний момент.

В курсовой работе я решила такие задачи:

·   Рассмотрела определение и сущность свободных экономических зон;

·   Изучила специфику создания СЭЗ;

·   Охарактеризовала цели создания СЭЗ;

·   Определила основные проблемы функционирования белорусских СЭЗ;

·   Провела сравнительную характеристику белорусских СЭЗ.

Таким образом, можно сделать вывод, что свободная экономическая зона - это часть национального экономического пространства со сложноорганизованной комплексной системой, характеризующейся целостностью и многообразием типов связей и отношений между ее элементами (субъектами), где для национальных и иностранных предпринимателей действует особый льготный, хозяйственный режим, способствуя решению различных социально-экономических и научно-технических задач.

 




2020-03-17 222 Обсуждений (0)
Проблемы и перспективы развития свободных экономических зон в Республике Беларусь 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблемы и перспективы развития свободных экономических зон в Республике Беларусь

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (222)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)