Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Социальная обусловленность развития идеи межпредметных связей



2020-03-17 213 Обсуждений (0)
Социальная обусловленность развития идеи межпредметных связей 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

 

В последнее время специалисты отмечают все более усиливающуюся диспропорцию между ростом потока частных знаний и сведений и способностью человека собрать все это в единую картину мира. При этом образ, картина мира понимается как некоторая совокупность образов отдельных предметов и явлений, выступающих в качестве первичных по отношению к ней.

Потребность в интегративном мышлении на данном этапе развития общества становится все более актуальной, она проявляется во все более тесной интеграции естественнонаучного и гуманитарного подходов к познанию объективного мира.

Одна из ведущих тенденций современной педагогики - обращение к мировоззренческим основаниям, как бы возвращение внимания к личности, к ценностям ее духовного мира. На сегодняшний день общепризнанным является тот факт, что от качества образовательной деятельности, от уровня образованности населения в значительной степени зависит способность страны сохранить свою независимость и быть конкурентоспособной в экономическом, социальном и культурном плане.

Общество живет и развивается так, как оно учится, и учится так, как оно хочет жить. Эта взаимозависимость очевидна, так как именно общество определяет главную цель образования, то есть конечный продукт процесса образования. Кроме того, социальный заказ определяет те задачи, которые должна выполнять школа как основное звено всей системы образования. Человечество вступает в новое тысячелетие, что оказывает огромное влияние на все стороны общественной жизни и, не в последнюю очередь, на образование.

Образовательная область «Биология» представляет одну из базовых областей общего среднего образования. Ее роль в системе школьного образования обусловлена значением биологических знаний в понимании законов природы и в практической деятельности человека, в формировании оптимальных взаимоотношений человека и природы, современной научной картины мира. Но на самом деле в традиционном обучении возможности образовательной области «Биология» часто реализуются не полностью, по разным причинам. [19]

Известно, что в школе существует искусственное разделение на предметы, и это является одной из причин, почему у ребенка не формируется целостное восприятие объектов и явлений окружающего мира.

Рассмотрение межпредметных связей в русле методологических основ обучения позволяет видеть в них дидактическую форму общенаучного принципа системности. Они вносят системообразующее начало в предметное обучение, обеспечивают целостность процесса обучения, выполняя в нем обобщающие функции (методологическую, формирующую, конструктивную). Методологическая функция межпредметных связей обусловлена тем, что они совершенствуют процесс обучения в условиях предметной системы на основе развития и усвоения основополагающих идей и современной науки. [10]

Данная работа представлена, как вспомогательное методическое пособие для учителей, по использованию межпредметных связей в преподавании биологии.

Цель работы заключается в том чтобы: исследовать возможные связи образовательной области «Биология» с другими предметами школьного курса и сферами жизнедеятельности ребенка (7 класса).

Задачи:

1. Провести теоретический обзор межпредметных связей в обучении.

. Провести анализ реального использования межпредметных связей в преподавании биологии.

. Разработать рекомендации для учителей по использованию межпредметных связей на уроках.

Объектом исследования является: образовательная область «Биология».

Предметом исследования является: межпредметные связи области «Биология» с другими предметами школьного курса и сферами жизнедеятельности ребенка (7 класса).

Методы исследования:

1. Анализ программ по биологии.

. Проведение опроса учителей о проблемах использования межпредметных связей в обучение.

. Непосредственное участие в реализации формирующего эксперимента «Школа социальной деятельности подростка».

. Проектирование новых модулей обеспечивающих межпредметные связи области «Биология» с другими предметами школьного курса и сферами жизнедеятельности ребенка (7 класса).

 

 


Межпредметные связи в современном образовании

 

Социальная обусловленность развития идеи межпредметных связей

 

Актуальность данной проблемы социально обусловлена изменениями в сфере науки и производства, которые вызывают необходимость изменений в обучении подрастающего поколения.

Социальные изменения в науке, производстве, трудовой деятельности человека, вызванные усилением в них интеграционных процессов, обостряют противоречия предметной системы обучения: между разобщенными по предметам усвоением знаний и умений учащимися и необходимостью их комплексного применения в практической деятельности человека - противоречие акцентирующее практический аспект межпредметных связей в обучении;

Между задачей формирования целостного индивидуального сознания личности школьника и разобщенным отражением форм общественного сознания в различных учебных предметах - противоречие, акцентирующее мировоззренческий аспект взаимосвязей предметов, особенно разных циклов. Осмысление человеком многосторонних связей с реальной действительностью лежит в основе его миропонимания, от которого зависит и практическое применение знаний. Межпредметные связи призваны обеспечить единый подход учителей разных предметов к решению общих учебно-воспитательных задач на основе мировоззренческого обобщения знаний. Возможности такого обобщения неизмеримо возросли в связи с углублением теоретических основ обучения в процессе совершенствования школьных программ. Одновременно при составлении программ, учебников усиливается внимание к проблеме межпредметных связей, повышающих уровень научности, теоретической обобщенности знаний. Это, в свою очередь, способствует росту развивающего и воспитывающего потенциала предметной системы обучения. В программы общеобразовательной школы, введенные с 1981/82 учебного года, был включен специальный раздел «Межпредметные связи» почти по каждой учебной теме ряда учебных предметов. Это ориентировало педагогов на планомерное систематическое осуществление межпредметных связей по каждому учебному курсу. [11]

В формировании мировоззрения школьников возрастает значимость комплексных тем, проблем, разделов, курсов, объединяющих и обобщающих знания из разных предметных областей. Объективные условия развития научного знания предъявляют новые требования к ученику средней школы, так как овладение системным и междисциплинарным стилем мышления стало необходимым. Многочисленные психолого-педагогические исследования раскрыли отдельные аспекты проблемы и вместе с тем показали ее комплексный характер. Межпредметные связи находят отражение в задачах, содержании, методах, средствах, формах организации. Нельзя себе представить эту проблему в полном объеме без характеристики способов реализации межпредметных связей, без раскрытия взаимосвязи их образовательных, развивающих и воспитывающих функций. Поэтому дидактическая проблема межпредметных связей требует многоаспектного подхода, синтеза и обобщения накопленных ранее идей и практических решений.

 



2020-03-17 213 Обсуждений (0)
Социальная обусловленность развития идеи межпредметных связей 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Социальная обусловленность развития идеи межпредметных связей

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (213)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)