Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методологическая функция межпредметных связей



2020-03-17 228 Обсуждений (0)
Методологическая функция межпредметных связей 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Методологическая функция межпредметных связей, как считает В.Н. Максимова, проявляется в важнейших направлениях усовершенствования процесса обучения, которые отвечают социальным требованиям развития личности школьника.

1. Межпредметные связи, выражая диалектический метод познания, способствуют повышению теоретического и научного уровня обучения. В педагогике и психологии проблема повышения теоретического уровня обучения поставлена как проблема рационального сочетания абстрактного и конкретного знания. Концепция теоретического обобщения (В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.) основана на признании первостепенного значения «исходных абстракций», обобщенных идей в учебном познании. Последующие исследования и практика показали, что для их восприятия и усвоения учащимися необходимы определенная эмпирическая база знаний и сочетание индукции и дедукции в обучении (М.Н. Скаткин, Г.И. Щукина и др.). Процесс восхождения от абстрактного к конкретному оказывается продуктивным лишь в неразрывном единстве с процессом сведения конкретного к абстрактному. В решении этих вопросов существенная роль принадлежит межпредметным связям. Действительное знание предмета складывается при возможно полном охвате всех его сторон, связей и опосредований. Необходимо рассматривать всю «совокупность многоразличных отношений этой вещи к другим». Методологическая функция межпредметных связей в учебном познании и заключена в обнаружении единства в многообразии процессов и явлений, изучаемых разными учебными предметами. Межпредметные связи выявляют общее, особенное и единичное в изучении объектов.

. Межпредметные связи привносят в учебное познание методологический аппарат современной науки. Их осуществление способствует приобщению школьников к системному методу мышления. Они расширяют область познания, выделяя связи между элементами знаний из разных учебных дисциплин в качестве специальных объектов усвоения. Ориентация на усвоение межпредметных связей сталкивает учащихся с методологическими проблемами правомерности переноса и синтеза знаний из разных научных систем. Это усиливает взаимодействие дедукции индукции, анализа и синтеза, обобщения и конкретизации при общем росте поисковых путей познания. Межпредметные связи выступают как метод деятельности ученика, развивающий у него способность к синтезу знаний из разных предметов. Межпредметные связи требуют выдвижения новых, более обобщенных познавательных задач. Они вызывают потребность и формируют соответствующую способность в развитии умений учащихся обобщать знания из разных предметов, в единичном видеть общее и с позиций общего оценивать особенное.

. Межпредметные связи формируют научное мировоззрение учащихся, которое выступает в качестве методологического ориентира в познании и оценке явлений действительности. Содержание мировоззрения должно охватывать все компоненты общественного сознания, в которых отражается объективная действительность. Оно должно всесторонне отражать единую научно-философскую картину мира и закономерности ее познания. Поэтому формирование мировоззренческих убеждений школьников требует усиления философских обобщений при изучении естественнонаучных и гуманитарных предметов. Учащиеся могут понять роль отдельных наук в общей системе знаний о мире и место отдельных явлений в общей научной картине мира лишь в процессе системного освоения основ наук. Этому способствует усвоение с помощью межпредметных связей мировоззренческих идей (философских, политических, общенаучных) как универсальных форм знания, в которых выражено и содержание, и способ познания мира, и отношение к нему.

. Межпредметные связи обеспечивают систему в организации предметного обучения. Они выполняют свою методологическую функцию в преобразовании процесса обучения тогда, когда идея межпредметных связей используется педагогическим коллективом как регулятивная норма практики. Межпредметные связи побуждают учителя к самообразованию, творчеству и взаимодействию с другими учителями-предметниками. Это способствует повышению педагогического мастерства и сплочению педагогического коллектива в решении единых задач обучения. Систематические межпредметные связи способствуют решению и сугубо учебных задач закрепления предметных знаний и умений учащихся в процессе их постоянного применения в обучении разным предметам.

Таким образом, межпредметные связи являются важнейшим фактором совершенствования процесса обучения в целом, на всех его уровнях. Межпредметные связи выступают как потребность развивающего и воспитывающего обучения современных школьников. Поднимая на более высокий уровень весь процесс обучения, они оказывают многостороннее влияние на личность школьника, усиливая единство его образования, развития и воспитания. Методологическая функция межпредметных связей обеспечивается, когда они используются как метод системного усвоения знаний и как метод совершенствования процесса обучения в предметной системе, его организации в единое целое. Изложенный материал позволяет выдвинуть новый подход к трактовке сущности межпредметных связей и рассматривать их как дидактический эквивалент не только межнаучных связей, но и связей науки с другими формами общественного сознания и видами человеческой деятельности. [10]

 



2020-03-17 228 Обсуждений (0)
Методологическая функция межпредметных связей 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методологическая функция межпредметных связей

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (228)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)