Благословенна боль, что в первый раз
Раннее Возрождение Зарождение ренессансной культуры В утверждаемой системе ценностей, духовной культуры в целом на первый план выдвигаются идеи гуманизма. Заимствованные у Цицерона (I в. до н. э.), который называл гуманизмом высшее культурное и нравственное развитие человеческих способностей, этот принцип наиболее полно выразил основную направленность европейской культуры XIV-XVI веков. Гуманизм развивается как идейное движение, он захватывает купеческие круги, находит единомышленников при дворах тиранов, проникает в высшие религиозные сферы — в папскую канцелярию, становится мощным оружием политиков, утверждается в массах, оставляет глубокий след в народной поэзии, зодчестве, дает богатый материал для поисков художников и скульпторов. Складывается новая светская интеллигенция. Ее представители организуют кружки, читают лекции в университетах, выступают ближайшими советниками государей. Гуманизм как принцип культуры Возрождения и как широкое общественное течение базируется на антропоцентрической картине мира, во всей идеологической сфере утверждается новый центр могучая и прекрасная личность. Краеугольный камень нового мировоззрения закладывает Данте Алигьери (1265-1324) — «последний поэт средневековья и вместе с тем первый поэт Нового Времени» (Ф. Энгельс). Beличайшим шедевром поэта, обессмертившим его имя, стала «Божественная комедия», благодаря которой Данте вошел в историю культуры как создатель итальянского литературного языка. Это доказывают поговорки и крылатые слова «Божественной комедии», употребляемые и поныне: Нет большей печали, чем вспоминать счастливое время в несчастьи. Сюжет произведения, весьма традиционный для Средневековья, тем не менее наполнен новыми элементами, часто противоречащими церковным канонам, ярко выражающими мнение и вкусы самого автора, демонстрирующими его широчайшую эрудицию, знание античности. Весьма сложна структура «Божественной комедии». Произведение состоит из трех частей: «Ад», «Чистилище» и «Рай». Характерно, что провожатым по Аду и Чистилищу Данте выбирает римского поэта Вергилия (Марон Публий, 70—19 до н. э.), называя его «Учителем». Каждая из трех частей поэмы содержит тридцать три песни. Содержание подчинено последовательной символике чисел. Созданный Данте в его «Божественной комедии» великий синтез поэзии, философии, теологии, науки является одновременно итогом развития средневековой культуры и подступом к новой культуре эпохи Возрождения. Вера в земное предназначение человека, в его способность собственными силами совершить свой земной подвиг позволила Данте сделать «Божественную комедию» первым гимном достоинству человека. Из всех проявлений божественной мудрости человек для него — «величайшее чудо». Непосредственным родоначальником гуманистического движения в Италии является Франческо Петрарка (1304— 1374). Он остался в истории Возрождения как первый гуманист, поставивший в центре своего творчества не Бога, а человека. Примечательно, что первоначально гуманистическое мировоззрение получило именно поэтическое выражение. Не научный трактат, не философский диалог, не морализирующее повествование, а именно поэтическая строка, выражающая земную любовь, восторг женской красотой, — вот самое верное средство взрастить ростки гуманизма, отвергнуть аскетизм и слепую веру. В сонете XI «На жизнь Мадонны Лауры» Петрарка передает восторг первой встречи со своей любимой: Благословен день, месяц, лето, час И миг, когда мой взор те очи встретил! Благословен тот край, и дол тот светел, Где пленником я стал прекрасных глаз! Благословенна боль, что в первый раз Я ощутил, когда и не приметил, Как глубоко пронзен стрелой, что метил Мне в сердце Бог, тайком разящий нас!
Причем Петрарка воспринимает любовь в космическом масштабе, она затмевает, как замечает автор в «Письме к потомкам», все другие радости и услады жизни:
От Эбро и до гангского истока, От хладных до полуденных морей, На всей земле и во вселенной всей. Такой красы не видывало око.
Петрарка известен и как страстный популяризатор наследия античных авторов, о чем свидетельствует его трактат «О великих мужьях древности». Учеником и последователем Петрарки был Боккаччо (1313—1375) — автор известного сборника реалистических новелл «Декамерон». Глубоко гуманистическое начало произведения Боккаччо, насыщенного тонкими наблюдениями, великолепным знанием психологии, юмором и оптимизмом, остается весьма поучительным и сегодня. Достаточно отметить, что в наше время новеллы Боккаччо легли в основу сценических и экранных версий шедевра, созданного более шестисот лет назад. Последующая литература Итальянского Возрождения равнялась на великих флорентийцев: Данте, Петрарку и Боккаччо, хотя и не смогла превзойти их славы. Следует отметить, что гуманистическому движению раннего Возрождения предшествовало поэтическое направление под названием «сладкий стиль» («dolce stil»), возникшее во Флоренции в XIII в. Родоначальником «сладкого стиля» был юрист, политический деятель пополанской коммуны Гвидо Гвиницелли (ум. около 1274 г.). Он создает новую теорию поэтической любви, которая неразрывно связана с благородством души. Истинное благородство человека происходит не от знатности и древности рода, а от его личных достоинств, личной доблести. Любовь всегда облагораживает доблестное сердце» — таков литературный манифест школы «сладкого стиля», с которым выступил Гвиницелли. В трактатах гуманистов человек сам по себе был основным предметом размышлений: его достоинство, пороки, добродетели и прочее. Такой выбор темы предполагал определенную свободу мышления, свободу от догм церкви, авторитетов, устоявшихся мнений. Независимо от своего социального положения гуманисты формировали новые устои общечеловеческой нравственности, написав ряд работ на этические темы. В труде «О жадности» Поджо Браччолини проводит ревизию католической иерархии ценностей. Критикуя жадность как основную причину зла в мире, автор довольно парадоксально решает этическую проблему: жадность из зла превращается в добродетель, она — «опора и поддержка народов». Таковы исходные идеи раннебуржуазного утилитаризма. Одним из самых знаменитых трактатов, выразивших гуманистическое мировоззрение Возрождения, была «Речь о достоинстве человека» Джованни Пика делла Мирандолы (1463—1494). Особое положение человека в мире, его достоинство обусловлено тем, что он причастен всему земному и небесному, от низшего до высшего; в сочетании со свободой выбора это дает, человеку космическую принадлежность, способность самоопределения (что уподобляет его богу). Мирандола полагает человека особым, «четвертым» миром в космической иерархии, который не вписывается в три «горизонтальных мира» — элементарный, небесный и ангельский (или подлунный, поднебесный и небесный). Человек «вертикален» по отношению к ним, причастен к ним, подобно богу. Как и бог, человек заключает в себе основное достоинство — свободу деяний. Идеи Мирандолы явились одним из главных моментов гуманистической философии и идеологии. Такое сугубо умозрительное толкование «вертикального» человека, уравнивающего человека с богом в произведениях гуманистов, позволяло определенным образом решать одну из главных проблем нового осмысления ими человека: проблему человека как единства души и тела. Теистическое решение этой проблемы, выдвинутое папой Иннокентием III, было основано на аскетизме, уничижении тела и возвеличивании духа, приобщающего к богу. Дж. Манетти, напротив, стремится к полной реабилитации телесного начала в человеке. Прекрасен весь мир, созданный богом для человека; вершина этого мира и есть человек, тело которого многократно превосходит все другие тела. Для гуманистического антропоцентризма Возрождения характерно было введение понятия человеческой деятельности, без которого нет нового толкования человека, его свободы. Гуманистический антропоцентризм находит наиболее адекватное выражение в морально-этических рассуждениях, идеях, концепциях. Именно такие концепции и учения составляли наиболее общее выражение studia gumanitatis — системы знания и образования, основанной на всем богатстве античной культуры (греческая и латинская грамматика, риторика, поэтика, история, этика, право и политика). Гуманистический антропоцентризм, сосредоточивший внимание на «человеческой природе», моральной стороне человеческой жизни, умалял значение естественных наук, их практической значимости. Действительно, они приложимы к внешнему миру, а гуманистическая традиция связана с определением путей достижения принципиального равенства людей, независимо от их рождения, от их принадлежности к какому-нибудь сословию. Эта традиция, унаследованная еще от Аристотеля, заключалась также в обеспечении создания необходимого социума для гармоничного развития личности и нормального ее существования. Небывалого размаха достигает наука, архитектура, изобразительное искусство. Почти одновременно художники в Италии и Нидерландах обратились к изображению земного мира и стали утверждать этическую ценность и красоту человека. Реальный мир и телесная природа человека требовали достоверного изображения пространства и заполнения его фигурами и предметами. Развитие искусства в эту эпоху тесно взаимодействует с ростом научных познаний. С этого времени искусство Италии приобретает реалистическую направленность и жизнеутверждающий светский характер, составляющие важнейшую черту Возрождения. Художники Раннего Возрождения используют античное наследие более широко и творчески. Стремление к познанию мира побуждает художников к его изучению, что способствует расширению их кругозора, освобождению искусства от узости цехового ремесла и созданию вспомогательных дисциплин. Художники этого времени открывают законы линейной перспективы. Архитектура, равно как и изобразительное искусство, стала областью духовной деятельности, в которой с особой силой и выразительностью проявилось великое значение эпохи Возрождения. Утверждение красоты и гармонии мира, возвышение человека до уровня демиурга, признание человека высшим началом бытия, — все эти интенции, выраженные поначалу поэтической строкой, получили реальное воплощение в архитектурных памятниках, преимущественно светского характера. Определяющей тенденцией в архитектуре Возрождения становится поиск «идеальных» форм зданий, основанных на ясной и законченной композиции. Условием этого послужил тесный союз искусства с наукой, примером которого являются «Десять книг о зодчестве» Л. Б. Альберти, «Четыре книги об архитектуре» А. Палладио, ряд трактатов и заметок Леонардо да Винчи с новыми концепциями градостроительства. Здесь за основу обычно принимались «идеальная» центрическая композиция с четкими геометрическими формами общего строения. Несмотря на свой утопический характер эти градостроительные идеи были использованы при закладке ряда городов. Выдающийся архитектор и скульптор Раннего Возрождения Филиппа Брунеллески (1377-1446) – один из основоположников архитектуры Ренессанса. Ему удалось возродить основные элементы античной архитектуры, которым, впрочем, художник придал несколько иные пропорции. Это позволило мастеру ориентировать постройки на человека, а не подавлять его, на что, в частности, были рассчитаны сооружения средневекового зодчества. Брунеллески талантливо решал сложнейшие технические задачи (строительство купола Флорентийского собора), внес большой вклад в фундаментальную науку (теория линейной перспективы). Ярким представителем римской школы архитектуры был Микеланджело Буонарроти (1475—1564), в творчестве которого объединились воедино скульптурные и архитектурные формы (капелла Медичи). В творчестве этих и других выдающихся архитекторов отчетливо проявлялась индивидуальность художника, ученого, архитектора — выразителя гуманистического мировоззрения.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (180)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |