Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Позднее Возрождение. Кризис гуманизма



2020-03-19 508 Обсуждений (0)
Позднее Возрождение. Кризис гуманизма 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Позднее Возрождение характеризуется кризисом идеи гуманизма и сознанием прозаичности складывающегося буржуазного общества. Разочарование гуманистов происходит от грандиозного несоответствия реальности ренессансным представлениям о человеке. Сначала это произошло в Италии, где на смену гуманизму приходит маньеризм. Обозначился разрыв между искусством и наукой, красотой и пользой, между духовной и физической жизнью человека. Уже в 20-30 гг. XVI века наряду с Возрождением в искусстве Италии возникают новые явления. Разлад гуманистических идеалов и действительности породил неверие в возможность гармонического развития личности. Ряд художников отказался от классических принципов для поиска новых средств выражения. В произведениях этих художников нарушены принципы равновесия и гармонии, свойственные искусству Высокого Возрождения. Это направление получило название маньеризма. Окончательно он сформировался к середине XVI в. Для зрелого маньеризма характерно стремление отгородиться от жизни, поставить искусство выше реальности. Новый идеал изящества основан на произвольных нормах эстетического вкуса. Лишенное высокого идейного содержания, свойственного искусству Возрождения, искусство художников-маньеристов стало не только чересчур жеманным, но и холодным, маловыразительным. Во второй половине XVI века маньеризм распространился на все европейское искусство, его влиянию не поддается только венецианская школа, сохранившая верность традициям Ренессанса и его гуманистическим принципам, однако и она отказывается от героики и обращается к изображению реальных живых людей и их окружения. Большое место в венецианском искусстве занимали пейзаж, портрет, массовые сцены. Крупнейшие представители венецианской школы - Веронезе и Тинторетто. Картины Веронезе отличаются изысканностью красочных сочетаний, динамичностью и смелостью композиции, большинству из них свойственна жизнерадостность и приподнятость. В последние десятилетия XVI века кризис гуманизма Возрождения оказал влияние и на венецианскую школу. Это заметно в творчестве Тинторетто, сочетающем реализм с маньерической изощренностью форм.
       В западноевропейские страны идеи и произведения итальянского Возрождения проникли в ходе так называ­емых Итальянских войн (1494—1559 гг.). В отличие от Ита­лии, здесь культура Возрождения развивалась быстрее и противоречивее. Так, в Англии вехи развития гуманисти­ческой мысли уложились в жизни одного поколения.

Наиболее яркими представителями английского Воз­рождения были Т. Мор (1478-1535) и У. Шекспир (1564— 1616). С именем Томаса Мора связано первое в истории человечества изображение общества, где ликвидирована частная (и даже личная) собственность и введено не только равенство потребления (как в раннехристианских общи­нах), но обобществлены производство и быт. Один из участников диалога «Утопии», произведения, обессмер­тившего имя Мора, — Гитлодей рассказывает о своем по­сещении одного из отдаленных островов Утопии (букв. «Нигдейя», т. е. место, которого не существует), жизнь на котором представляет полную противоположность ев­ропейской действительности. Там нет частной собствен­ности, и все люди трудятся. Труд, обязательный для всех, продолжается всего шесть часов, остальное время каж­дый занимается чем хочет: науками, искусством и прочи­ми любыми занятиями. Жители 54 городов этого острова периодически переселяются в деревни и занимаются зем­ледельческим трудом.

Потребности граждан Утопии предельно просты: во время работы они накрываются шкурами, которых хвата­ет на семь лет, после работы все одеваются в одинаковые грубошерстяные одежды. Здесь все бесплатно, утопийцы питаются в общих столовых-дворцах, где «всегда готова роскошная и обильная пища. Ни один ужин не проходит без музыки, ни один десерт не лишен сладости... зажига­ют благовония, распрыскивают духи, и вообще делают все, что может создать за едой веселое настроение». В «Утопии» утверждается тот гуманистический принцип, что человеческая душа создана для счастья. Ведь даже цель своего повседневного труда утопийцы видят в том, чтобы «обеспечить, насколько это возможно... всем гражданам наибольшее количество времени после телесного рабства для духовной свободы и образования. В этом, по их мне­нию, заключается счастье жизни».

Граждане Утопии ценят железо выше золота. Железо полезно, как огонь и вода, а из золота они делают ноч­ные горшки и прочую посуду для самых грязных надоб­ностей, куют цепи и кандалы для преступников, золотом обвивают шею и пальцы опозорившихся граждан. Золо­то, серебро и драгоценности у них всячески презирают­ся. Поблагодарив Гитлодея за рассказ, Мор замечает, что в Утопии действительно много такого, что он хотел бы видеть осуществленным «в наших государствах». Но тут же грустно добавляет: «Я... более желаю этого, нежели ожидаю».

Идеи гуманизма были воплощены в образах героев драматургических произведений Уильяма Шекспира. По­началу гуманистическая позиция Шекспира находит вы­ражение в тяготении положительных героев историчес­ких хроник и комедий («Генрих IV», «Ричард III», «Укро­щение строптивой») к старине, патриархальной морали. Позже Шекспир утверждает веру в гармоничное разре­шение жизненных противоречий, а идеи гуманизма рас­творяет в ситуациях и художественных образах. Гуманис­тическая идеология воплощается в ключевой идее исто­рических хроник — правомерности победы централизо­ванной власти (абсолютизма) над анархическим свое­волием.

Если в хрониках гуманизм раскрывается во взаимо­отношениях человека и государства, то сфера ранних ко­медий — человек и природа в гуманистической трактов­ке, согласно которой природа обладает всеблагой и всемогущей силой, а человек и общество являются частью природы. Поэтому сакраментальная фраза из монолога Жака, героя комедии «Как вам это понравится», «Весь мир — театр...» выражает обобщенный образ человечес­кого бытия в природе через аллегорию «мир — театр», которая родилась еще в древности. Театральная сцена — жизнь человечества, люди — актеры, в пьесе жизни семь актов, каждый акт соответствует определенному возрасту человека.

Позже, в «проблемных комедиях» («Конец — делу ве­нец», «Мера за меру») и трагедиях («Юлий Цезарь», «Гам­лет») социальные противоречия воспринимаются автором как трагическое несоответствие гуманистическим идеа­лам всего прошлого, настоящего и ближайшего будущего всего человечества. В знаменитом монологе Гамлета «Быть или не быть...» герой поднимает вечную проблему нрав­ственного выбора. Своими словами и поступками он бо­рется с любым злом, с пороками, господствующими в об­ществе, и считает эту борьбу целью и долгом человека. Именно поэтому в финале трагедии Фортинбрас прика­зывает похоронить Гамлета с воинскими почестями как воина, павшего в неравной борьбе.

В драматических произведениях («Гамлет», «Король Лир», «Макбет») суть трагического гуманизма автора рас­крывается в образе главного героя, который велик по мо­щи характера и по способности в личных бедах видеть беды общественные и всемирные.

 

Заключение

 

В целом Возрождение создало социально-экономи­ческие, социально-психологические и научно-теоретичес­кие предпосылки становления культуры как относитель­но самостоятельного феномена и развития понятийного аппарата теории культуры и самой категории «культура» в системе научного знания. Происходит постепенное фор­мирование светской науки, «светской учености». Сфера науки приобретает высокий социальный престиж. На ренессансной почве рождался независимый авторитет свет­ской культуры.

Характеризуя культуру эпохи Возрождения, можно от­метить несколько важных моментов, предопределивших последующее развитие культуры и ее философское пони­мание.

Во-первых, это культ «cultura animi», т. е. всего того, что связано, в первую очередь, с мыслительной деятель­ностью, занятием словесностью, философией, риторикой и т. д. О том, что культура понималась только в связи с духовной деятельностью и в такой трактовке использовалась в категориальном аппарате научного познания, го­ворят многочисленные словосочетания с ключевым по­нятием «культура», встречающиеся у мыслителей XVI— XVII вв.

Во-вторых, культура Возрождения носила элитарный характер, она не была тождественна всей итальянской культуре того периода. Эта элитарность гуманистической культуры имеет мало общего с более поздним представ­лением о социальной элитарности буржуазной культуры. В эпоху Возрождения впервые возникло представление об интеллектуальной элите общества, о превосходстве че­ловека, владевшего знанием, над теми, кто владел лишь богатством.

Эта эпоха, по справедливому замечанию Ф. Энгель­са, представляла собой «величайший прогрессивный пере­ворот из всех пережитых до того времени человечеством, эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по много­сторонности и учености.

Изучение природы (особенно в поздний период Ре­нессанса, связанный с творчеством Леонардо да Винчи, подчеркивающего решающее значение практики и опыта в познании мира) привело к расширению и историческо­го горизонта, появился огромный интерес к изучению раз­вития человечества. Философская и социальная мысль эпохи Возрождения подготовила и во многом утвердила представление о культуре как области подлинного суще­ствования человека, осознание ее как качественно иной природы человеческого развития, отличной от естествен­ной. На итальянской почве позднее родилась философия истории, в рамках которой сформировался предмет исто­рии и теории культуры.

Эпоха Возрождения имела огромное положительное значение в истории мировой культуры. В искусстве Возрождения воплотился идеал гармонического и свободного человеческого бытия, питавший его культуру.

 

 

Литература

1. Гуревич П.С. Культурология: Учебное пособие. - М., 1996.

2. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Под ред. проф. А. Н. Марковой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998 г.

3. Культурология. Основы теории и истории культуры: Учебное пособие / Под ред. д. ф. н., проф. И. Ф. Кефели. – СПб.: Издательство «Специальная литература», 1996 г.

4. Философия культуры. Становление и развитие. / Под ред. М. С. Кагана, Ю. В. Петрова, В. В. Прозерского. – СПб.: Издательство «Лань», 1998 г.

5. Эразм Роттердамский. Философские произведения, - М., 1986 г.

 



2020-03-19 508 Обсуждений (0)
Позднее Возрождение. Кризис гуманизма 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Позднее Возрождение. Кризис гуманизма

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (508)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)