Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Гуманизм Высокого Возрождения



2020-03-19 176 Обсуждений (0)
Гуманизм Высокого Возрождения 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Период Высокого Ренессанса был сравнительно корот­ким. Он связан, прежде всего, с такими именами как Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти, Эразм Роттердамский. Характерным фоном взлета Ре­нессанса был экономический и политический упадок Италии — закономер­ность, не раз повторявшаяся в истории. В творчестве представителей Высо­кого Возрождения достигли вершины реалистические и гуманистические ос­новы культуры Ренессанса.

Леонардо да Винчи (1452—1519) едва ли имеет равных себе по степени ода­ренности и универсальности среди представителей Возрождения. Сложно на­звать отрасль, в которой бы он не достиг непревзойденного мастерства. Лео­нардо одновременно был художником, теоретиком ис­кусства, скульптором, архитектором, математиком, фи­зиком, механиком, астрономом, физиологом, ботани­ком, анатомом, обогатив эти и многие другие сферы знаний открытиями и гениальными догадками. Он за­ложил основы нового искусства, что было связано с со­зданием гармоничного образа человека, соответствующего гуманистическим идеалам эпохи. В творчестве Леонардо неразрывно связаны искусство и наука. Так, любая его картина представляла собой сочетание художественного изображения библейских героев или простых людей с тон­чайшими наблюдениями природных явлений или анато­мического строения человека (скалистый пейзаж «Мадон­ны в скалах» или космически обширный пейзаж «Моны Лизы», вселенская катастрофа цикла «Потоп» и др.), а также воплощение геометрических и физических законо­мерностей (пространственная композиция «Тайной ве­чери» или «Иоанна Крестителя», сочетание цвета и све­тотени).

Среди многочисленных новаций Леонардо следует назвать особую манеру письма, получившую назва­ние дымчатой светотени (сфумато, от итал. fumo — дым), которая в сочетании с линейной перспективой передавала глубину пространства.

Отдавая живописи пальму первенства в «споре ис­кусств», Леонардо определял ее как универсальный язык (подобно математике), воплощающий с помощью про­порций и перспективы различные проявления разумного начала, царящего в природе.

Леонардо не оставил после себя завершенных науч­ных трактатов, однако в многочисленных записных книжках и рукописях (около 7 тыс. листов) представлены его идеи, наброски технических проектов, наблюдения над природными явлениями и человеком, которые обогатили практически все разделы человеческого знания. В своей совокупности эти материалы предваряли создание гран­диозной энциклопедии человеческих знаний. Достаточ­но назвать его анатомические и ботанические исследова­ния, наброски проектов металлургических печей, прокат­ных станов, ткацких станков, печатных, деревообрабаты­вающих и землеройных машин, подводной лодки и тан­ка, летательных аппаратов и парашюта. Леонардо пред­варил по ряду направлений научную революцию XVII в., что нашло выражение в развитии механики («рае мате­матических наук»), астрономии (он был близок к созда­нию гелиоцентрической системы мироздания, полагая Землю «точкой в мироздании»), и т. д.

 Младший современник Леонардо великий живописец Италии Рафаэль Сан­ти (1483—1520) вошел в историю мировой культуры как создатель ряда живо­писных шедевров. Это ранняя работа мастера «Мадонна Конестабиле», про­никнутая изяществом и мягким лиризмом. Зрелые работы живописца выделяются совершенством ком­позиционных решений, колоритом и экспрессией. Это и росписи парадных залов Ватиканского дворца и, конеч­но, величайшее творение  Рафаэля — «Сикстинская мадонна». Мастер получил также известность благода­ря своим архитектурным  проектам дворцов, вилл,  церкви и небольшой часовни в Ватикане. Папа Лев X назначил художника руко­водителем строительства купола Собора св. Петра.

Также одним из титанов Вы­сокого Возрождения является Микеланджело Буонарроти (1475—1564) — великий скульптор, живописец, архи­тектор и поэт. Несмотря на его разносторонние таланты, его называют прежде всего первым рисовальщиком Италии благодаря самой значительной работе уже зрелого художника — росписи свода Сикстинской капеллы в Ватиканском дворце (1508— 1512). Общая площадь фрес­ки 600 кв. метров. Многофигурная композиция фрески представляет иллюстра­цию библейских сюжетов от сотворения мира. Особенно выделяется из живо­писных работ мастера фреска алтарной стены Сикстинской капеллы «Страш­ный суд», написанная спустя четверть века после росписи потолка Сикстинской капеллы. В этой фреске воплотились лучшие гуманистические идеалы Возрож­дения. Смелость художника в изображении обнаженных тел вызвала негодова­ние части клира, что свидетельствовало о начале наступления реакции на осно­вы идеологии Возрождения.

Как скульптор Микеланджело стал известен благодаря своему раннему про­изведению «Давид». Но подлинное признание как архитектор и скульптор Ми­келанджело обрел в качестве проектировщика и руководителя строительства основной части здания Собора св. Петра в Риме, остающегося и до настоящего времени самым крупным католическим храмом в мире, а также за скульптурное офор­мление лестницы и площади Капитолийско­го холма. Не меньшую известность принесли ему архитектурные и скульптурные работы во Флоренции, в частности, скульптурная ком­позиция в капелле Медичи. Четыре обнажен­ные фигуры на саркофагах властителей Фло­ренции «Вечер», «Ночь», «Утро» и «День» весь­ма ярко иллюстрируют осознание мастером ограниченности человеческих возможностей, отчаяние перед быстротекущим временем. Эти трагические настроения звучат в стихот­ворении последнего титана Возрождения, на­писанном от имени его же скульптуры «Ночь»:

 

Отрадно спать, отрадней камнем быть

О, в этот век, преступный и постыдный,

Не жить, не чувствовать — удел завидный.

Прошу, молчи, не смей меня будить.

 

Еще одним ярким представителем гуманистической традиции Высокого Возрождения является Эразм Рот­тердамский. С именем этого ученого-гуманиста и богослова связано зарождение «христианского гуманиз­ма». Основой мировоззрения Эразма явилось «возрожде­ние» идей и этических идеалов раннего христианства, «воз­врат к истокам» во всех областях человеческой жизни. Эразм создал стройную систему нового богословия — «фи­лософию Христа». В этой системе главное внимание уде­ляется человеку, его отношению к богу, нравственным обязательствам человека перед ним. «Христианский гу­манизм» ориентировался на синтез культурных традиций античного мира и устоев раннего христианства.

Одной из центральных проблем «христианского гу­манизма» явилась проблема свободы воли, которую Эразм анализирует в диатрибе «О свободе воли» (1524), с кото­рой он вступил в полемику с главой бюргерской Рефор­мации в Германии, основателем немецкого протестан­тизма (лютеранства) Мартином Лютером (1483—1546). Лю­тер спустя год, в 1525 г., написал обширный трактат-про­поведь «О рабстве воли», где полемизировал с Эразмом по каждому пункту его диатрибы.

В своей основе спор гуманиста Эразма и реформато­ра веры Лютера касался различий в толковании Священ­ного писания. Но если оба автора изначально едины в отношении критики схоластов, то далее их пути расхо­дятся.

Лютер, оказавшийся под влиянием мистики, не до­пускает никаких сомнений в святости текста Писания. И если он признает свободу воли у человека, то лишь по отношению к существам, стоящим ниже его в иерархи­ческом ряду живого. Свобода воли человека оказывается бесконечно малой частицей безграничной, абсолютной, поистине свободной воли сверхприродного бога. Он так и утверждает: «Свободная воля — это наименование Бо­га». Для человека свобода воли оказывается лишь иллю­зией его гордыни. Лютер пытается также возродить орто­доксальное представление первоначального христианст­ва о слабости человеческой природы, которая «не знает собственных сил», но «по гордыне своей... полагает, буд­то она все может и все знает». Такое самомнение чело­века — результат полной испорченности человеческой природы, следствие первородного греха. Поэтому «люди плохи всегда как перед потопом, так и после потопа».

Принципиально иной подход к осмыслению свободы воли находит выражение в произведениях ученого-гума­ниста Эразма Роттердамского. Нидерландский мыслитель поворачивает вопрос о свободе воли в плоскость философских рассуждений о природе человека, о морально-социальной жизни общества, где «любая вещь имеет два лица»: «Снаружи как будто смерть, — пишет он в "По­хвале Глупости", — а загляни внутрь — увидишь жизнь, и наоборот, под жизнью скрывается смерть, под красотой — безобразие, под изобилием — жалкая бедность, под позо­ром — слава, под ученостью — невежество, под мощью — убожество, под благородством — низость, под весельем — печаль, под преуспеянием — неудача, под дружбой — враж­да, коротко говоря, сорвав маску с силена, увидишь как раз обратное тому, что рисовалось с первого взгляда».

Проблема свободы воли в ее гуманистическом изме­рении трактуется и в ином, характерном для дискуссий в рамках средневековой культуры, аспекте — в плане соот­ношения веры и знания. Идея «Руководства христиан­ского воина» (1501) заключалась в том, что светские зна­ния необходимо усваивать, поскольку они появились за­долго до рождения христианства. В «Антиварварах» Эразм утверждает, что знание арифметики, геометрии и астро­номии, углубление в природу вообще (физика) необходи­мы для понимания Священного писания, изобилующего названиями животных, трав и минералов.

В «Оружии христианского воина» эта мысль подкреп­ляется тем, что человек есть то благородное животное, ради которого бог и создал космическое устройство — «машину мира» (machina mundi). Правда, Эразм, разви­вая идею «машины мира» (она возникла в античное вре­мя в практике театральных представлений и эволюцио­нировала до трактовки мира как огромной космической машины в XVII—XVIII вв.), не перешел в сферу натур­философских изысканий. Его интерес к природе был все­цело привязан к осмыслению природы человека, что, по сути, представляло собой гуманистический антропоцент­ризм. По отношению к человеку решаются все вопросы знания и веры, свободы воли и душевного здоровья. Эразм вносит гуманистическое содержание в знаменитый тезис Сократа «познай самого себя»: «познай самого себя и мерь себя на свой собственный лад. Лучше меньше знать и больше любить, чем больше знать и не любить. Следова­тельно, в числе срединных вещей знание занимает пер­вое место; потом идут здоровье, умственная одаренность; красноречивость, внешний вид, силы, достоинство, ува­жение, влияние, благосостояние, слава, родовитость, дру­зья, домашние дела».

На гуманистический характер мировоззрения Эразма указывал и Лютер, когда в одном из писем он писал бук­вально следующее: «Читаю я нашего Эразма и день ото дня уменьшается моя любовь к нему... человеческое за­ботит его гораздо больше, нежели божественное».

 



2020-03-19 176 Обсуждений (0)
Гуманизм Высокого Возрождения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Гуманизм Высокого Возрождения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (176)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)