Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Урок математики в 1 классе



2020-03-19 175 Обсуждений (0)
Урок математики в 1 классе 0.00 из 5.00 0 оценок




(разработан Р.Н. Тарановой, учительницей СШ № 43 г. Могилева)

 

Тема: Нахождение неизвестной части по целому и известных частей.

Цели: 1.Научить детей выделять неизвестную величину.

2. Сконструировать способ нахождения неизвестной части по известному целому и других частей.

3. Учить детей составлять модели.

Тип урока: Постановка учебной задачи, моделирование выделяемых отношений в предметной, графической и знаковой формах.

 

Этапы урока

I. Ситуация успеха.

– Сегодня, дети, мы продолжаем работу над понятием «целое» и «части». Что такое целое?

(Это величина, которая состоит из частей).

– А что такое части?

(Это величины, из которых составляется целое).

Показываю полоску:  

– Это целое? (Дети показывают знак Л – «ловушка»).

– Почему вы не можете ответить на мой вопрос?

(С данной величиной не выполняются никакие операции).

– Что нужно сделать с этой величиной, чтобы она стала целой?

(Нужно представить ее в виде частей).

– А что нужно сделать с этой величиной, чтобы она стала частью?

(Нужно дать ей одну или несколько частей).

– Как в математике называются целое и части?

(Целое – сумма, уменьшаемое; части – слагаемые, вычитаемое, разность).

– Вспомним, какую учебную задачу мы выполнили на прошлом уроке: как из частей составить целое. Запишите эту задачу в виде модели.

Несколько учащихся выходят к доске, остальные оценивают их работу карточками со знаком «+» или «–».

– С помощью какой математической операции можно найти целое?

(С помощью сложения).

– Начертите обобщенную модель нахождения целого.

Два ученика работают у доски, остальные оценивают их чертежи:

– Как вы считаете, потребуется ли вам в жизни умение находить целое? (Безусловно). Придумайте в группах такие случаи, когда нужно находить целое.

Дети описывают ситуации, которые придумали в группах, и оценивают свою работу.

– А теперь рассмотрим следующую задачу.

Даны три прямоугольника:

Это части. Составьте из них целое и сравните величины, которые у вас получились. По какому признаку они одинаковые, а по какой – разные?

(Целые величины одинаковые по количеству частей, а разные по форме).

– Дайте частям названия, подпишите их, а затем с помощью чертежа и формулы опишите действия по составлению целого.

Два ученика работают у доски. Остальные оценивают их работу знаком «+» или «-» и выполняют чертежи в тетрадях.

– Оцените свою работу в тетрадях по шкале «правильно».

Соседи по парте оценивают работу друг друга. Тот, кто выполнил чертеж, показывает кружком, согласен ли с оценкой. Анализируем, все ли сделали так, как нарисовано на доске. Разбираем ошибки.

– Какой математический закон подтверждает правильность выполненного вами задания? (Переместительный закон).

 – Вы уже умеете работать с числами. Придумайте, пожалуйста, числовое задание на нахождение целого для своего друга по парте и оцените его выполнение.

Две пары учащихся работают у доски.

 

II. Разрыв.

– Послушайте новое задание. У каждого из вас на парте – две части (я предупреждаю вас, что это именно части):

Вам нужно составить из этих частей целое:

Дети показывают «ловушку» Л.

– Почему вы не можете составить целое? (Не хватает части).

 

III. Постановка учебной задачи.

– Как вы думаете, какую учебную задачу мы будем решать сегодня на уроке? (Как найти часть, которой не хватает).

– Напомним, что у нас есть. (Две части и целое).

– Что будем находить? (Третью часть).

 

IV. Моделирование.

– Поработайте в группах и зафиксируйте нашу учебную задачу в виде моделей.

Несколько учащихся работают у доски.

– Как вы будете действовать, чтобы найти третью часть?

(Дети вначале рассказывают, а затем выполняют действия практически – прикладывают к целому известные (данные) части и отрезают неизвестную).

– Покажите третью часть, которую вы нашли.

– Какую операцию вы выполняли, когда находили неизвестную часть?

(Операция вычитание – отрезали от целого известные части).

– Делаем вывод: как найти третью часть, если даны целое и две другие части?

(От целого отнять те части, которые известны).

– Попробуйте в группах смоделировать обобщенный способ нахождения неизвестной части.

На доске зарисовываются модели (выполняют несколько учеников, а остальные оценивают их действия знаком «+» или «-»).

– Дайте названия частям и целому, сделайте чертежи и опишите свои действия с помощью формулы.

Работа у доски с оценкой правильности выполнения задания.

V. Рефлексия.

Задаю детям вопросы: Было ли на уроке что-то новое? Что было легко выполнить? Что показалось трудным? Какие задания были наиболее интересными?

Прошу детей оценить свою работу по шкале «активно».

– Нарисуйте, с каким настроением вы закончили урок. Попробуйте объяснить почему.

Анализ урока

Первым этапом урока постановки учебной задачи является этап создания ситуации успеха, который начинается с конкретно-практической задачи и учитывает прошлый опыт детей. Учащиеся показали, как они из частей умеют составлять целое. Такую работу лучше выполнять индивидуально, чтобы каждый мог показать свои знания. На этом этапе была введена работа в парах, но она организовывалась так, чтобы дети самостоятельно составляли задания или выполняли те, которые составляли другие ученики.

Следующий этап – этап интеллектуального разрыва. Создав ситуацию успеха, я предложила конкретно-практическую задачу, которая является близкой к тем, что уже известны детям, но известные способы не позволяют ее решать. Произошел разрыв между тем, что дети знают, и тем, что еще не знают.

Затем идет этап фиксации места разрыва в графико-знаковой форме. Это значит, что задачу, которая возникла перед учащимися, мы фиксировали в виде моделей. Работая в малых группах, они записывают и формулируют проблему.

Потом отрабатывался этап моделирования. Его цель – выделить связи и отношения рассматриваемого объекта в «чистом виде». Дети составляют обобщенную модель, которая в дальнейшем позволяет им решить множество частных задач.

Эту работу лучше проводить в малых микроколлективах, чтобы дети могли почувствовать себя участниками учебного процесса.

И, наконец, этап конкретного способа. Его задача – на основе обобщенной модели нахождения неизвестной части решать конкретно-практические задачи. Этим учащиеся будут заниматься на следующих уроках.

 

  



2020-03-19 175 Обсуждений (0)
Урок математики в 1 классе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Урок математики в 1 классе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (175)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)