Урок математики в 1 классе
(разработан Р.Н. Тарановой, учительницей СШ № 43 г. Могилева)
Тема: Нахождение неизвестной части по целому и известных частей. Цели: 1.Научить детей выделять неизвестную величину. 2. Сконструировать способ нахождения неизвестной части по известному целому и других частей. 3. Учить детей составлять модели. Тип урока: Постановка учебной задачи, моделирование выделяемых отношений в предметной, графической и знаковой формах.
Этапы урока I. Ситуация успеха. – Сегодня, дети, мы продолжаем работу над понятием «целое» и «части». Что такое целое? (Это величина, которая состоит из частей). – А что такое части? (Это величины, из которых составляется целое). Показываю полоску: – Это целое? (Дети показывают знак Л – «ловушка»). – Почему вы не можете ответить на мой вопрос? (С данной величиной не выполняются никакие операции). – Что нужно сделать с этой величиной, чтобы она стала целой? (Нужно представить ее в виде частей). – А что нужно сделать с этой величиной, чтобы она стала частью? (Нужно дать ей одну или несколько частей). – Как в математике называются целое и части? (Целое – сумма, уменьшаемое; части – слагаемые, вычитаемое, разность). – Вспомним, какую учебную задачу мы выполнили на прошлом уроке: как из частей составить целое. Запишите эту задачу в виде модели. Несколько учащихся выходят к доске, остальные оценивают их работу карточками со знаком «+» или «–». – С помощью какой математической операции можно найти целое? (С помощью сложения). – Начертите обобщенную модель нахождения целого. Два ученика работают у доски, остальные оценивают их чертежи: – Как вы считаете, потребуется ли вам в жизни умение находить целое? (Безусловно). Придумайте в группах такие случаи, когда нужно находить целое. Дети описывают ситуации, которые придумали в группах, и оценивают свою работу. – А теперь рассмотрим следующую задачу. Даны три прямоугольника: Это части. Составьте из них целое и сравните величины, которые у вас получились. По какому признаку они одинаковые, а по какой – разные? (Целые величины одинаковые по количеству частей, а разные по форме). – Дайте частям названия, подпишите их, а затем с помощью чертежа и формулы опишите действия по составлению целого. Два ученика работают у доски. Остальные оценивают их работу знаком «+» или «-» и выполняют чертежи в тетрадях. – Оцените свою работу в тетрадях по шкале «правильно». Соседи по парте оценивают работу друг друга. Тот, кто выполнил чертеж, показывает кружком, согласен ли с оценкой. Анализируем, все ли сделали так, как нарисовано на доске. Разбираем ошибки. – Какой математический закон подтверждает правильность выполненного вами задания? (Переместительный закон). – Вы уже умеете работать с числами. Придумайте, пожалуйста, числовое задание на нахождение целого для своего друга по парте и оцените его выполнение. Две пары учащихся работают у доски.
II. Разрыв. – Послушайте новое задание. У каждого из вас на парте – две части (я предупреждаю вас, что это именно части): Вам нужно составить из этих частей целое: Дети показывают «ловушку» Л. – Почему вы не можете составить целое? (Не хватает части).
III. Постановка учебной задачи. – Как вы думаете, какую учебную задачу мы будем решать сегодня на уроке? (Как найти часть, которой не хватает). – Напомним, что у нас есть. (Две части и целое). – Что будем находить? (Третью часть).
IV. Моделирование. – Поработайте в группах и зафиксируйте нашу учебную задачу в виде моделей. Несколько учащихся работают у доски. – Как вы будете действовать, чтобы найти третью часть? (Дети вначале рассказывают, а затем выполняют действия практически – прикладывают к целому известные (данные) части и отрезают неизвестную). – Покажите третью часть, которую вы нашли. – Какую операцию вы выполняли, когда находили неизвестную часть? (Операция вычитание – отрезали от целого известные части). – Делаем вывод: как найти третью часть, если даны целое и две другие части? (От целого отнять те части, которые известны). – Попробуйте в группах смоделировать обобщенный способ нахождения неизвестной части. На доске зарисовываются модели (выполняют несколько учеников, а остальные оценивают их действия знаком «+» или «-»). – Дайте названия частям и целому, сделайте чертежи и опишите свои действия с помощью формулы. Работа у доски с оценкой правильности выполнения задания. V. Рефлексия. Задаю детям вопросы: Было ли на уроке что-то новое? Что было легко выполнить? Что показалось трудным? Какие задания были наиболее интересными? Прошу детей оценить свою работу по шкале «активно». – Нарисуйте, с каким настроением вы закончили урок. Попробуйте объяснить почему. Анализ урока Первым этапом урока постановки учебной задачи является этап создания ситуации успеха, который начинается с конкретно-практической задачи и учитывает прошлый опыт детей. Учащиеся показали, как они из частей умеют составлять целое. Такую работу лучше выполнять индивидуально, чтобы каждый мог показать свои знания. На этом этапе была введена работа в парах, но она организовывалась так, чтобы дети самостоятельно составляли задания или выполняли те, которые составляли другие ученики. Следующий этап – этап интеллектуального разрыва. Создав ситуацию успеха, я предложила конкретно-практическую задачу, которая является близкой к тем, что уже известны детям, но известные способы не позволяют ее решать. Произошел разрыв между тем, что дети знают, и тем, что еще не знают. Затем идет этап фиксации места разрыва в графико-знаковой форме. Это значит, что задачу, которая возникла перед учащимися, мы фиксировали в виде моделей. Работая в малых группах, они записывают и формулируют проблему. Потом отрабатывался этап моделирования. Его цель – выделить связи и отношения рассматриваемого объекта в «чистом виде». Дети составляют обобщенную модель, которая в дальнейшем позволяет им решить множество частных задач. Эту работу лучше проводить в малых микроколлективах, чтобы дети могли почувствовать себя участниками учебного процесса. И, наконец, этап конкретного способа. Его задача – на основе обобщенной модели нахождения неизвестной части решать конкретно-практические задачи. Этим учащиеся будут заниматься на следующих уроках.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (175)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |